Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы для 4 класса А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова – М.: «Просвещение», 2009 г. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004г. и обеспечена учебниками «Окружающий мир» 4 кл. (1 ч., 2 ч., 3 ч., 4 ч.), автор А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова.
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, учебному плану образовательного учреждения в 4 классе на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Цели обучения
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
· развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
· освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи курса
- формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа
окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей,
для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка
современной экологически ориентированной картины мира, развивается
чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются
личностные качества культурного человека — доброта, терпимость,
ответственность.
- воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения
в природной и социальной среде,
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
осуществление подготовки к изучению естественно - научных и
обществоведческих дисциплин в основной школе.
Содержание программы «Окружающий мир» 4 класс
по учебнику «Окружающий мир» 4 класс в 4-х частях,
автор А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова (2 часа в неделю, 68 часов)
Земля и человечество (10 часов)
Формировать общие представления о солнечной системе.
Солнце – небесное тело, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли, глобус как модель Земли.
Определить понятие «география» как древнейшей науке о поверхности Земли.
Ознакомить с суточным движением Земли, сменой времён года, дня и ночи.
Глобус и карта полушарий. Определение сторон горизонта на глобусе и карте полушарий. Северный полюс, Южный полюс, экватор. Вращение Земли вокруг своей оси; смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца; смена времён года. Материки и океаны. Моря. Низменности, возвышвозвышенности, горы. Изображение нашей страны на глобусе и карте полушарий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы для 4 класса А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова – М.: «Просвещение», 2009 г. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004г. и обеспечена учебниками «Окружающий мир» 4 кл. (1 ч., 2 ч., 3 ч., 4 ч.), автор А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова.
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, учебному плану образовательного учреждения в 4 классе на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год
Окружающий мир какучебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Цели обучения
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи курса
- формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа
окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей,
для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка
современной экологически ориентированной картины мира, развивается
чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются
личностные качества культурного человека — доброта, терпимость,
ответственность.
- воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения
в природной и социальной среде,
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
осуществление подготовки к изучению естественно - научных и
обществоведческих дисциплин в основной школе.
Содержание программы «Окружающий мир» 4 класс
по учебнику «Окружающий мир» 4 класс в 4-х частях,
автор А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова (2 часа в неделю, 68 часов)
Земля и человечество (10 часов)
Формировать общие представления о солнечной системе.
Солнце – небесное тело, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли, глобус как модель Земли.
Определить понятие «география» как древнейшей науке о поверхности Земли.
Ознакомить с суточным движением Земли, сменой времён года, дня и ночи.
Глобус и карта полушарий. Определение сторон горизонта на глобусе и карте полушарий. Северный полюс, Южный полюс, экватор. Вращение Земли вокруг своей оси; смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца; смена времён года. Материки и океаны. Моря. Низменности, возвышенности, горы. Изображение нашей страны на глобусе и карте полушарий.
Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.
Практические работы: глобус – модель Земли; материки и океаны на глобусе и карте.
Природа России (11 часов)
Россия на карте. Равнины, горы, моря, реки России (в форме путешествия по карте). Представление об островах и полуостровах. Природные зоны России: зона арктических пусть (ледяная зона), зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь. Карта природных зон.
Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Изменения в природе под влиянием человека в каждой из зон. Охрана природы каждой из зон; виды растений, животных. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление о природном равновесии. Необходимость учёта природного равновесия при хозяйственной деятельности людей для предупреждения отрицательных изменений в природе.
Экскурсии: в краеведческий музей с целью ознакомления с природой родного края.
Практические работы: найти и показать на карте территорию России, некоторые равнины, горы, моря, озёра, реки, острова и полуострова, изучаемые природные зоны; рассматривание гербарных экземпляров растений природных зон, выявление признаков приспособленности этих растений к условиям жизни.
Моделирование: цепи питания в различных природных зонах; нарушение природного баланса в результате деятельности человека.
Родной край-часть большой страны (12 часов)
Наш край на карте. План местности. Ориентирование на местности. Погода в нашем крае. Поверхность края её красота.
Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр.
Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёма от загрязнения.
