Рабочая программа курса «Математика» для 4 класса УМК "Гармония"
Рабочая программа курса «Математика» для 4 класса УМК "Гармония"
Примерная программа по математике разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, 2012 год, на основе авторской программы Н.Б. Истоминой «Математика».
Допущена министерством образования и науки РФ, 2014г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Математика» для 4 класса УМК "Гармония" »
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА» в г. Находке
(филиал ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» в г. Находке)
Лицей филиала ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» в г. Находке
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора
лицея филиала ФГБОУ ВПО «ВГУЭС»
в г. Находке
___________
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор лицея филиала ФГБОУ «ВПО» «ВГУЭС»
в г. Находке
_______________
Рабочая программа
курса «Математика»
для 4 «А» класса
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель:
Пономарёва С.В.,
учитель начальных классов
г. Находка
2014
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.
3. Содержание программы
4. Тематическое планирование
5. Календарно-тематическое планирование.
6. Описание учебно-методического обеспечения
1. Пояснительная записка
Примерная программа по математике разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, 2012 год, на основе авторской программы Н.Б. Истоминой «Математика».
Допущена министерством образования и науки РФ, 2014г.
В основу построения курса положена методическая концепция целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания, предусмотренного программой.
Цель начального курса математики - обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
В результате обучения математике реализуются следующие цели:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в модели «Гармония», решаются следующие задачи:
- способствовать продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка, не вредить его здоровью;
- дать представление о математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины;
- сформировать знания, умения и навыки, необходимые ученикам в жизни и для успешного продолжения обучения в основном звене школы.
Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение математики в 4 классах выделяется 136 часов.
Основное содержание обучения представлено крупными разделами. Контроль за уровнем достижений учащихся производится в форме письменных работ:
контрольных работ – 8;
тестов – 10;
математических диктантов – 3;
проверочных работ – 2.
2. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.
В результате изучения курса математики по данной программе у учащихся будут сформированы математические (предметные) знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД как основа умения учиться.
В сфере личностных УД у учащихся будут сформированы: положительное отношение к школе; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни; способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи (на доступном для возраста уровне), соотносить результат действия с поставленной целью; способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты изучения курса
(регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД)
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение числа в несколько раз);
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
• читать и записывать величины (массу, время, длину, объем), используя основные единицы измерения величин и соотношении между ними, сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Ученик получит возможность научиться:
• классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
• выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Ученик научится:
• выполнять устно сложение, вычитание двузначных чисел в пределах 1000000, умножение однозначных, (в том числе с нулём и числом 1):
• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
• вычислять значение числового выражения (со скобками и без скобок).
Ученик получит возможность научиться:
• выполнять действия с величинами;
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами
Ученик научится:
• анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи; определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
• решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2—3 действия);
• оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Ученик получит возможность научиться:
• решать задачи в 3—4 действия;
• находить разные способы решения задач;
• решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры
Ученик научится:
• описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
• выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
• распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
• соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Ученик получит возможность научиться:
• распознавать плоские и кривые поверхности;
• распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
• распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Ученик научится:
• измерять длину отрезка;
• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата;
• оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Ученик получит возможность научиться вычислять площадь и периметр различных фигур.
3. Содержание учебного предмета.
Признаки, расположение и счет предметов
Признаки (свойства) предметов (цвет, форма, размер). Их расположение на плоскости (изображение предметов) и в пространстве: слева–справа, сверху–снизу, перед–за, между и др.
Уточнение понятий «все», «каждый», «любой»; связок «и», «или». Сравнение и классификация предметов по различным признакам (свойствам). Счёт предметов. Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же». Способы установления взаимно однозначного соответствия.
Числа и величины
Число и цифра. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел. Знаки сравнения. Неравенство.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вмести мости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Предметный смысл действий. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении, умножение суммы и разности на число).
