Программа внеурочной деятельности для начальных классов "Занимательная грамматика"
Программа внеурочной деятельности для начальных классов "Занимательная грамматика"
В данном файле представлена программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для начальной школы. Здесь представлены темы курса по грамматике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для начальных классов "Занимательная грамматика"»
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Рабочая программа общеинтеллектуального направления "Занимательная грамматика" разработана для второго года обучения . Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС. 2 класс.
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"Занимательная грамматика"
по общеинтеллектуальному направлению
во 2 классе
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и на основе:
- Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А.Горского. Издательство М."Просвещение" 2014 г.;
-Оригинального авторского курса «Путь к грамотности» авторы О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы. М.: ВАКО, 2014.- 368с. –(Мастерская учителя)
Программа предназначена для обучения учащихся 2 класса.
Курс «Занимательная грамматика» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения
В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;
Задачи:
способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и сообразительности.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Принципы программы:
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой.
Общая характеристика курса «Занимательная грамматика»
Данная рабочая программа относится к образовательным программам, ориентированным на достижение результатов определённого уровня. Курс «Занимательная грамматика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуального развития личности.
Программа составлена на основе оригинального авторского курса «Путь к грамотности» авторы О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы. М.: ВАКО, 2014.- 368с. – (Мастерская учителя)
Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников:
Содержание занятий курса представляет собой введение в мирсложного русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский язык. Занятия способствуют развитию у детей орфографической зоркости, связной устной и письменной речи.
Предлагаемые задания познакомят учащихся с основными понятиями русского языка, помогут развить навыки грамотного письма, умения применять полученные на уроках знания на практике. Будут способствовать общему развитию, побуждать к творческому подходу при изучении русского языка. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все задания в курсе выстроены последовательно, логично. Все вопросы и задания рассчитаны на работу ученика на занятии. Для эффективности работы следует опираться на индивидуальную деятельность с последующим обсуждением полученных результатов.
Содержание курса грамматики строится на основе:
- системно-деятельностного подхода;
- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения грамматических понятий.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения: 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи. Линии, специфические для курса «Русский язык»: 4) приобретение и систематизация знаний о языке; 5) овладение орфографией и пунктуацией; 6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка; 7) развитие чувства языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
В процессе изучения курса закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Основные виды деятельности учащихся:
выполнение различных упражнений;
оформление газет;
участие в олимпиаде по русскому языку, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
творческие работы.
В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных технологий:
развивающего обучения
личностно ориентированного образования
моделирующего обучения
здоровьесберегающих
ИКТ
Место курса «Занимательная грамматика» в учебном плане:
Программа рассчитана на детей 7-8 лет(2 класс). Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Продолжительность каждого занятия 25 минут. Количество занятий в неделю-1. Количество учебных недель- 34. Таким образом количество часов за год составляет 34 часа. Из них 16 - аудиторные часы, 18 - внеаудиторные часы.
Срок реализации программы 1 год
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
«Занимательная грамматика»
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Содержание курса «Занимательная грамматика»
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем, широкое применение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной грамматике».
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
2 класс (34 часа)
Волшебная страна «Фонетика» (12часов) Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование. Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”. Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания. Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются . Игра – сказка “Пропавшие имена”. Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”.
Волшебная страна «Грамматика» (8 часов) Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”. Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. Добрый “волшебник” - Ударение. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.
В стране «Слов» (3 часа) Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”. Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить? Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.
В гостях у частей речи(5 часов) Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””. Приключения в стране “Имя существительное”. Приключения в стране “Имя прилагательное”. Дружба имени существительного с именем прилагательным. Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!
Упражнения для закрепления (6 часов) Легкие головоломки. Технология составление головоломок. Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии. Играем в загадки. Технология составления загадок. Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…» Секреты родного языка.
Тематическое планирование 2 класс (34 часа)
№
п/п
Тема
Характеристика видов деятельности учащихся
Формы контроля
Кол-во часов аудиторных
Кол-во часов внеаудитор
ных
Дата по плану
Дата фак-
тически
1
Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование.
Соотносить звук и соответствующую ему букву.
Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.
Анкетирование
1
3.09
2
Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”.
Выделять в словах согласные звуки, парные по мягкости-твёрдости (без терминологии).
Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.
Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.
Распознаватьусловные обозначения (транскрипцию) твёрдых и мягких согласных.
Наблюдать и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме (ь и буквами е, ё, ю, я).
Наблюдать и сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь).
Соотноситьколичество звуков и букв в таких словах, как тень, лось, пеньки.
Объяснять, как обозначена на письме твёрдость (мягкость) согласного звука.
Игра
1
10.09
3
Удивительные звуки. Игры “Невидимые звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания.
Моделировать звуковой состав слова.
Контролировать этапы своей работы. Оценивать процесс и результат выполнения задания.
Тест
1
17.09
4
Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про Ошибку”. Игра “Найди пару”.
Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки ( с –з, ш – ж, з – ж, р – л, ц – ч и т.д.).
