Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 4 класса УМК "Гармония"
Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 4 класса УМК "Гармония"
Примерная программа по литературному чтению разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2012г, на основе авторской программы О.В.Кубасовой «Литературное чтение»
Допущена министерством образования и науки РФ, 2014г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 4 класса УМК "Гармония" »
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования«ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА» в г. Находке
(филиал ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» в г. Находке)
Лицей филиала ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» в г. Находке
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора
лицея филиала ФГБОУ ВПО «ВГУЭС»
в г. Находке
___________
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор лицея филиала ФГБОУ «ВПО» «ВГУЭС»
в г. Находке
_______________
Рабочая программа
курса «Литературное чтение»
для 4 «А» класса
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель:
Пономарёва С.В.
учитель начальных классов
г. Находка
2014
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.
3. Содержание программы
4. Тематическое планирование
5. Календарно-тематическое планирование.
6. Описание учебно-методического обеспечения
1. Пояснительная записка
Примерная программа по литературному чтению разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2012г, на основе авторской программы О.В.Кубасовой «Литературное чтение»
Допущена министерством образования и науки РФ, 2014г.
Цели курса:
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях обучения направлено на достижениеследующихцелей:
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
-воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:
1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)
2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая сторона процесса чтения.)
3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)
4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)
6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, видо - жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)
7. Овладение детьми умения пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.
В программе не выделен аспект развития речи, т.к. чтение является одной из форм речевого общения. В связи с этим и решение каждой учебной задачи, и обучение чтению в целом непосредственно направлены на речевое развитие учащихся.
2. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.
Личностные качества:
положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг; размышление о смысле жизни (смыслообразование); нравственно-этическая ориентация; формирование основ гражданской идентичности; уважение культуры народов других стран; формирование эстетических чувств и представлений; формирование экологического сознания; развитие рефлексии, эмпатии и эмоционально-личностной децентрации; культивирование дружеского отношения к другим детям.
Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу; использовать определенные учителем (учебником) ориентиры действия; планировать свою деятельность по выполнению задания; прогнозировать; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией или с собственным планом; осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений в чтении, при чтении произведения и при выполнении заданий к текстам; вносить коррективы в свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников; вырабатывать способность к волевой саморегуляции.
Познавательные УУД:
понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением, пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников, определять смысл слова по контексту; выделять главное; составлять план; ориентироваться в отдельной книге и в мире детских книг; ориентироваться в Интернете; использовать полученную при чтении информацию в практической деятельности ; выдвигать гипотезы (в процессе прогнозирования читаемого); устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, характеризуя персонажей, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений; сравнивать произведения; анализировать особенности языкового оформления текста; подводить под понятие при определении типа текста, вида и жанра произведений и их языковых особенностей; синтезировать прочитанное при выполнении заданий творческого характера; обобщать прочитанное; ранжировать книги, произведения, информацию; обосновывать свои утверждения; решать учебные проблемы, поставленные самостоятельно или совместно с учителем .
Коммуникативные УУД:
согласовывать свои действия с партнером; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; пересказывать прочитанное подробно, кратко, выборочно, творчески; создавать небольшой текст (повествование, описание, рассуждение); выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определенном программой уровне) монологической и диалогической формами речи.
3. Содержание учебного предмета.
С. Михалков. Гимн РФ (1ч)
Что за прелесть эти сказки!.. (13ч).
И. Токмакова, «В чудной стране»*; русские народные сказки «Все у нас, слава Богу, хорошо!», «Петр I и мужик», «Петр и Петруша», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; сербская сказка «Почему у месяца нет платья»; бразильская сказка «Жизнь человека»; Х.К. Андерсен, «Русалочка»; А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Джекобс, «Рыба и кольцо»; С. Маршак, «Отчего у месяца нет платья»; В. Берестов, «Сказка: Корнею Ивановичу Чуковскому»*; К. Чуковский, «Приключения белой мышки»; А. Линдгрен, «Крошка Нильс Карлсон»; Дж. Родари, «Эти бедные привидения»; К. Драгунская, «Лекарство от послушности».
О доблестях, о подвигах, о славе... Былины (3 ч).
«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (обработка В. Аникина).
Уж сколько раз твердили миру... Басни (4 ч).
Х.К. Андерсен, «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп, «Лисица и козел»; И. Крылов, «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две бочки»; С. Михалков, «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; Л. Толстой, «Лев и лисица».
Оглянись вокруг. Рассказы (17 ч).
