kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа воспитательной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Программа воспитательной работы «Радуга» (далее Программа) составлена на основе школьной Программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся начальной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы»

МУНИЦИПАЛЬНО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕСЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»








ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


«Радуга»























Срок реализации программы:

2021-2025 уч. г. (1-4-й годы обучения)


Автор программы:

Гумирова Н.В.

учитель начальных классов



2021-2025 уч. г.


Содержание:


  1. Паспорт программы.

  2. Пояснительная записка.

  3. Цель воспитательной работы.

    1. Ожидаемый результат. Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника.

    2. Задачи воспитательной работы.

    3. Принципы и подходы к содержанию деятельности.

    4. Научно-методическая обоснованность программы.

  4. Методы и подходы реализации содержания воспитательной программы.

  5. Содержание воспитательной программы и её компоненты.

5.1.Ученическое самоуправление

  1. Роль семьи в учебно-воспитательном процессе.

  2. Ресурсы для реализации программы.

8.Инструментарий мониторинга воспитательной работы.

9.Список литературы.



















1.Паспорт программы.


Наименование программы

«Радуга»

Заказчик программы

Родители (законные представители) обучающихся, администрация МОУ «Песчанская СОШ»

Основные разработчики программы

Гумирова Н.В., учитель начальных классов

Сроки реализации программы

2021-2025 гг.

Исполнители основных мероприятий программы

Обучающиеся и их родители, классный руководитель, руководители кружков и секций
























2.Пояснительная записка.


Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,

но чтобы они путём правильного воспитания сделались

хорошими – это в нашей власти.

Плутарх

.

Программа воспитательной работы «Радуга» (далее Программа) составлена на основе школьной Программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся начальной школы, в соответствии с Положением о рабочей программе классного руководителя и с учётом участия всех классных руководителей в работе муниципальной опытно-экспериментальной площадки «Приоритет воспитательной работы школы – духовно-нравственное воспитание школьников».

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя и человеческих ценностей с помощью учителя ( получение результатов первого уровня воспитания).

На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие» (получение результатов первого и второго уровней воспитания)

Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам (получение результатов первого и второго уровней воспитания)

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности, приобретение первого опыта социальной активности в школе и вне ее (получение результатов первого, второго и третьего уровней воспитания)

Самосовершенствование и развитие каждого ученика и классного коллектива в целом идёт год за годом. Для достижения обозначенных выше результатов в Программе разработаны четыре подпрограммы. Каждая следующая подпрограмма разработана на основе предыдущей.











Радуга подпрограмм.


1 класс « Познай себя» - на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где ведущая деятельность – общение с учителем, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих.

2 класс «Научись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

3 класс «Коллективная жизнь» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

4 класс « В единстве - сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, первые шаги социальной деятельности на благо окружающих ( и не только в школе), самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.

3.Основная цель воспитательной работы: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.

Программа предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.

3.1. Ожидаемый результат. (в соответствии с тремя уровнями результатов по ФГОС второго поколения)

Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:

  • Добрый, не причиняющий зла живому

  • Честный и справедливый

  • Любящий и заботливый

  • Трудолюбивый и настойчивый

  • Творящий и оберегающий красоту мира

  • Стремящийся к знаниям и критично мыслящий

  • Смелый и решительный

  • Свободолюбивый и ответственный

  • Самостоятельный и законопослушный

  • Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой

  • Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам

  • Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России)

  • Толерантный (уважающий других, не похожих на него)

Ожидаемые результаты по годам:

1,2 классы – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения этих результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта

3 класс – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

4 класс - третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, а нравственно и экономически значимой.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

В общении педагога с учеником должны реализовываться следующие правила:

• умение выслушивать его до конца;

• не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;

• открытость и доступность учащихся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.


3.2.Ориентируясь на предложенный планируемый результат, можно сформулировать основные задачи, которые необходимо решать при реализации данной программы:

  • сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродете­ли: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои;

  • развивать физические, умственные, творческие способности человека;

  • сформировать человеческие устои, понимание добра и зла;

  • научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения;

  • воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом разви­тии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.


3.3.Принципы и подходы к содержанию деятельности.

Воспитательная программа разработана с учетом принципов и ценностей, провозглашенных в Конвенции ООН «О правах ребенка», в Законе РФ «Об образовании»:

  • гуманистический характер развивающей деятельности, основанной на формировании гражданско-патриотического сознания, культурологического мышления, ориентации подрастающего поколения на возрождение лучших традиций воспитания;

  • гуманный характер взаимоотношений и благоприятный психологический климат в образовательной учреждении;

  • личностно-ориентированный на развитие интересов, самореализацию ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил образовательного учреждения, принципов коллективной жизни;

  • непрерывности воспитательного процесса, его единство и целостность, с сохранением безопасности жизни и укреплением здоровья, защита прав и личного достоинства;

  • единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением, выработка активной жизненной позиции;

  • природосообразности;

  • культуросообразности;

  • открытости;

  • соответствия воспитательной программы возрастным индивидуальным особенностям обучающихся.




3.4. Научно – методическая обоснованность программы.


Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника. Эти качества личности формируются в обучающемся через принятие им базовых ценностей (базовыми они определены в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников РФ). В школе во многом от учителя зависит будут ли приниматься или отторгаться базовые ценности учеником, какие возможности окружающей среды, внешкольной, урочной и внеурочной деятельности будут использованы педагогом для достижения цели воспитания. А воспитательная цель это – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника, о котором речь шла выше.

