ПРОГРАММА внеурочной деятельности (социальное направление) "В мире профессий" (профориентация) 1-4 классы
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (социальное направление) "В мире профессий" (профориентация) 1-4 классы
Программа «В мире профессий» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования 3-его поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА внеурочной деятельности (социальное направление) "В мире профессий" (профориентация) 1-4 классы»
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
(социальное направление)
"В мире профессий"
(профориентация)
1-4 классы
Пояснительная записка
Программа «В мире профессий» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования 3-его поколения.
О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.
Работа по профориентации в начальной школе очень специфична. Особенность заключается в том, что в 1-4 классах не ставится цели подвести детей к выбору определённой профессии. Главное – развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей развитие школьника, важно расширить его представление о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации в начальной школе.
Объем программы:
Программа рассчитана для учащихся начальной школы, на 4 года обучения.
На реализацию курса отводится 134 часа по 1 занятию в неделю. 33 занятия в 1 классе и по 34 занятия со 2 по 4 классы (1 час в неделю).
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий, особенностями, назначением, важностью каждой из них;
формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
развивать интеллектуальные и творческие возможности детей;
воспитывать уважение к людям труда;
побуждать к осознанному профессиональному выбору в будущем;
создать условия для формирования коммуникативных навыков, опыта публичных выступлений.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Содержание курса
1 класс (33 ч)
1 раздел (5ч.)
Введение в мир профессий.
Выявить уровень знаний учащихся о профессиях. Подчеркнуть важное значение и огромную пользу всех без исключения профессий.
2 раздел (3ч.)
Профессии в школе.
Познакомить с профессией библиотекаря. Обобщить и уточнить знания детей о профессии учителя.
3 раздел (11ч.)
Знакомство с различными профессиями.
Познакомить с профессиями продавца, парикмахера, почтальона, врача, через очные и заочные экскурсии.
4 раздел (8 ч.)
Проект «Азбука профессий»
Проектная деятельность по составлению азбуки профессий. Изготовление книжек-малышек «Азбука профессий»
5 раздел (3ч.)
Профессия моих родителей
Рассказ детей о профессиях своих родителей. Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»
6 раздел (3ч.)
Итоговые занятия.
Викторина «Парад профессий» .
Праздник-отчёт «Все профессии важны, все профессии нужны!» с приглашением родителей и ребят из начальной школы.
2 класс (34 ч)
1 раздел (3ч.)
Введение в мир профессий.
Закрепить знания учащихся о профессиях, полученных в 1 классе. Подчеркнуть важное значение учебы в дальнейшей профессиональной деятельности.
2 раздел (5ч.)
Профессии в школе.
Познакомить и уточнить знания детей о профессиях школы: биолог, логопед, социальный педагог, психолог.
3 раздел (9 ч.)
Профессии, которые нас лечат.
Познакомить с профессиями врача скорой помощи, детским врачом - педиатром, зубным врачом - стоматологом, ортопедом, окулистом, через очные и заочные экскурсии.
4 раздел (7 ч.)
Знакомство с различными профессиями.
Познакомить с профессиями бухгалтер, воспитатель и профессиями людей занимаются строительством домов.
5 раздел (4ч.)
Проект «Профессии театра»
Проектная деятельность по составлению буклета профессий театра.
6 раздел (4ч.)
Профессия моих родителей
Рассказ детей о профессиях своих мам. Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»
7 раздел (2ч.)
Итоговые занятия.
Праздник в городе мастеров. Праздник для родителей.
3 класс (34 ч)
1 раздел (4ч.)
Введение в мир профессий.
Подчеркнуть важное значение и огромную пользу всех без исключения профессий.
2 раздел (10 ч.)
Профессии, связанные с транспортом
Познакомить, обобщить и уточнить знания детей о профессиях, связанных с транспортом Создание моделей некоторых видов транспорта. Повторить правила дорожного движения и ПБП.
3 раздел (11ч.)
Знакомство с различными профессиями.
Познакомить с «Талантливыми профессиями».
4 раздел (5 ч.)
Проект «Забытые профессии»
Проектная деятельность по составлению папки забытых профессий.
5 раздел (1ч.)
Профессия моих родителей
Рассказ детей о трудовых династиях семьи.
6 раздел ( 3ч.)
Итоговые занятия.
Радуга профессий.
4 класс (34 ч)
1 раздел (4ч.)
Введение в мир профессий.
Подчеркнуть важное значение и огромную пользу всех без исключения профессий.
2 раздел (18 ч.)
Профессии, которые нас охраняют
Познакомить, обобщить и уточнить знания детей о профессиях - отважных.
3 раздел (8 ч.)
Проект «Современные профессии»
Проектная деятельность по составлению презентации современных профессий.
4 раздел (4ч.)
Итоговые занятия.
Подведение итогов курса. Написание сочинений.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты (к концу 1 класса):
владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде;
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
Личностные результаты (к концу 2 класса):
сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края;
осознанность своей этнической и национальной принадлежности.;
владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
соблюдение правил здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.
Личностные результаты (к концу 3 класса):
становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
соблюдение правил здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред, понимание ценности различных профессий, связанных с экологическим образованием;
первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании;
навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Личностные результаты (к концу 4 класса):
становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред, понимание ценности различных профессий, связанных с экологическим образованием;
первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании;
навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
З) работа с информацией:
выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; признавать возможность существования разных точек зрения;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2)совместная деятельность:
формулировать краткосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
З) работа с информацией:
выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; признавать возможность существования разных точек зрения;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2)совместная деятельность:
формулировать краткосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
З) работа с информацией:
выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
З) работа с информацией:
выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
Предметные результаты должны обеспечивать первоначальные представления об:
основных сферах профессиональной деятельности человека;
основных понятиях, признаках профессий и их значениях в окружающем обществе;
предприятиях и учреждениях населенного пункта, района; хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края;
основных приемах выполнения учебных проектов.
Предметные результаты должны обеспечивать:
умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе практические задачи;
умение оперировать основными понятиями и категориями;
умение рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
умение переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;
умение выполнять учебные проекты;
приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной), безопасного использования электронных ресурсов Организации и сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "116308"
["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1412412838"
}
}