Пояснительная записка
 
 
 Рабочая программа по технологии для 3 класса разработана на основе Фундаментального ядра содержания начального общего образования и требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, установленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по технологии, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Н.М. Конышевой Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013; учебно-методического комплекта «Гармония».  
 Программа адресована учащимся 3 класса общеобразовательных школ.  
  
  Особенность
  Специфика начального курса технология заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами.  
   
 
 Уроки строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая является в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). 
  
 
  Концепция (основная идея) программы
 В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.
  Общие цели учебного предмета
  Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных),  
  наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
  Сроки реализации программы 2015 – 2016 учебный год
  Основные принципы отбора материала
  
 
 Отбор содержания курса определяется рядом принципов:
  - принцип гуманитаризации и культуросообразности  
 -принцип интеграции и комплексности  
 - принцип вариативности  
 -принцип концентричности и спиралевидности 
 -принцип целостности развития личности  
  При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности)
 Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений:
 Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.
  Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.  
  Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учетом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.
  Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.  
  Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся
  
 
 Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
  Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в 3 классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
  
  Критерий оценки качественных результатов выполнения заданий:
  чёткость, полнота и правильность ответа на вопросы по изделию;
 соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;  
 аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств; 
 целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
 
 
 
  Основной инструментарий для оценивания результатов
 - индивидуальные задания
 -самостоятельная работа
 - практическая работа
  
 
 Система условных обозначений
  УОНЗ- урок открытия новых знаний
 УОНР- урок отработки навыков и рефлексия.
 УОМН- урок общей методологической направленности.
 УРК- урок развивающего контроля
 Общая характеристика учебного предмета, курс
 Основные задачи третьего года обучения  
 1) углубление и конкретизация знаний и представлений
 о правилах и законах создания мира вещей и о его сосуществовании с миром природы;
 2) обогащение знаний о различных материалах, инструментах и технологиях; развитие умения их использовать для решения конструктивных и декоративно-художественных задач;
 3) расширение и углубление чертёжно-графической грамотности;
 4) обогащение сенсорного опыта, знаний и впечатлений о предметах и явлениях окружающего мира;
 5) развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и пр.) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.);
 6) воспитание организованности, добросовестности и культуры труда
 Основная проблема программы третьего класса – «Человек – Предмет – Среда». Дальнейшее ознакомление с некоторыми новыми правилами дизайна строится на осмыслении духовно-психологического содержания предметного мира и его единства  
 с миром природы.
 
 
 В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей курс технологии можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки и тем самым составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, которыйзахлестнул современную школу и наносит колоссальный ущербздоровью детей.
 Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
 Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
 Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.
 Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебнике 3 класса предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются от изготовления поделок и овладения отдельными приёмами работы всторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.
 Таким образом, программа и созданный на её основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать как вербального подхода (когда большая часть содержания усваивается «на словах»), так и узко технологического (при котором основное внимание направлено на обучение приёмам практической работы). Сочетание интеллектуального, эмоционального и практического компонентов на базе творческой предметно-преобразовательной деятельности позволяет представить курс технологии в начальных классах как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся.
 Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
 
 
  МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
  а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:  
  рассказ, лекция, объяснение, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.; 
б) репродуктивный:
   воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование; 
в) проблемное изложение изучаемого материала; 
г) частично-поисковый, или эвристический метод; 
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. 
 
  ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ:
   Индивидуальная  
  Парная  
  Групповая
  Фронтальная
 
 Логические связи
 Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:  
  – окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
  – математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
  – изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
  – родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
  – литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
 
 
  Место учебного предмета в учебном плане
  На изучение курса «Технология» в 3 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34 ч  
  Учебно-тематический план
 
 
      |   №   |    Наименование разделов и тем   |    Всего часов     |  
  |   1.   |    Формы и образы природы – образец для мастера   |    9   |  
  |   2.   |    Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия   |    7   |  
  |   3.   |    Красота и уют нашего дома. Гармония стиля.   |    11   |  
  |   4.   |    От мира природы к миру вещей.   |    7   |  
  |        |    Итого:   |    34   |  
 
  
 
  
 
  Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
   Формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания. 
  Формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки.
  Воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении.
  Формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности.
  Воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации.
  Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
 
  
 
  Планируемые результаты освоения программы по предмету «Технология»
Личностные
 У учащихся будут сформированы:
  положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
 осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
 уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
 понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;  
 представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;  
 понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
 чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
 
  Могут быть сформированы:
  устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
 установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
 привычка к организованности, порядку, аккуратности;
 адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
 чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов
 
 
 
 
 
 Предметные
 Учащиеся научатся:
  использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла);
 правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
 на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
 выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
 работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;  
 изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
 решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
 понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
 
  Учащиеся получат возможность научиться:
  определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
 творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
 понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
 понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
 
 
 
 
 
 Метапредметные
 Регулятивные
 Учащиеся научатся:
  самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
 планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
 следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
 руководствоваться правилами при выполнении работы;
 устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
 осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
 
  Учащиеся получат возможность научиться:
  самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
 прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
 
 
 
 Познавательные
 Учащиеся научатся:
  находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
 анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели),  
 сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
 анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;  
 выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
 использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;  
 выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
 
 Учащиеся получат возможность научиться:
  осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);  
 самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
 создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации;
 воплощать этот образ в материале;
 понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.
 
 
 
 
 
 Коммуникативные
 Учащиеся научатся:
  организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
 формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
 выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
 в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
 проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
 
 Учащиеся получат возможность научиться:
  самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработку замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защиту.
 
  
 
  Содержание тем учебного курса
  
 
  Формы природы и форма вещей
  Изучение и анализ форм природы, их переосмысление в декоративно- художественных изделиях и предметах бытового назначения. Элементы бионики в изготовлении вещей с определенными конструктивными и декоративными свойствами.
   Композиция из природных форм: передача природных форм и образов в различных материалах: коллажи на темы природы; оригами, образы животных; лепка животных по наблюдениям.
   Стилизация природных форм в бытовых вещах: подбор декора к изделию в соответствии с его формой на основе стилизации растительных и других природных мотивов.
  
 
  Характер и настроение вещи. Гармония вещей.
   Целесообразность формы и декора в предметах быта. Проектирование вещей определенного назначения с учетом конкретных закономерностей и основных принципов дизайна.
  Пригласительные билеты, поздравительные открытки; убранство праздничного стола; украшения для елки и интерьера: игрушки, упаковки для подарков (конструирование, стилизация, комбинированная работа); обложка для книги (ткань, аппликация); записная книжка определенного назначения (простой переплет).  
   Основные принципы и конкретные примеры стилевой гармонии. Варианты стилевого объединения в вещах (комплекты предметов интерьера: кухонный комплект, сервиз, комплект украшений).
  Новые материалы и технологии
   Новые приемы разметки: работа с циркулем (построение окружности, развертки, построение форм на основе круга); построение прямоугольника с помощью угольника; комбинированное построение разверток с использованием разных инструментов.  
   Новые приемы обработки ткани и новые технологии шитья: изготовление выкройки; раскрой парных деталей с припуском и без припуска; швы « назад иголку», стебельчатый, тамбурный.
   Технология переплета. Простой переплет (книжка- тетрадь в мягкой обложке).  
   Изготовление изделий из бисера. Чтение и составление простейших схем.
   Комбинаторика в формообразовании. Использование модулей в формообразовании предметов.
   Технология печати оттисков с матриц. Эстамп.
  Наблюдения и опыты в 3 классе: аналогии в формах и конструкциях природы и созданиях человека ( птица- самолет, рыба- подводная лодка, колючки репейника- застежка «репейник» и проч.); упорядоченное и строго закономерное строение объектов природы в соответствии с универсальными законами (семена в корзинке подсолнуха, чешуйки шишек, рыб; лепестки и листья растений,...); целесообразность и красота этих закономерностей; наблюдение и изучение форм животных, растений для последующего использования их в изделиях.
  Изучение образцов дизайна и декоративно- прикладного искусства: коллажи; посуда на основе стилизованных природных форм; декоративные предметы интерьера; декоративные игрушки и малая бытовая скульптура; стилизованные открытки и упаковки для подарков; комплекты предметов для кухни; сервизы; записные книжки; силуэты изображения; изделия из бисера; эстампы.
  Логические задачи и задания на пространственное мышление (мысленная трансформация плоской развертки в объемное изделие, вычисление размеров, внесение дополнений и изменений в конструкцию,...)
  Проекты: 1. Конструирование макета детской площадки «Здоровье и красота» (групповая работа)
   2. Конструирование дизайнерского сервиза  
  
 
  
 
   Сведения об использовании учителем учебно-методических материалов
  
 
  Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
 
 
  - Учебник: Н.М.Конышева «Технология» 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013
  - Рабочая тетрадь: Н.М.Конышева«Технология» 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013.
  - Методические рекомендации Н.М.Конышева «Технология» 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.
  
 
  Ресурсы Интернета
  - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,
  - Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
  - Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
  - http://www.nachalka.com/
  - http://www.zavuch.info/
  - Методический центр: http://numi.ru/
  
 
 
 
 
 
  
 
  Тематическое планирование  
           |   Раздел учебного курса количество часов   |    Элементы содержания   |    Характеристика деятельности   |    УУД   |    Формы контроля   |  
  |   Формы и образы природы – образец для мастера (9 часов)   |  
  |   Обогащение и детализация знаний и представлений о формах природных объектов.  Расширение знаний о способах передачи форм природы в технике оригами.  Развитие умения работать по инструкции в    виде графической схемы. Развитие тонкой моторики, внимания, воображения, пространственного мышления.  Ознакомление с особенностями и разновидностями силуэтных изображений и приёмами    достижения их выразительности.  Обогащение знаний и представлений о симметричных и асимметричных формах в природе и    в рукотворном мире.  с о в е р ш е н с т в о в а н и е    приёмов разметки и вырезания симметричных    форм с поворотной симметрией.  Развитие воображения,    ассоциативно-образ-  ного мышления, чув-  ства формы, глазомер  С о в е р ш е н с т в о в а н и е    приёмов лепки, развитие чувства формы.       |    Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края.  Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов.  Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.  Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.  Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов).  Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.  Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, выполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми)  Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.   |    Ориентироваться в содержании учебника.  Воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь).  Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого.  Анализировать информацию в учебнике, обсуждать её.  Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.  Выполнять работу по инструкции.  Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.  Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работ   |    - индивидуальные задания  -самостоятельная работа  - практическая работа       |  
  |   Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия (7 часов)   |  
  |   Расширение знаний и представлений о выразительности и информативности вещей, об использовании в декоративно-художественных открытках средств художественной выразительности (цвета, символики образов, материала).  Закрепление чертежно-графических знаний и умений.    Освоение новых способов работы.   Развитие образного мышления, творческого воображения, речи; формирование предпосылок проектной деятельности.  Воспитание эстетического отношения к окружающему миру.   Совершенствование чертежно-графических умений   |    Читать, слушать объяснения, рассматривать, анализировать, сравнивать образцы изделий.  Обсуждать особенности и основные правила изготовления открыток с окошком.  Решать творческие задачи художественно-конструкторского плана.  Создавать эскизы открытки с окошком в рабочей тетради.  Выполнять построение прямоугольной заготовки – основы открытки.   Осваивать новые приемы работы.  Изготавливать открытку.  Выполнять эскиз развертки упаковки в соответствии с поставленной конструкторской задачей.  Выполнять построение прямоугольной развёртки в соответствии с замыслом.  Подбирать материалы и выполнять декор изделия в соответствии с решаемой декоративно-художественой задачей.  Выполнять работу по созданию декора упаковки с учетом формы и функции изделия.  Упражняться в выполнении разметки с помощью циркуля и линейки.  Упражняться в построении окружности и различных фигур с помощью циркуля и линейки.  Решать задачи на мысленную трансформацию объемных изделий.  Обсуждать возможные варианты выполнения работы.  Выполнять построение деталей с помощью циркуля и линейки   |    Воспринимать и анализировать информацию; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним.    Оценивать средства художественной выразительности в изделии.  Принимать учебную задачу.  Проектировать выразительное декоративно-художественное изделие.  Прогнозировать действия, необходимые для получения определенного декоративно-художественного эффекта. Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников.  Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе; воплощать замысел в изделии.  Анализировать и оценивать результаты выполненной работы.      Создавать мысленный образ будущего изделия.   Проявлять учебно-познавательный интерес, стремление к творческой самостоятельности.  Моделировать, прогнозировать действия, необходимые для выполнения творческой работы.  Осуществлять поиск способа выполнения задания.  Проявлять смекалку, изобретательность.  Проявлять проектно-исследовательские умения.  Оценивать результаты выполненной работы.   |    - индивидуальные задания  -самостоятельная работа  - практическая работа       |  
  |   Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (11 час)   |  
  |   Расширение культурного кругозора, знаний и представлений о культуре быта.  Расширение и закрепление понятий и представлений о единстве функциональных и эстетических качеств в вещах.  Формирование знаний и представлений о стиле и стилевой гармонии.  Развитие чувства стиля.  Воспитание усидчивости и аккуратности.  Формирование проектных умений и предпосылок проектной деятельности.  Формирование приемов изготовления простейшей выкройки.  Ознакомление с новыми свойствами текстильных материалов, расширение сенсорного опыта.  Формирование умений разметки и раскроя парных деталей из ткани.  Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.   |    Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать образцы.   Обсуждать информацию.  Решать творческие художественно-конструкторские задачи.  Выполнять эскизы кухонных прихваток в рабочей тетради.  Вносить конструктивные изменения и дополнения в эскизы в соответствии с заданием.  Читать, воспринимать учебную информацию, рассматривать образцы и чертежи изделий.   Анализировать и обсуждать правила создания выкройки.  Изготавливать выкройку прихватки.  Осваивать новые приемы разметки деталей на ткани и синтепоне.  Выполнять разметку и раскрой деталей из ткани и синтепона.  Осваивать новые виды стежков, упражняться в выполнении шва «назад иголку».  Осваивать приемы сшивания деталей из ткани.  Изготавливать прихватку в соответствии с инструкцией   |    Анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать ее в своей работе.   Анализировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения делать обобщения и выводы  возможных вариантах работы.  Прогнозировать использование материалов, отвечающих назначению изделия, делать аргументированный выбор.  Воспринимать объяснения и инструкции учителя.  Анализировать информацию в учебнике.  Выполнять работу по инструкции.  Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.  Воспринимать и анализировать учебную информацию.  Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.  Осуществлять творческий поиск, проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов.   Планировать умственные и практические действия.  Творчески использовать полученные знания и умения в своей работе.  Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.  Анализировать и оценивать полученные результаты.   |    - индивидуальные задания  -самостоятельная работа  - практическая работа  Мини -проект»Красота моего дома»   |  
  |   От мира природы – к миру вещей (7 часов)   |  
  |   Расширение знаний и представлений об использовании конструктивных идей природы в создании предметного мира.  Освоение приемов работы с соломенными трубками.  Развитие наблюдательности, мышления, воображения, тонкой моторики, глазомера.    Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда.  Расширение, детализация знаний и представлений об использовании конструктивных идей природы в создании предметного мира.  Совершенствование умений конструирования сооружений и механизмов с заданными свойствами, приемов работы с деталями механического «Конструктора».  Развитие наблюдательности, мышления, воображения, тонкой моторики. Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности.  Обобщение и систематизация полученных знаний о различных видах конструкций и способах соединения деталей в изделии, приемах обработки материалов; формирование умений их творческого использования.    Совершенствование умений конструирования сооружений и механизмов с заданными свойствами, приемов работы с различными материалами.  Развитие наблюдательности, мышления, воображения, тонкой моторики.  Обогащение сенсорного опыта. Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности.   |    Рассматривать, изучать, обсуждать образцы изделия.  Определять закономерности создаваемых конструкций, выбор наиболее целесообразных и рациональных способов работы.  Обсуждать и аргументировать свой выбор.  Изготавливать изделия из соломенных трубок по вариативным образцам.   Определять принцип действия узлов конструкций и механизмов, подбирать наиболее целесообразные способы выполнения работы..  Упражняться в сборке подвижных и неподвижных соединений.  Изготавливать сооружения из разных материалов по вариативным образцам.  Выполнять эскизы вариантов изделия.  Подбирать необходимые материалы для работы.  Изготавливать изделие по собственному замыслу.  Упражняться в освоении новых приемов работы (разрезание изделий из пластика, выполнение щелевого замка).  Изготавливать макет ракеты из разных материалов.   |    Воспринимать и усваивать новую информацию.  Анализировать и сравнивать образцы изделия.  Принимать учебно-познавательную задачу, понимать закономерности создания устойчивых конструкций.  Планировать последовательность операций.  Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.  Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности.  Производить контроль и оценку результатов работы.  Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.  Анализировать и сравнивать образцы изделия.  Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов.  Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.  Проектировать изделие в соответствии с поставленной целью; осуществлять поиск способов ее достижения.  Прогнозировать и планировать систему целенаправленных действий для достижения цели.  Создавать в воображении образ изделия в соответствии с учебной задачей; проектировать собственное произведение.        |    - индивидуальные задания  -самостоятельная работа  - практическая работа       |  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Сведения об использовании учителем учебно-методических материалов
  
 
  Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
 
 
  - Учебник: Н.М.Конышева «Технология» 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013
  - Рабочая тетрадь: Н.М.Конышева«Технология» 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013.
  - Методические рекомендации Н.М.Конышева «Технология» 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.
  
 
  Ресурсы Интернета
  - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,
  - Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
  - Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
  - http://www.nachalka.com/
  - http://www.zavuch.info/
  - Методический центр: http://numi.ru/
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  11