Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
З) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с образовательной программой школы, учебного плана, авторской программой рабочая программа рассчитана на 68часов в год при 2 часах в неделю.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№
п/п
Авторы
Название
Год издания
Издательство
1
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы
2011
Москва «Просвещение»
2
Плешаков А. А.
Окружающий мир 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч.
2012
Москва «Просвещение»
3
Плешаков А. А.
Окружающий мир 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч.
2014
Москва «Просвещение»
4
Плешаков А. А.
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир »
2012
Москва «Просвещение»
5
Е. М.Тихомирова
Контрольные измерительные материалы. Окружающий мир 2 класс.
2014
Москва
«ЭКЗАМЕН»
6
О. Н. Крылова
Итоговая аттестация. Окружающий мир. Типовые тестовые задания
2014
Москва
«ЭКЗАМЕН»
7
Плешаков А. А
Методическое пособие Зеленые страницы
2013
Москва «Просвещение»
8
Плешаков А. А
Методическое пособие От земли до неба: Атлас-определитель.
2013
Москва «Просвещение»
7
Таблицы по окружающему миру
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 2 класс »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Орехово-Зуевского муниципального района
Московской области
Рабочая программа курса
« Окружающий мир»
2класс
Учитель: Петрова И. А.
первая квалификационная категория
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе:
ФГОС
ООП НОО школы МБОУ «Соболевская СОШ»
Учебного плана МБОУ «Соболевская СОШ» на 2014-2015 учебный год
Авторской программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений автора Плешакова А.А. «Окружающий мир 1—4 классы» М: Просвещение. 2011. (учебно-методический комплект «Школа России»).
Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Плешаков А.А. «Окружающий мир» 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2012
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
З) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с образовательной программой школы, учебного плана, авторской программой рабочая программа рассчитана на 68часов в год при 2 часах в неделю.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (68 часов)
Где мы живём? (4 ч.)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 ч.)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях (по усмотрению учителя).
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.
Жизнь города и села (10ч.)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах (например, от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсия: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).
Здоровье и безопасность (9 ч.)
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение. Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (приобщение с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе и др. (по усмотрению учителя).
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение (7ч.)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч.)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности. Знакомство с другими городами нашей страны (по выбору учителя и учащихся).
Карта мира. Материки и океаны. Страны и народы мира. Земля — общий дом всех людей.
Экскурсии: наблюдение весенних изменений в природе; знакомство с достопримечательностями своего города (села); ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края.
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование разделов
и тем
Всего часов
Характеристика учебной деятельности учащегося
1.
Где мы живём?
4ч.
- различать государственные символы России; - анализировать информацию учебника; различать национальные языки и государственный язык России; извлекать из различных источников сведения о Символах России. - сравнивать город и село; рассказывать о своём доме по плану; формулировать выводы; распределять обязанности по выполнению проекта; собирать информацию о выдающихся земляках; проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; оценивать свои достижения. -различать объекты природы и предметы рукотворного мира; -работать в паре и группе; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. -выполнять тестовые задания учебника;
2.
Природа
20ч.
-классифицировать объекты природы по существенным признакам; культурные растения по определённым признакам; -различать объекты неживой и живой природы;-устанавливать связи м/у живой и неживой природой; -работать в паре, в группе; со взрослыми -приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; погодных явлений; деревьев, кустарников, трав своего края; диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека; -рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева; об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; о значении домашних животных и уходе за ними; о животных живого уголка и уходе за ними; о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; - наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость м/у ними; эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; - характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; -сопоставлять научные и народные предсказания погоды; картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; иллюстрацию с описанием созвездия; -определять природные объекты с помощью атласа-определителя; - оценивать результаты своих достижений на экскурсии; правильность / неправильность предложенных ответов; бережное или потребительское отношение к природе; эстетическое воздействие растений на человека; роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. -прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе. -находить на рисунке знакомые созвездия; информацию о растениях; информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; информацию об охране воздуха и воды родного края. -моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; изучаемые взаимосвязи; -осуществлять самопроверку; контроль и коррекцию; -практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; -различать горные породы и минералы; -формулировать выводы. -устанавливать по схеме различия м/у группами растений; взаимосвязи в природе; -сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; диких и домашних животных; -выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; причины исчезновения изучаемых растений и животных; -обсуждать материалы книги «Великан на поляне»; роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме; -узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; -определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса; -осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями. -объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу. -предлагать и обсуждать меры по их охране; аналогичные правила; -использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге; -подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору). - анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; -знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; -распределять обязанности по выполнению проекта; -извлекать информацию из различных источников; -составлять собственную Красную книгу; -презентовать Красную книгу. - выполнять тестовые задания учебника; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
3.