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Значение почв для существования живых организмов на суше. Общее представление о круговороте веществ в природе с участием растений, животных, микроорганизмов. Охрана почв.
Лес, луг, водоём – природные сообщества. Организмы в сообществах: растения, животные, грибы, микроорганизмы, их разнообразие и приспособленность к условиям жизни, роль в сообществе. Взаимосвязи в сообществах.
Растениеводство края и его отрасли. Животноводство края и его отрасли.
Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных национальностей, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.
Экскурсии: поверхность, полезные ископаемые, почвы родного края; природные сообщества родного края.
Практические работы: работа с планом своего города (села), картой края с целью получения краеведческой информации и отработки элементарных приемов чтения плана и карты.
Моделирование: круговорот веществ в природе; цепи питания в сообществах края.
Страницы всемирной истории (6 часов)
Понятие «лента времени». Понятия «наша эра», «до нашей эры».
Дать представление о первобытных людях; познакомить с древним Египтом, Грецией и Римом; формировать представление о Средневековье; познакомить со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, открытиями.
Страницы истории Отечества (20 часов)
«Повести временных лет». Первые русские князья. Былинные герои Древней Руси. Языческие верования древних славян. Крещение Руси.
Сформировать представление о жизни древних славян, о Древней Руси, русских князях, о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси; познакомить с героическими страницами истории Отечества.
Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва.
Иван III – государь всея Руси. Конец ордынского ига.
Начало книгопечатания: Иван Фёдоров.
Смутное время на Руси. Польская и шведская интервенция. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Петр I. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Изменения в повседневной жизни.
М.В. Ломоносов и создание первого университета.
Екатерина Великая. Успехи русского оружия. Генералиссимус А. Суворов и адмирал Ф.Ушаков.
Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М. Кутузов. Партизанская война.
Путешествия и открытия 19 века.
Начало 20 века. Развитие России в 20-30 годах.
Великая Отечественная война. 1945 год – год Победы.
Освоение космоса.
Современная Россия (9 часов)
Россия (Российская Федерация) – наша Родина.
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание.
Сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях.
Важнейшие события, происходящие в стране.
Экскурсии: к местамисторических событий, памятникам истории и культуры.
Практические работы: Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий; работа с «лентой времени» (определение последовательности исторических событий, соотнесение года с веком;изготовление наглядных пособий из бумаги, пластилина и других материалов – одежды, вооружения воинов, макетов памятников архитектуры и др.
Тематическое планирование
по окружающему миру в 4 классе
(2 часа в неделю, 68 часов)
№ урока п/п
Дата проведения
Тема урока
Количество часов
ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
10 ч.
1
Мир глазами астронома
1
2
Планеты солнечной системы
1
3
Звёздное небо – Великая книга Природы
1
4
Мир глазами географа
1
5
Пояса Земли. Тест.
1
6
Мир глазами историка
1
7
Когда и где?
1
8
Прошлое и настоящее глазами эколога
1
9-10
Сокровища Земли под охраной человечества.
2
ПРИРОДА РОССИИ
11 ч.
11
Равнины и горы России
1
12
Моря, озёра и реки России
1
13
Зона арктических пустынь
1
14
Тундра
1
15
Леса России
1
16
Лес и человек
1
17
Зона степей
1
18
Пустыни
1
19
У Чёрного моря
1
20
Экологическое равновесие.
1
21
Обобщение по разделу. Тест.
1
РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ
12 ч.
22
Наш край
1
23
Поверхность нашего края
1
24
Водоёмы нашего края
1
25
Наши подземные богатства
1
26
Земля – кормилица
1
27
Жизнь леса
1
28
Жизнь луга
1
29
Жизнь пресного водоёма.
1
30
Растениеводство в нашем крае
1
31
Незаметные защитники урожая
1
32
Животноводство в нашем крае
1
33
Обобщение по разделу. Проверочная работа.
1
СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
6 ч.
34
Начало истории человечества
1
35
Мир древности: далёкий и близкий
1
36
Средние века: время рыцарей и замков
1
37
Новое время: встреча Европы и Америки
1
38
Новейшее время: история продолжается сегодня.
1
39
Обобщение по разделу. Тест.
1
СТРАНИЦЫ ИСТОРИ ОТЕЧЕСТВА
20 ч.
