Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте» для 1 класса общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программе универсальных учебных действий, установленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программой по обучению грамоте для начальной школы и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов установленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, на основе авторской программы курса «Обучение грамоте» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013; учебно-методический комплект «Гармония»), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации без изменений и дополнений.
Программа предназначена для учащихся 1 класса начального общего образования (базовый уровень) МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
Обоснованность
Речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, поэтому литературное чтение – один из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующий общему развитию, воспитанию и социализации ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей
Концепция программы.
Период обучения грамоте является первой ступенью введения ребёнка в предметную область «Филология». На этом этапе делаются первые шаги на пути формирования у детей всех видов универсальных учебных действий: закладываются основы положительного отношения к учению, познавательного интереса, умения спрашивать, слушать, читать, понимать информацию, представленную в словесной, изобразительной, модельной форме; точно выполнять инструкции учителя, под его руководством вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свои мысли и т. д. В этот период, наряду с освоением техники чтения и каллиграфии, начинают формироваться и более общие предметные умения – читательские, языковые, речевые.
Срок реализации программы – 2015-2016 учебный год.
Планируемые результаты на конец обучения грамоте
Личностными результатами изучения курса « Обучение грамоте» являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- работать по предложенному учителем плану;
- осуществлять под руководством учителя самооценку написанного с точки зрения качества письма.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- использовать знаки, символы, модели, схемы;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Средством формирования познавательных УУД служат тексты Букваря и задания в «Прописях»
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты освоения программы
Ученик научится:
- понимать смысл читаемых текстов (при восприятии на слух); составлять небольшие рассказы по картинкам, по серии картинок, о себе и своей жизни;
- различать слова и предложения; составлять и оформлять предложения в устной и письменной речи;
- различать понятия «звук» и «буква»;
- устанавливать последовательность и количество звуков в слове.
- различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные;
- различать согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;
- делить слово на слоги;
- практически применять позиционный способ обозначения звуков: буквы гласных для обозначения твёрдости или мягкости предшествующего согласного, буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука; буква й, а также буквы е, ё, ю, я как способы обозначения звука [й]; разделительные ь и ъ как показатели наличия звука [й,] (общее знакомство, освоение чтения слов с этими знаками);
- правильному слоговому чтению с постепенным переходом на чтение целыми словами;
- письму букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических требований, правил оформления записей;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие
предложения;
Ученик получит возможность научиться:
- элементарной выразительности чтения, в том числе диалогов, стихотворений;
- правилу выбора соединения букв;
- различать согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости;
- подробно пересказывать текст;
- осуществлять проверку и самооценку написанного с точки зрения качества письма.
Система оценки достижений
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе, текущего и тематического оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений, в основном, в устной форме. Возможны и письменные работы: небольшие по объему - ответы на вопросы, описание героя или события; самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения, вслух проводится индивидуально, для этого подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
-проверка сформированности умения читать целыми словами и группами слов;
-осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 95 слов в минуту (на конец года);
-умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев.
Рекомендуемыми общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача в соответствии с характером текста эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости);
индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Критерии оценивания
Рекомендуемыми способами оценивания результативности обучения чтению являются:
ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
выполнение заданий на составление плана, пересказа, собственного высказывания;
выполнение заданий по ориентировке в книгах;
наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
анализ читательского дневника;
Текущая аттестация в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале. Используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы.
При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо учитывать: понимание прочитанного текста, а также способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
Формы контроля
В зависимости от этапа обучения используются три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
1. Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может быть как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.
2. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчёт количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задаёт после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными.
3. Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать понимать прочитанное, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением, чтобы ребёнок мог внести элементы своего творчества, выразить своё отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого программа предполагает использовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т.п.
Инструментарий для оценивания результатов
• заучивание наизусть
• пересказ
• творческая работа ( продолжить рассказ, сказку, сочинение рассказа)
• устные ответы
• комплексная работа
Общая характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа учебного курса «Обучение грамоте» разработана на основе авторской программы «Обучение письму» М. С. Соловейчик (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013; учебно-методический комплект «Гармония»).
Хорошо известно, что сегодня в первый класс приходят дети с разным уровнем дошкольной подготовки. Так, одни умеют читать, а другие не знают букв, у одних в той или иной степени развит фонетический слух, а у других — нет. Поэтому второе условие продуктивного обучения грамоте — учёт различий в дошкольной подготовке первоклассников. При этом важно не затормозить движение вперёд ни одной из категорий учащихся. Обучение должно быть одновременно доступным каждому и стимулирующим у всех познавательный интерес. Без соблюдения названных условий трудно рассчитывать, что на первом этапе школьной жизни ребёнка удастся его обучение, развитие и воспитание слить в единый органичный процесс. Достижение же такого слияния — одна из задач современной школы. На решение указанной задачи и нацелена данная программа. Раскроем содержание, которое вкладывается в ней в каждое из названных направлений учебной работы.
Обучение предполагает первоначальное знакомство детей с необходимыми лингвистическими понятиями и формирование на их основе осознанных, а потому контролируемых различных умений. Центральное место среди этих умений занимают те, которые обеспечивают четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, слушание. Специфика уроков обучения грамоте состоит в том, что с них фактически начинаются сразу два курса: литературного чтения и русского языка. Эффективность освоения каждого из этих курсов во многом будет зависеть от содержания и способов подготовки учеников в период обучения грамоте, поскольку на этом этапе должны быть не только сформированы элементарное чтение и письмо, но и заложены основы необходимых в дальнейшем знаний и умений — читательских, речевых, фонетико-графических, орфографических и др.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Обучение грамоте»
в 1классе
Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Задачи:
- способствовать становлению познавательного интереса, сделать уроки интересными для маленького ученика, воспитывающими у него желание учиться, приобретать всё новые и новые знания и умения;
- создать предпосылки для осознанного освоения детьми норм русской графики;
- расширить языковой и речевой опыт ребёнка;
- обеспечить готовность первоклассника к дальнейшему изучению систематического курса русского языка.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план. Учебный предмет «Обучение грамоте» относится к предметной области «Филология».
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Обучение письму» в первом классе отводится 99 часов в год, 3 часа в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
1. Одним из результатов обучения грамоте является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
2. Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
3. Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
4. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
5. Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
6. Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
7. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
8. Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
9. Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
6