Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 4 класса составлена в соответствии основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ, Программы «Изобразительное искусство» для 1-9 классов под редакцией Л.Г.Савенковой.
Курс изобразительного искусства направлен на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить целостные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
№ п\п | Содержательная линия | Кол-во часов 34 ч | Требования ФГОС Планируемые результаты |
Знать | Уметь |
1 | Рисование с натуры и по представлению (рисунок, живопись). | 15 | Знать правила перспективы, виды перспективы (фронтальная, угловая, воздушная), основные закономерности линейной перспективы - определять линию горизонта, рисовать пейзаж в линейной перспективе. Знать правила перспективы, виды перспективы (фронтальная, угловая, воздушная), основные закономерности линейной перспективы - определять линию горизонта, рисовать пейзаж в линейной перспективе. Знать понятие «пропорции фигуры человека- | Изображать правильно «Светотень»; градации светотени: свет, блик, тень, полутень, рефлекс, падающая тень; показывать градации светотени на рисунке. Изображать «линию горизонта», «точку схода» - определять линию горизонта, рисовать пейзаж в линейной перспективе Изображать пейзажи. Показывать «пропорции фигуры человека- - делать наброски фигуры человека, рисовать фигуру человека в спокойствии и в движении; - делать наброски фигуры человека, рисовать фигуру человека в спокойствии и в движении |
2 | Рисование на темы (композиция). | 9 | Знать бытовой жанр изобразительного искусства. Знать понятия «портрет», «Автопортрет» «рисование по памяти». | -рисовать на заданную тему по памяти и представлению- рисовать на заданную тему по памяти и представлению; - рисовать портрет; |
3 | Декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна. | 8 | Знать понятие и виды «декоративного искусства». Знать - понятия «натура», «рисование с натуры», «рисование по памяти», «рисование по представлению», «форма, конструкция» -Знать - понятия «натура», «рисование с натуры», «рисование по памяти», «рисование по представлению», «форма, конструкция». - Знать материалы используемые в скульптуре (дерево, гипс, глина, камень, металл) - Знать понятия «линия, штрих, цвет, мазок, тон, колорит и т.д» - рисовать предметы различной формы - Знать понятия «линия, штрих, цвет, мазок, тон, колорит и т.д» | - создавать свои оригинальные рисунки; - рисовать по памяти и преставлению различные машины; -с помощью пластилина передавать форму предметов; - рисовать предметы различной формы; |
4 | Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. | 2 | -Знать понятие «батальный жанр». Знать понятие «мозаика». - Знать понятие «декоративно-прикладное творчество», «орнамент» «композиция, формат, цветовая гамма». | - рисовать батальные сцены; - создавать мозаику на заданную тему; - различать орнамент разных народов; |
Итого | 34 ч |
в) ошибок в изображении не делает, но допускает незначительные неточности.
в) при выполнении работы допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительной помощи.
б) в процессе практической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляются с помощью учителя.
