Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.
Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Задачи программы:
формировать положительное отношение к труду и людям труда.
развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников.
содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Ранняя профориентация для младших школьников"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Октемская средняя общеобразовательная школа им.П.И.Шадрина»
МР «Хангаласский улус»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Ранняя профориентационная работа
с младшими школьниками в сельской школе»
Составители: учителя методического объединения начальных классов Жукова В.М., Жукова З.П., Сангаджиева Е.Н., Трофимова С.Н.
Октемцы
Пояснительная записка
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Ранняя профориентационная работа с
младшими школьниками в сельской школе» составлена на основе следующих документов:
- требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;
- Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от 16.11.1997 №144 –фз от 13.02.2002 №20-фз и т.д.) статья 12 п.1 статья 26 п.1,2;
- Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Речь идет о проблеме профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе. В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профессиональной ориентации старших школьников. Однако в наш стремительный век, когда бурно развиваются новые отрасли хозяйства, приходят новые технологии труда, бурно изменяется экономика, социальная ситуация в обществе и т.д., актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации уже с учениками младшей школы. Сознательный выбор профессии возможен только тогда, когда младшие школьники имеют достаточную общую подготовку, информацию о разнообразии мира профессий. Решить эту задачу – значит помочь младшим школьникам правильно определить свое место в жизни и тем самым способствовать наиболее рациональному использованию трудовых ресурсов. Программа реализует социальное направление во внеурочной деятельности. Работа по данной программе представит детям широкую картину мира профессий, поможет выявить интерес к какой-либо деятельности, профессии с учетом индивидуальных предпочтений.
Важным направлением в содержании программы является нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
• трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
• ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об
эстетических ценностях;
• ценностного отношения к природе, окружающей среде;
• ценностного отношения к здоровью;
• формирование информационной грамотности современного школьника;
• развитие коммуникативной компетентности;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Программа дает возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.
Работа по профориентации в начальной школе очень специфична. Особенность заключается в том, что в 1-4 классах не ставится цели подвести детей к выбору определённой профессии. Главное – развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей развитие школьника, важно расширить его представление о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации в начальной школе.
Экскурсии, беседы с элементами практической деятельности, сюжетно-ролевые игры, играют важную роль в профессиональной ориентации младших школьников. Они способствуют расширению знаний о мире профессий, углубляют представления детей. Использование наглядности, игрового материала (кроссворды, загадки, пословицы, викторины), элементов занимательности, состязательности (мастер-классы, шоу, конкурсы) поможет создать у младших школьников многообразие впечатлений. В игре совершенствуются движения и умственные операции. Таким образом, ребёнок познаёт и запоминает мир профессий.
Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Задачи:
познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий, особенностями, назначением, важностью каждой из них;
формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников.
воспитывать уважение к людям труда;
создать условия для формирования коммуникативных навыков, опыта публичных выступлений.
Общая характеристика программы
«Ранняя профориентационная работа
с младшими школьниками в сельской школе»
Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью.
Изучение программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Введение в мир профессий» тесно связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир».
Описание места программы в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 11 лет. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю в каждом классе, в 1 классе — 33 часа в год, во 2-4 классах - 34 часа в год.
Личностные, метапредметные результаты освоения программы
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Предполагаемые результаты
Приобретение школьниками основ знаний о предметном мире, как основной среде обитания современного человека, понимание ценности культуры , умение представлять мир профессий, их социальное значение.
Развитие ценностных отношений школьников к труду, социальной роли в мире.
Приобретение опыта для творческой самореализации при оформлении своего дома, класса, при изготовлении подарков близким и друзьям. Приобретение опыта общения с представителями других социальных групп, опыт заботы о малышах, старших людях, ветеранах, животных, природе.
Итоги учётазнаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Содержание программы
Раздел. 1. Введение в мир профессий
Теоретические занятия: Зачем человек трудится? Какие профессии ты знаешь? Кем я хочу стать?