Воспитание как принятие или отторжение человеком определённых ценностей (правил, идей) может быть и стихийным. Это означает, что на личность ребёнка влияют самые разные неконтролируемые воздействия: что и каким тоном говорят ему разные люди, что требуют от него, как хвалят или ругают (наказывают), что он смотрит, что читает, во что играет, какие проявления эмоций при этом подкрепляются и т.д. В этом смысле воспитывает человека вся среда, в которой он живёт, – то общество, которое его окружает (семья, школа, город/село), т.е. люди, с которыми он общается прямо или через посредников (книги, телевизор, компьютер и т.п.).

Однако, как уже говорилось, воспитание для педагога – это процесс не стихийный, а целенаправленный и выстроенный. Осознанная цель (портрет желаемых человеческих качеств) переводится в конкретные задачи (передача системы ценностей), под которые подбираются средства решения, способные развить нужные качества личности, помочь ребёнку принять духовные ценности в свой внутренний мир.

Основой любых средств воспитания является то, что можно условно обозначить как доброе дело. Это некое действие с участием ребёнка, в котором проявляется та или иная духовная ценность – правило, идея. Ребёнок же либо слушает, «как надо» себя вести, либо наблюдает «правильное» поведение, либо участвует в действии, сам выбирая «добрый, правильный» поступок.

Доброе дело может быть спонтанным, неожиданным, непрогнозируемым. Например, ученик оказал какую-то помощь своему однокласснику или подбодрил, посочувствовал в какой-либо трудной ситуации и т.п.

Однако доброе дело может быть спланированным (хотя бы отчасти). Вспомним поступки детей и взрослых, которые совершаются при подготовке и во время празднования торжественных государственных, школьных и семейных дат, во время проведения благотворительных или каких-либо других акций. Именно в этом случае в педагогике такое дело называется официальным словом «мероприятие».

Главным в каждом из этих случаев является то, что находящийся рядом с ребёнком взрослый помогает ему отрефлексировать ситуацию, т.е. задуматься над происходящим, сделать для себя выводы, что здесь хорошо или плохо, как надо поступать в дальнейшем. Именно это превращает конкретное доброе дело в часть бесконечного процесса воспитания и становления личности.

Механизм принятия учеником конкретных ценностей (идей, правил поведения) обеспечивают определённые средства: осмысление ценностей и практические действия на их основе.

Осмысление и ощущение духовной ценности – это знакомство с конкретной важной идеей или правилом (ценностью). Оно обязательно должно сопровождаться ярким эмоциональным положительным переживанием. Без этого условия младший школьник не сможет до конца осмыслить ценность в беседах со взрослым, не начнет использовать её для оценки смоделированной ситуации. Например, ребёнок видит фильм о природе, поражающий его своей красотой, обсуждает со взрослым, «что такое «красота», пытается оценить, что красиво, а что нет на предложенных картинках. Либо ученик оценивает речевую ситуацию и отмечает вежливое/невежливое поведение ее участников. Таким образом, ценность начинает приниматься внутренним миром ребёнка. Он осмысливает её и пытается использовать в своей речи, на словах.

Действие, направляемое ценностью, – это конкретная ситуация, требующая выбора и осуществления поступка с учётом известных ребёнку идей и правил поведения (ценностей). Примеры: ребенок, листая фотоальбом, отбирает «красивые» и «некрасивые» фотографии; долго переделывает свой рисунок, «чтобы было красиво»; начинает убирать и украшать свою комнату. В такие моменты ценность принимается внутренним миром ребёнка. Он использует ценность не только на словах, но и на деле.

Поскольку человека реально воспитывает сама жизнь, среда общения, а не отдельные школьные мероприятия, то многие воспитательные шаги спланировать невозможно. Осмысление ценности может предшествовать практике, а может произойти и значительно позже. Большинство добрых дел, составляющих процесс воспитания, возникает на уроках, переменах, на школьном дворе спонтанно. Важно, чтобы у учителя изначально была установка на доброе отношение к детям, отказ от позиции «наказывающего наставника» и переход в позицию «доброго помощника», который терпеливо реагирует на возникающие ситуации, помогает детям осмысливать и принимать важные идеи и правила поведения (духовные ценности). И главное – это положительный личный пример учителя, а не нотации и наказания. Только таким образом можно строить с учениками партнёрские отношения, основанные на равенстве сторон и на доверии друг другу. Это непростой личностный выбор педагога, но только он может способствовать подлинному каждодневному нравственному воспитанию личности.

В то же время вполне поддаётся планированию та часть «добрых дел», которые принято называть системой воспитательных мероприятий (праздники, экскурсии, классные часы, специальные уроки и т.п.), которые нельзя планировать ради «галочки» в отчёте или только ради информирования ребят о каких-то ценностях. Все эти мероприятия можно использовать для двух важных педагогических действий:

1) Моделировать ситуации, требующие нравственного выбора, когда следование понятным идеям и правилам противоречит обстоятельствам, другим правилам, собственным интересам и т.п. Лишь сознательно моделируя такие ситуации, мы можем планировать то, как будем помогать ребятам делать нравственный выбор, искать выход из затруднительной ситуации.

2) Осуществлять с детьми рефлексию ситуации – обсуждать и осмысливать действия после их завершения. Здесь помимо разговора о том, что получилось хорошо, а что плохо, необходимо также предлагать ребятам формулировать вывод – как стоит вести себя в дальнейшем. Тогда вместо чтения нотации о правильном поведении мы получим от ребят самостоятельно сформулированную нравственную норму. А то правило, которое придумал и принял сам, исполнять значительно проще и приятнее.

Всё многообразие добрых дел, которые могут происходить в школе, традиционно разделяют на три официальных вида деятельности.

1) Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.

2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д.

3) Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего района и т.п.).

Если не попытаться согласовать жизнь ученика в стенах школы с тем, что происходит за её пределами, то большинство воспитательных усилий педагогов будут потрачены впустую. Конечно, никакому образовательному учреждению не под силу изменить всё современное общество. Однако школа может стать культурным центром определённой микросреды. Для этого в рамках той же «внешкольной деятельности» необходимо как минимум сделать два усилия.

1) Выстроить конструктивную и регулярную работу с родителями (семьями).

В начальной школе родители, как правило, готовы активно участвовать в жизни детей, по крайней мере, интересуются ею. Здесь важно соблюсти золотую середину: не отгораживаться от родителей «режимом посещения школы», разумно и избирательно относиться к возможным предложениям с их стороны. Важно, как и с учениками, начать выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности, так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса, школы, чтобы они чувствовали, что школа – это не камера хранения и не инкубатор, а среда для жизни их детей. Эта среда в идеале должна быть не менее комфортной и уютной, чем семейный дом, а в ситуации с трудными семьями – становиться образцом правильного отношения к детям. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно устраивать совместные добрые дела: сообща с детьми и родителями готовить праздники, организовывать пространство класса, но только на основе добровольного участия родителей. В этих рамках вполне можно и нужно вести педагогическое просвещение родителей учеников – объяснять им цель и смысл нового развивающего подхода к образованию – обучению и воспитанию.

2) Организовать взаимодействие школы с культурными и общественными организациями.


4.Методы и подходы к осуществлению процесса воспитания:


1.личностно - ориентированный – личность ребенка - высшая социальная ценность; принятие его таким, какой он есть, умение влиять на его развитие;

2.системно -деятельностный – ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, проектная, трудовая, творческая, досуговая, благотворительная и т.п.

3.средовый - включение каждого ребенка в деятельность и

проблемы социума, ближайшего окружения.

4.комплексный – воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка параллельно, а не по очереди. Единство воспитание и обучения.

5.гуманизация межличностных отношений – уважение к ребенку, к его мнению, доброта и понимание.


5.Содержание воспитательной программы и ее компоненты.

Программа реализуется через систему кружков, спортивных секций, классных часов, внеклассных мероприятий, общешкольных проектов и т,д.

Программа внеурочной деятельности (1-4 классы)



Направление деятельности

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

1 класс Подпрограмма «Познай себя»

Спортивно-оздоровительное направление.

1

«Будем здоровы!»

33

10

23

2

Полезные привычки

8

4

4

3

Разговор о правильном питании

8

4

4

4

Соревнования и спортивные праздники

17

2

15

5

Спортивный кружок «Легкая атлетика»

33

12

21

Духовно-нравственное направление.

6

«Азбука нравственности»

33

21

12

Общекультурное направление

7

«Смотрю на мир глазами художника»

33

13

20

8

Кружок «В мире прекрасного»

33

3

30

Общеинтеллектуальное направление.

9

Кружок «Логика»

15

10

5

Социальное направление

10

«Я в мире других» (классные часы)

33

30

3

2 класс Подпрограмма «Научись дружить»

Спортивно-оздоровительное направление .

11

«Будем здоровы!»

35

10

25

12

Полезные привычки

8

4

4

13

Разговор о правильном питании

8

4

4

14

Соревнования и спортивные праздники

17

2

15

15

Спортивный кружок «Легкая атлетика»

35

5

30

Духовно-нравственное направление.

16

«Азбука нравственности»

35

2

35

Общеинтеллектуальное направление.

17

Кружок «Логика»

15

6

9

Общекультурное направление

18

«Смотрю на мир глазами художника»

35

25

10

19

Кружок «В мире прекрасного»

35

5

30

Социальное направление

20

«Я в мире других» (классные часы)

35

17

18

3 класс Подпрограмма «Коллективная жизнь»

Спортивно-оздоровительное направление .

21

«Будем здоровы!»

35

10

25

22

Полезные привычки

8

4

4

23

Разговор о правильном питании

8

4

4

24

Соревнования и спортивные праздники

17

2

15

25

Спортивный кружок ОФП

35

5

30

Социальное направление

26

«Я в мире других» (классные часы)

35

17

18

Духовно-нравственное направление.

27

«Азбука нравственности»

35

5

30

28

Классные часы




Общекультурное направление

29

Кружок «Школьный театр»

35

5

30

30

Кружок «В мире прекрасного»

35

5

30

4 класс Подпрограмма «В единстве - сила»

Спортивно-оздоровительное направление .

31

«Будем здоровы»

35

5

30

32

Полезные привычки

8

4

4

33

Разговор о правильном питании

8

4

4

34

Соревнования и спортивные праздники

9


9

35

Спортивный кружок «Старты надежды»

35

5

30

Духовно-нравственное направление.

36

Основы светской этики

35

5

30

Социальное направление

37

Проблемно- ценностное общение (классные часы)

35

17

18

38

Кружок «Школа лидера»

35

12

23

Общеинтеллектуальное направление.

39

Кружок «Наш мир и я»

35

5

30

40

Кружок «Юный журналист»

35

5

30

Общекультурное направление

41

Кружок «Школьный театр»

35

5

30

Организационные классные часы

1 класс Подпрограмма «Познай себя»

1-1

Чему учат в школе

1

1


2-1

Правила поведения на уроке

1

1


3-1

Режим дня – основа жизни человека

1


1

4-1

Культура поведения на переменах

1


1

5-1

«Зимушка-зима!» Техника безопасности в каникулярное время

1


1

6-1

Осторожно, первый лед!