М. Пришвин, «Глоток молока»; Н. Сладков, «В норе»; К. Паустовский, «Заячьи лапы»; Р. Фраерман, «Девочка с камнем»; Ю. Ермолаев, «Иголка с ниткой»; Ю. Яковлев, «Полосатая палка»; А. Платонов, «Цветок на земле»; К. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов, «Огородники», «Клякса»; Ю. Ермолаев, «Жарко»; М. Зощенко, «Елка»; О. Григорьев, «Две трубы»; С. Алексеев, «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»; А. Чехов, «Ванька»; Г. Сенкевич, «Янко-музыкант»; Д. Мамин-Сибиряк, «Вертел»; Л. Кассиль, «У классной доски»; В. Лидин, «Завет».
Золотая колесница. Мифы Древней Греции (3 ч).
«Персей»; «Орфей и Эвридика»; «Дедал и Икар».
В начале было слово, и слово было Бог... Библейские сказания (4 ч).
«Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех...», «Моисей»; С. Лагерлеф, «Святая ночь», «В Назарете»; А. Мень «Милосердие Иисуса».
Мир — театр, люди — актеры... Пьесы (4 ч).
С. Маршак, «Про козла»; Н. Носов, «Витя Малеев в школе дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»); С. Козлов, «Снежный цветок».
Мир волшебных звуков. Поэзия (7 ч).
В. Жуковский, «Песня»; А. Пушкин, «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов, «Горные вершины»* (изИ.В. Гете), «Утес», «Молитва»; И. Суриков, «Весна»; К. Бальмонт, «Золотая рыбка»; А. Блок, «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»*; С. Есенин, «С добрым утром!»; М. Волошин, «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский, «Тучкины штучки»; С. Маршак, «Пожелания друзьям»; Саша Черный, «Зеленые стихи»; Ю. Владимиров, «Чудаки»*; Д. Хармс, «Очень страшная история»; В. Хотомская, «Два гнома», «Три сестрицы»; О. Высоцкая, «Весенние рубашки»; Э. Мошковская, «Песня»; Ю. Мориц, «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий, «Песня Кэррола».
Когда, зачем и почему? Познавательная литература (9 ч).Н. Кун, «Олимп», «Царство мрачного Аида»; Ю. Яковлев, «О нашей Родине»; М. Пришвин, «Моя Родина» (из воспоминаний); И. Соколов-Микитов, «Русский лес», «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»); Н. Соловьев, «Сергей Радонежский»; В Губарев, «В открытом космосе»; Л. Яхнин, «Метро»; М. Ильин и Е. Сегал, «Что из чего»; М. Константи-новский, «Что такое электрический ток?»; Н. Надеждина, «Лук от семи недуг»; А. Дитрих и Г. Юрмин, «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); К. Паустовский, «Великий сказочник» (в сокращении); Я. Смоленский, «Как научиться читать стихи»; К. Паустовский, «Сказки Пушкина».
Самого главного глазами не увидишь. Повесть-сказка А. Сент-Экзюпери «Маленький Принц» (3 ч).
Содержание тем учебного курса
4 класс (68 часов)
Виды речевой деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседников, чтения различных текстов). Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, тему и идею, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать и характеризовать персонажей.
Осознание цели и определение последовательности построения услышанного речевого высказывания. Умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. Сравнение на слух художественного и научно-популярного текста.
Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Выбор вида чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое, творческое). Умение находить в тексте необходимую информацию; отвечать на вопросы, используя текст.
Работа с разными видами текста
Полноценное восприятие доступных возрасту литературных произведений разных жанров.
Общее представление о разных видах текстов (художественных, учебных, научно-познавательных) и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; определение способов организации разных видов текста – повествования, описания, рассуждения. Прогнозирование содержания текста и книги перед чтением и в процессе чтения.
Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры.
Деление текста на смысловые части, их озаглавливание.
Составление плана (вопросного, цитатного, самостоятельно сформулированными повествовательными предложениями).
Составление сложного плана.
Умение работать с разными видами информации.
Практическое сравнение различных видов текста (учебный, художественный, научно-популярный) и произведений разных
(изучаемых) жанров.
Участие в коллективном обсуждении: умение выступать по теме, отвечать на вопросы, слушать выступления товарищей,
дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение темы и главной мысли текста.
Определение особенностей художественного текста: народное или авторское произведение, своеобразие выразительных
средства языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, структура (композиция).
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Портрет, характер героя, выраженный через поступки и речь. Анализ причин поведения персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту.
Выявление авторского отношения к герою. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Характеристика исторического героя – защитника Отечества.
Выделение опорных (ключевых) слов текста. Составление плана. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный, творческий пересказ.
Составление рассказа (сказки) по внутритекстовой иллюстрации, по заданной теме, в форме продолжения прочитанного, по аналогии с прочитанным.