Практическая часть: Игра «Собери пословицу о труде» Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» Защита проектов. Мониторинг (для 1 кл –рисуночный). Экскурсия
Раздел. 2. Профессии в школе
Теоретические занятия: каким должен быть учитель Беседа о любимых воспитателях, выявление главных их качеств. Знакомство с основными психологическими понятиями. Как помогает логопед? Кто такой библиотекарь?
Практическая часть: Сценка «На уроке». Конкурс загадок на тему: «Школа».
Беседа. Кто такой учитель? Встреча с психологом. Логопедический тренинг для детей «Игры с буквами». Игра «Угадай, что напишу». Игра «Буквы на спине». Игра «Волшебник». Игра «Какие буквы спрятались?». Экскурсия
Практическая часть: Операция «Чистый двор». Встреча и беседа с интересным
специалистом. Беседа «Как создать настроение при помощи цветов и трав». Практическая работа по составлению букетов. Создание проекта по оформлению школьного двора. Защита проектов. Разминка. Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине». Экскурсия на местное почтовое отделение. Игра «Почта».
2. Практическая часть: Интервьюирование охранника. Встреча и беседа с
представителем профессии Разминка «Зрительная память». Качества личности в профессии. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление. Аналитическая работа с картинками, развивающими навыки, необходимые при работе следователя. Дискуссия. Игра «Юные разведчики», Тренинг «Развитие наблюдательности и внимания». Викторина «Самолёт». Тематическое рисование. Экскурсия .
Раздел. 5. Профессии, которые нас лечат
Теоретические занятия: Врач скорой помощи. Детский врач Зубной врач. . Кто лечит глаза.
2. Практическая часть: Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице». Экскурсия.
Раздел. 6. Профессии моих родителей
1.Теоретические занятия: Профессии в моей семье. Семейные династии.
2. Практическая часть: Защита мини-проектов «Профессия моих родителей» Встреча с родителями. Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» Знакомство с домашними ремёслами. Устные высказывания, рисование. Тематическое рисование. Экскурсия.
Раздел. 7. Творческие профессии
1.Теоретическая часть: описание профессии художника и его деятельности. Детям о живописи. Скульптор. Музыканты оркестра, дирижер. Профессия – режиссер, Кукольный театр. Знакомство с профессией – журналист. Репортаж с места событий. проект «Я хочу стать дизайнером», оформление классного уголка. Творческий проект.
1.Практическая часть: Художественная галерея. Знакомство с творчеством местных композиторов. Волшебная палочка дирижёр. Беседа «Что такое театр? Коллективное выполнение эскизов декораций, костюмов, их изготовление. Прогонные и генеральные репетиции, выступление. Интервью с отличниками учёбы. Лепка из глины. Игра «Весёлый фотограф», Мини-проект «Снимок другу»
Теоретические занятия: Зачем человек трудится? Какие профессии ты знаешь? Кем я хочу стать?
Практическая часть: Игра «Собери пословицу о труде». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»
Ценить и принимать следующие базовые понятия:
«профессия». Игра «Собери пословицу о труде».
Составлять мини-рассказы о профессиях.
Читать отрывки из произведения В. Маяковского «Кем быть?»
2
Мир интересных профессий
1
3
Кем я хочу стать?
1
4
Экскурсия
1
Раздел 2. Профессии в школе (6 часов)
5
Профессия-учитель
1
Теоретические занятия: каким должен быть учитель. Беседа о любимых воспитателях, выявление главных их качеств. Знакомство с основными психологическими понятиями. Как помогает логопед? Кто такой библиотекарь?
Практическая часть: Сценка «На уроке». Конкурс загадок на тему: «Школа». Кто такой учитель? Встреча с психологом. Логопедический тренинг для детей «Игры с буквами». Игра «Угадай, что напишу». Игра «Буквы на спине». Игра «Волшебник». Игра «Какие буквы спрятались?». . Экскурсия в школьную библиотеку
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда учителя, воспитателя, психолога, логопеда.
Обмениваться с одноклассниками сведениями по теме «Кто такой учитель?»
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемной ситуации каким должен быть учитель?