Жизнь города и села
10ч.
- рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям); о строительных объектах в своём селе; о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи; -анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; -моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; -извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение. - классифицировать предметы по характеру материала; средства транспорта; -прослеживать производственные цепочки, моделировать их; -приводить примеры использования природных материалов для производства изделий; учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; -сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; -предлагать вопросы к тексту. -узнавать транспорт служб экстренного вызова; -запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03. - различать учреждения культуры и образования; -определять названия профессий по характеру деятельности; -обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; выступления учащихся; -формулировать выводы; правила безопасного поведения на улице зимой; -распределять обязанности по подготовке проекта; -интервьюировать респондентов об особенностях их профессий. -наблюдать над зимними погодными явлениями; за поведением зимующих птиц; -исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; -распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; - обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; -вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике». - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; бережное или потребительское отношение к природе; свои достижения и достижения других учащихся. -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
4.
Здоровье
и безопас
ность
9ч.
- называть и показывать внешние части тела человека; -определять на муляже положение внутренних органов человека; с помощью атласа-определителя жалящих насекомых. -моделировать внутреннее строение тела человека; сигналы светофоров; вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону; звонок по телефону в полицию и МЧС; правила поведения в ходе ролевых игр. - рассказывать о своём режиме дня; о назначении предметов противопожарной безопасности; -составлять рациональный режим дня школьника; -обсуждать сбалансированное питание школьника; -различать дорожные знаки и ; съедобные и ядовитые грибы; продукты растительного и животного происхождения; -формулировать правила движения по загородной дороге; безопасности на основе прочитанных рассказов; безопасного поведения в быту; личной гигиены и соблюдать их. -учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. - объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; -узнавать правила по предложенным в учебнике знакам; -сравнивать свои знаки с представленными в учебнике. - характеризовать пожароопасные предметы; потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; свои действия как пешехода при различных сигналах; -запомнить правила предупреждения пожара; поведения во время купания; -находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение; нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; -предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях; - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
5.
Общение
7ч.
- рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; -формулировать понятие «культура общения»; правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; правила этикета в гостях. -обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; вопрос о культуре общения в школе; морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; обсуждать проблему подарка в день рождения друга; правила поведения за столом; правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их; правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника. -моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов; какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; различные ситуации общения на уроке и переменах; ситуации общения в различных ситуациях. - интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; -отбирать фотографии из семейного архива; -составлять родословное древо семьи; -презентовать свой проект. -рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; -оценивать с нравственных позиций формы поведения; правильность / неправильность предложенных ответов; бережное или потребительское отношение к природе; - выполнять тестовые задания учебника; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
6.
Путешествия
18ч.
-сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; изображение России на глобусе и карте; по схеме холм и гору; физическую и политическую карты мира; глобус и карту мира; -различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; -анализировать текст учебника; схему частей реки; цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; - формулировать вывод о форме Земли; о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. -находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе; Москву на карте России; на фотографии достопримечательности Кремля; сведения об истории Кремля, готовить сообщение; Санкт-Петербург на карте России; материки на карте мира; на политической карте мира территорию Россию и других стран; на глобусе и карте мира океаны и материки; - знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним; со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам; с изменениями в неживой и живой природе весной; с планом Москвы; с планом Санкт-Петербурга; с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; - осваивать приёмы ориентирования по компасу; приёмы чтения карты; - сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; фото-рассказ на тему «Красота моря». - характеризовать поверхность своего края. -обсуждать эстетическое воздействие моря на человека; выступления учащихся; - наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради. - рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; о красоте животных по своим наблюдениям; - моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; - соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России; фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира. - учиться правильно показывать объекты на настенной карте. - распределять обязанности по выполнению проекта; -составлять презентацию своего исследования; -презентовать свои проекты. -описывать достопримечательности по фотографиям; -отличать герб Москвы от гербов других городов; герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; - совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета; по Санкт-Петербургу с помощью Интернета. - обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; - готовить сообщения и выступать с ними перед классом. - определять, каким странам принадлежат представленные флаги; цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя; - подбирать фотографии достопримечательностей. -приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; -за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных». - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; бережное или потребительское отношение к природе; свои достижения и достижения других учащихся. - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами -выступать с подготовленными сообщениями, -иллюстрировать их наглядными материалами;
Всего
68ч.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№
п/п
Авторы
Название
Год издания
Издательство
1
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы
2011
Москва «Просвещение»
2
Плешаков А. А.
Окружающий мир 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч.
2012
Москва «Просвещение»
3
Плешаков А. А.
Окружающий мир 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч.
2014
Москва «Просвещение»
4
Плешаков А. А.
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир »
2012
Москва «Просвещение»
5
Е. М.Тихомирова
Контрольные измерительные материалы. Окружающий мир 2 класс.
2014
Москва
«ЭКЗАМЕН»
6
О. Н. Крылова
Итоговая аттестация. Окружающий мир. Типовые тестовые задания
2014
Москва
«ЭКЗАМЕН»
7
Плешаков А. А
Методическое пособие Зеленые страницы
2013
Москва «Просвещение»
8
Плешаков А. А
Методическое пособие От земли до неба: Атлас-определитель.
2013
Москва «Просвещение»
7
Таблицы по окружающему миру
Оборудование рабочего места учителя:
- классная доска ;
- персональный компьютер;
- электронные пособия: презентации.
- мультимедийный проектор
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
В результате изучения окружающего мира второклассники научатся:
• распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные;
деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
• правилам поведения в природе;
• называть свой адрес в мире и. в своём населённом пункте;
называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
• распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
• называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
• называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Второклассники получат возможность научиться:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД; -выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; - использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;- определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (68 ч) ВО 2 КЛАССЕ
№
п/п
Наименования разделов и тем уроков
Требования к уровню
подготовки обучающихся
Дата/план
Дата/
факт
«Где мы живём» (4ч.)
1
1.Родная страна.
Узнает полное имя нашей страны.
Научится уважительному отношению к государственным символам России.
Узнает, почему все народы России называют братскими.
2
2.Город и село. Проект «Родной город (село)»
Узнает об отличительных особенностях города и села.
Научится сравнивать городской и сельский дома.
Научится рассказывать о своём селе и своём доме.
Научится выполнять проект.
3
3.Природа и рукотворный мир.
Узнает, что такое природа.
Научится различать объекты природы и предметы рукотворного мира.
Подумает, каким должно быть отношение к окружающему миру
4
4.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Где мы живём»
Научится выполнять тестовые задания учебника, оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Природа (20 часов)
5
1.Неживая и живая природа.
Узнает, какая бывает природа.
Научится различать объекты неживой и живой природы.
Научится находить связи между неживой и живой природой.
6
2.Явления природы.
Узнает, что такое явления природы.
Научится различать явления неживой и живой природы.
Научится измерять температуру воздуха, воды, тела человека.
Узнает об осенних явлениях в неживой и живой природе.
Научится рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края.
9
5.В гости к осени. Живая природа осенью. Тест №1
Узнает об осенних явлениях в неживой и живой природе.
Научится рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края.
10
6.Звёздное небо.
Узнает несколько новых созвездий.
Научиться различать изученные созвездия.
Научится строить модели созвездий.
11
7.Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа №2
Узнает, что такое горные породы и минералы.