б) изображение делает только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
в) при выполнении работы допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительной помощи.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Диагностический инструментарий достижений учащихся | Дата |
Тематическое рисование (2 ч) |
1/1 | Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж». | 1 | Выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа | Практическая работа | |
2/2 | Составление мозаичного панно «Парусные лодки на воде». | 1 | Развивать творческое воображение, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию. | Практическая работа | |
Беседа об изобразительном искусстве (1 ч) |
1/3 | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей. | 1 | Расширять знаний детей о натюрморте; формировать графические умения и навыки в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи | Практическая работа | |
Рисование с натуры (5 ч) |
1/4 | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей. | 1 | Расширять знаний детей о натюрморте; формировать графические умения и навыки в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи | Практическая работа | |
2/5 | Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко». | 1 | Расширять знания детей о натюрморте; формировать графические умения и навыки в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи | Практическая работа | |
3/6 | Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко». | 1 | Расширять знания детей о натюрморте; формировать графические умения и навыки в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи | Практическая работа | |
4/7 | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара. | 1 | Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки. | Практическая работа | |
5/8 | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара. | 1 | Формировать начальные представления о светотени; обучать приемам штриховки, выявляющей объем, форму шара. | Практическая работа | |
Тематическое рисование (1 ч) |
1/9 | Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор». | 1 | Выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа | Практическая работа | |
Рисование с натуры (2 ч) |
1/10 | Рисование с натуры и по представлению фигуры человека. | 1 | Формировать элементарные представления о пропорциях, строении фигуры человека; развивать графические умения и навыки. | Практическая работа | |
2/11 | Рисование с натуры и по представлению фигуры человека. | 1 | Формировать элементарные представления о пропорциях, строении фигуры человека; развивать графические умения и навыки. | Практическая работа | |
Лепка по памяти и с натуры (3 ч) |
1/12 | Лепка фигуры человек с атрибутами труда или спорта. | 1 | Закреплять знания о пропорциях фигуры человека. | Практическая работа | |
2/13 | Наброски с натуры и по представлению животного (заяц, кошка, белка, собака) | 1 | Формировать графические умения и навыки; развивать зрительную память и умения сравнивать свой рисунок с натурой с целью передачи пропорций особенностей формы животного. | Практическая работа | |
3/14 | Наброски с натуры и по представлению птиц (голубь, сорока, утка) | 1 | Формировать графические умения и навыки в изображении предмета сложной формы | Практическая работа | |
Декоративное рисование (2 ч) |
1/15 | Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски | 1 | Формировать умения составлять декоративно- сюжетные композиции | Практическая работа | |
2/16 | Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски | 1 | Формировать умения составлять декоративно- сюжетные композиции | Практическая работа | |
Тематическое рисование (4 ч) |
1/17 | Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | Развивать творческое воображение, умения выражать свои чувства в рисунках. | Практическая работа | |
2/18 | Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению». | 1 | Выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления | Практическая работа | |
3/19 | Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению». | 1 | Выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления | Практическая работа | |
4/20 | Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества | 1 | Выражать в декоративном рисунке свои зрительные представления. | Практическая работа | |
Рисование с натуры и по памяти (2 ч) |
1/21 | Рисование с натуры или по памяти современных машин. | 1 | Формировать графические навыки в передаче пространственного расположения группы предметов | Практическая работа | |
2/22 | Рисование народного праздника «Песни нашей Родины». | 1 | Развивать интерес и любовь к народным традициям. | Практическая работа | |
Лепка. Декоративно — прикладное творчество (2 ч) |
1/23 | Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия. | 1 | Ознакомить с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. | Практическая работа | |
2/24 | Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия. | 1 | Ознакомить с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. | Практическая работа | |
Рисование с натуры, по памяти (3 ч) |
1/25 | Рисование с натуры и по представлению животных и птиц. | 1 | Формировать графические умения и навыки в изображении предмета сложной формы | Практическая работа | |
2/26 | Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица» | 1 | Выражать свое понимание содержания литературного произведения | Практическая работа | |
3/27 | Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица» | 1 | Выражать свое понимание содержания литературного произведения | Практическая работа | |
Тематическое рисование (2 ч) |
1/28 | Тематическое рисование «Закат солнца». | 1 | Формировать умения выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета и различать цветовой фон. | Практическая работа | |
2/29 | Тематическое рисование «Закат солнца». | 1 | Формировать умения выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета и различать цветовой фон. | Практическая работа | |
Беседа об изобразительном искусстве (1 ч) |
1/30 | Люди труда в изобразительном искусстве. | 1 | Развивать эстетическое восприятие и понимание красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства. | Практическая работа | |
Декоративное творчество (4 ч) |
1/31 | Составление мозаичного панно «Слава труду». | 1 | Развивать творческое воображение, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию. | Практическая работа | |
2/32 | Составление мозаичного панно «Слава труду». | 1 | Развивать творческое воображение, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию. | Практическая работа | |
3/33 | Аппликация «Орнаменты народов мира». | 1 | Развивать творческое воображение изобразительных навыков. | Практическая работа | |
4/34 | Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина. | 1 | Формировать интерес к произведениям искусства. | Практическая работа | |