Инсценировать художественные произведения
Участвовать в конкурсе загадок на тему: «Школа»
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда, учителя, воспитателя, библиотекаря. Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»
Практическая часть: Игра «Я садовником родился», Операция «Чистый двор». Встреча и беседа с интересным специалистом. Обсуждение. Практическая работа по составлению букетов. Посади растение. Создание проекта по оформлению школьного двора. Защита проектов. Разминка. Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине». Экскурсия на местное почтовое отделение. Игра «Почта».
Выполнять практическую работу на территории школьного двора. Разучить игру «Я садовником родился», Участвовать в операции «Чистый двор».
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке особенностей профессий, которые нас окружают в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию) Экскурсия на местное почтовое отделение. Игра «Почта».
12
Мастер-цветовод
1
13
Продавец
1
14
Почтальон
1
15
Экскурсия
1
Раздел. 4. Профессии, которые нас охраняют (5 часов)
Практическая часть: Интервьюирование охранника. Встреча и беседа с представителем профессии Разминка «Зрительная память». Качества личности в профессии. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление. Дискуссия. Викторина «Самолёт». Тематическое рисование
Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о профессиях, которые нас охраняют: охранник, полицейский, пожарный и др. Проводить разминки на тренировку зрительной памяти. Работать с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.
Подготовить викторину «Самолёт», выяснить особенности профессии лётчика. Наблюдать и делать простые выводы, самостоятельно описывать особенности профессии и его деятельности. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемной ситуации
17
Полицейский
1
18
Пожарный
1
19
Лётчик
1
20
Экскурсия
1
Раздел. 5. Профессии, которые нас лечат (5 часов)
21
Врач скорой помощи
1
Теоретические занятия: Врач скорой помощи. Детский врач. Зубной врач. Кто лечит глаза?
2. Практическая часть: Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице».
Оценивать значимость труда врача скорой помощи. Понимать точку зрения другого, участвовать в пресс-конференция со школьной медсестрой. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, организовать сюжетно-ролевую игру «В больнице». Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о профессии педиатара. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемной ситуации: каким должен быть детский врач?
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения особенностей профессии стоматолога и его деятельности; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Работать в парах. Сценка «У меня болит зуб». Советы зубного врача.
Кто лечит глаза. Исследовать особенности профессии окулиста и его деятельности.
22
Детский врач
1
23
Зубной врач
1
24
Кто лечит глаза.
1
25
Экскурсия
1
Раздел. 6. Профессии моих родителей (2 часа)
26
Профессии в моей семье
1
Теоретические занятия: Профессии в моей семье..
2. Практическая часть: Защита мини-проектов «Профессия моих родителей» Встреча с родителями. Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» Знакомство с домашними ремёслами. Тематическое рисование.
Участвовать в проекте «Профессии моих родителей» Участвовать в пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» Познакомиться с домашними ремёслами.
27
Экскурсия
1
Раздел. 7. Творческие профессии (5 часов)
28
Профессии-оформители
1
Теоретическая часть: описание профессии художника и его деятельности. Детям о живописи. Музыканты оркестра, дирижер. Профессия – режиссер, Кукольный театр. Знакомство с профессией – журналист. Репортаж с места событий.
Художественная галерея. Знакомство с творчеством композиторов. (наслега, улуса) Волшебная палочка дирижёр. Беседа «Что такое театр? Коллективное выполнение эскизов декораций, костюмов, их изготовление. Прогонные и генеральные репетиции, выступление. Интервью с отличниками учёбы.
29
Профессии в музыке
1
30
Профессии в кино
1
31
Профессии в журналистике
1
32
Экскурсия
1
Раздел 8. Подведение итогов изучения программы (1 час)
33
Итоговая конференция «Мир профессий»
1
Теоретические занятия: Мир профессий
Итоговая конференция
Участвовать в итоговой конференции «Мир профессий». Создать тематический коллаж «Азбука профессий».
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№
Темы
Кол-во часов
Основное содержание
Учебные виды деятельности
Дата
Раздел 1. Введение в мир профессий(5 часов)
1
Зачем человек трудится?
1
Теоретические занятия: Зачем человек трудится? Какие профессии ты знаешь? Кем я хочу стать?
Практическая часть: Игра «Собери пословицу о труде». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»
Ценить и принимать следующие базовые понятия:
«профессия», «бюджет семьи». Игра «Собери пословицу о труде».
Составлять мини-рассказы учащихся о профессиях.
Подготовить сценку о профессиях.
2
Мир интересных профессий
1
3
Кем я хочу стать?
1
4
Экскурсия
2
Раздел 2. Профессии в школе (3 часа)
5
Советы психолога
1
Знакомство с основными психологическими понятиями. Кто такой библиотекарь?
Практическая часть: Встреча с психологом. Экскурсия в школьную библиотеку
Оценивать яркие появления профессионального мастерства и результаты труда психолога, библиотекаря
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемной ситуации: каким должен быть библиотекарь?
Инсценировать художественные произведения
Участвовать в конкурсе загадок на тему: «Библиотека»
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства библиотекаря. Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»
Практическая часть: Игра «Я садовником родился», Операция «Чистый двор». Встреча и беседа с интересным специалистом. Обсуждение. Практическая работа по составлению букетов. Создание проекта по оформлению школьного двора. Защита проектов. Разминка. Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине цветов». Экскурсия на местное почтовое отделение.
Выполнять практическую работу на территории школы. Конкурс в оформлении букетов.Участвовать в операции «Чистый двор».
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке особенностей профессий, которые нас окружают в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию) Экскурсия «Золотая осень» Экскурсия в ЯГСХА.
10
Мастер-цветовод, флористика
1
11-12
Экскурсия
2
Раздел. 4. Профессии, которые нас охраняют (7 часов)
Практическая часть: Интервьюирование охранника. Встреча и беседа с представителем профессии Разминка «Зрительная память». Качества личности в профессии. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление. Аналитическая работа с картинками, развивающими навыки, необходимые при работе следователя. Дискуссия. Игра «Юные разведчики», Тренинг «Развитие наблюдательности и внимания» . Викторина «Самолёт». Тематическое рисование
Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о профессиях, которые нас охраняют: охранник, полицейский, пожарный, военный, адвокат, следователь и др.. Проводить разминки на тренировку зрительной памяти. Работать с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.
Организовать проект «Следствие ведут второклассники!»
Проводить аналитическую работу с картинками, развивающими навыки, необходимые при работе следователя. Участвовать в дискуссии «Разведчик»
Участвовать в тренинге «Развитие наблюдательности и внимания». Подготовить викторину «Самолёт», выяснить особенности профессии лётчика. Наблюдать и делать простые выводы, самостоятельно описывать особенности профессии водолаза и его деятельности. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемной ситуации «На реке».
14
Пожарный
1
15
Разведчик
1
16
Лётчик
1
17
Водолаз
1
18-19
Экскурсия
2
Раздел. 5. Профессии, которые нас лечат (5 часов)
20
Врач скорой помощи
1
Теоретические занятия: Врач скорой помощи. Детский врач. Зубной врач. Кто лечит глаза? Что видит Ортопед?
Практическая часть: Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице».
Оценивать значимость труда врача скорой помощи. Понимать точку зрения другого, участвовать в пресс-конференция со школьной медсестрой. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, организовать сюжетно-ролевую игру «В больнице». Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о профессии педиатра. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемной ситуации: каким должен быть детский врач?
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения особенностей профессии стоматолога и его деятельности; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Работать в парах. Сценка «У меня болит зуб». Советы зубного врача.
Кто лечит глаза. Исследовать особенности профессии окулиста и его деятельности.
Находить и извлекать необходимую информацию о профессии ортопеда и его деятельности. Участвовать в беседе «Как сохранить осанку», дискуссии «Как правильно выбрать портфель».
21
Детский врач
1
22
Зубной врач
1
23
Кто лечит глаза.
1
24
Экскурсия
2
Раздел. 6. Профессии моих родителей (3 часа)
25
Профессии в моей семье
1
Теоретические занятия: Профессии в моей семье Семейные династии. Моя мама.
Практическая часть: Защита мини-проектов «Профессия моих родителей» Встреча с родителями. Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» Знакомство с домашними ремёслами. Устные высказывания, рисование. «Моя мама на работе». Тематическое рисование. Экскурсия.