Научится различать составные части гранита.
Узнает, как человек использует богатства земных кладовых.
12
8.Про воздух.
Узнает, почему чистый воздух называют одним из главных богатств природы.
Научится рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха.
Будет учиться замечать и ценить красоту природы.
13
9.Про воду.
Узнает, почему чистую воду относят к важнейшим природным богатствам.
Научится рассказывать по схеме о загрязнении и охране воды.
Будет учиться замечать и ценить красоту природы.
14
10.Какие бывают растения.Практическая работа №3.
Узнает, на какие группы можно разделить растения.
Научится выделять и сравнивать признаки этих групп.
Будет учиться замечать и ценить красоту мира растений.
15
11.Какие бывают животные.
Узнает, на какие группы можно разделить животных.
Научится выделять и сравнивать признаки этих групп.
Научится находить новую информацию в рассказах о животных.
16
12.Невидимые нити.
Итоговый тест за 1 четверть.
Научится находить связи в природе, между природой и человеком.
Научится изображать изученные связи с помощью моделей.
17
13.Дикорастущие и культурные растения.
Практическая работа №4.
Узнает, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными.
Научится делить культурные растения на группы.
Научится находить новую информацию в рассказах о растениях.
18
14.Дикие и домашние животные.
Узнает, каких животных называют дикими, а каких – домашними.
Научится рассказывать о значении домашних животных для человека.
Научится находить в дополнительной литературе нужную информацию.
19
15.Комнатные растения.Практическая работа №5.
Научится определять комнатные растения и находить в атласе – определителе информацию о них.
Научится ухаживать за комнатными растениями.
20
16.Животные живого уголка.
Узнает, каких животных часто содержат в живых уголках.
Научится определять животных живого уголка.
Научится ухаживать за некоторыми обитателями живого уголка.
21
17.Про кошек и собак.
Узнает о породах кошек и собак.
Научится различать изученные породы кошек и собак
Научится ответственному отношению к кошкам и собакам.
22
18.Красная книга.
Узнает, что такое Красная книга.
Подумает, почему некоторые растения и животные попали в Красную книгу.
Научится находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе.
23
19.Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».
Узнает, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают её защищать.
Научится читать и рисовать экологические знаки.
Научится выполнять проект.
24
20.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».
Научится выполнять тестовые задания учебника, оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Жизнь города и села (10 часов)
25
1.Что такое экономика.
Узнает, что такое экономика.
Научится называть составные части экономики и объяснять их взаимосвязь.
26
2.Из чего что сделано.
Узнает, из чего и как люди изготавливают различные изделия.
Научится изображать производственные цепочки с помощью моделей.
Научится уважительному отношению к труду.
27
3.Как построить дом?
Узнает, как работают строители в городе и селе.
Научится узнавать различные строительные машины и материалы, рассказывать об их назначении.
28
4.Какой бывает транспорт?
Узнает, на какие виды можно разделить транспорт.
Научится рассказывать об истории транспорта, используя информацию из учебных текстов.
29
5.Культура и образование. Тест№2.
Узнает, какие бывают учреждения культуры и образования.
Научится приводить примеры учреждений культуры и образования.
30
6.Все профессии важны. Проект «Профессии».
Узнает о разнообразии профессий и их роли в нашей жизни.
Научится выполнять проект.
31
7.В гости к зиме. Неживая природа зимой ( урок –экскурсия №2)
Узнает о зимних явлениях в неживой и живой природе.
Научится рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края.
32
8.В гости к зиме. Живая природа зимой.
Итоговый тест за 2 четверть.
Узнает о зимних явлениях в неживой и живой природе.
Научится рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края.
33
9.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».
Научится выполнять тестовые задания учебника, оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
34
10.Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».
Научится представлять проект: выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Здоровье и безопасность (9 часов)
35
1.Строение тела человека.
Тест №3.
Узнает, какие части тела человека относятся к внешнему строению, а какие - к внутреннему.
Научится определять на своём теле места расположения внутренних органов
36
2.Если хочешь быть здоров.
Узнает, что необходимо для сохранения здоровья.