40
Жизнь древних славян
1
41
Во времена древней Руси
1
42
Страна городов
1
43
Из книжной сокровищницы Древней Руси
1
44
Трудные времена на Русской земле
1
45
Русь расправляет крылья
1
46
Куликовская битва
1
47
Иван III
1
48
Мастера печатных дел
1
49
Патриоты России
1
50
Петр Великий
1
51
Михаил Васильевич Ломоносов
1
52
Екатерина Великая
1
53
Отечественная война 1812 года
1
54
Страницы истории XIX века
1
55
Россия вступает в XX век
1
56
Страницы истории 20 – 30-х годов
1
57
Великая война и Великая Победа
1
58
Страна, открывшая путь в космос.
1
59
Обобщение по разделу. Тест.
1
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ
9 ч.
60
Основной закон России и права человека
1
61
«Дети имеют право на особую заботу и помощь»
1
62
Мы – граждане России
1
63
Славные символы России
1
64
Такие разные праздники
1
65-67
Путешествие по России. Проверочная работа.
3
68
Обобщение изученного материала в 4 классе. Урок викторина.
1
Требования к знаниям и умениям
по окружающему миру к концу 4 класса
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
государственную символику России;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основныеправила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).
Учащиеся должны уметь:
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растенийи животных (2-3представителя из изученных); раскрывать особенностиих внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
описывать отдельные(изученные) события из истории Отечества;
рассказывать о наиболее важных событиях в истории Отечества и родного края.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирования на местности с помощью компаса;
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установления связи междусезоннымиизменениями в неживой и живой природе;
ухода за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Информационно – методическое обеспечение
Для учителя:
1. А.А. Плешаков. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса нач. шк. В 4 ч. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007.
2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова «Окружающий мир». Рабочая тетрадь для 4 класса в двух частях, – М., Просвещение, 2013.
3. Окружающий мир. Тесты. Пособия для учащихся общеобразовательных учреждений. 5-е издание. Москва «Просвещение» 2013.
4. Атлас – определитель «От земли до неба» - М.: «Просвещение», 2011.
5. О.И. Дмитриева Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс. – 2-е изд., - М.: ВАКО, 2011.
«Окружающий мир» 4 класс». – М., 2011.
6. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. “Почемучка” энциклопедия
1. А.А. Плешаков. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса нач. шк. В 4 ч. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007.
2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова «Окружающий мир». Рабочая тетрадь для 4 класса в двух частях, – М., Просвещение, 2013.
3. Окружающий мир. Тесты. Пособия для учащихся общеобразовательных учреждений. 5-е издание. Москва «Просвещение» 2013.
4. Атлас – определитель «От земли до неба» - М.: «Просвещение», 2011.
Количество часов в год – 68.
Количество часов в неделю – 2.
Количество часов в I четверти – 18.
Количество часов во II четверти – 14.
Количество часов в III четверти – 19.
Количество часов в IV четверти – 17.
тематическое планирование
№ п/п
Наиме- нование раздела программы
Тема урока
Дата
Кол-во ча-сов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
Элементы дополнительного содержания
Домашнее задание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Земля и че- ловечество
(10 ч)
Мир глазами астронома
03.09.
1
Комби-ниро-ванный
Солнце.
Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли
Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.
Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете
Текущий
Астрономия. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь)
Цели: познакомить уч-ся с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией; сформировать представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды; развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
2
Планеты Солнечной системы. Практическая работа
04.09.
1
Комби-ниро-ванный
Солнце.
Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли
Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы.
Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь работать
с готовыми моделя-
Фрон-
тальный опрос
Название планет Солнечной системы, их порядковое расположение от Солнца.
Характеристика природных условий на каждой планете
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Цели: ознакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них; сформировать представление о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года; развивать познавательный интерес уч-ся, умение наблюдать и анализировать.
ми (глобусом и картой), создавать несложные модели
3
Звездное небо – великая книга Природы
10.09.
1
Комби-ниро-ванный
Солнце.
Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли
Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий
Фрон-тальный опрос
Звездное небо. Карта звездного неба. Созвездия
Цели: дать уч-ся представление о звездах, знакомить созвездиями как участками звездного неба; научить находить созвездия на звездной карте и ночном небе; развивать познавательный интерес и умение наблюдать.