Участвовать в проекте «Профессии моих родителей» Исследовать семейные династии. Участвовать в пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» Познакомиться с домашними ремёслами. Создать презентацию «Моя мама – рукодельница». Составить устные высказывания, рисование на тему «Моя мама на работе»
26
Семейные династии
1
27
Экскурсия
1
Раздел 7. Творческие профессии (5 часов)
28
Профессии-оформители
1
Теоретическая часть: описание профессии художника и его деятельности. Детям о живописи. Музыканты оркестра, дирижер. Профессия – режиссер, Кукольный театр. Знакомство с профессией – журналист. Репортаж с места событий.
Художественная галерея. Знакомство с творчеством композиторов. Волшебная палочка дирижёр. Беседа «Что такое театр? Коллективное выполнение эскизов декораций, костюмов, их изготовление. Прогонные и генеральные репетиции, выступление. Интервью с отличниками учёбы.
29
Профессии в музыке
1
30
Профессии в кино
1
31
Профессии в журналистике
1
32
Экскурсии
1
Раздел. 8. Подведение итогов изучения программы (2 часа)
33
Подготовка компьютерной презентации «Все профессии важны, все профессии нужны!»
Применить полученные знания и умения на уроках в жизни. Подготовить компьютерную презентацию «Все профессии важны, все профессии нужны!».
Участвовать в итоговой конференции «Мир профессий».
34
Итоговая конференция «Мир профессий»
1
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№
Темы
Кол-во часов
Основное содержание
Учебные виды деятельности
Дата
Раздел 1. Введение в мир профессий(5 часов)
1
Зачем человек трудится?
1
Теоретические занятия: Зачем человек трудится? Какие современные профессии ты знаешь? Кем я хочу стать? (анкетирование, тест)
Практическая часть: Игра – квест «Профессии». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»
Конкурс сочинений о профессиях.
Конкурс чтецов о профессиях.
2
Мир интересных профессий
1
3
Кем я хочу стать?
1
4-5
Экскурсия
2
Раздел 2. Профессии в школе (4 часа)
6
Советы психолога
1
Теоретические занятия: классный библиотекарь.
Практическая часть: Встреча с психологом. Помощь школьному библиотекарю. Проведение урока технологии.
Оценивать яркие появления профессионального мастерства и результаты труда учителя, библиотекаря, психолога.
Обмениваться с одноклассниками сведениями по теме «Кто такой учитель?» «Кто такой библиотекарь?» «Кто такой психолог?»
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемной ситуации: каким должен быть учитель? библиотекарь? психолог?
Инсценировать художественные произведения
Участвовать в конкурсе загадок на тему: «Доброта»
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда, учителя, психолога, библиотекаря. Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»
7
Профессия- библиотекарь
1
8-9
Экскурсии
2
Раздел. 3. Профессии, вокруг нас (3 часа)
10
Мастер-цветовод флористика
1
Теоретические занятия: Мастер-цветовод
Встреча и беседа с интересным специалистом. Обсуждение. Практическая работа по составлению букетов. Оформление школьного двора. Озеленение кабинета, коридора школы. Защита проектов.
Выполнять практическую работу на территории школы и села. Озеленение памятника. Посадка рассады цветов. Участвовать в операции «Чистый двор».
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке особенностей профессий, которые нас окружают в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию)
11- 12
Экскурсии
2
Раздел. 4. Профессии, которые нас охраняют (8 часов)
Практическая часть: Интервьюирование. Встреча и беседа с представителем профессии Разминка «Зрительная память». Качества личности в профессии. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление. Аналитическая работа с картинками, развивающими навыки, необходимые при работе следователя. Дискуссия. Игра «Юные разведчики», Тренинг «Развитие наблюдательности и внимания» . Викторина «Самолёт». Тематическое рисование
Экскурсии. Встречи с интересными людьми
Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о профессиях, которые нас охраняют: военный, адвокат, следователь и др.. Проводить разминки на тренировку зрительной памяти. Работать с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.
Организовать проект «Следствие ведут третьеклассники!»
Проводить аналитическую работу с картинками, развивающими навыки, необходимые при работе следователя. Участвовать в дискуссии «Разведчик»
Участвовать в тренинге «Развитие наблюдательности и внимания». Подготовить викторину «Самолёт», выяснить особенности профессии лётчика. Наблюдать и делать простые выводы, самостоятельно описывать особенности профессии водолаза и его деятельности. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемной ситуации «На реке».
14
Адвокат
1
15
Профессия «Следователь»
1
16
Разведчик
1
17
Лётчик
1
18
Водолаз
1
19
20
Экскурсии
2
Раздел 5. Профессии, которые нас лечат (4 часа)
21
Врач скорой помощи
1
Теоретические занятия: Врач скорой помощи. Детский врач.
Практическая часть: Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице».
Экскурсии. Оказание первой помощи. Как вызвать скорую помощь?
Оценивать значимость труда врача скорой помощи. Понимать точку зрения другого, участвовать в пресс-конференция со школьной медсестрой. Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о профессии педиатра. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемной ситуации: каким должен быть детский врач?
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, организовать сюжетно-ролевую игру «В больнице».
22
Детский врач
1
23-24
Экскурсии
2
Раздел. 6. Профессии моих родителей (3 часа)
25
Семейные династии
1
Теоретические занятия: Профессии в моей семье Семейные династии.
Практическая часть: Защита мини-проектов «Профессия моих родителей» Встреча с родителями. Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»
Участвовать в проекте «Профессии моих родителей» Исследовать семейные династии. Участвовать в пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» Познакомиться с домашними ремёслами. Создать презентацию «Семейные династии».
26-27
Экскурсии
2
Раздел 7. Творческие профессии (5 часов)
28
Профессии-оформители
1
Теоретическая часть: описание профессии художника и его деятельности. Детям о живописи. Музыканты оркестра, дирижер. Профессия – режиссер, Кукольный театр. Знакомство с профессией – журналист. Репортаж с места событий.
Экскурсии
Художественная галерея. Знакомство с творчеством композиторов. Волшебная палочка дирижёр. Беседа «Что такое театр? Коллективное выполнение эскизов декораций, костюмов, их изготовление. Прогонные и генеральные репетиции, выступление. Интервью с отличниками учёбы.
29
Профессии в музыке
1
30
Профессии в кино
1
31
Профессии в журналистике
1
32
Экскурсии
1
Раздел. 7. Подведение итогов изучения программы (2 часа)
33
Подготовка компьютерной презентации «Все профессии важны, все профессии нужны!»
Применить полученные знания и умения на уроках в жизни. Подготовить компьютерную презентацию «Все профессии важны, все профессии нужны!».
Участвовать в итоговой конференции «Мир профессий».
34
Итоговая конференция «Мир профессий»
1
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№
Темы
Кол-во часов
Основное содержание
Учебные виды деятельности
Дата
Раздел 1. Введение в мир профессий(5 часов)
1
Зачем человек трудится?
1
Теоретические занятия: Зачем человек трудится? Какие современные профессии ты знаешь? Кем я хочу стать? (анкетирование, тест)
Практическая часть: Игра – квест «Профессии». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»
Конкурс сочинений о профессиях.
Конкурс чтецов о профессиях.
2
Мир интересных профессий
1
3
Кем я хочу стать?
1
4-5
Экскурсия
2
Раздел 2. Профессии в школе (5 часов)
6
Профессия-учитель
1
Теоретические занятия: классный библиотекарь.
Практическая часть: Встреча с психологом. Помощь школьному библиотекарю. Проведение урока технологии.
Оценивать яркие появления профессионального мастерства и результаты труда учителя, библиотекаря, психолога,.
Обмениваться с одноклассниками сведениями по теме «Кто такой учитель?» «Кто такой библиотекарь?» «Кто такой психолог?»
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемной ситуации: каким должен быть учитель? библиотекарь? психолог?
Инсценировать художественные произведения
Участвовать в конкурсе загадок на тему: «Доброта»
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда, учителя, психолога, библиотекаря. Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»
7
Советы психолога
1
8
Профессия- библиотекарь
1
9-10
Экскурсии
2
Раздел. 3. Профессии, вокруг нас (3 часа)
11
Мастер-цветовод флористика
1
Теоретические занятия: Мастер-цветовод
Встреча и беседа с интересным специалистом. Обсуждение. Практическая работа по составлению букетов. Оформление школьного двора. Озеленение кабинета, коридора школы. Защита проектов.