Научится правильно строить режим дня.
37
3.Берегись автомобиля!
Узнает, какие правила дорожного движения должен соблюдать пешеход.
Научится различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу.
38
4.Школа пешехода.
Практическая работа №6.
Тест№4.
Узнает, какие правила дорожного движения должен соблюдать пешеход.
Научится различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу.
39
5.Домашние опасности.
Узнает основные правила безопасного поведения в быту.
Научится предвидеть опасную ситуацию и не допускать её
40
6.Пожар.
Узнает основные правила противопожарной безопасности.
Научится вызывать пожарных по телефону.
41
7.На воде и в лесу.
Узнает основные правила безопасного поведения на воде и в лесу.
Научится различить съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых.
42
8.Опасные незнакомцы.
Узнает, когда незнакомые люди могут быть опасными.
Научится правильно действовать при контактах с незнакомцами.
43
9.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность.
Научится выполнять тестовые задания учебника, оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Общение (7 часов)
44
1.Наша дружная семья.
Узнает, что такое семья, семейные традиции.
Научится оценивать характер взаимоотношений людей в семье, правильно вести себя с близкими людьми
45
2. Проект «Родословная».
Научится выполнять проект.
46
3.В школе.
Узнает, какова роль школы в жизни человека.
Научится оценивать характер взаимоотношений людей в школе, правильно вести себя в школе со взрослыми и сверстниками
47
4.Правила вежливости.
Узнает, что такое культура поведения и для чего она нужна.
Научится пользоваться правилами вежливости при общении со взрослыми и сверстниками.
48
5.Ты и твои друзья.
Практическая работа №7
Узнает, что самое ценное в дружбе.
Научится оценивать характер взаимоотношений между сверстниками, совершать добрые и справедливые поступки.
49
6.Мы – зрители и пассажиры
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».
Узнает основные правила поведения в общественных местах.
Научится правильно вести себя в зрительном зале, в общественном транспорте.
Научится выполнять тестовые задания учебника, оценивать свои достижения и достижения других учащихся
50
7.Итоговый тест за 3 четверть
Научится выполнять тестовые задания , оценивать свои достижения и достижения других учащихся
Путешествия (18ч.)
51
1.Посмотри вокруг.
Узнает, что такое
горизонт и линия горизонта.
Узнает, какие бывают стороны горизонта.
Научится обозначать стороны горизонта на схеме.
52
Ориентирование на местности.
Практическая работа №8
Узнает, что такое
ориентирование на местности.
Научится ориентироваться по компасу, солнцу и местным природным признакам.
53
Ориентирование на местности.
Практическая работа №8
Узнает, что такое
ориентирование на местности.
Научится ориентироваться по компасу, солнцу и местным природным признакам.
54
4.Формы земной поверхности.
Узнает, какие бывают формы земной поверхности.
Научится сравнивать по схеме холм и гору.
Научится замечать и ценить красоту природы.
55
5.Водные богатства.
Узнает, что составляет водные богатства нашей планеты.
Научится рассказывать по схеме о частях реки.
Научится замечать и ценить красоту природы.
56
6.В гости к весне. Неживая природа
( урок – экскурсия№3)
Узнает о весенних явлениях в неживой и живой природе.
Научится рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края.
57
7.В гости к весне. Живая природа.
Тест №4.
Узнает о весенних явлениях в неживой и живой природе.
Научится рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края.
58
8.Россия на карте.
Практическая работа №9.
Узнает, что такое карта, как выглядит на карте наша страна.
Будет учиться читать карту.
Научится правильно показывать объекты на настенной карте.
59
9.Проект «Города России».
Научится выполнять проект.
60
10.Путешествие по Москве.
Узнает, когда и кем была основана Москва; что такое план и как выглядит Москва на плане.
Научится описывать достопримечательности столицы.
61
11.Московский Кремль.
Узнает, что значит Московский Кремль для жителя России.
Научится рассказывать о достопримечательностях Московского Кремля Красной площади.
62
12.Город на Неве.
Узнает, чем замечателен город Санкт – Петербург, как он выглядит на плане.