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Умение пользоваться приемами заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова) и выразительного чтения.
Сравнение художественных произведений по теме, жанру, эмоциональной окраске.
Работа с учебными и научно-познавательными текстами
Понимание заглавия произведения. Определение особенностей учебного и научно-познавательного текста (передача информации). Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Выделение опорных (ключевых) слов. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста.
Работа с познавательной литературой: умение находить необходимую информацию, систематизировать и усваивать её.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства и как источник знаний.
Элементы книги. Книга: учебная, художественная, познавательная, справочная. Виды информации в книге.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Умение ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, теме, собственным возможностям и интересам, опираясь на весь комплекс вне текстового аппарата книги.
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и вежливо высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту).
Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения. Монолог как форма речевого высказывания. Умение отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка с учётом особенностей монологического высказывания.
Отражение основной мысли текста в высказывании. Самостоятельное построение плана своего высказывания.
Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в высказывании (описании,
рассуждении, повествовании).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, рассказ по рисункам
и репродукциям картин, на заданную тему, по аналогии с прочитанным.
Письмо (культура письменной речи)
Практическое освоение на основе прочитанных художественных произведений следующих типов письменной речи: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
Создание собственных мини-сочинений на заданную тему, рассказов по картинам, эссе, читательских отзывов, аннотаций.
Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания высказывания заголовку, выражение темы и идеи, последовательность изложения, использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение и др.).
Круг чтения.
Учащиеся 4 класса читают произведения разных видов и жанров: сказки (народные и литературные), былины, басни, рассказы, мифы и библейские сказания, пьесы, стихотворения, познавательную литературу, повести.
4. Тематическое планирование
Устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, тестирование, чтение текста).
Письменные виды контроля (выполнение письменной проверочной работы).
№
Раздел
Кол.час
Контроль
1
С. Михалков. Гимн РФ
1
2
Что за прелесть эти сказки!..
13
1
3
О доблестях, о подвигах, о славе... Былины
3
1
4
Уж сколько раз твердили миру... Басни
4
1
5
Оглянись вокруг. Рассказы
17
1
6
Золотая колесница. Мифы Древней Греции
3
1
7
В начале было слово, и слово было Бог... Библейские сказания
4
1
8
Мир — театр, люди — актеры... Пьесы
4
1
9
Мир волшебных звуков. Поэзия
7
1
10
Когда, зачем и почему? Познавательная литература
9
1
11
Самого главного глазами не увидишь. Повесть-сказка А. Сент-Экзюпери «Маленький Принц»
3
5.Календарно–тематический план.
№ п/п
Номер и тема урока
Деятельность учащихся
Кол.час
Дата
план
факт
1
С. Михалков «Гимн Российской Федерации»;
тема «Что мы читали летом»; библиотечный урок
Знакомятся с учебником, используя его содержание (оглавление).
Читают правильно и бегло.
Читают выборочно.
Читают выразительно, передавая эмоциональный и смысловой характер читаемого.
Анализируют и оценивают качество собственного выразительного чтения и выразительного чтения одноклассников.
Оформляют каталожную карточку.
Составляют небольшой текст на заданную тему.
1
Учебная тема: «Что за прелесть эти сказки!..» (Сказки)(18 ч.)
2
И. Токмакова «В чудной стране»; русская народная сказка «Пётр I и мужик»
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Используют контекстный способ чтения.
Характеризуют персонажей.
Классифицируют народные сказки.
Сочиняют на заданную тему.
Характеризуют прочитанную книгу.
Делают презентацию прочитанной книги.
Заучиваютнаизусть стихотворный текст.
1
3
Русская народная сказка «Марья и ведьмы»
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Прогнозируют содержание текста перед его чтением.
Расширяют словарный запас.
Выявляют и формулируют идею произведения.
Сравнивают произведения.
Классифицируют сказки.
1
4-5
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают по ролям.
Читают выборочно.
Соблюдают орфоэпические нормы.
Пополняют словарный запас.
Прогнозируют содержание читаемого в процессе чтения.
Характеризуют персонажей.
Сравнивают персонажей одного произведения.
Выявляют подтекст.
Выявляют и формулируют идею произведения.
Выделяют эпизод.
Делают художественный частичный пересказ прочитанного.
Классифицируют сказки.
Иллюстрируют словесно и графически.
Составляют словесный диафильм.
2
6
Обобщение по теме «Русские народные сказки»
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Обсуждают прочитанное.
Характеризуют персонажей.
Сравнивают персонажей.
Классифицируют сказки.
Знакомятся с литературоведческими терминами.
Находят и читают книги на заданную тему.
Участвуют в литературной викторине.
