Рабочая программа по курсу "Окружающий мир. 1 класс"
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир. 1 класс"
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир. 1 класс" составлена на основе Примерной программы начального образования, ФГОС НОО и авторской программы учебного курса "Окружающий мир. 1 класс" автор А.А.Плешаков. Здесь даны основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса, а также предметные, метапредметные и личностные результаты освоения данного курса.
В календарно-тематическом планировании указаны элементы обязательного и дополнительного содержания программы, типы уроков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Окружающий мир. 1 класс" »
Рабочая программа «Окружающий мир»
1 класс
Тип программы: программа начального общего образования.
Статус программы: рабочая программа.
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
-для педагогических работников МКОУ СОШ №32 программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
Формы контроля: Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы учебного курса «Окружающий мир», автор А. А. Плешаков.
В результате обучения данного предмета реализуются следующие учебные цели:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
В результате освоения предметного содержания окружающего мира у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
речевые;
организационные;
коммуникативные.
В соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта особое место в курсе занимают экскурсии и практические работы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:
социализация ребёнка;
развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире,
развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
воспитание любви к природе и своему Отечеству,
бережного отношения ко всему живому на Земле,
сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей,
уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Знать:
название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города;
государственную символику России;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Результатами освоения программы «Окружающий мир являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Блок-модуль по курсу «Окружающий мир»
1 класс
№
Наименование разделов
Всего часов
1.
Что и кто?
10
2.
Как, откуда и куда?
8
3.
Где и когда?
7
4.
Почему и зачем?
8
Итого
33
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект по курсу «Окружающий мир», рекомендованный Министерством образования и науки РФ:
Предметная линия УМК «Школа России» 1-4 классы. М: Просвещение.
Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. В 2-х частях. М: Просвещение, 2014.
Рабочая тетрадь: Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. В 2-х частях. М: Просвещение, 2014.
Календарно – тематическое планирование
«Окружающий мир. 1 класс»
№ п /п
Тема урока
По плану
По
факту
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
Элементы дополнительного необязательного содержания
Кол-во
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1 четверть ( 9 ч )
Блок - модуль: «Что и кто?» ( 10 ч )
Что такое Родина?
Что у нас над головой?
Урок-игра
02.09
Комбинированный
Неживая и живая природа
Уметь различать объекты неживой и живой природы, части растения; использовать приобретенные знания для ухода за растениями
Фронталь ный опрос
Созвездие.
Полярная звезда.
Большая Медведица.
Применение полезных ископаемых
1
Что у нас под ногами? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе?
Урок -исследование
08.09
Комбинированный
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям; продолжить обучение распознаванию растений, растущих на территории КБР.
Знать части растений, их название
Фронталь ный опрос
Соцветие. Виды
семян и плодов
1
Что это за листья?
Что такое хвоинки?
Урок - игра
15.09
Комбинированный
Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения) Гордость Нальчика знаменитая голубая ель — питомица местного совхоза «Декоративные культуры».
Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов
Текущий
Значение листьев.
Хвойные деревья.
Хвоя
1
Что общего у разных растений?
Экскурсия в осенний парк.
22.09
экскурсия
Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения) Беседа о национальных парках КБР
Уметь наблюдать объекты окружающего мира, устно их описывать
Текущий
Значение листьев.
1
Кто такие насекомые? Кто такие рыбы?
29.09
Комбинированный
Животные, их разнообразие.
Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей). Животные, их разнообразие.
Познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб обитающих в КБР,
Уметь приводить примеры представителей разных групп животных (2–3 представителя из изученных).
Знать разнообразие животного мира
Тест (7 мин)
Среда обитания и
защитная окраска
насекомых
1
Кто такие звери? Кто такие птицы? Что такое зоопарк?
Урок-конкурс
06.10
Комбинированный
Текущий
Виды птиц
1
Что нас окружает дома?
13.10
Комбинированный
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой
Уметь выполнять изученные правила безопасного поведения
Текущий
Телефоны экстренной помощи
1
Что умеет компьютер?
Урок - игра
20.10
Практический
Правила безопасной работы на компьютере; основные требования при работе с компьютером, свойства и функции (общие представления и элементарные навыки)
Знать основные свойства и функции компьютера, их назначение. Уметь выполнять по просьбе учителя элементарные операции на компьютере
Фронтальный опрос
Знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним
1
Что вокруг нас может быть опасным?
Урок - игра
27.10
Комбинированный
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Уметь выполнять изученные правила безопасного поведения
Текущий
Телефоны экстренной помощи
1
Дано по плану: 9 ч
Дано фактически:
II четверть ( 8 ч )
Что мы знаем о нашей стране и своем городе?
На что похожа наша планета?
Урок -исследование
10.11
Комбинирован ный
Систематизировать и расширить представления детей о родной стране и своем селе, познакомить с государственной символикой России. г.Нальчик-история возникновения.
Земля – планета, общее представление о форме Земли, глобус как модель Земли
Знать слова гимна РФ, название нашего государства, столицы РФ, своего города. Усвоить, что Россия – самая большая страна мира, которую населяют многие народы. Иметь представление о разнообразии природы России, городах РФ. Уметь узнавать на рисунках и фотографиях столицу России, родной город.Знать название нашей планеты
Тест (7 мин)
Солнечная система.
Планеты солнечной
системы.
1
Блок - модуль: «Как, откуда и куда?» ( 8 ч )
Куда текут реки?