4
Мир глазами географа. Глобус и географи- ческая карта
11.09.
1
Комби-ниро-ванный
Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря
Фрон-тальный опрос
Наука «география». История создания глобуса. Первооткры- ватели
Цели: ознакомить уч-ся с наукой, изучающей Землю, - географией; сформировать представление о глобусе и географической карте; закрепить умение работать с картой и глобусом; развивать умение наблюдать, сравнивать. анализировать, делать выводы.
5
Пояса Земли
17.09.
1
Практического применения знаний
Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба)
Знать тепловые пояса Земли.
Уметь показывать на карте, глобусе ма- терики и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли
Фрон-тальный опрос
Тепловые пояса Земли. Карта «Тепловые пояса Земли»
Цели: сформировать у уч-ся представление о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения; развивать познавательный интерес и умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
6
Мир глазами историка
18.09.
1
Комби-ниро-
Способы позна- ния окружающего
Уметь описывать отдельные (изученные)
Тест
(10 мин)
Науки «история» и «археология»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Цели: сформировать у уч-ся представление об окружающем нас мире с точки зрения историков; ознакомить уч-ся с наукой историей; развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы. Основываясь на полученных знаниях и собственном опыте.
ванный
мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
события из истории Отечества
7
Когда и где? История – путешествие в глубь времен
24.09.
1
урок-игра
Способы позна- ния окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени
Фрон-тальный опрос
Счет лет в истории. Работа с лентой времени
Цели: ознакомить детей с обозначением дат исторических событий, с понятиями «век», «тысячелетие», «летоисчисление»; сформировать умение работать с исторической картой.
8
Прошлое и настоящее глазами эколога
25.09.
Цели: ознакомить уч-ся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.
1
Комби-ниро-ванный
Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния
Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране
Тест (5 мин)
Красная книга России (отдельные представи- тели растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
9
Сокровища Земли под охраной человечества
01.10.
1
Комби-ниро-ванный
Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе
Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры
Фрон-тальный опрос
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы
Цели: ознакомить уч-ся с объектами Всемирного наследия, показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей; познакомить с Международной Красной книгой; формировать у уч-ся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.
10
Сокровища Земли под охраной человечества (продолжение) 02.10.
Цели: систематизировать и обобщить представления уч-ся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа. Историка, эколога; развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы.
1
Комби-ниро-ванный
Охрана растительного и животного мира
Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу
Самостоятельная работа (10 мин)
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы
Сочинение «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир»
11
При- рода России (11 ч)
Равнины и горы России
08.10.
1
Экскурсия
Россия на карте.
Неживая и живая природа.
Формы земной поверхности.
Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина
Знать понятия «равнины», «горы».
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)
Фрон-тальный опрос
Образование гор
Цели: сформировать у уч-ся представление о равнинах и горах; ознакомить с равнинами и горами на территории России; развивать познавательную активность детей, умение работать по карте. Умение наблюдать, обобщать, делать выводы.
12
Моря, озера и реки России
09.10.
Цели: сформировать у уч-ся представление о морях, озерах и реках России; ознакомить с местонахождени-ем; развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
1
Комби-ниро-ванный
Водоемы, их разнообразие, использование человеком
Знать виды водоемов.
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)
Тест
(10 мин)
Великие озера России
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
13
Зона арктических пустынь
15.10.
1
Комби-ниро-ванный
Растения и живот-ные, их разнообра- зие. Понимание связи неживой и живой природы.
Условия, необходимые для жизни
Знать общие усло- вия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь
Фрон-тальный опрос
Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон
Цели: сформировать у уч-ся представление о природной зоне арктических пустынь; ознакомить с особенностями природы (условиями неживой природы. Живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использование; развивать познавательную активность уч-ся, умение анализировать с опорой на раннее изученный материал.
14
Тундра. Природа тундры
16.10.
Цели: сформировать у уч-ся представление о природной зоне тундры; ознакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека; развивать познавательный интерес уч-ся, умение сравнивать работать с помощью карты и атлас – определителя «От земли до неба».