Читают по ролям.
Инсценируют прочитанное.
Пересказывают прочитанное.
Сочиняют по заданным параметрам.
1
7
Тема «Книги со сказками разных народов»; бразильская сказка «Жизнь человека»
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Обмениваются читательским опытом.
Характеризуют персонажей.
Пересказывают прочитанное.
Классифицируют сказки.
Знакомятся с новыми словами, в том числе, с лингвистическим термином.
Находят и читают книги на заданную тему.
Читают по ролям.
Пишут читательский отзыв.
1
8-10
X. К. Андерсен «Русалочка»; Тема «Сказки Х.К. Андерсена»
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Пополняют словарный запас.
Находят информацию в произведении, в книгах, в Интернете.
Отвечают на вопрос цитатой из текста.
Прогнозируют содержание читаемого в процессе чтения.
Выявляют мотивацию поступков персонажей.
Характеризуют персонажей.
Сравнивают персонажей одного произведения.
Выявляют идею произведения.
Выделяют эпизод.
Выявляют кульминацию.
Озаглавливают эпизод произведения.
Озаглавливают иллюстрацию.
Анализируют иллюстрации с точки зрения их соответствия характеру произведения.
Делают творческий частичный пересказ прочитанного.
Делают художественный пересказ эпизода.
Иллюстрируют прочитанное словесно и графически.
Знакомятся с лингвистическим термином.
Находят и читают книги на заданную тему.
Участвуют в литературной викторине.
Оперируют ключевыми словами для определения названия произведения.
Составляют небольшие высказывания типа «описание», «рассуждение», «повествование».
Составляют аннотацию.
Оформляют каталожную карточку.
3
11-13
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; тема «Сказки А. С. Пушкина»
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Обмениваются впечатлениями о прочитанном.
Пополняют словарный запас.
Находят информацию в произведении, в книгах, в Интернете.
Выявляют мотивацию поступков персонажей.
Выявляют отношение автора к персонажам.
Характеризуют персонажей.
Сопоставляют персонажей одного произведения.
Выявляют идею произведения.
Находят в тексте образные средства и определяют их роль в произведении.
Наблюдают над использованием приема «противопоставление».
Сравнивают произведения.
Анализируют иллюстрации с точки зрения их соответствия характеру произведения.
Иллюстрируют прочитанное словесно.
Находят и читают книги на заданную тему.
Участвуют в литературной викторине.
Делают высказывания с элементами описания, рассуждения, повествования.
Читают по ролям.
Учат наизусть фрагмент произведения.
Оформляют каталожные карточки.
3
14
Д. Джекобс «Рыба и кольцо»
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Характеризуют персонажей.
Выявляют мотивацию поступков персонажей.
Определяют свое отношение к персонажам.
Выявляют идею произведения.
Выделяют элементы развития действия.
Цитируют.
Составляют цитатный план.
Словесно иллюстрируют прочитанное.
1
15-16
А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Обмениваются мнениями о прочитанном.
Характеризуют персонажей.
Выявляют мотивацию поступков персонажей.
Определяют свое отношение к персонажам.
Составляют сложный план.
Словесно иллюстрируют прочитанное.
Составляют диафильм.
2
17-18
Дж. Родари «Эти бедные привидения»; тема «Книги Джанни Родари»
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Расширяют словарный запас.
Наблюдают над композицией произведения.
Выделяют эпизоды.
Находят и читают книги на заданную тему.
Словесно иллюстрируют прочитанное.
Делают музыкальное иллюстрирование.
Сочиняют продолжение текста.
Делают воображаемую экранизацию произведения.
Ищут и читают книги на заданную тему.
Делают презентацию книги.
2
19
К. Драгунская «Лекарство от послушности»; тема «Книги со сказками современных отечественных писателей»; обобщение
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Обмениваются мнениями о прочитанном.
Анализируют название произведения.
Выделяют эпизоды.
Задают вопросы по содержанию произведения.
Делают выборочный пересказ.
Делают сообщение типа «рассуждение».
Словесно и графически иллюстрируют прочитанное.
Читают по ролям.
Составляют интервью с персонажем.
Сочиняют сказку.
Составляют аннотацию.
Находят и читают книги на заданную тему.
Систематизируют книги.
1
«О доблестях, о подвигах, о славе...» (Былины) (5 ч)
20-21
«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова)
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Используют поисковый способ чтения.
Знакомятся с признаками жанра былины.
Пополняют словарный запас.
Характеризуют персонажей.
Сравнивают персонажей.
Обосновывают ответ ссылкой на текст.
Находят в тексте образные средства.
Наблюдают над использованием приема «противопоставление».
Сравнивают произведения.
Озаглавливают иллюстрацию.
2
22
«Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева)
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Используют поисковый способ чтения.
Пополняют словарный запас.
Характеризуют персонажей.
Выявляют подтекст.
Находят в тексте образные средства.
Обосновывают ответ ссылкой на текст.
Словесно иллюстрируют прочитанное.
Составляют план.
Делают художественный пересказ в опоре на план.
1
23-24
«Алёша Попович и Тугарин» (пересказ А. Нечаева); тема «Книги с былинами»; обобщение
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Совершенствуют поисковый способ чтения.
Пополняют словарный запас.
Характеризуют персонажей.
Находят в тексте образные средства.
Обосновывают ответ ссылкой на текст.
Делают художественный пересказ эпизода.
Оперируют опорными словами.
Создают сочинение по картине.
Находят и читают книги на заданную тему.
Систематизируют книги.
2
«Уж сколько раз твердили миру...» (Басни) (5 ч)
25
X. К. Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать», «Лисица и Козёл»
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Знакомятся с признаками жанра басни.
Прогнозируют читаемое.
Совершенствуют контекстный способ чтения.
Пополняют словарный запас.
Выявляют подтекст.
Наблюдают над использованием художественного приема «аллегория».
Определяют и формулируют главную мысль произведения.
Цитируют.
Находят в тексте метафору и определяют ее роль.
Обосновывают ответ ссылкой на текст.
Создают высказывания на основе личного опыта (рассуждение, повествование).
1
26-27
И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две Бочки»
Читают осмысленно, правильно, бегло.
Читаютвыразительно, соблюдая логические и психологические паузы.
Читают выборочно.
Совершенствуют контекстный способ чтения.
Пополняют словарный запас.
Выявляют подтекст.
Определяют и формулируют главную мысль произведения.
Соотносят пословицы с баснями (по смыслу).
Наблюдают над использованием художественного приема «аллегория».
Цитируют (устно).
Обосновывают ответ ссылкой на текст.
Читают по ролям.
Создают высказывания на основе личного опыта (повествование).
Заучивают наизусть.
2
28
Л. Н. Толстой «Лев и лисица»; С. Михалков
«Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Прогнозируют читаемое.
Характеризуют персонажей.
Выявляют подтекст.
Наблюдают над использованием в литературном произведении аллегории.
Определяют и формулируют главную мысль произведения.
Сравнивают произведения.
Читают по ролям.
Создают высказывания на основе личного опыта (рассуждение, повествование).
1
29
И. Демьянов «Валерик и тетрадь»; тема «Книги с баснями»; обобщение
Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.
Характеризуют персонажей.
Наблюдают над использованием аллегории в баснях.
Определяют и формулируют главную мысль произведения.
Создают высказывания на основе личного опыта (рассуждение, повествование).
Заучивают наизусть.
Декламируют басни.
Выбирают и читают книги заданного жанра.
Систематизируют книги.
Оформляют каталожные карточки.
Иллюстрируют прочитанное (графически).
1
«Оглянись вокруг» (Рассказы) (21 ч)
30
М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока»
Читают молча и выразительно вслух.
Знакомятся с жанровыми признаками и разновидностями рассказов.
Используют поисковый способ чтения.
Сравнивают персонажей.
Выявляют и анализируют образ рассказчика.
Определяют главную мысль текста.
Наблюдают над использованием в тексте метафоры.
Сравнивают произведения одного автора.
Цитируют.
1
31-32
К. Паустовский «Заячьи лапы»
Читают молча и вслух.
Читают выборочно.
Читают выразительно.
Отвечают на вопросы к произведению.
Совершенствуют поисковый способ чтения.
Прогнозируют содержание произведения перед чтением и в процессе чтения.
Характеризуют отношения персонажей.
Выявляют подтекст.
Выявляют причинно-следственные связи событий.
Выявляют отношение автора к описанным событиям и к персонажам.
Наблюдают над использованием языковых выразительных средств.
Анализируют особенности построения текста.
Озаглавливают смысловые части текста.
Выделяют кульминационный эпизод.
Составляют сложный план.
Словесно иллюстрируют прочитанное.
Читают по ролям.
Пересказывают прочитанное.
2
33
Р. Фраерман «Девочка с камнем»
Читают правильно и выразительно.
Читают выборочно.
Характеризуют персонаж.
Выявляют отношение автора к персонажу.
Выявляют причинно-следственные связи.
Выявляют выразительные языковые средства и определяют их роль в тексте.
Обосновывают свои суждения ссылками на текст.
Определяют вид текста (повествование), опираясь на основные признаки.
1
34-35
Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»
Читают молча и вслух.
Совершенствуют поисковый способ чтения.