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
17.11
Комбинирован ный
Река, использование человеком.
Правила обращения с водой Значение воды в доме. Путь воды от источников до жилища людей. Опасность использования загрязненной воды. Очистка загрязненной воды.
Знать свойства воды. Уметь выполнять изученные правила поведения
Знать названия больших рек, их значение в жизни человека
Реки КБР.
Беседа по вопросам
Очистительные
сооружения
1
Откуда в наш дом приходит электричество?
24.11
Комбинирован ный
Основные правила обращения с электричеством
Знать свойства воды. Уметь выполнять изученные правила поведения
Беседа
Электростанции,
аккумуляторы
1
Откуда берутся снег и лед?
Урок -исследование
01.12
Практический
Разнообразие веществ в окружающем мире; твердые, жидкие. Вода; легко определяемые свойства воды (текучая, не имеет цвета и запаха)
Знать основные свойства снега и льда
Практическая работа
1
Как живут растения?
Как живут животные?
08.12
Комбинирован ный
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным
Знать общие условия, необходимые для жизни растений и животных
Тест (7 мин)
Части растений
Жилища животных
1
Как зимой помочь птицам?
Урок - игра
15.12
Комбинирован ный
Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным
Различать зимующих птиц по рисункам и в природе
Текущий
Природные столовые
1
Откуда берется и куда девается мусор?
22.12
Комбинирован ный
Зависимость жизни человека от природы и её состояния. Положительное влияние человека на природу. Правила поведения в природе
Знать о происхождении мусора, понятии «отходы», правильном обращении с мусором, пищевыми отходами в домашних условиях.
Уметь выполнять правила поведения в природе.
Текущий
Переработка мусора
1
Откуда в снежках грязь?
Урок -исследование
29.12
Комбинирован ный
Способы познания окружающего мира
Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов
Фрон тальный опрос
1
Дано по плану: 8 ч
Дано фактически:
III четверть ( 8 ч )
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»
12.01
Комбинирован ный
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Выполнять тестовые задания учебника.
Обсуждать выступления товарищей
Фрон тальный опрос
Блок - модуль: «Где и когда?» ( 7 ч )
Когда учиться интересно?
Урок - игра
19.01
Комбинирован ный
Знакомство с целями и задачами раздела. Условия успешной и интересной работы.
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Фрон тальный опрос
1
Когда придет суббота?
Когда наступит лето?
26.01
Комбинирован ный
Времена года, их особенности (на основе наблюдений)
Уметь использовать приобретенные знания для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе
Текущий
Календарь
1
Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы?
Урок -исследование
02.02
Комбинирован ный
Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода
Знать условия, необходимые для жизни животных
Беседа
Антарктида
Когда появилась одежда?
09.02
Комбинирован ный
Отдельные события, традиции людей в разные исторические времена
Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения
Индиви дуаль ный опрос
Виды одежды
1
Когда изобрели велосипед?
02.03
Комбинирован ный
Отдых в семье
познавательных интересов
Текущий
Изобретения
1
Когда мы станем взрослыми?
09.03
Комбинирован ный
Труд в семье, на производ-стве
Знать профессии своих родителей
Тест (7 мин)
Профессии людей
1
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»
16.03
Комбинирован ный
Отдельные события, традиции людей в разные исторические времена
Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения
Индиви дуаль ный опрос
1
Дано по плану- 9 ч
Дано фактически:
IV четверть (8 часов )
Блок - модуль: «Почему и зачем?» ( 8ч )
Почему солнце светит днем, а звезды ночью?
Почему луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер?
Урок -исследование
06.04
Комбинирован ный
Земля – планета, общее представление о форме Земли. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода
Способы познания окружающего мира
Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о нашей планете, о родном крае
Знать понятие «осадки».
Уметь отмечать погоду в дневнике наблюдений
Текущий
Созвездия.
Размеры звезд.
Виды звезд
Виды дождей
1
Почему радуга разноцветная?
Урок - игра
13.04
Комбинирован ный
Текущий
1
Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Правила поведения на лугу.
Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу.
Уметьработать в паре, определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку. Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают. Объяснять, почему надо соблюдать тишину в лесу. Формулировать правила поведения в природе.
Текущий
1
Комплексная работа
27.04
Комбинирован ный
Текущий
1
Зачем мы спим ночью?
04.05
Комбинирован ный
Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену.
Определять по рисунку профессии людей и рассказывать об их работе. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
1
Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно мыть руки и чистить зубы?
Урок –исследование
11.05
Комбинирован ный
Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в жизни человека. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Личная гигиена. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня
Уметь различать овощи и фрукты. Запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов
Знать правила сохранения и укрепления здоровья
Беседа
Витамины
1
Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили?
Зачем нужны поезда?
18.05
Комбинирован ный
Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса – средства массовой информации. Интернет. Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги.
Различать средства связи и массовой информации.
Классифицировать автомобили и объяснять их назначение.
Классифицировать поезда и объяснять их назначение.
Тест (7 мин)
1
Зачем строят корабли?
Зачем строят самолеты?
Зачем люди осваивают космос?
25.05
Комбинирован ный
Корабли водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения. Устройство корабля.
Самолеты – воздушный транспорт. Виды самолетов в зависимости от назначения.
Устройство космического корабля.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Классифицировать корабли и объяснять их назначение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Классифицировать самолеты и объяснять их назначение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.