Игра
1
24.09
5
Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются
Игра – сказка “Пропавшие имена”.
Освоение знаний о звуках, знаково-символической системе.
Осмысление особенностей звуков и их свойств.
Осознание значимости мира звуков для человека.
Игра
1
1.10
6
Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”
Формирование умения строить предложение, устанавливать связь между словами и предложениями.
Ребус
1
29.10
10
Легкие головоломки. Технология составление головоломок.
Формировать умения устанавливать связь слов в предложении.
Ставить вопросы к главным членам предложения.
Игра
1
12.11
11
Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса.
Различать слово и слог.
Наблюдать над слоговой структурой различных слов.
Произносить слова с делением на слоги.
Составлятьпредложения по картинке с употреблением слов разной слоговой структуры.
Викторина
1
19.11
12
Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении.
Выделять в контексте звучащей речи отдельные предложения.
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.
Наблюдать, анализировать, устанавливать, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого.
Сравнивать и практически различать предложения и группы слов, не составляющие предложения
Экскурсия
1
26.11
13
«Грамматическое домино”. Форма проведения: “Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак).
Осознаватьсмыслоразличительную роль звуков и букв в слове.
Наблюдать, сравнивать, устанавливать изменение лексического значения слова с изменением одного звука (буквы) в слове.
Наблюдатьв речи за загадками (признаками описываемого предмета), стихотворениями (рифма)
Поход в библиотеку
1
3.12
14
Играем в загадки. Технология составления загадок.
Осознаватьсмыслоразличительную роль звуков и букв в слове.
Наблюдать, сравнивать, устанавливать изменение лексического значения слова с изменением одного звука (буквы) в слове.
Наблюдатьв речи за загадками (признаками описываемого предмета), стихотворениями (рифма)
Поход в библиотеку
1
10.12
15
Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”
Наблюдать над ролью словесного ударения в слове.
Определять ударение в слове.
Различать ударные и безударные слоги.
Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.
Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.
Работатьс орфоэпическим словарём.
Наблюдать и устанавливатьподвижность ударения в слове.
Наблюдать и сравниватьпроизношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных.
Определятькачественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.
Определятьбезударный гласный звук в слове и его место в слове.
Поход в библиотеку
1
17.12
16
Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.
Наблюдать над ролью словесного ударения в слове.
Определять ударение в слове.
Различать ударные и безударные слоги.
Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.
Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.
Работатьс орфоэпическим словарём.
Наблюдать и устанавливатьподвижность ударения в слове.
Наблюдать и сравниватьпроизношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных.
Определятькачественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.
Определятьбезударный гласный звук в слове и его место в слове.
Викторина
1
24.12
17
Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.
Наблюдать над ролью словесного ударения в слове.
Определять ударение в слове.
Различать ударные и безударные слоги.
Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.
Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.
Работатьс орфоэпическим словарём.
Наблюдать и устанавливатьподвижность ударения в слове.
Наблюдать и сравниватьпроизношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных.
Определятькачественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.
Определятьбезударный гласный звук в слове и его место в слове.
Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.
Наблюдать и сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь).
Соотноситьколичество звуков и букв в таких словах, как тень, лось, пеньки.
Объяснять, как обозначена на письме твёрдость (мягкость) согласного звука.
Контролировать свои действия при письме при обозначении мягких согласных звуков, вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи).
Экскурсия
1
28.01
20
Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.
Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.
Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.
Распознаватьусловные обозначения (транскрипцию) твёрдых и мягких согласных
Викторина
1
4.02
21
Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””.
Называть предметы окружающего мира.
Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.
Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее.
Различатьпредмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).
Приобретать опыт в различениислов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.
Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания).
Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые.
Составлять предложение с заданным словом.
Составлять предложения, рассказ по картинке.
Поход в библиотеку
1
11.02
22
Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Игра “Лишнее слово”
Называть предметы окружающего мира.
Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.
Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее.
Различатьпредмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).
Приобретать опыт в различениислов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.
Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания).
Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые.
Составлять предложение с заданным словом.
Составлять предложения, рассказ по картинке.
Игра
1
18.02
23
Звонкие и глухие “двойняшки”. В стране “Двойняшек” (парные согласные на конце слов)
Сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова.
Устанавливать особенности произношения звонких и глухих парных согласных в конце слова.
Сравнивать произношение и обозначение на письме звонких парных согласных перед гласными.
Сравнивать произношение и обозначение на письме глухих парных согласных перед гласными.
Определятьнаслух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова.
Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.
Различатьпроверочное и проверяемое слова.
Подбиратьпроверочное слово путём изменения формы слова.
Накапливать опыт в правописаниислов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова в двусложных словах и в объяснении правописания этих слов.
Контролировать свои действия при письме при обозначении парных согласных звуков в конце слова, вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи).
Наблюдать за особенностями стихотворного текста, загадок.
Викторина
1
25.02
24
Приключения в стране “Имя существительное”.
Называть предметы окружающего мира.
Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.
Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее.
Различатьпредмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).
Приобретать опыт в различениислов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.
Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания).
Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые.
Составлять предложение с заданным словом.
Составлять предложения, рассказ по картинке.
Наблюдать за особенностями загадок — употребление прилагательного для описания предмета.
Наблюдать за особенностями сказки.
Находитьи составлять словосочетания прилагательного с существительным.
Путешествие заочное
1
3.03
25
Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии.
Различатьпроверочное и проверяемое слова Подбиратьпроверочное слово путём изменения формы слова.
Накапливать опыт в правописаниислов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова в двусложных словах. С безударными гласными и в объяснении правописания этих слов.
Контролировать свои действия при письме при обозначении парных согласных звуков в конце слова, при правописании безударной гласной вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи).
Наблюдать за особенностями стихотворного текста, загадок
Диспут
1
10.03
26
Приключения в стране “Имя прилагательное”.
Называть предметы окружающего мира.
Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.
Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее.
Различатьпредмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).
Приобретать опыт в различениислов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.
Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания).
Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые.
Составлять предложение с заданным словом.
Составлять предложения, рассказ по картинке.
Наблюдать за особенностями загадок — употребление прилагательного для описания предмета.
Наблюдать за особенностями сказки.
Находитьи составлять словосочетания прилагательного с существительным.
Игра
1
17.03
27
Дружба имени существительного с прилагательным
Называть предметы окружающего мира.
Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.
Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее.
Различатьпредмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).
Приобретать опыт в различениислов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.
Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания).
Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые.
Составлять предложение с заданным словом.
Составлять предложения, рассказ по картинке.
Наблюдать за особенностями загадок — употребление прилагательного для описания предмета.
Наблюдать за особенностями сказки.
Находитьи составлять словосочетания прилагательного с существительным.
Сказка
1
31.03
28
Дружба имени существительного с именем прилагательным.
Называть предметы окружающего мира.
Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.
Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее.
Различатьпредмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).
Приобретать опыт в различениислов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.
Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания).
Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые.
Составлять предложение с заданным словом.
Составлять предложения, рассказ по картинке.
Наблюдать за особенностями загадок — употребление прилагательного для описания предмета.
Наблюдать за особенностями сказки.
Находитьи составлять словосочетания прилагательного с существительным.
Викторина
1
7.04
29
Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!
Называть предметы окружающего мира.
Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.
Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее.
Различатьпредмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).
Приобретать опыт в различениислов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.
Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания).
Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые.
Составлять предложение с заданным словом.
Составлять предложения, рассказ по картинке.
Наблюдать за особенностями загадок — употребление прилагательного для описания предмета.
Наблюдать за особенностями сказки.
Находитьи составлять словосочетания прилагательного с существительным.
Викторина
1
21.04
30
Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”
Читатьпословицы и поговорки и объяснять их смысл.
Находитьслова, близкие по значению.
Составлять словосочетания.
Выделять междометия в речи.
Осознавать роль междометий в речи.
Называть примеры междометий.
Составлять предложения с междометиями.
Объяснять значение фразеологизмов.
Составлять предложения с фразеологизмами.
Находить слова, употреблённые в прямом и переносном смысле.
Игра
1
28.04
31
Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить.
Читатьпословицы и поговорки и объяснять их смысл.
Находитьслова, близкие по значению.
Составлять словосочетания.
Выделять междометия в речи.
Осознавать роль междометий в речи.
Называть примеры междометий.
Составлять предложения с междометиями.
Объяснять значение фразеологизмов.
Составлять предложения с фразеологизмами.
Находить слова, употреблённые в прямом и переносном смысле.
Экскурсия
1
5.05
32
Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.
Называть признаки родственных (однокоренных слов).
Выделять корень в однокоренных словах.
Наблюдать за образованием однокоренных слов.
Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Подбирать однокоренные слова к данному слову.
Составлять предложения, небольшой текст, используя однокоренные слова (формы одного и того же слова).
Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу.
Находить в тексте образные сравнения.
Находить в тексте слова с переносным значением и объяснять их смысл.
Составлять предложения с заданными словами.
Подбирать слова в рифму.
Викторина
1
12.05
33
Крылатые слова и выражения.
Называть признаки родственных (однокоренных слов).
Выделять корень в однокоренных словах.
Наблюдать за образованием однокоренных слов.
Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Подбирать однокоренные слова к данному слову.
Составлять предложения, небольшой текст, используя однокоренные слова (формы одного и того же слова).
Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу.
Находить в тексте образные сравнения.
Находить в тексте слова с переносным значением и объяснять их смысл.
Составлять предложения с заданными словами.
Подбирать слова в рифму.
Викторина
1
19.05
34
Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…» Секреты родного языка.
Осознавать значимость положительных качеств человека и важность искоренения отрицательных черт характера
Праздничное представление
1
26.05
Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности
Литература:
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
5. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
6. Журналы: “Начальная школа”.
7. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
8. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
9. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
10. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
11. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.