Анализируют заглавие произведения.
Характеризуют взаимоотношения персонажей.
Выявляют причинно-следственные связи.
Выделяют эпизод из текста.
Выявляют кульминационный эпизод.
Выявляют идею произведения.
Анализируют взаимосвязь синтаксической организации текста со смыслом читаемого.
Составляют план.
Читают выразительно по ролям.
2
36
Ю. Яковлев «Полосатая палка»
Читают молча и вслух.
Читают выборочно.
Совершенствуют поисковый способ чтения.
Характеризуют персонаж.
Выявляют причинно-следственные связи.
Анализируют выразительные языковые средства и определяют их роль в тексте (метафора, сравнение).
Наблюдают и осмысливают своеобразие композиции («открытый конец»).
Обосновывают свои суждения ссылками на текст.
Словесно иллюстрируют прочитанное.
Создают небольшой текст-рассуждение.
Создают текст-повествование в качестве продолжения прочитанного.
1
37-38
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Читают молча и вслух.
Читают выборочно.
Определяют эмоциональное состояние персонажей.
Характеризуют персонажей.
Выявляют причинно-следственные связи событий.
Выявляют подтекст.
Выявляют идею произведения.
Выявляют выразительные языковые средства и определяют их роль в тексте.
Выделяют эпизод.
Озаглавливают смысловые части текста.
Составляют план.
Цитируют (письменно).
Читают по ролям.
Создают текст-рассуждение на заданную тему.
Словесно иллюстрируют прочитанное.
2
39-40
Н. Носов «Огородники»; О. Григорьев «Две трубы»
Читают молча и выразительно вслух.
Читают выборочно.
Определяют эмоциональный характер произведения.
Выявляют и характеризуют рассказчика.
Определяют личное отношение к персонажам.
Характеризуют персонажей.
Выявляют причинно-следственные связи.
Выявляют идею произведения.
Соотносят пословицы с прочитанным произведением.
Выделяют эпизод.
Делят текст на смысловые части.
Выделяют элементы развития действия.
Составляют план.
Составляют словесный диафильм.
Словесно иллюстрируют прочитанное.
Читают по ролям.
Создают высказывание в виде продолжения прочитанного.
Создаюттекст на заданную тему.
2
41-42
Тема «Книги С. П. Алексеева»; С. Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придёт»
Читают молча и вслух.
Читают выборочно.
Используют просмотровый и поисковый способы чтения.
Характеризуют персонаж.
Определяют тему текста.
Выявляют подтекст.
Выявляют идею произведения.
Делают выборочный пересказ.
Сравнивают произведения.
Находят и читают книги по заданной теме.
Ориентируются в книгах (художественных, познавательных и справочных), в периодике, в Интернете.
Пишут читательский отзыв.
Делают сообщение на заданную тему.
2
43-44
А. Чехов «Ванька»
Читают молча и вслух.
Совершенствуют просмотровый и поисковый способы чтения.
Обогащают словарный запас.
Определяют личное отношение к персонажу.
Определяют отношение автора к персонажу.
Выявляют мотивацию персонажей.
Характеризуют персонаж.
Выявляют подтекст.
Выявляют причинно-следственные связи.
Выявляют идею произведения.
Наблюдают над использованием выразительных языковых средств в художественно организованной речи.
Словесно иллюстрируют прочитанное.
Делают выборочный пересказ.
Создают небольшое высказывание-рассуждение.
2
45-46
Д. Мамин-Сибиряк «Вертел»
Читают молча и вслух.
Совершенствуют просмотровый и поисковый способы чтения.
Пополняют словарный запас.
Определяют личное отношение к персонажу.
Определяют отношение автора к персонажу.
Выявляют мотивацию рассказчика.
Выявляют мотивацию персонажей.
Характеризуют персонажей.
Анализируют описание интерьера и определяют его роль в произведении.
Выявляют подтекст.
Выявляют причинно-следственные связи.
Выявляют идею произведения.
Наблюдают над использованием выразительных языковых средств в художественно организованной речи.
Сравнивают произведения.
Словесно и графически иллюстрируют прочитанное.
Читают по ролям.
Делают выборочный пересказ.
Создают небольшое высказывание-рассуждение.
Создают высказывание в виде продолжения прочитанного.
Создают рассказ по картине.
2
47-48
Л. Кассиль «У классной доски»; тема «Книги о Великой Отечественной войне»
Читают молча и, выразительно, вслух.
Совершенствуют просмотровый и поисковый способы чтения.
Выявляют эмоциональное состояние персонажей.
Выявляют мотивацию персонажей.
Характеризуют персонажей.
Словесно иллюстрируют прочитанное.
