Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»
I. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «ОРКСЭ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Краснопольская СШ, учебным планом МБОУ Краснопольская СШ, авторской программы: М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 32 с.
Срок реализации данной программы: 2015 – 2016 учебный год.
Рабочая программа составлена для учащихся 4 класса МБОУ Краснопольская СШ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснопольская средняя школа»
Рассмотрено:
на заседании ШМО
протокол № 1
от 30 августа 2015 г.
Согласовано:
Зам.директора по УВР
Татаркина С.Е.
30 августа 2015 г.
_________________
Утверждено:
приказом № 103/3
МБОУ Краснопольская СШ
от 30 августа 2015 г.
_______Натейкина Ж.П.
Рабочая программа учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»
Класс: 4
Уровень: базовый
Учитель: Капитонова Ирина Николаевна
с. Краснополье, 2015 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «ОРКСЭ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Краснопольская СШ, учебным планом МБОУ Краснопольская СШ, авторской программы: М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 32 с.
Срок реализации данной программы: 2015 – 2016 учебный год.
Рабочая программа составлена для учащихся 4 класса МБОУ Краснопольская СШ
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
1) знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
2) развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
3) обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
4) формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
5) развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
II. Общая характеристика курса.
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно – воспитательного процесса обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал – это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.
Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.
Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.
При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал доступный для понимания. Полезнее если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.
Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников – это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов – выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.
У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.
Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам и старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы: «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери», ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».
На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относится к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника – это его ответственная и добросовестная учеба.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относится с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относится уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.
Задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость. Консолидацию, целостность нашего общества и государства.
В целях повышения эффективности работы учителя и сокращении затрат времени на подготовку к урокам предлагаемое содержание курса светской этики (программа) дается в сочетании с тематическим планированием его преподавания. В планировании указаны темы уроков, их количество и требования, предъявляемые к уровню подготовки учащихся. Более подробные рекомендации практического характера, а также внеклассные мероприятия разработаны в поурочном методическом пособии к учебнику «Основы светской этики»
III. Место курса «ОРКСЭ»
Согласно учебному плану МБОУ Краснопольская СШ, на изучение курса ОРКСЭ в 4 классе отводится 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).
IV. Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование семейных ценностей;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли этики в российской культуре;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
V. Ценностные ориентиры курса.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству. Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
VI. Содержание учебного курса «ОРКСЭ»
Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура, истоки вежливых слов. Значение вежливости.
Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика.
Понятия вежливость, уважение. Происхождение словздравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга.
Понятие добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках и былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность, забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты.
Понятие проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятие – синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.
Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.).что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.
Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.
Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молоды хлебом-солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.
Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника.
Семья– объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.
Праздники, возникновение праздников.
Уважение к матери.
Выработать правила жизни.
Узнать о праздниках России.
Узнать о местных традициях и художниках.
Данный курс предполагает безотметочную систему обучения.
Формы организации образовательного процесса:
Групповая работа над проектом.
Практика игр.
Работа в парах.
Работа в малых группах.
Творческие работы.
Формы контроля:
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, анкетирование).
Обобщающие уроки по теме и разделу
Сообщения
VII. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Программа курса: к учебнику М.Т. Студеникина «Основы свет- ской этики». 4 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 32 с. — (ФГОС. Начальная инновационная школа).
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Студеникин. – 2-е изд., – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 160 с.: ил. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).
VIII. Календарно-тематическое планирование курса «ОРКСЭ» в 4 классе (35 ч. 1 час в неделю)
№
п/п
Тема
урока
Кол-во часов
Тип урока
Целевая установка
Понятия
Дата
Примечание
план
факт
1 -2
Введение.
2
Комби-нированный
Возникновение первобытных религий. Представление первобытных людей о загробном мире. Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. Возникновение монотеистических религий – выход человека на новый уровень нравственного развития. Отличие монотеизма от язычества.
Душа, религия, язычество,
пророк, монотеизм, заповеди, спасение души.
3 - 4
Древние предания христиан.
2
Комби-нированный
Ветхий завет – часть Библии. Сотворение Богом мира и человека. Адам и Ева. Грехопадение древних людей и их изгнание из рая. Первородный грех. Понятия греха. Дьявол (сатана). Свобода выбора человека.
Ветхий Завет, Библия, древо познания добра и зла, запретный плод, первородный грех, свобода выбора, ковчег, Десять заповедей, Мессия.
5 - 6
Возникновение христианства
2
Комби-нированный
Новый Завет – часть Библии. Евангелие – благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса, Любовь к Богу и ближнему- основа христианского учения. Апостолы – ученики Иисуса Христа. Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа.
