kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабоча программа по литературному краеведению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному краеведению  составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования, примерной программы по окружающему миру (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.- М.: Просвещение, 2011) и авторской программы учебного курса для начальной школы Л.В. Фёдоровой «Литературное краеведение» (Салехард, 2004).

Просмотр содержимого документа
«Рабоча программа по литературному краеведению. »




Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования, примерной программы по окружающему миру (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.- М.: Просвещение, 2011) и авторской программы учебного курса для начальной школы Л.В. Фёдоровой «Литературное краеведение» (Салехард, 2004).

В 3б классе 17 учащихся. Уровень подготовленности к освоению учебного курса средне-низкий, для 10 учащихся русский язык является не родным, у 3 учащихся низкий уровень развития психических процессов, 4 учащихся имеют средний уровень интеллектуального развития.

Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:

- формирование у младших школьников целостного представления об особенностях развития и современном состоянии природы, социума и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа;

- становление гражданской позиции на основе воспитания нравственных норм и эстетических чувств к малой родине, к краю, в котором мы живём, и осознание ценности собственной жизни и здоровья, края за счет становления ключевых компетенций (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной, социальной);

-овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников;

-формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

-совершенствование всех видов речевой деятельности;

-умение работать с разными видами информации;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

-овладение первоначальными навыками работы с учебными научно-познавательными текстами;

-воспитание интереса к чтению и книге;

-обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;

-развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Курс литературного краеведения в особой мере влияет на решение следующих задач:

- в области образования:

- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу;

- приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;

в области воспитания:

- содействие гармоничному развитию личности учащихся;

- формирование жизненной самостоятельности;

- гуманное отношение к окружающей среде;

- воспитание патриотизма, любви к родному краю;

- создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Общая характеристика учебного предмета

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Литературное краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве.

Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.

Материал в программе расположен в соответствии с требованиями современной дидактики: умственные действия учащихся формируются поэтапно: от небольших, доступных возрасту литературных произведений, изучаемых под руководством учителя, учащийся постепенно переходит к более сложным текстам, овладевая навыками самостоятельного анализа.

Программа третьего класса начинается с первоосновы литературы – фольклора: сказок, легенд, были. При изучении сказок происходит знакомство с народом, который сочинил сказку. Таким образом, школьники получают сведения о многонациональном составе северного края. Фольклорный раздел расширяет и углубляет знания об устном творчестве народа, помогает понять, как талантлив народ, как сохраняется культура с древних времён до сегодняшнего дня.

Особое место отводится исследовательской деятельности: рассмотрению природных богатств края, климатических условий, расположение Ямало-Ненецкого автономного округа на карте и его географических особенностей относительно России.

Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин, иллюстраций и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов, составлении вопросов к тексту, составлении устных рассказов на заданную тематику. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.

По мере развития навыка устных рассказов вводятся письменные творческие работы - сочинения (обучающие): колыбельных песен, загадок (по аналогии), стихотворных текстов. Сочинения играют особую роль в развитии речи школьников.

Программой предусмотрен доступный ребёнку младшего школьного возраста материал: о значении общества в жизни каждого человека, о государственном устройстве, символике (герб, флаг), культуре родного края (обычаи, традиции), его основных ценностях.

В учебном предмете особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью предмета «Литературное краеведение» является использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений о родном крае.

Программа предусматривает посещение тематических выставок в школьном музее, проведение экскурсий.

На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей.


Для реализации программы используется учебно-методический комплекс


1.Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2частях. Часть 1. -Москва: издательство "Просвещение", 2007.

2. Федорова Л.В. Программа учебного курса для начальной школы «Литературное краеведение». Издание 2-е, Салехард, 2004.

3.Л.В.Федорова. Край Ямальский. Учебное пособие по литературному краеведению. 3 класс.- СПб.: ООО «Миралл», 2007.

4.Из сердца в сердце. Литературно-краеведческий альманах. Составители: М. Б. Швец, Г. И. Леднева, С. Ю. Моргатая . Библиотека. Информационно-библиографический отдел. г. Ноябрьск, 1998.

5.Л.В. Фёдорова. Северные родники. Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. Тюмень: Издательство Института проблем Севера СО РАН, 2001г.

Е.Сусой. Из глубины веков. – Тюмень, 1994


Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального общего образования и примерными программами программа по литературному краеведению предусматривает 34 часа в год (1 час в неделю). Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям для учителя.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

На изучение литературного краеведения в третьем классе отводится 1 час в неделю. Выполнение программы ориентировано на организацию учеб­ного процесса в классно-урочной форме, форме экскурсий, уроков-игр, уроков-путешествий с использованием современных технологий: проблемно-поискового обучения и личностно ориентированного развивающего обучения. Чтобы добиться наилучшего эффекта, используются нестандартные формы работы: экскурсии в музей, на природу, проводятся уроки-встречи с жителями микрорайона, ведётся активный поиск по следам давно минувших событий. Все это в сочетании со словом писателя, с книгой делает предмет живым, интересным увлекательным.

Программой предусмотрено проведение тематических тестовых проверочных работ и итоговых контрольных работ.

Предпочтение отдаётся текущему контролю в форме устного опроса (УО), тестов (Т), самостоятельных работ (СР), проверочных работ (ПР).


Требования к уровню освоения обучающимися планируемых результатов

В программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных учебных действий:

- осознанно читать текст;

- определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении;

- строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;

-описывать и сопоставлять различные объекты;

-самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочной литературе;

- создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);

- участвовать в диалоге (постановка вопросов, построение ответа);

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

- владеть навыками учебного сотрудничества: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

-осознавать место и роль литературного краеведения в познании окружающего мира, понимать значения литературного краеведения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;

-работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);

-применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создания различных форм интерпретации текста;

-осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;

-работать со справочно-энциклопедическими изданиями.


Овладение ключевыми компетенциями:

познавательной компетенцией: знать названия городов Ямало-Ненецкого автономного округа, связанных с важнейшими историческими событиями страны и края; знать символику государственной власти края, города; показывать на карте края географические объекты; знать название народностей (2-3), населяющих край; называть животных и растения, которые занесены в Красную книгу ЯНАО (2-3); знать особенности северного фольклора; уметь сравнивать, сопоставлять особенности русского и северного фольклора; знать авторов изучаемых произведений; уметь давать характеристику поступкам героев;

информационно-коммуникативной компетенцией: уметь представить себя в разных социальных ролях; уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информации; устанавливать зависимости между особенностями труда людей родного края и профессиями, распространенными на этой территории;

общекультуной компетенцией: уметь определять роль традиций и религии в жизни коренных народов севера;

рефлексивной компетенцией: уметь давать оценку воздействия человека на природу края; осознавать место своей малой родины в крае, России.


Содержание курса «литературное краеведение».

( 34 часа)

Тема 1. Осенние мотивы – 10часов.

Ямальская осень - 4ч.

В.Торопов «Встреча с севером», «Осенние мотивы». И.Фёдорова «Здравствуй, школа!».

Л.Лапцуй «Морошка», С.Попов «В ясном небе гусей караван…», В.Ульянов «Над рекою повис седоватый туман…», «Осень». Р. Ругин «В ожидании зорьки», «Не торопись, зима…». П.Явтысый «Пушица», «Моё возвращение», «Тундровая тропка».

Северные были – 3ч.

П.Явтысый «Друзья», Ю.Митин «В осаде», И.Истомин «Рассказы об Ильке», Ю.Ленцов «Ямальские узоры», А.Рокина «Самое благородное животное – олень». Загадки.

Вы – наша гордость, северяне!- 1ч.

Очерки-рассказы, составленные по материалам книги «Их приворожил Север» (о лучших тружениках нашего края, о подвижниках Севера):

«И в памяти народа останется тропа», « Легендарный разведчик», «Не знавший покоя».

Время слушать сказки – 2ч.

Богатый мир северной сказки. «Человек и собака» (ненецкая), «Два оленя» (ненецкая).

Литературные сказки. П.Турутина «Нелес-то», «Встреча с селькупами», «Ваханде и Нойсама».

Тема 2. Суровые мелодии зимы – 10 часов.

Ямальская зима – 4ч.

Р.Ругин «Прилетела белой птицей», «Тревога», «Мелодии снежинок», «Ледостав», «В куропачьем чуме», «Праздник оленевода», «Зимою», «Пастух».

А.Ванеев «Снегирь», П.Явтысый «Кочевье», Ю.Никитина «Зимний вечер».

Северные были – 2ч.

Ю.Митин «Медведь-водовоз», Ю.Афанасьев «Чужой заяц», «На каникулах».

Первые ласточки – 1ч.

Рассказы о лучших людях округа - Е.Г.Сусой, Р.П.Ругин, Ю.Н.Афанасьев, Х.Х.Яунгад.

Сказки и легенды – 3ч.

Литературные сказки. М.Анисимова « Агрыч» (из книги «Оленья долина»), «Про рябчика».

Богатый мир северной сказки. «Дятел» (ненецкая), « Портной, медведь и бесёнок» (татарская).

Легенды. Е.Сморгунова «Легенды лесного края», Л.Липатова «Легенда Щучьего озера», И.Юганпелик «Песня девушки Сихитри».

Тема 3. Звонкие мелодии северной весны - 11 часа.

Ямальская весна – 3ч.

Р.Ругин «На северной земле…», «Ожидание весны», «Белая ночь», «Весенний ручей».

Л.Лапцуй «Первый день солнца», «Летом в тундре», «Берёзка», «Смерть берёзки», «Едейко» (отрывки).

Северные были – 4ч.

И.Истомин «Случай с рукавицей»; Н.Дудников «Гадкий лебедёнок», «Два хозяина», «История одной кошки», «День рождения белого оленя»; Ю.Митин «Месть».

Творчество юных – 1ч.

Сказки учеников посёлка Яр-Сале .

О. Ного «Лемминг и жук», А. Худи «Три сестры».

Время слушать сказки – 3ч.

Богатый мир северной сказки. «Оленёнок» (ненецкая); «Ласка – гладкая головка», «Женское безделье», «Малость раньше проснулся», «Сиротинушка Маша» (сказки народа коми из сборника «Коми – сказка – азбука»)

Экскурсии, беседы со старожилами, встречи – 3 часа.



Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса:

иметь представление:

- об истории православия на Ямале;

- об этнологической теме в литературе;

знать:

- особые виды северного фольклора;

- имена ямальских поэтов и писателей (2-3);

уметь:

- различать малые жанры фольклора;

- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;

- устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);

- уметь сравнивать, сопоставлять, оценивать.

- выделять главные события произведения и их последовательность.


Учебно-тематический план

Наименование разделов

Количество часов

В том числе:

Развитие речи

Тесты

Конт. работы, провер.работы

Экскурсии


Тема1.

Осенние мотивы -10ч

1

Ямальская осень




1

2.

Северные были


1

1


3.

Вы – наша гордость, северяне!





4.

Время слушать сказки

1





Тема 2.

Суровые мелодии зимы –

10 часов.

5

Ямальская зима.




1

6

Северные были





7

Первые ласточки




1

8

Сказки и легенды

1





Тема 3.

Звонкие мелодии

северной весны - 11 часа

9

Ямальская весна



1

1

10

Северные были





11

Творчество юных



1


12

Время слушать сказки


1




Экскурсии, беседы со старожилами, встречи – 3 часа.


Итого


2

2

3

4


Учебно-методическое обеспечение.

Учебно-методическая литература для учителя .

1.Федорова Л.В. Программа учебного курса для начальной школы «Литературное краеведение». Издание 2-е, Салехард, 20010.

2.Л.В.Федорова. Край Ямальский. Учебное пособие по литературному краеведению. 3 класс.- СПб.: ООО «Миралл», 2011.

3.Из сердца в сердце. Литературно-краеведческий альманах. Составители: М. Б. Швец, Г. И. Леднева, С. Ю. Моргатая . Библиотека. Информационно-библиографический отдел. г. Ноябрьск, 1998.

4.Л.В. Фёдорова. Северные родники. Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. Тюмень: Издательство Института проблем Севера СО РАН, 2001г.

5.Е.Сусой. Из глубины веков. – Тюмень, 2008.


Учебно-методическая литература для учащихся .

1. Л.В.Федорова. Край Ямальский. Учебное пособие по литературному краеведению. 3 класс.- СПб.: ООО «Миралл», 20011.


Материально-техническое обеспечение

1.Телевизор

2.Видеомагнитофон/ видеоплейер

3.CD / DVD-проигрыватели

4.Мультимедийный проектор

5.Экран для мультимедийного проектора

6.Экран для слайд-проектора

7.Столик для слайд-проектора

8.Столик для мультимедийного проектора

9.Мультимедийный компьютер

10.Сканер

11.Принтер лазерный А4

12.Репродукции картин (в том числе и в цифровой форме).

13.Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа. Русский язык, математика, окружающий мир.3 класс. 2012

14.Мультимедийные презентации.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабоча программа по литературному краеведению.

Автор: Михайлова Альбина Ильинична

Дата: 04.04.2015

Номер свидетельства: 196932

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабочая программа "Литературное краеведение""
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia_proghramma_litieraturnoie_kraieviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "365228"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480749148"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224089"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438451537"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Рабочая программа по географическому краеведению (Саратовская область)  6 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafichieskomu-kraieviedieniiu-saratovskaia-oblast-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "133723"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416572232"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа по литературному краеведению для2 класса "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-kraieviedieniiu-dlia2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "173121"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423928081"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному краеведению для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-kraieviedieniiu-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "171183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423650333"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства