Рабочая программа по изобразительному искусству Класс 2 Образовательная область: искусство
Рабочая программа по изобразительному искусству Класс 2 Образовательная область: искусство
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373; с изменениями (приказ Минобнауки РФ №1241 от 26.11.2010 г.));
-закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
-образовательной программы НОО МОУ «Икейская СОШ»;
- авторской программы Неменского Б.М.«Изобразительное искусство»;
-федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству Класс 2 Образовательная область: искусство »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Икейская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель МО учителей начальных классов
_______ /И.В.Дунцова/
Протокол заседания МО
№ ____
от «____»__________2014г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________ / Е.В.Буякова/
Протокол заседания МС
№ ____
от «____»________2014г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «Икейская СОШ»
_______ /М.М.Леонченко/
Приказ №____
от «____»_______2014г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
Класс 2
Образовательная область: искусство
Разработала: Дунцова Ирина Валерьевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
с. Икей
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373; с изменениями (приказ Минобнауки РФ №1241 от 26.11.2010 г.));
-закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
-образовательной программы НОО МОУ «Икейская СОШ»;
- авторской программы Неменского Б.М.«Изобразительное искусство»;
-федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Изобразительное искусство» реализует следующую цель:
-формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические
задачи:
формирование у обучающихся нравственно – эстетической отзывчивости на
прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
формирование художественно – творческой активности школьника;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством
формирования художественных знаний, умений, навыков.
Структура учебного курса
«Изобразительное искусство » является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной. Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
6. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
7. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
8. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность
и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Знания и умения учащихся
В итоге освоения программы учащиеся должны знать:
разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;
разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объём, композиция, ритм);
отличия рисунка с натуры от рисунка по памяти и от декоративного рисунка;
правила расположения рисунка на листе бумаги;
имена художников, чьё творчество связано с природой и сказками (И. Айвазовский, И. Левитан, В. Васнецов, М. Врубель).
Учащиеся должны уметь:
пользоваться доступными средствами и материалами;
в доступной форме использовать художественные средства выразительности;
владеть навыком смешивания красок, выразительно использовать тёплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки согласовывать цвет декоративных элементов и цвет фона;
использовать первые представления о передаче пространства на плоскости;
выделять интересное. Наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
создавая аппликации. Вырезать бумагу по контуру, сгибать, получать объёмные формы.
Система оценки достижений учащихся
Критерии оценивания практических работ по ИЗО
Критерии оценивания предметных умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.
Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены.
Содержание курса
Тема 2 класса: Искусство и ты.
Как и чем работает художник? (8 ч)
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия ( 7 ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство (11ч)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (9ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Учебно – тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
Как и чем работает художник?
8
Реальность и фантазия
7
О чём говорит искусство
11
Как говорит искусство
9
Учебно – методическое обеспечение
1.Изобразительное искусство.2класс: поурочные планы по учебнику Л.А.Неменской/сост.Л.В.Шампарова.-Волгоград:Учитель,2012.
2.Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь.2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М:Просвещение,2012.
Календарно – тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Количество
часов
Планируемая
дата проведения
Фактическая
дата проведения
1
Три основные краски, строящие многоцветие мира. Рисование по памяти и впечатлению.
Поляна цветов.
1
2
Пять красок – всё богатство цвета и тона. Рисование по представлению.
Природная стихия
1
3
Пастель, цветные мелки; их выразительные возможности. Рисование по памяти и впечатлению.
Осенний лес
1
4
Выразительные возможности аппликации.
Создание в технике аппликации коврика.
1
5
Выразительные возможности графических материалов.
Зимний лес. Тушь
1
6
Выразительность материалов для работы в объеме. Лепка из пластилина.
Животное родного края
1
7
Выразительные возможности бумаги. Конструирование.
Игровая площадка.
1
8
Для художника любой материал может стать выразительным. Обобщение темы.
Праздничный город. Серпантин, конфетти.
1
9
Изображение и реальность.
Изображение животного.
1
10
Изображение и фантазия. Рисование по представлению.
Сказочное несуществующее животное
1
11
Украшение и реальность. Рисование по представлению. Веточка с инеем или паутинка с капелькой росы.
1
12
Украшение и фантазия. Украшение заданной формы.
Кокошники.
1
13
Постройка и реальность. Конструирование из бумаги. Морской аквариум
1
14
Изображение и фантазия. Рисование фантастического здания.
1
15
Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе.
Конструирование елочных игрушек.
1
16
Характер изображаемых животных.
Создание яркого образа животного.
1
17
Выражение характера изображаемых животных. Художники-анималисты. Рисование по памяти. Любимая кошка.
1
18
Выражение характера человека в живописи и графике. Рисование по представлению. Женский образ.
1
19
Выражение характера человека в изображении. Мужской образ.
1
20
Выражение характера человека в изображении. Сказочный образ.
1
21
Образ человека и его характер, выполненные в объеме. Сказочные персонажи, противоположные по характеру. Работа с пластилином.
1
22
Изображение природы в разных состояниях. Рисование по представлению. Контрастные состояния моря.
1
23
Выражение характера человека через украшение. Украшение заготовок мужского оружия или женских украшений.
1
24
Выражение намерений через украшение. Коллективно-индивидуальное создание панно. Украшение двух, противоположных по намерению флотов.
1
25
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру. Рисование по представлению. Здание для сказочного героя.
1
26
Обобщающий урок. Урок-обобщение: создание коллективного панно. Сказочные миры.
1
27
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Рисование по представлению.
1
28
Цвет как средство выражения. Рисование по памяти и впечатлению.
Изображение весенней земли.
1
29
Линия как средство выражения: ритм линий. Рисование по представлению.
Изображение весенних ручьев на фоне земли
1
30
Линия как средство выражения: характер линий. Рисование по впечатлению.
Изображение ветвей с определенным характером и настроением.
1
31
Ритм пятен как средство выражения.
Аппликация.
Создание изображения ритмично летящих птиц.
1
32
Пропорции выражают характер. Лепка из пластилина. Образы животных с разными характерами пропорций.
1
33
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции-средства вырази-тельности. Создание коллективного панно. Весна. Шум птиц.
1
34
Обобщающий урок года. Монотипия. Парк аттракционов своей мечты.