Делают выборочный творческий пересказ.
Выбирают и читают книги на заданную тему.
Классифицируют книги.
Делают презентацию книги.
2
49
В. Лидин «Завет»
Читают молча и, выразительно, вслух.
Совершенствуют просмотровый и поисковый способы чтения.
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.
Пополняют словарный запас.
Определяют личное отношение к персонажу.
Иллюстрируют прочитанное.
Пересказывают эпизод из прочитанного произведения.
Создают рассказ по картине.
1
50
Р. Брэдбери «Всё лето в один день»; обобщение
Читают осмысленно и выразительно вслух.
Читают выборочно.
Анализируют название произведения.
Делают словесное иллюстрирование (портрет персонажа).
Выявляют эмоциональное состояние персонажей.
Характеризуют героев произведения.
Наблюдают над использованием языковых художественных средств.
Знакомятся с жанром фантастического рассказа.
Отвечают на вопросы к тексту.
Цитируют.
Сравнивают произведения по одной теме.
Выбирают и читают книги заданного жанра.
Оформляют каталожные карточки.
Составляют читательский отзыв.
1
«Золотая колесница» (Мифы Древней Греции) (5 ч)
51
«Персей»
Читают осмысленно, правильно и выразительно.
Совершенствуют просмотровый и поисковый способы чтения.
Знакомятся с жанровой спецификой мифа.
Выделяют ключевые (опорные) слова.
Пересказывают прочитанное.
Составляют вопросы для интервью с персонажем.
Графически иллюстрируют прочитанное.
Создают сочинение по картине.
1
52
. Н. Кун «Олимп»
Читают осмысленно, правильно и выразительно.
Совершенствуют просмотровый и поисковый способы чтения.
Знакомятся с жанровой спецификой мифа.
Выборочно пересказывают прочитанное.
Сравнивают произведения.
1
53-54
. «Орфей и Эвридика»; тема «Книги с мифами Древней Греции»
Читают осмысленно, правильно и выразительно.
Совершенствуют просмотровый и поисковый способы чтения.
Выявляют причинно-следственные связи.
Наблюдают над использованием выразительных языковых средств в художественно организованной речи.
Выделяют кульминационный эпизод.
Знакомятся с жанровой спецификой мифа.
Составляют план текста.
Пересказывают прочитанное.
Находят и читают книги на заданную тему.
Создают отзыв о прочитанном.
2
55
«Дедал и Икар»; обобщение
Читают осмысленно, правильно и выразительно.
Совершенствуют просмотровый и поисковый способы чтения.
Выразительное чтение, подготовка к пересказу, работа с иллюстрациями, фронтальная работа,
1
44.
С. Лагерлеф «Святая ночь»
Выразительное чтение, работа над содержанием, фронтальная работа
1
45.
А. Мень «Милосердие Иисуса». Обобщение
по разделу
Выразительное чтение, работа над содержанием ,работа с иллюстрациями, фронтальная работа
1
«Мир – театр, люди – актеры…» Пьесы (4 ч)
46.
С. Маршак
«Про козла»
Выразительное чтение, инсценирование, словесное рисование героев , чтение по ролям
1
47.
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
Выразительное чтение, обсуждение произведения, ответы на вопросы, работа в парах
1
48.
Н. Носов «Два друга»
Чтение по ролям, обсуждение произведения, подготовка к пересказу, словесное рисование, деление текста на части, работа в парах
1
49.
С. Козлов «Снежный цветок»
Чтение «цепочкой» характеристика героев, подготовка спектакля, фронтальная работа
1
Мир волшебных звуков. Поэзия (7 ч)
50.
В. Жуковский «Песня». А. Пушкин «Птичка», «Няне»
Конкурс чтецов, работа над выразительным чтением, фронтальная работа
1
51.
А. Пушкин
«Зимняя
дорога».
М. Лермонтов
«Горные вершины»
Выразительное чтение, работа над выразительным чтением, словарная работа, фронтальная работа
1
52.
М. Лермонтов «Утес», «Молитва» И. Суриков «Весна», К. Бальмонт «Золотая рыбка»
Выразительное чтение, работа над выразительным чтением, словарная работа, фронтальная работа
1
53.
А. Блок «На лугу», «Гроза прошла» С. Есенин
«С добрым утром!»
Выразительное чтение, работа над содержанием, работа по вопросам учебника, с иллюстрациями.
1
54.
М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток». В. Маяковский
«Тучкины штучки»
С. Маршак «Пожелания друзьям». С. Черный «Зеленые стихи». Ю. Владимиров «Чудаки»
Выразительное чтение, работа над пониманием идеи стихотворения, фронтальная работа
1
55.