1
Комби-ниро-ванный
Растения и живот-ные, их разнообра- зие. Понимание связи неживой и живой природы.
Условия, необходимые для жизни
Знать общие усло- вия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры
Фрон-тальный опрос
Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон
15
Леса России
22.10.
Цели: сформировать у уч-ся представление о лесной зоне; ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанными и широколиствен-ным лесом; познакомить с растительным и животным миром; развивать познавательную активность детей, умение работать с картой атласом – определителем, дополнительной литературой, гербарием.
1
Урок- игра
Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы
Знать общие усло- вия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса
Графический диктант
Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
16
Лес и человек.
Проверочная работа по теме «Леса России» (15 мин)
23.10.
1
Комби-ниро-ванный
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным
Понимать основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни
Прове- рочная работа
Природные зоны
Цели: сформировать у уч-ся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса. которые возникли по вине человека. С охранной деятельностью людей в зоне лесов; развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
17
Зона степей
29.10.
Цели: сформировать у уч-ся представление о природной зоне степей; ознакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; развивать умение работать с картой, атласом- -определителем и дополнительной литературой, а также с гербарием; учить детей рассуждать, делать выводы.
1
Комби-ниро-ванный
Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей
Фрон-тальный опрос
Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон
18
Пустыни
30.10.
Цели: сформировать у уч-ся представление о природной зоне пустынь; ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей; развивать умение работать с географической картой, атласом – определителем, гербарием, дополнительной литературой; развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
1
Комби-ниро-ванный
Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни
Фрон-тальный опрос
Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
19
У Черного моря
12.11.
1
Комби-ниро-ванный
Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья
Фрон-тальный опрос
Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон
Цели: сформировать у уч-ся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей; учить работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой; совершенствовать речь; умение наблюдать; закрепить умение работах в парах, группах.
20
Экологичес-кое равно- весие
13.11.
Цели: сформировать у уч-ся представление об экологическом равновесии; совершенствовать умение использовать в работе раннее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения; развивать познавательную активность и речь уч-ся.
1
Комби-ниро-ванный
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе
Работа с Красной книгой родного края
Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление)
21
Обобщение по разделу «Природа России»
19.11.
Цели: обобщить знания уч-ся по разделу «Природа России», выявить знатока природы; проверить знания, умения и навыки уч-ся; развивать познавательный интерес и творческую активность.
1
Урок-игра
Формы земной поверхности. Разнообразие растений и животных
Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране
Тест (10 мин).
Тематический
Природные зоны России
Сочинение «Что я расскажу иностранцу о своем городе»
22
Родной край – часть
Наш край
20.11.
1
Комби-ниро-ванный
Наблюдение в природе, срав- нение свойств
Знать название родного города.
Текущий
Природные сообщества родного края (2–3)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
большой страны (12 ч)
Цели: сформировать представления уч-ся о родном крае; развивать умение работать с картой и дополнительной литературой, познакомить с административной картой России; воспитывать любовь к своему краю.
наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности
Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде
23
Поверхность нашего края
26.11.
1
Экскур-сия
Особенности поверхности (на основе наблю- дений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)
Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы
Текущий
Изменение поверхности родного края
Цели: сформировать у уч-ся представление о поверхности родного края; учить работать с картой; развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
24
Водоемы нашего края
27.11.
1
Комби-ниро-ванный
Водоемы родного края (названия, краткая характе- ристика)
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки
Графический диктант
Природные сообщества родного края (2–3)
Цели: сформировать представления уч-ся о водоемах нашего края, ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
25
Наши подземные богатства
03.12.
Цели: сформулировать представления уч-ся о подземных богатствах; ознакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств; развивать познавательную активность, умение работать с картой, атласом – определителем, коллекционным материалом; развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.
1
Комби-ниро-ванный
Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения позна- вательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах
Текущий
Природные ископаемые родного края. Их использование человеком
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
26
Земля-кормилица
04.12.
1
Комби ниро-ванный
Почва, ее состав
Знать понятие «почва», состав воды и почв.
Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и из- делия; объекты неживой и живой природы
Текущий
Почва, ее значение для жизни
Цели: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение.