Выполнять практическую работу на территории школы и села. Озеленение памятника. Посадка рассады цветов. Участвовать в операции «Чистый двор».
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке особенностей профессий, которые нас окружают в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию)
12- 13
Экскурсии
2
Раздел. 4. Профессии, которые нас охраняют (8 часов)
Практическая часть: Интервьюирование. Встреча и беседа с представителем профессии Разминка «Зрительная память». Качества личности в профессии. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление. Аналитическая работа с картинками, развивающими навыки, необходимые при работе следователя. Дискуссия. Игра «Юные разведчики», Тренинг «Развитие наблюдательности и внимания» . Викторина «Самолёт». Тематическое рисование
Экскурсии. Встречи с интересными людьми
Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о профессиях, которые нас охраняют: военный, адвокат, следователь и др.. Проводить разминки на тренировку зрительной памяти. Работать с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.
Организовать проект «Следствие ведут третьеклассники!»
Проводить аналитическую работу с картинками, развивающими навыки, необходимые при работе следователя. Участвовать в дискуссии «Разведчик»
Участвовать в тренинге «Развитие наблюдательности и внимания». Подготовить викторину «Самолёт», выяснить особенности профессии лётчика. Наблюдать и делать простые выводы, самостоятельно описывать особенности профессии водолаза и его деятельности. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемной ситуации «На реке».
15
Адвокат
1
16
Профессия «Следователь»
1
17
Разведчик
1
18
Лётчик
1
19
Водолаз
1
20-21
Экскурсии
2
Раздел. 5. Профессии, которые нас лечат (3 часа)
22
Врач скорой помощи
1
Теоретические занятия: Врач скорой помощи.
Практическая часть: . Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице».
Экскурсии. Оказание первой помощи. Как вызвать скорую помощь?
Оценивать значимость труда врача скорой помощи. Понимать точку зрения другого, участвовать в пресс-конференция со школьной медсестрой. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, организовать сюжетно-ролевую игру «В больнице».
23-24
Экскурсии
2
Раздел. 6. Профессии моих родителей (3 часа)
25
Семейные династии
1
Теоретические занятия: Профессии в моей семье Семейные династии.
Практическая часть: Защита мини-проектов «Профессия моих родителей» Встреча с родителями. Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»
Участвовать в проекте «Профессии моих родителей» Исследовать семейные династии. Участвовать в пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» Познакомиться с домашними ремёслами. Создать презентацию «Семейные династии».
26-27
Экскурсии
2
Раздел 7. Творческие профессии (5 часов)
28
Профессии-оформители
1
Теоретическая часть: описание профессии художника и его деятельности. Детям о живописи. Скульптор. Парфюмер. Музыканты оркестра, дирижер. Профессия – режиссер, Кукольный театр. Знакомство с профессией – журналист. Репортаж с места событий. проект «Я хочу стать дизайнером», оформление классного уголка. Творческий проект.
Экскурсии
Беседа «Как создать настроение при помощи цветов и трав». Проект «Подарить цветы – значит, выразить свои чувства: любовь, почтение, уважение». «Спасибо, Учитель!» - цветочные проекты. Художественная галерея. Знакомство с творчеством композиторов. Волшебная палочка дирижёр. Беседа «Что такое театр? Коллективное выполнение эскизов декораций, костюмов, их изготовление. Прогонные и генеральные репетиции, выступление. Интервью с отличниками учёбы. Лепка из глины. Беседа «Обоняние - самое загадочное чувство человека». Дискуссия «Как можно стать настоящим парфюмером?» Игра «Весёлый фотограф», Мини-проект «Снимок другу»
29
Профессии в музыке
1
30
Профессии в кино
1
31
Профессии в журналистике
1
32
Экскурсии
1
Раздел. 8. Подведение итогов изучения программы (2 часа)
33
Подготовка компьютерной презентации «Все профессии важны, все профессии нужны!»