Д. Хармс «Очень страшная история».
В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы».
О. Высоцкая «Песня»
Выразительное чтение, анализ произведения. Фронтальная работа
1
56.
Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли».
В. Высоцкий «Песня Кэрролла»
Выразительное чтение, анализ произведения Фронтальная работа
1
Когда, зачем и почему? Познавательная литература (9 ч)
57.
Н. Кун «Олимп»,
«Царство мрачного Аида»
Чтение вслух «цепочкой», работа над содержанием, выборочное чтение, работа в парах
1
58.
Ю. Яковлев
«О нашей Родине». М. Пришвин «Моя Родина»
Беседа- размышление, работа над совершенствованием навыка чтения, словарная работа, деление текста на части, ответы на вопросы по содержанию
1
59.
И. Соколов-Микитов «Русский лес». Ю. Дмитриев «Зеленое и желтое»
Выразительное чтение, работа над развитием умений самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, работа с текстом.
1
60.
«Крещение Руси»
Н. Соловьев «Сергий Радонежский»
Чтение вслух «цепочкой», работа над содержанием, словесное рисование фронтальная работа.
1
61
В. Губарев
«В открытом космосе»
Л. Яхнин «Метро»
Чтение вслух «цепочкой», отработка умения пересказывать, ответы на вопросы, фронтальная работа
1
62.
М. Ильин, Е. Сегал
«Что из чего», «Сто тысяч почему» Н. Надеждина «Лук – от семи недуг». М. Константиновский
«Что такое электрический ток?»
Чтение вслух «цепочкой», работа в парах, выборочный пересказ, творческий пересказ
1
63.
В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю
помог»
Выразительное чтение «цепочкой», фронтальная работа
1
64.
А. Дитрих, Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная».
К. Паустовский «Великий сказочник»
Выразительное чтение «цепочкой», Работа над совершенствованием техники чтения. Работа с иллюстрациями, подготовка к пересказу
1
65.
Я. Смоленский «Как научиться читать стихи».
К. Паустовский «Сказки Пушкина». К. Чуковский «Признания старого сказочника»
Чтение «цепочкой», викторина, составление плана, пересказ по плану
1
«Самого главного глазами не увидишь» (3 ч)
66-68.
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (повесть-сказка)
Выразительное чтение, работа с текстом, фронтальная работа
3
6. Описание материально-технического обеспечения.
Основная литература для учителя
№п.п.
Литература
Автор, издательство
1.
Программа «Литературное чтение» 1 – 4 классы
Кубасова О.В., Смоленск «Ассоциация 21 век», 2010 г.
2.
Учебник по литературному чтению для 4 класса. В 4-х ч.
Кубасова О. В. Смоленск «Ассоциация 21 век», 2014 г
3.
Тетрадь с печатной основой к учебнику для 4 класса. В 2-х ч
Кубасова О. В Смоленск «Ассоциация 21 век», 2014 г
4.
Я хочу читать: Книга для чтения. 4 класс.
Кубасова О. В Смоленск «Ассоциация 21 век», 2014 г
5
Литературное чтение: тестовые задания к учебнику для 4 класса.
Кубасова О. В Смоленск «Ассоциация 21 век», 2014 г
Дополнительная литература для учителя
№
Автор
Наименование произведения
Год издания
Место издания
1.
Кубасова О.В.
Тематическое планирование по литературному чтению. УМК «Гармония».
№5, 2005г.
Журнал «Начальная школа»
2.
Кубасова О. В.
Методические рекомендации к учебнику для 4 класса.
2011
Смоленск: Ассоциация XXI век – 2011.
3.
Кубасова О. В.
Литературное чтение: Методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам для 1–4 классов общеобразовательных учреждений.
2011
Смоленск: Ассоциация XXI век –2011.
Основная литература для ученика
№
Автор
Наименование произведения
Год издания
Место издания
11
Кубасова О.В.
Учебник по литературному чтению для 4 класса. В 4-х ч.
2014
Изд-во ««Ассоциация ХХ1 век»
22
Кубасова О.В.
Тетрадь с печатной основой к учебнику для 4 класса. В 2-х ч
2014
Изд-во «Ассоциация ХХΙ век»
33.
Кубасова О.В.
Я хочу читать: Книга для чтения. 4 класс.
2014
Изд-во «Ассоциация ХХΙ век»
44.
Кубасова О.В.
Литературное чтение: тестовые задания к учебнику для 4 класса.
2014
Изд-во «Ассоциация ХХΙ век»
Дополнительная литература для ученика
№
Автор
Наименование произведения
Год издания
Место издания
1
Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др.
Электронные приложения к учебникам, тетрадям и методическим пособиям