1

1


7-1

«О полезных и вредных привычках». Правила поведения на водоёмах и меры безопасности в весенний период

1


1

8-1

«Это нужно знать!» Правила поведения в экстремальной ситуации

1


1

9-1

Если ты дома один

1

1


10-1

«Жизнь дана на добрые дела». Правила поведения на водоёмах и меры безопасности в летний период

1

1


2 класс Подпрограмма «Научись дружить»

1-2

Правила поведения в школе.

1

1


2-2

«Культура речи». Правила поведения в общественных местах.

1

1


3-2

«Чего не надо бояться».

«Инструктаж по технике безопасности на каникулах»

1

1


4-2

«Здравствуй, лето красное!» Инструктаж по технике безопасности на летних каникулах.

1


1

3 класс Подпрограмма «Коллективная жизнь»

1-3

Классный коллектив (беседа-диалог, распределение поручений).

1

1


2-3

«Современный транспорт – зона повышенной опасности». Инструктаж по технике безопасности во время осенних каникул.

1

1


3-3

«Почему мы не слушаемся родителей». Инструктаж по технике безопасности во время проведения новогодних ёлок, на льду.

1

1


4-3

«Умей организовать свой досуг». Инструктаж по технике безопасности во время весенних каникул.

1

1


4 класс Подпрограмма «В единстве - сила»

1-4

«Уважай старших». «Инструктаж по технике безопасности в школе»

1

1


2-4

Учимся быть пешеходами

1


1

3-4

« Пристегнись!» «Профилактика травматизма в период осенних каникул».

1

1


4-4

«Какая она русская зима?» «Инструктаж по технике безопасности во время праздников и зимних каникул»

1

1


5-4

«Надо ли прислушиваться к советам родителей».

«Инструктаж по технике безопасности поведения на льду в весенний период»

1

1


6-4

«Почему мы говорим неправду». «Инструктажи по технике безопасности в каникулярное время»

1

1


7-4

« Вот и стали мы на год взрослей». « Инструктаж по технике безопасности поведения во время летних каникул»

1

1


8-4

«Безопасность на дорогах»

1



Беседы, тематические классные часы

1 класс Подпрограмма «Познай себя»

1.1

Здравствуй, школа!

1

1


1.2

В гости к нам портфель пришёл

1

1


1.3

Безопасный путь в школу и домой

1


1

1.4

Урок в Комнате Боевой Славы

1


1

1.5

Книга – лучший друг

1


1

1.6

Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье

1


1

1.7

Герои Отечества. Экскурсия в Комнату Боевой Славы

1


1

1.8

Государственные символы России

1


1

1.9

Все работы хороши – выбирай на вкус

1

1


1.10

В мире загадок

1

1


1.11

Причины возникновения пожара

1


1

1.12

Умеем ли мы правильно питаться?

1


1

1.13

Знания – сила

1

1


1.14

День защитника Отечества

1

1


1.15

Праздник вежливых наук

1


1

1.16

Мамин праздник «Какое чудесное слово «мама»!

1


1

1.17

Мойдодыр

1


1

1.18

Жадность и жадины

1

1


1.19

Первый полет

1


1

1.20

В научном городке

1


1

1.21

Чувства…Что мы знаем о них?

1


1

1.22

День Победы – самый главный день

1


1

2 класс Подпрограмма «Научись дружить»

2.1

День знаний

1


1

2.2

Правила поведения в школе.

1


1

2.3

День поселка «Жители с. Песчаное - одна семья»

1


1

2.4

Уроки мужества, посвящённые Дню героев Отечества (Школьный музей)

1

1


2.5

Новогодние традиции

1

1


2.6

Рождественские встречи.

1


1

2.7

Беседа «Что такое хорошо, а что такое плохо»

1

1


2.8

Беседа «Первый полёт»

1

1


2.9

День Победы. Урок мужества (Школьный музей)

1

1


3 класс Подпрограмма «Коллективная жизнь»

3.1

«Школа- семья семей!»

1

1


3.3

Жизнь дана на добрые дела.

1

1


3.4

День народного единства.

1

1


3.5

Культура речи.

1

1


3.6

Уважай старших.

1

1


3.7

«Нашим мамам – ласковым и нежным самым».

1

1


3.8

Классный час, посвященный Дню конституции «Урок России».

1

1


3.9

Современный транспорт – зона повышенной опасности.

1


1

3.10

Выбирай сердцем.

1


1

3.11

Хлеб – всему голова.

1


1

3.12

Традиции моей семьи.

1


1

3.13

Чего не надо бояться.

1


1

3.14

День птиц.

1


1

3.15

Спеши делать добро.

1


1

3.16

День смеха.

1


1

3.17

Почему мы не слушаемся родителей.

1

1


3.18

Почему мы говорим неправду.

1

1


3.19

Надо ли прислушиваться к советам родителей.

1

1


3.20

Урок Мужества и Славы «Этот День Победы»

1

1


3.21

Кто может считаться настоящим другом.

1

1


4 класс Подпрограмма «В единстве - сила»

4.1

«Здоровая семья - здоровые дети»

1


1

4.2

Кл.час: «Основные законы бесконфликтного сосуществования»

1


1

4.3

Кл.час «Добро и зло вокруг нас»

1


1

4.4

Кл.час «Один за всех и все за одного».

1


1

4.5

Кл.час «Моя родословная»

1


1

4.6

День семьи

1


1

4.7

Конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»




Досугово - развлекательная деятельность

1 класс Подпрограмма «Познай себя»

1.1

Мероприятия ДК

1

1


3.1

Праздник «Посвящение в первоклассники»

1

1


4.1

Поход в бор

1

1


5.1

День матери. «Сердце матери»

1

1


6.1

«Новый год». Новогоднее представление

1


1

7.1

Рождественские встречи (каникулы)

1


1

8.1

Утренник «Проводы Букваря»

1


1

9.1

8 марта «Какое чудесное слово «мама»!

1


1

10.1

Праздник «День защитника Отечества»

1


1

11.1

«Широкая Масленица»

1


1

13.1

Поход в кино

1

1


14.1

Обзорная экскурсия в Комнату Боевой Славы

1

1


15.1

Праздник подведения главных итогов года

1


1

16.1

Последний звонок

1


1

2 класс Подпрограмма «Научись дружить»

1.1

Школьная линейка «Первый звонок»

1

1


2.1

День учителя

1


1

3.1

День школьного братства «Мы - одна семья»

1


1

4.1

День рождения

1


1

5.1

День матери. Выставка творческих семейных работ «Золотые руки».

1


1

6.1

«Спортивный Новый год»

1


1

7.1

День защитников Отечества

1


1

8.1

8 марта «В семье моей расцвёл букет»

1


1

9.1

Масленица

1


1

10.1

Экскурсия

1


1

11.1

День школьного братства . День закрытия школьной олимпиады, посвящённый Всемирному дню здоровья «Спортивная семья»

1


1

12.1

Экскурсия «Уголок малой Родины»

1


1

13.1

Утренник «До свидания ,2 класс!»

1


1

3 класс Подпрограмма «Коллективная жизнь»

1.3

Удивительное – рядом.




2.3

Зимушка-зима.

1



3.3

День Защитника Отечества.

1



3.4

Утренник «Нашим мамам – ласковым и нежным самым».

1



3.5

Новый год.

1



3.6

Умей организовать свой досуг.

1



3.7

Путешествие в страну Здоровья.

1



3.8

Вот и стали мы на год взрослей.

1



4 класс Подпрограмма «В единстве - сила»

1.4

День знаний.

1

1


2.4

Посещение планетария

1

1


3.4

Русские народные игры

1


1

4.4

Конкурс рисунков «Моя семья»

1


1

5.4

«Старты надежд»

1


1

6.4

«Новый год». Новогоднее представление

1


1

7.4

Рождественские встречи (каникулы)

День здоровья.

1


1

8.4

Семейная спартакиада – лыжные гонки (на санках).

1


1

9.4

Кл.час «День святого Валентина».

1


1

10.4

Кл. час « А ну-ка, девочки!»

1


1

11.4

8 марта

1


1

12.4

«Широкая Масленица»

1


1

13.4

«День Космонавтики»

1


1

14.4

День юмора и шуток.

1


1

15.4

День Земли.

1


1

16.4

Праздник подведения главных итогов года

1


1

17.4

Последний звонок

1


1

18.4

Выпускной вечер

1


1


5.1.Ученическое самоуправление


Ученическое самоуправление нацелено на формирование культуры самостоятельного творчества, которая приобщает всех членов школьного коллектива к миру общечеловеческих ценностей, что предполагает развитие творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ребёнку самореализовываться в различных видах и формах деятельности.

Работа по этому направлению организовывается следующим образом:




6.Роль семьи в учебно-воспитательном процессе.


Семейный кодекс, Конвенция ООН о правах ребёнка, Закон « Об образовании»,

подчёркивают исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

Родители в лице Управляющего совета класса совместно с учениками и учителями призваны участвовать в планировании, в проведении не только школьных праздников, но и в организации благотворительных акций, просветительской работе, проведение экскурсий, творческих конкурсов, совместных игр и спортивных праздников и т.д.


Совместные задачи деятельности педагогов и родителей:

- забота о здоровье детей;

- обеспечение общекультурного и интеллектуального развития детей;

- подготовка детей к самовоспитанию и саморазвитию;

- трудовое воспитание детей.


В рамках данной программы предполагается проведение работы с родителями по следующим направлениям:


Направление деятельности

Формы работы

Вовлечение родителей в учебную и воспитательную деятельность класса.

- отчёт и перевыборное собрание по итогам года, планирование деятельности согласно учебно- воспитательного плана;

- изучение семейных ценностей и учёт их при планировании совместной воспитательной деятельности;

Позитивная представленность личности учителя.


Предоставление информации, демонстрирующей личностный опыт и достижения педагога;

( открытые уроки, открытые внеклассные мероприятия, классные часы)

Позитивная представленность

деятельности администрации

школы, психолога, социального

педагога

- утверждение прав и обязанностей

УС класса;

- ознакомление с нормативными документами ОУ;

-ознакомление со сферой деятельности и объёмом возможной помощи со стороны всех субъектов учебно – воспитательного процесса.

Организация клубной работы по интересам, культурной массовой

работы.

- проведение мероприятий и выбор форм работы (« День пожилого человека», « День матери», « Мама, папа, я – спортивная семья», посещение театров, выставок, проведение экскурсий и т.д.)

Целевая программа по

благоустройству

школы.

- косметический ремонт классной комнаты;

- частичное пополнение библиотечных фондов;

- материальная помощь в организации учебно-воспитательного процесса.

Разработка перспективных форм взаимодействия семьи и дополнительного образования

-изучение спроса на направления кружковой и секционной деятельности и его удовлетворение


7.Ресурсы для реализации программы


  • Программа духовно-нравственного воспитания и развития в образовательной системе «Школа России»;

  • Воспитательные программы МОУ «Песчанская СОШ»

  • Программы кружков, творческих объединений, спортивных секций;

  • Квалифицированные педагогические кадры, участвующих в реализации этих программ;






















8.Инструментарий мониторинга воспитательной работы.