27
Жизнь леса. Лес – при- родное сообщество
10.12.
1
Комби-ниро-ванный
Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)
Знать основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема,
Работа с Красной книгой
Растения и жи- вотные красной книги: сообщества лес. Грибы.
Съедобные и несъедобные (узнавание)
Цели: сформировать представления уч-ся о лесе, как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизма-ми, роль грибов; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе раннее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
28
Жизнь луга. Луг – при- родное сообщество
11.12.
1
Комби-ниро-ванный
Графический диктант
Растения и жи- вотные красной книги: сообщества луг
Цели: сформировать представления уч-ся о луге, как о природном сообществе; ознакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека; развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
29
Жизнь пресного водоема
17.12.
1
Урок-игра
Текущий. Фрон-тальный опрос
Растения и жи- вотные красной книги: сообщества водоем
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Цели: сформировать представления уч-ся о жизни пресного водоема; ознакомить с растительным и животным миром пресных водоемов, с ролью человека; развивать познавательный интерес уч-ся; учить работать с дополнительной литературой, гербарием, применять в работе раннее полученные знания; учить рассуждать и делать выводы.
раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)
30
Растениевод-ство в нашем крае
18.12.
1
Комби-ниро-ванный
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям
Знать отрасли растениеводства в родном крае.
Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями
Тест
(10 мин)
Природные сообщества родного края (2–3). Виды растениеводства
Цели: сформировать представления уч-ся о растениеводстве в нашем крае; ознакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях; развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности; воспитывать бережное отношение к природе.
31
Незаметные защитники урожая
24.12.
1
Комби-ниро-ванный
Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным
Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями
Фрон-тальный опрос
Виды растениеводства
Цели: сформировать представление уч-ся о незаметных защитниках урожая, о защите урожая без применения ядохимикатов; развивать познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, воспитывать любовь к природе и развивать чувство ответственности.
32
Животноводство в нашем крае
25.12.
Цели: сформировать представление уч-ся об еще одной отрасли сельского хозяйства – животноводстве; ознакомить детей с отраслями животноводства; развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, использовать в работе раннее полученные знания.
1
Комби-ниро-ванный
Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным
Знать отрасли животноводства в родном крае.
Уметь ухаживать за домашними животными
Фрон-тальный опрос
Виды животноводства.
Ветеринария
33
Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны»
14.01
1
Урок-игра
Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе
Знать природные сообщества родного края.
Уметь выполнять правила поведения в природе
Тест
(10 мин)
Природные сообщества родного края (2–3). Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведе-
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Цели: обобщить и проверить знания детей по изученному разделу; развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности.
ния из истории родного края
34
Страницы всемирной истории (6 ч)
Начало истории человечества
15.01
1
Комби-ниро-ванный
Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры.
Способы познания окружающего мира
Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени
Фрон-тальный опрос
История первобытного человека. Счет лет в истории
Цели: дать уч-ся представление о жизни первобытных людей; развивать кругозор, интерес к истории.
35
Мир древности: далекий и близкий
21.01
1
Комби-ниро-ванный
Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени
Фрон-тальный опрос
История древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счет лет в истории
Цели: ознакомить с древним Египтом, Грецией и Римом; развивать устную речь; воспитывать интерес к предмету.
36
Средние века: время рыцарей и замков
22.01
Цели: формировать представление о Средневековье; развивать кругозор уч-ся, устную речь, творческое мышление.
1
Комби-ниро-ванный
Знать историю средних веков
Фрон-тальный опрос
История феодального общества. Рыцарь
37
Новое время: встреча Европы и Америки
28.01
Цели: ознакомить уч-ся со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями; развивать устную речь, учит делать выводы, воспитывать любовь и интерес к истории.
1
Комби-ниро-ванный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать выдающихся людей нового времени.
Уметь работать с географической картой
Фрон-тальный опрос
Открытие Америки
38
Новейшее время: история продолжает
ся сегодня
29.01
Цели: ознакомить уч-ся с открытиями ученых, знаменитыми людьми XX века, их успехами; воспитывать интерес к истории.
1
Комби-ниро-ванный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать выдающихся людей новейшего времени
Фрон-тальный опрос
Новейшая история
39
Обобщение по разделу
1
Комби-ниро-
Счет лет в истории. Человек –
Уметь использовать приобретенные знания
Тест
(10 мин)
Новейшая история. Страны
.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
«Страницы всемирной истории»
04.02
Цели: обобщить знания детей; проверить усвоение материала по теме.
ванный
часть природы и член общества
и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач
и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов); название 2–3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте
задание 3
40
Стра- ницы истории Оте-чества (20 ч)
Жизнь древних славян
05.02
1
Комби-ниро-ванный
История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России
Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.
Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
Фрон-тальный опрос
Древняя Русь
Цели: сформировать у уч-ся представление о жизни славян; развивать устную речь, умение работать по карте.
41
Во времена Древней Руси
11.02
Цели: формировать представление о Древней Руси, русских князьях, развивать устную речь; воспитывать интерес к истории.
1
Комби-ниро-ванный
Фрон-тальный опрос
Древняя Русь
42
Страна городов
12.02
1
Комби-ниро-ванный
Тематический
Столицы Древней Руси
Цели: сформировать у уч-ся представление о городах X-XI века Киеве и Новгороде; развивать воображение и фантазию, устную речь; воспитывать любовь к истории.
43
Из книжной сокровищни-цы Древней Руси
18.02
1
Комби-ниро-ванный
Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятни-
Знать музеи России.
Уметь описывать отдельные (изученные)
Фрон-тальный опрос
Музеи. Экспонаты Древней Руси
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Цели: формировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси; развивать умение делать выводы, обобщать; воспитывать любовь к Родине.
ков истории и культуры
события из истории Отечества
44
Трудные времена на Русской земле
19.02
Цели: сформировать представления о военном деле на Руси; ознакомить с героическими страницами истории Отечества; развивать умение работать с картой; воспитывать любовь к Родине.
1
Комби-ниро-ванный
Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.
Охрана памятников истории и культуры
Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.
Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы
Фрон-тальный опрос
Жизнь древних славян на Руси
45
Русь расправляет крылья
25.02
Цели: сформировать представления уч-ся о возрождении Руси; развивать речь уч-ся, умение работать с картой, воспитывать интерес к истории.
1
Комби-ниро-ванный
Фрон-тальный опрос
Историческая карта
46
Куликовская битва
26.02
Цели: сформировать представления о подвигах защитников Руси; развивать интерес к истории; развивать устную речь.
1
Комби-ниро-ванный
Фрон-тальный опрос
Историческая карта
47
Иван Третий
04.03
Цели: сформировать представления уч-ся о Москве времен Ивана III; сравнить ее со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского; развивать устную речь, умение делать выводы.
1
Комби-ниро-ванный
Знать реформы Ивана Третьего.
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
Фрон-тальный опрос
Реформы Ивана Третьего
48
Мастера печатных дел
05.03
Цели: сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья; развивать устную речь, воображение; воспитывать любовь к истории.
1
Комби-ниро-ванный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения
Фрон-тальный опрос
История книгопечатания на Руси
49
Патриоты России
11.03
Цели: формировать представления о патриотизме; развивать умение делать выводы.
1
Комби-ниро-ванный
Выдающиеся люди разных эпох
Фрон-тальный опрос
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
50
Петр Великий
12.03
Цели: сформировать представления уч-ся о времени правления Петра I, реформах; развивать воображение уч-ся, устную речь, умение обобщать и делать выводы.
1
Комби-ниро-ванный
Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург
познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране
Тест (8 мин)
Реформы Петра Великого
51
Михаил Васильевич Ломоносов
18.03
Цели: сформировать у уч-ся представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова; развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать.
1
Комби-ниро-ванный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать историю развития образования на Руси
Фрон-тальный опрос
Образование на Руси
52
Екатерина Великая
19.03
Цели: сформировать представления о жизни в России во времена правления Екатерины II; развивать устную речь; воспитывать любовь к живописи и интерес к истории.
1
Комби-ниро-ванный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать реформы Екатерины Великой
Тематический
Правление Екатерины Великой
53
Отечествен-ная война 1812 года
01.04
Цели: сформировать представления о войне 1812 года; развивать познавательный интерес, умение делать выводы.
1
Комби-ниро-ванный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.
Уметь работать с исторической картой
Фрон-тальный опрос
Историческая карта
54
Страницы истории XIX века
02.04
Цели: сформировать у уч-ся представление о жизни в XIX веке, о технических изобретениях того времени; развивать интерес к истории.
1
Комби-ниро-ванный
Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий)
Знать историю России XIX века.
Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России
Фрон-тальный опрос
Историческая карта
55
Россия вступает в XX век
08.04
1
Комби-ниро-
Отдельные яркие и наиболее важ-
Уметь использовать полученные знания
Тематический
Название основных достоприме-
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Цели: сформировать представления уч-ся о важнейших событиях в России в начале XX века; развивать устную речь.
ванный
ные события общественной и культурной жизни России
для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
чательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы
56
Страницы истории 20–30-х годов
09.04
Цели: сформировать представление о жизни страны в 20-30-е годы; развивать умение анализировать, работать с картой.
1
Комби-ниро-ванный
Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
Знать страницы истории России в 1920– 1930-х годах.
Уметь описывать исторические события в начале XX века в России
Фрон-тальный опрос
Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы
57
Великая война и Великая Победа
15.04
Цели: сформировать представления о Великой Отечественной войне и ее героях; воспитывать патриотизм.
1
Комби-ниро-ванный
Государственные праздники (День Победы)
Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого космонавта, выдающихся людей
Фрон-тальный опрос
Историческая карта
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
58
Страна, открывшая путь в космос
16.04
Цели: сформировать представление уч-ся о жизни страны в послевоенное время; учить анализировать делать выводы.
1
Комби-ниро-ванный
Выдающиеся люди разных эпох.
Государственные праздники
Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой
Фрон-тальный опрос
История покорения космоса
59
История вокруг нас
22.04
Цели: проверить знания по разделу «Страницы истории Отечества»
1
Комби-ниро-ванный
Охрана памятников истории и культуры
Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете
Тест
(10 мин).
Темати-ческий
Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы
60
Современная Россия (9 ч)
Основной закон России и права человека
23.04
Цели: дать уч-ся представления о государственном устройстве нашей страны, об основных документах, защищающих права человека.
1
Комби-ниро-ванный
Человек – член общества. Россия (Российская Феде рация) – наша Ро-дина. Государст- венные праздники (День Конституции)
Знать государственные праздники, Основной закон России.
Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации
Фрон-тальный опрос
Конституция – Основной закон Российской Федерации
61
«Дети имеют право на особую заботу
29.04 и помощь»
Цель: формировать представление о Конвенции о правах ребенка, ее главной идее.
1
Комби-ниро-ванный
Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)
Фрон-тальный опрос
Права ребенка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
62
Мы – граждане России
30.04
Цели: формировать у уч-ся представление о том что значит быть гражданином, о главе государства, Федеральном собрании и их работе.
1
Комби-ниро-ванный
Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание
Знать основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы.
Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию
Тематический.
Тест (5 мин)
Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта
63
Славные символы России
06.05
Цели: формировать представление о государственных символах; развивать умение делать выводы, анализировать; воспитывать патриотизм.
1
Комби-ниро-ванный
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна
Знать государственную символику России.
Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага
Фрон-тальный опрос
Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы
64
Такие разные праздники
07.05
Цели: сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях; развивать воображение, патриотизм.
1
Комби-ниро-ванный
Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные
Знать государственные праздники.
Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России
Фрон-тальный опрос
Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, насе- ляющие Россию (2–3): обычаи,
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей)
характерные особенности быта
65
Путешествие по России
13.05
Цели: дать представление о том, насколько велика наша страна; познакомить с народами, населяющими Россию и их обычаями; развивать кругозор.
1
Комби-ниро-ванный
Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры
Знать города России, правила работы с географической картой.
Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране
Текущий
Народы, насе- ляющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта
66
Путешествие по России
14.05
1
Комби-ниро-ванный
Текущий
Народы, насе- ляющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта
67
Путешествие по России
20.05
1
Комби-ниро-ванный
Текущий.
Графический диктант
Народы, насе- ляющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта
68
Что мы узнали и чемунаучились за год (итоговый урок)