Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Курс «Занимательная грамматика» способствует углублению и расширению знаний учащихся по русскому языку
Занятия курса способствуют закреплению учащимися изученного на уроках русского языка материала, более полному его усвоению, а также знакомству с такими понятиями, которые, как правило, остаются за рамками школьной программы. Кроме того, курс "Занимательная грамматика" направлен на формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, привития чувства любви и уважения к великому русскому языку.
В занимательной форме школьникам предлагается поближе познакомиться с пословицами, поговорками, фразеологизмами, активно включая их в свой лексикон, а также получить удовольствие от разгадывания кроссвордов, ребусов, шифровок, загадок, анаграмм, метаграмм, знакомства с грамматическими сказками. Рубрика "Занимательный привал" позволит поупражняться в инсценировке юморесок, проявить свою эрудицию в ответах на шуточные вопросы, поработать с головоломкой "танграм". Учащихся ждут каверзные вопросы Мишутки в рубрике "Мишуткина академия", которые способствуют подготовке детей к участию в международном конкурсе "Русский медвежонок".
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:
представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках);
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми;
понимать причины успеха и неуспеха при выполнении учебной задачи;
выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя. Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно;
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов;
«воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и к языкам, на которых говорят другие народы;
№п/п | Тема |
Количество часов |
Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Да здравствует русский язык | 1 | расшифровывать криптограмму, расшифровывать фразеологизмы | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы рассказывать о значении русского языка |
2 | Вежливые слова | 1 | называть и использовать в речи вежливые слова | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы у потреблять в речи вежливые слова |
3 | Поговорки и пословицы | 1 | отличать пословицу от поговорки | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы потреблять в речи пословицы и поговорки, объяснять их значение |
4 | Игротека. Использование в речи вежливых слов | 1 | разгадывать загадки | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
5 | Запоминаем словарные слова | 1 | грамотно писать словарные слова, отгадывать кроссворды | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
6 | Растения во фразеологизмах | 1 | знать значение и происхождение фразеологизмов «манна небесная», «задать перцу», «отделять плевелы от пшеницы», «дело табак» | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
7 | Животные во фразеологизмах | 1 | знать значение и происхождение фразеологизмов «отставной козы барабанщик», «показать где раки зимуют», «мышиная возня» | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работыупотреблять в речи фразеологизмов , объяснять их значение |
8 | Игротека . Использование фразеологизмов в речи | 1 | знать значение и происхождение фразеологизмов «собаку съел», «стреляный воробей», «развесистая клюква», «разделать под орех» | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работыупотреблять в речи фразеологизмов , объяснять их значение |
9 | Я не поэт я только учусь | 1 | подбирать рифмующиеся слова, сочинять четверостишия по заданным рифмам | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работыупотреблять в речи фразеологизмов , объяснять их значение |
10 | Как морфология порядок навела | 1 | различать части речи | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
11 | Игры с пословицами | 1 | определять скрытый смысл пословиц, | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Отгадывать загадки Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы расшифровывать пословицы |
12 | Игротека. Употребление пословиц в речи | 1 | определять скрытый смысл пословиц, | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы расшифровывать пословицы |
13 | И снова животные во фразеологизмах | 1 | знать значение и происхождение фразеологизмов «газетная утка» «тир кита», «ход конём», «валаамова ослица» | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать кроссворды находить закономерности, Писать слова на изученные правила оценивать результаты работыупотреблять в речи фразеологизмов , объяснять их значение |
14 | Кое-что о местоимении | 1 | находить местоимения, употреблять местоимения в речи | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
15 | Познакомимся поближе с наречиями и числительными | 1 | находить наречия и числительные, отличать количественные числительные от порядковых | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах находить закономерности, Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
16 | Игротека . Употребление в речи местоимений, наречий и числительных | 1 | различать местоимение, наречие, числительное | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах находить закономерности, Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
17 | Состав слова. Основа слова. Формы слова. | 1 | отличать форму одного и того же слова от родственных слов | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
18 | Про корень и про окончания | 1 | находить корень в слове, находить однокоренные слова в группе слов | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах находить закономерности, Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
19 | Про суффикс и про окончание | 1 | выделять в слове суффиксы и приставки | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
20 | Игротека .Разбор слов по составу | 1 | разбирать слова по составу | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах находить закономерности, Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы употреблять в речи фразеологизмов , объяснять их значение |
21 | Непроизносимые согласные | 1 | писать слова с непроизносимыми согласными | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
22 | Учимся различать приставку и предлог | 1 | различать приставку и предлог, писать слова с приставками и предлогами | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
23 | Учимся писать « не» с глаголами | 1 | писать «не» с глаголами | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать кроссворды Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
24 | Игротека . В гостях у глагола. | 1 | писать «не» с глаголами | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах находить закономерности, Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
25 | Имена существительные с шипящим звуком на конце | 1 | писать имена существительные с шипящим звуком на конце | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
26 | Его величество ударение | 1 | правильно ставить ударение в словах | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы расшифровывать пословицы |
27 | Поговорим о падежах | 1 | определять падежи имён существительных | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы находить закономерности, находить закономерности, |
28 | Игротека .В гостях у имени существительного. | 1 | определять падежи имён существительных, писать имена существительные с шипящим звуком на конце | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы находить закономерности, |
29 | Сложные слова | 1 | писать сложные слова, образованные сложением двух основ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
30 | От архаизмов до неологизмов | 1 | различать понятия «историзмы», « архаизмы», «неологизмы» | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы находить закономерности, |
31 | По страницам энциклопедий | 1 | пользоваться толковым словарём для определения значения слов | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы находить значения слов в справочниках и энциклопедиях |
32 | Игротека .Правописание сложных слов | 1 | писать сложные слова, образованные сложением двух основ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
33 | Правописание слов с непроизносимыми согласными | 1 | писать слова с непроизносимыми согласными | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Писать слова на изученные правила оценивать результаты работы |
34 | В гостях у частей речи. | 1 | различать части речи | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Работать в парах Разгадывать ребусы Различать части речи, расшифровывать пословицы |