Новый Завет, Евангелие, апостол, таинство, искупительная жертва Христа, второе пришествие.
7 - 8
Христианская церковь
2
Комби-нированный
Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы – место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение христианства в Римской империи в качестве государственной религии. Складывание церковной организации: священник, епископ, митрополит, патриарх. Монастыри и монашество. Римские папы. Разделение единой христианской Церкви на Католическую и Православную.
Мученик, священник, церковь, патриарх – патриархат, епископ – епархия, митрополит – митрополия, монах – монастырь. Римский папа
9 - 10
Христианство на Руси и в России
2
Комби-нированный
Русь и Византия. Владимир – креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси. Его значение для русской культуры и истории. Возникновение Русской православной церкви. Появление иконописи. Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества при Петре Великом. Гонения на церковь при советской власти . Церковь в современной России.
Крещение Руси, иконопись.
11
Христианские святые.
1
Комби-нированный
Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых. Первые русские святые Борис и Глеб. Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Храм, его место в жизни христианина. Первые христианские храмы на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Устройство храма. Икона Владимирской Божией Матери, правила поведения в храме.
Святой, мощи.
12
Православный храм.
1
Комби-нированный
13 - 14
Христианские праздники и таинства
2
Комби-нированный
Церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями с земной жизнью Иисуса Христа. Церковные праздники, Рождество Христово и Рождественский пост. Крещение господне и Благовещение пресвятой Богородицы. Пасха – главный христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники. Христианские таинства.
Католичество – самое распространенное христианское учение на Земле. Рим – главный город для католиков всего мира. Ватикан. Римский папа - глава Католической церкви. Кардиналы. Понятие чистилища. Франциск Ассизский. Мать Тереза. Уния и униатская церковь.
Понятие протестантизма и реформации. Мартин Лютер. Основные положения протестантского вероучения. Борьба между католиками и протестантами. Распространение протестантизма в Европе и Америке. Община протестантов. Пастор. Течения протестантизма
Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди ислама. Хиджра – уход Мухаммада из Мекки в Медину. Распространение ислама среди арабских племён. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада.
Кааба, мусульмане, Коран, Хиджра, шариат.
19-20
Во что верят мусульмане
2
Комби-нированный
Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки - посланники Аллаха. Коран – священная книга мусульман. Сунна – книга преданий и деяниях пророка Мухаммада. Судный день. Намаз, закят, хадж.
Мусульманский календарь и мусульманское летоисчисление. Месяц Рамадан в жизни мусульман. Мусульманские праздники: рождение пророка Мухаммада, Ночь могущества, Ночь прощения, праздник разговения, Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам). Пятница – самый почитаемы день у мусульман. Устройство мечети: михраб и минбар. Минарет.
Ночь прощения, Ночь могущества, Курбам-байрам, мечеть, михраб, минбар, минарет, муэдзин.
23-24
Иудаизм – древняя религия евреев.
2
Комбинированный
Иудаизм – вера одного народа (евреев). Легендарное происхождение еврейского народа. Завет, заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение еврейского народа в Египет. Порабощение евреев Египетскими фараонами. Пророк Моисей. Десять казней египетских и исход евреев из Египта. Дарование Богом Моисею десяти заповедей
Иегова (Яхве) – единый Бог для иудеев. Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха – свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество еврейского народа. Вера в мессию. Священные книги иудеев: Танах и талмуд.
Галаха, богоизбранность, Танах, Талмуд.
27-28
Обычаи и обряды иудеев.
2
Комбинированный
Иудейский календарь. Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рош-ашана, Песах, Щавуот. Иудейская община. Раввин – наиболее авторитетный иудей, хорошо знающий тексты священных книг. Синагога – место собрания членов иудейской общины.
Древняя Индия – родина буддизма. Сиддхартха Гаутама – основатель буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома. Странствия Сиддхартхи. Понятие медитации. Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Распространение буддизма
Нирвана
31-32
Во что верят буддисты
2
Комбинированный
Четыре благородные истины буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые и несчастливые перерождения. Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточение в буддизме. Йога. Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры – записи бесед и проповедей Будды.
Четыре благородные истины, карма, сансара, счастливые и несчастливые перерождения, три драгоценности буддизма.
33-34
Направления и обряды буддизма
2
Комбинированный
Основные направления буддизма – махаяна, хинаяна и ваджраяна. Бодхисатва и шесть качеств в махаяне. Тантры – священные тексты ваджраяны. Мантры – магические заклинания ваджраяны. Монастыри и монашество в буддизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды,Уход Будды на небеса и др.