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование способа решения задачи. Представление текста задачи в виде таблицы, схемы, диаграммы и других моделей. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…»,«больше (меньше) в…», разностного и кратного сравнения. Зависимости между величинами, характеризующими процессы: движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, расстояние; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Задачи логического и комбинаторного характера.
Геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и название (куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус). Представление о плоской и кривой поверхности. Объёмная и плоская геометрическая фигура.
Геометрические величины
Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом, измерением величин, фиксирование и анализ полученной информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов «…и/или…», «если, то…», «верно/не- верно, что…», «каждый», «все», «не», «найдется», истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы.
Уравнения. Буквенные выражения
Запись уравнения. Корень уравнения. Решение уравнений на основе применения ранее усвоенных знаний. Выбор (запись) уравнений, соответствующих данной схеме, выбор схемы, соответствующей данному уравнению, составление уравнений по тексту задачи (с учётом ранее изученного материала). Простые и усложнённые уравнения. Буквенные выражения. Нахождение значений выражений по данным значениям входящей в него буквы.
Тематическое планирование
Четверть
Раздел
Всего часов
Кол-во контрольных работ
1 четверть
Повторение материала 1, 2, 3 классов. Нумерация многозначных чисел
12
1
Умножение многозначного числа на однозначное
13
1
Деление с остатком
12
2
2 четверть
Умножение многозначных чисел
12
1
Деление многозначных чисел
16
2
3 четверть
Доли и дроби
4
Действия с величинами
16
1
Скорость движения
23
2
4 четверть
Уравнения
7
Числовые и буквенные выражения
9
1
Повторение пройденного материала в 1- 4 классах
12
1
Всего:
136
12
5.Календарно–тематический план.
№ п/п
Тема урока
Кол.
час
Деятельность уч-ся
Дата
ЭОРы
Дата
план
факт
Повторение материала 1, 2, 3 классов. Нумерация многозначных чисел (12ч)
1
Нумерация многозначных чисел
и алгоритмы письменного сложения и вычитания
1
-применять алгоритмы письменного сложения и вычитания
2
Таблица умножения и деления. Взаимосвязь умножения и деления
1
-выполнять табличные случаи умножения и соответствующие случаи деления
3
Правила порядка выполнения действий в выражениях
1
применять правила порядка выполнения действий.
решать задачи
4
Умножение на нуль. Взаимосвязь компонентов и результатов действий
1
Ссовершенствовать вычислительные навыки
CoolTest
5
Переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения
1
– решать задачи;
– применять сочетательное, переместительное свойства умножения и правила умножения чисел на 10, 100, 1000
6
Решение задач
1
анализировать,
применять письменный прием сложения и вычитания многозначных чисел
7
8
Площадь и периметр прямоугольника
Деление чисел, оканчивающихся нулями, на 10, 100, 1000
1
1
вычислять площадь и периметр прямоугольника
выводить правило о делении чисел, оканчивающихся нулями, на 10, 100, 1000
CoolTest
9
Деление числа
на произведение
1
знать правило деления числа на произведение и возможности его применения для вычислений
10
Решение задач
1
11
Входная контрольная работа
1
12
Работа над ошибками
1
Умножение многозначного числа на однозначное (12 ч)
13
Подготовительная работа к знакомству с алгоритмом
1
применять алгоритм письменного умножения
на однозначное число
14-15
Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное
– применять правила нахождения неизвестного компонента действий сложения, вычитания, умножения и деления
.
112
Корень уравнения. Способы решения уравнения
1
– записывать решения простейших уравнений;
– решать простейшие
уравнения, анализировать и выделять существенные признаки
113
Составление уравнений по данному условию, по схеме
1
– записывать решения простейших уравнений;
– решать простейшие
уравнения, анализировать и выделять существенные признаки
114
Сравнение уравнений. Выбор уравнения к задаче.
1
115
Решение задач способом составления уравнений
1
решать задачи способом составления уравнений
116
Контрольная работа по теме: «Уравнение»
1
решать уравнения и
задачи
117
Анализ контрольной работы
1
Числовые и буквенные выражения 15ч.
118
Числовые и буквенные выражения. Математический диктант
1
находить числовые значения простейших буквенных выражений
119
Числовые и буквенные выражения
1
находить числовые значения простейших буквенных выражений
120
Итоговая контрольная работа
1
– сравнивать величины;
– вычислять значения выражений с многозначными числами
121
Анализ ошибок контрольной работы
1
находить
и исправлять ошибки
122
Решение «усложненных» уравнений
1
– решать усложненные уравнения;
– рассуждать и объяснять способ действия
123-124
Решение задач из раздела «Проверь себя»
2
-решать задачи способом составления выражений, составлять схемы к задачам, использовать все известные приемы при вычислении значений выражений.
125
Решение задач способом составления уравнений. Вычисления буквенных выражений при данном значении, входящей в него буквы
1
126
Решение задач способом составления уравнений
1
CoolTest
127-128
Запись уравнений по данному условию
2
– составлять уравнения по данному условию, по схеме;
– решать задачи способом составления уравнений;
– анализировать, рассуждать
129
Контрольная
работа по теме «Уравнения. Буквенные и числовые выражения».
1
130
Работа над ошибками
1
-выявлять и анализировать ошибки, самостоятельно их исправлять.
131
Сравнение уравнений, буквенных выражений.
1
132
Объяснение схем и выражений, составленных к задачам на движение
1
Повторение 4 ч.
133
Повторение пройденного материала по теме «Действия с многозначными числами»
1
Уметь вычислять
значения выражений с многозначными числами
134
Повторение материала геометрического содержания
1
Уметь выполнять задания на основе пройденного материала
с геометрическим содержанием
135
Повторение материала по теме «Решение задач, связанных с бытовыми ситуациями»
1
Уметь решать задачи
136
Обобщение и систематизация изученного материала.
1
CoolTest
ИТОГО:
136
6. Описание материально-технического обеспечения.
Основная литература для учителя
№п.п.
Литература
Автор, издательство
1.
Методические рекомендации к учебнику «Математика 4 класс»
Истомина Н.Б . «Ассоциация ХХ1 век», 2012 .
2.
Учебник математики в 2 частях 4 класс
Истомина Н.Б . «Ассоциация ХХ1 век», 2014 .
3.
Рабочая тетрадь в 3 ч.. 4 класс
Истомина Н.Б . «Ассоциация ХХ1 век», 2014 .
4.
Контрольные и проверочные работы. тетрадь
Истомина Н.Б . «Ассоциация ХХ1 век», 2014 .
5.
Тесты по математике. 4 класс
Истомина Н.Б . «Ассоциация ХХ1 век», 2012 .
Дополнительная литература для учителя
Истомина Н. Б. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век – 2010 и послед. Электронная версия на сайте издательства
№
Автор
Наименование произведения
Год издания
Место издания
1.
Истомина Н. Б.
Методические рекомендации к учебнику для 4 класса.
2014
Смоленск: Ассоциация ХХI век – 2014 Электронная версия на сайте издательства
Основная литература для ученика
№п.п.
Литература
Автор, издательство
1.
Учебник математики в 2 частях 4 класс
Истомина Н.Б . «Ассоциация ХХ1 век», 2014 .
2.
Рабочая тетрадь в 3 ч.. 4 класс
Истомина Н.Б . «Ассоциация ХХ1 век», 2014 .
3.
Контрольные и проверочные работы. тетрадь
Истомина Н.Б . «Ассоциация ХХ1 век», 2014 .
4.
Тесты по математике. 4 класс
Истомина Н.Б . «Ассоциация ХХ1 век», 2012 .
7. Материально-техническое оснащение
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Принтер
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по математике
Слайды, соответствующие тематике программы по математике
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике