Программа внеурочной деятельности "Профориентация"
Программа внеурочной деятельности "Профориентация"
Программа внеурочной деятельности «Профориентация» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Н.А.Гимадиевой «В мире профессий» (Сборник программ «Организация внеурочной деятельности в начальной школе». Методическое пособие/ составители А.П.Мишина, Н.Г.Шевцова. – М.: Планета, 2015 (Образовательный стандарт). В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа общекультурного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Программа кружка «Профориентация» разработана на основе авторской программы по «Тропинка в профессию» авт. С. И. Кондратенко.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Профориентация"»
Программа внеурочной деятельности «Профориентация» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Н.А.Гимадиевой «В мире профессий» (Сборник программ «Организация внеурочной деятельности в начальной школе». Методическое пособие/ составители А.П.Мишина, Н.Г.Шевцова. – М.: Планета, 2015 (Образовательный стандарт). В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа общекультурного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Программа кружка «Профориентация» разработана на основе авторской программы по «Тропинка в профессию» авт. С. И. Кондратенко.
Представления о профессиях ребёнка 1-4 классов ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует воспитанию у детей представлений о разных профессиях как главной человеческой ценности.
21 век поставили перед человеком и цивилизованным обществом множество сложных и ответственных вопросов. Речь идет о проблеме профессиональной ориентации младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профориентации старших школьников. Однако в наш стремительный век, когда бурно изменяется экономика, актуальной становится целенаправленная работа по профессиональной ориентации уже с воспитанниками младших классов.
Особенность работы по профессиональной ориентации не заключают в подведении детей к выбору профессии. Главное – это развитие внутренних психологических ресурсов ребенка.
В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно расширить представление о различных профессиях.
В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образцов, конкретных ситуаций из жизни.
На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Программа направлена не только на удовлетворение познавательного интереса младших школьников, но и способствует нравственному воспитанию учащихся, становлению активной гражданской позиции школьников, окажет неоценимую услугу как учителю, так и детям, и родителям. Преимущество программы в том, что она совмещает работу одновременно двух направлений: учебное - проектная деятельность и воспитательно-образовательное – знакомство с миром профессий.
Занятия по данной программе строятся с учётом возрастных особенностей и возможностей ребенка.
Цель программы: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших учеников в будущем.
Задачи программы:
Образовательные:
формирование и развитие представления у детей о широком спектре профессий и их особенностях;
формирование уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
расширение знаний детей о разных профессиях.
Развивающие:
Развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
Развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
Воспитательные:
формирование положительного отношение к труду и людям труда;
пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с профессиями, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Методы:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
частично-поисковый;
исследовательский.
Форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальная;
индивидуально-фронтальная;
групповая;
индивидуальная.
Формы работы:
игры, загадки, беседы;
практические упражнения для отработки необходимых навыков;
выставки;
мастер-классы.
Программа внеурочной деятельности (кружка) «Профориентация» предназначена для учащихся 1-4 классов и составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся, рассчитана на проведение 1 часа в неделю:, 1 класс- 33 часа, 2-4 классы – 34 часа в год.
Наполняемость в группе до 12 человек.
Возраст детей 7-10 лет.
Режим работы – 1 раз в неделю.
Продолжительность 1 занятия – 35-45 минут.
Место проведения – классная комната.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности Ожидаемые результаты изучения курса «Профориентация»:
участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
расширение кругозора о мире профессий;
заинтересованность в развитии своих способностей;
участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;
возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;
способность добывать новую информацию из различных источников.
- полученные знания позволят детям ориентироваться в профессиях;
- дети смогут оценивать свой труд;
- дети получат знания и навыки, связанные с миром профессий.
В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами освоения программы внеурочной деятельности является формирование умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы;
В предложенный педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.
Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий;
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
Учиться работать по предложенному учителем плану;
Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности.
Коммуникативные УУД:
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и письменной;
Умение устанавливать контакт со сверстниками;
Эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества;
Умение слушать собеседника;
Обращаться за помощью в случае затруднения к учителю;
Предметными результатами освоения программы внеурочной деятельности является формирование умений:
Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам;
Выделять существенные признаки предметов;
Сравнивать между собой предметы;
Обобщать, делать несложные выводы;
Определять последовательность действий.
Формы учёта знаний, умений:
Выполнение самостоятельной творческой работы.
Традиционные выставки, приуроченные к календарным праздникам.
Тематические выставки согласно тематического плана.
4 класс (34 ч)
Тема 1. Любимое дело мое - счастье в будущем (2ч). Классный час презентация.
Организационный момент. Психологическая игра в круге. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное, строительное, газетное дело. Задание: установить порядок постройки дома, установить порядок создание газеты. Подведение итогов.
Тема 2. По дорогам идут машины (2ч). Беседа-тренинг.
История возникновения профессии шофера. Загадки о профессии шофер. Игра, кто самый внимательный. Игра: «Неуловимый шторм». Игра: «Какой это знак». Ролевая игра - драматизма «Улица».
Тема 3. Все работы хороши (2ч). Игра-конкурс.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра: расшифровка слова. Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра: «Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди лишнее». Итог игры. Награждение участников.
Тема 4. О профессии продавца (1ч). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово. Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей промолчать». Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра «магазин».
Тема 5. О профессии библиотекаря (2ч). Беседа с элементами игры.
Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая книжка». Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь». Оценка работы библиотекаря.
Тема 6. Праздник в городе мастеров (2ч). Занятие с элементами игры.
«Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Вопросы о мастерах. Разгадывание ребусов. Составление кроссворда. Задание «Самый трудолюбивый», Задание- сценки о профессиях. Подведение итогов.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса). Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты». Задание 1-штат редакции (корреспондент, фотограф, художник, наборщик). Задание 2- Вы редакторы (отредактировать текст). Задание 3- Вы - журналисты (написать текст). Задание 4 Вы - художники (выполнение иллюстрации). Итог: люди каких специальностей работают над созданием газеты.
Тема 8. Как проходят вести (2ч). Беседа с элементами игры.
Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались новости в древности). Изобретения в области связи. Современные профессии связи (почтальон, сортировщик почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер. с греч «далеко - пишу»). Виды связи, сотовая связь. Ролевая игра «Телефон».
Тема 9. Веселые мастерские (2ч). Беседа. Игра
Вводное слово. Столярная мастерская. Знакомство с инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска). Загадки об инструментах. Швейная мастерская. Загадки об инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». Подведение итогов.
Тема 10. Путешествие в город Мастеров (1ч). Профориентационная игра.
Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных сфер (человек-человек, человек-техника, человек-природа, человек- художественный образ, человек - знаковая система). Дается задание составить план района, придумать название улиц, заселить дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные жители - самоделки, железный дровосек.
Тема 11. Строительные специальности (2ч). Практикум.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать кроссворд. С чего начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра: «Поможем начальнику стройку организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если строить здание без соответствующего плана, почему так важно руководствоваться проектами при строительстве здания?
Тема 12. Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй (2ч). Беседа, игры
Вступление. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий на рисунке». Мастерская слова. Конкурс- игра: «Нитки - иголка».
Тема 13. Знакомство с прошлыми профессиями (2ч). Конкурс.
Введение. Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Конкурс: «Заводу требуются». Информация для любознательных. Знакомство с профессией плотника.
Тема 14. Человек трудом прекрасен (1ч). Игра.
Тема 15. Умеешь сам - научи другого (1ч). Практикум.