Методика «Кто Я?»

(модификация методики М. Куна)

Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 9—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: каждому учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».

Критерии оценивания:

1. Дифференцированность — количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).

2. Обобщенность — степень обобщенности сужденийхарактеристик «Я».

3. Самоотношение — соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.

Уровни оценивания:

• Дифференцированность

1. 1—2 определения, относящиеся к 1-й, 2-й категориям.

2. 3—5 определений, преимущественно относящихся ко

2-й, 3-й категориям (социальные роли, интересы, предпочтения).

3. От 6 определений и более, включая более 4 категорий,

в том числе характеристику личностных свойств.

• Обобщенность

1. Учащиеся называют конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы.

2. Совмещение категорий 1-й и 3-й.

3. Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый).

• Самоотношение

1. Преобладание отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое количество отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение).

2. Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).

3. Преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).

Методика «Беседа о школе»

(модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)

Цель выявления сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступле­нию в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 6,5 – 8 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание оценивания: ученик должен ответить на вопросы:

  1. Тебе нравится в школе?

  1. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3. Предстань, что ты встретил малыша из детского сада. который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой - хороший ученик?» Что ты ему ответишь?

4. Представь, что тебе предложили не каждый день учить­ся в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить и школу.Ты согласишься?

5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день. физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение. математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: Подумай. о чем он тебя может спросить.

7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятёрку в журнал».

Критерии оценивания:

  1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учепия, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически

школьного содержания.

  1. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.

  2. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальные занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988).

Уровни оценивания:

0 - Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.

1 - Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

2 - Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.

3 - Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.


Рефлексивная самооценка учебной деятельности

Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников

в учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Возраст: 10,5—11 лет.

Метод оценивания: фронтальный: письменный опрос.

Описание задания: учащимся предлагается в свободной

форме письменно ответить на вопросы:

1. Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.

2. Можно ли тебя назвать хорошим учеником?

3. Чем ты отличаешься от хорошего ученика?

4. Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про

себя: «Я — хороший ученик»?

Критерии оценивания:

— адекватность выделения качеств хорошего ученика

(успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению).

Уровни рефлексивной самооценки школьника:

1. Называет только одну сферу школьной жизни.

2. Называет две сферы школьной жизни.

3. Называет более двух сфер школьной жизни; дает адекватное определение отличий «Я» от «хорошего ученика».

Уровни оценивания:

1. Называет только успеваемость.

2. Называет успеваемость и поведение.

3. Дает характеристику по нескольким сферам; дает адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»:

1 — нет ответа, 2 — называет достижения, 3 — указывает

на необходимость самоизменения и саморазвития.


Незаконченная сказка



Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка ; коммуникативное действие - умение задать вопрос.

Описание задания: Ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»

Критерии оценивания:

  • интерес к сказке и инициатива ребенка, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки;

  • адекватность высказывания ребенка.

Показатели уровня выполнения задания:

  • 1 низкий – ребенок интереса к чтению сказки не проявляет; вопросов не задает,

  • 2 средний– ребенок проявляет интерес к сказке, сам инициативы не проявляет, после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку;

  • 3 высокий – ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.


Методика «Незавершенная сказка». Данная методика измеряет выраженность познавательных интересов, способность к смыслообразованию, инициативность в познавательной деятельности, способности к установлению контакта в процессе познания, умение задавать вопросы.


№ п/п

Ф.И.

низкий

средний

высокий

1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.





11.





12.





13.





14.





15.





16.





17.





18.





19.





20.





21.






Итого:





%





  1. Я учусь, чтобы быть отличником.

  2. Я учусь, чтобы родители не ругали.

  3. Я учусь, потому что учиться интересно.

  4. Я учусь, чтобы получить знания.

  5. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу.

  6. Я учусь, чтобы потом продолжить образование.

  7. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать.

  8. Я учусь, чтобы одноклассники уважали.

  9. Я не хочу учиться.

  10. Я учусь, чтобы хорошо закончить школу.

  11. Я учусь, потому что этого требуют учителя.

  12. Я учусь. потому что на уроках я узнаю много нового.

  13. Я учусь, чтобы развивать ум и способности.

  14. Я учусь, потому что хорошо учиться — долг каждого ученика перед обществом.

  15. Я учусь, чтобы получить интересную профессию.

  16. Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу.

  17. Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу чтобы меня уважали.

18. Я не люблю учиться.

19. Я учусь, чтобы получать хорошие отметки.

20. Я учусь чтобы сделать родителям приятное.

21. Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.

  1. Я учусь, чтобы стать образованным человеком.

  1. Я учусь, потому что учение — самое важное и нужное дело в моей жизни.

  1. Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу.

  2. Я учусь, чтобы меня хвалили.

  3. Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним.

  4. Мне не нравится учиться.

Обработка результатов: подсчитывается количество бал лов, набранных по каждой шкале. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.

Критерии оценивания: Интегративные шкалы:

  • учебно-познавательная — суммируются баллы по шкалам (3 — познавательная + 4 — учебная);

  • социальная — суммируются баллы по шкалам (5 — широкие социальные мотивы + 6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте);

  • внешняя мотивация — суммируются баллы по шкалам: (1 — отметка + 7 — прагматическая);

  • социальная — стремление к одобрению — суммируются баллы по шкалам (2 — требования авторитетных лиц + 8 -социальная мотивация — позиционный мотив);

  • негативное отношение к школе — 9.

Уровни оценивания:

  1. Пик на шкале «негативное отношение к школе».

  2. Пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная одобрение).

  3. Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.

  4. Пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.

Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи

Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания — выделение моральнго содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как ос­нования построения межличностных отношений.

Возраст: 7—8 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и задаёт ему вопросы. Пол героя рассказа и соответственно его имя меняются в зависимости от пола исследуемого ребенка. Для мальчиков персонаж — мальчик, для девочек — девочка.

Текст рассказа:

Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему (ей) надо есть на обед. Она попросила его (ее) помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей (Лена) поел(а) и сел(а) смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал(а). Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начата мыть ее сама. Андрею (Лене) стало грустно, и он (она) ушел (ушла) в свою комнату.

Вопросы:

  1. Почему Андрею (Лене) стало грустно?

  2. Правильно ли поступил(а) Андрей (Лена)?

  3. Почему?

  4. Как бы ты поступил(а) на месте Андрея (Лены)?

Критерии оценивания:

  1. Ориентация на эмоции и чувства героя в выделении морального содержания ситуации (ответ на вопрос 1).

  2. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 4).

  3. Ориентация на норму взаимопомощи (ответы на вопросы 2 и 3). Возможно выделение и вербализация нормы ребёнком уже при ответе на вопрос 1.

  4. Уровень моральных суждений (ответ на вопрос 3).
    Выделение установки ребенка на просоциальное поведе­ние (ответ на вопрос 2).

Уровни выделения морального содержания поступка:

К в о п р о с у 1:

  1. Ребенок не выделяет морального содержания рассказа,
    у него нет адекватного ответа (не знаю). Ориентировка на связь эмоций Андрея (Лены) и невыполненного поручения отсутствует.

  2. Ребенок ориентируется на связь эмоций матери и Андрея (Лены), но еше не выделяет морального содержания рассказа — грустно, потому что мама вздохнула.

  3. Ребенок выделяет моральное содержание рассказа, ориентируясь на чувства героев, указывает на невыполненную просьбу матери — ему грустно, потому что мама его попросила, а он не сделал. Ориентировка на связь эмоций ребенка и невыполненной просьбы мамы.

  4. Ребенок выделяет моральное содержание рассказа и даёт ответ с указанием причины негативных эмоций героя — невыполнения нормы взаимопомощи — грустно, потому что нужно помогать, когда тебя просят.

Уровни ориентации на просоциальное поведение:

К вопросу 2:

  1. Установка на просоциальное поведение отсутствует — нет ответа, неадекватная оценка поведения.

  2. Неустойчивая ориентация на просоциальное поведение — и верно, и неверно.

  3. Принятие установки на просоциальное поведение — указание на неправильное поведение героя.

Уровни развития моральных суждений:

К вопросу 3:

  1. Указание на власть и авторитет — мама (папа) накажет.

  2. Инструментальный обмен — не дадут мультики смотреть.

  3. Межличностная конформность — не будет больше просить, обидится; хорошие дети так не делают.

  4. Называет норму как правило — надо помогать.

Уровни решения моральной дилеммы:

К вопросу 4:

  1. Нет выделения морального содержания ситуации — нет ответа.

  2. Отсутствует ориентация на выполнение нормы — поступил бы, как Андрей (Лена); возможно добавление развлекательных действий — поиграл, попрыгал.

3. Ориентация на норму взаимопомощи как основание поступка — помыл бы посуду, помог бы маме помыть посуду, старшим надо помогать.

Для уровня начальной школы показателями благополучия морального развития являются; 1) ориентация на чувства и эмоции героев (грустно, вздохнула) как показатель децентрации (учет позиции матери); 2) установка на просоциальное поведение; 3) уровень развития моральных суждений — конвенциональный уровень, 3-я стадия межличностной конформности.

Задание на выявление уровня моральной децентрации

(Ж. Пиаже)

Цель: выявление уровня моральной децентрации как спо­рности к координации (соотнесению) трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на ос­пине принципа компенсации.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм.

Возраст: 7—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и за­дает ему вопросы.

Текст рассказа:

Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по бере­гу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по бу­лочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду.

Вопрос ы:

  1. Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку?

  2. Почему?

  3. Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?

Критерии оценивания:

  1. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 1).

  2. Способ координации норм (ответ на вопрос 2).

  3. Решение моральной дилеммы с усложнением условий (ответ на вопрос 3).

Уровни оценивания:

  1. Отказ дать малышу еще одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок — нет, он уже получил свою булочку, он сам виноват, уронил ее (норма ответственности и санкция). Осуществляется уче1 только одной нормы (справедливого распределения). Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя.

  2. Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками — дать еще, но каждому (норма справедливого распределения). Координация норм справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм.

  3. Предложение дать булочку самому слабому — дать ему еще. потому что он маленький (норма взаимопомощи и идея справедливости с учетом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требуюши оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому). Децентрация на основе координации нескольких норм на основе операций эквивалентности и компенсации (Л. Кольберг).

Моральная дилемма

(норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)

Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания.

Возраст: 7—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: то же, что в предыдущем задании.

Текст рассказа:

Олег и Антон учились в одном классе. После уроков, когда все собирались домой, Олег попросил Антона помочь найти свой портфель, который пропал из раздевалки. Антону очень хотелось пойти домой поиграть в новую компьютерную игру. Если он задержится в школе, то не успеет поиграть, по­тому что скоро придет папа и будет работать на компьютере.

Вопрос ы:

  1. Что делать Антону?

  2. Почему?

  3. А как бы поступил ты?

Уровни оценивания: ориентация на интересы и потреб­ности других людей; направленность личности — на себя или на потребности других.

К в о п р о с у 1 (3):

1. Решение проблемы в пользу собственных интересов без учета интересов партнера — пойти домой играть.

2. Стремление к реализации собственных интересов с учетом интересов других — найти кого-то, кто поможет Олегу, взять Олега к себе в гости поиграть в компьютер.

  1. Отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи, — остаться и помочь, если в портфеле что-то очень важное, если больше некому помочь найти.

Уровни развития моральных суждений:

К в о п р о с у 2:

1. Стадия власти и авторитета — Олег побьет, если Антон не поможет, Антон уйдет, потому что дома будут ругать, и: он задержится в школе.

2. Стадия инструментального обмена — в следующий раз Олег поможет Антону, нет, Антон уйдет, потому что Олег раньше ему не помогал.

3. Стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений — Олег — друг, приятель, друзья должны помогать, и наоборот.

1. Стадия «закона и порядка» — люди должны помогать друг другу.


Анкета «Оцени поступок»

(Дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004)

Цель: выявление степени дифференциации конвенцио­нальных и моральных норм (см. табл. 4).

Оцениваемые универсальные учебные действия: выделе­ние морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: 7—10 лет.

Метод оценивания: фронтальное анкетирование.

Описание задания: детям предлагают оценить поступок мальчика/девочки (причем ребенок оценивает поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки.

Детям предстоит оценивать разные поступки таких же, как они, мальчиков и девочек, всего 18 поступков. Напротив каж­дой ситуации они должны поставить один из выбранных ими баллов. В верхней части анкеты есть таблица, в которой ука­зано, что означает каждый балл. После обсуждения значения каждого балла дети приступают к выполнению задания.

Ниже представлены:

  • семь ситуаций, включающих нарушение конвенциональных норм

(1, 3, 6, 9, 11, 13, 16);

  • семь ситуаций, включающих нарушение моральных норм

(2, 4, 7, 10, 12, 14, 17);

- четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки

(5, 15, 8, 18).

Анкета Оценка поступка в баллах


1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

Так делать можно

Так делать иногда можно

Так делать нельзя

Так делать нельзя ни в коем случае

Инструкция: поставь оценку в баллах мальчику (девочке) в каждой ситуации.


  1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.

  2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.

  3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.

  4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убраться в квартире

  5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.

  6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и на накрошил(а) на столе.

  7. Мальчик (девочка) не угостил (а) родителей конфетами.

  8. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.

  9. Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.

  10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) ябло­ком.

  11. Мальчик (девочка) бросил(а) на землю фантик от кон­феты.

  12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.

  13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запре­щенном месте.

  14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе по­жилому человеку.

  15. Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.

  16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.

  17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.

  18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и вклю­чил свет.

Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характери­зующих степень недопустимости для ребенка нарушения кон­венциональных и моральных норм.

Уровни оценивания:

  1. Сумма баллов, характеризующая недопустимость нару­шения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, ха­рактеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4 балла.

  2. Суммы равны (±4 балла).

  3. Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующую недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4 балла.

Методика «Рукавички» (Г.Л. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществле­ния сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 6,5—7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

  • умение детей прийти к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

  • взаимопомощь по ходу рисования;

  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровени оценивания:

1.Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.

  1. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

  2. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.


9.Список литературы

1 « Как создать воспитательную систему школы» - П. Степанов

2.Педагогическое общество России Москва 2006 г.

3.« Управление развитием образовательного учреждения» - Т. Черникова ;

4.Творческий центр, Москва 2005 г.

5.« Классный руководитель» - Н.И. Дереклеева; Вербум – М. Москва 2005 г.

6.«Спутник классного руководителя»; Центр «Педагогический поиск» 2008,г

7. «Самовоспитание и самообразование в начальной школе»- М. Монтессори 2011г.

8. http://rudocs.exdat.com/docs/index-331140.html

9.http://hiydenschool.edusite.ru/DswMedia/planvospitrab3klass.doc

10.http://festival.1september.ru/articles/579119/

11.http://www.ozon.ru/context/detail/id/4160564/





17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа воспитательной работы

Автор: Гумирова Надежда Викторовна

Дата: 08.02.2022

Номер свидетельства: 599836

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Программа воспитательной работы в колледже "
    ["seo_title"] => string(47) "proghramma-vospitatiel-noi-raboty-v-kolliedzhie"
    ["file_id"] => string(6) "233660"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443183240"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Программы воспитательной работы (5 – 7 класс) "
    ["seo_title"] => string(43) "proghrammy-vospitatiel-noi-raboty-5-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "194542"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427790774"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Программа воспитательной работы "Новое поколение" "
    ["seo_title"] => string(52) "proghramma-vospitatiel-noi-raboty-novoie-pokolieniie"
    ["file_id"] => string(6) "209748"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431279301"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Программа воспитательной работы на 2014 - 2015 уч.г. в соответствии с ФГОС "Сотрудничество семьи и школы" "
    ["seo_title"] => string(109) "proghramma-vospitatiel-noi-raboty-na-2014-2015-uch-gh-v-sootvietstvii-s-fgos-sotrudnichiestvo-siem-i-i-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "120113"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413618426"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Дополнительная адаптированная рабочая программа    воспитательной  работы  « Здоровье - это  все,   и даже больше» 8 класс "
    ["seo_title"] => string(121) "dopolnitiel-naia-adaptirovannaia-rabochaia-proghramma-vospitatiel-noi-raboty-zdorov-ie-eto-vsie-i-dazhie-bol-shie-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "187314"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426501185"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства