kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Общеинтеллектуальное направление"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Русский язык» – один из основных предметов в учебной деятельности младших школьников, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего школьника в общественную жизнь, дают ему возможность общаться со взрослыми и друзьями, помогают обучающимся выражать свои мысли, чувства. В ходе изучения школьного предмета у обучающихся возникает немалое количество проблем, связанных с культурой языка (лексической, грамматической, фонетической сторонами). Программа имеет общеинтеллектуальное направление и рассчитана на один год обучения. Актуальность программы внеурочной деятельности определяется запросом со стороны воспитанников детского дома-школы и опирается на анализ работы учителей начальных классов. В детский дом-школу поступают младшие школьники с разной интеллектуальной подготовкой (слабый фонематический слух, низкий уровень зрительного восприятия, логически непоследовательная устная и письменная речь, небольшой словарный запас, ограниченный кругозор, невысокий уровень развития познавательных процессов и т.д.). Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного языка, будет способствовать развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков. Программа «Путешествие в мир русского языка» расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного занимательного материала. Содержание программы включает в себя направления: формирование общеинтеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); развитие внимания (объем, переключение, концентрация); развитие памяти (зрительной, слуховой, смысловой, объем, устойчивость). Речь младшего школьника – это отражение его общей культуры. Программа «Путешествие в мир русского языка» ориентирована на применение широкого комплекса требований к речи обучающихся: Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи. Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Общеинтеллектуальное направление"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Магасская средняя общеобразовательная школа



















Рабочая программа внеурочной деятельности 3 класса по общеинтеллектуальному направлению

«Путешествие в мир русского языка»

на 2014-2015 учебный год













Учитель: Афанасьева Е.В.







Пояснительная записка.


«Русский язык» – один из основных предметов в учебной деятельности младших школьников, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего школьника в общественную жизнь, дают ему возможность общаться со взрослыми и друзьями, помогают обучающимся выражать свои мысли, чувства. В ходе изучения школьного предмета у обучающихся возникает немалое количество проблем, связанных с культурой языка (лексической, грамматической, фонетической сторонами). Программа имеет общеинтеллектуальное направление и рассчитана на один год обучения.

Актуальность программы внеурочной деятельности определяется запросом со стороны воспитанников детского дома-школы и опирается на анализ работы учителей начальных классов. В детский дом-школу поступают младшие школьники с разной интеллектуальной подготовкой (слабый фонематический слух, низкий уровень зрительного восприятия, логически непоследовательная устная и письменная речь, небольшой словарный запас, ограниченный кругозор, невысокий уровень развития познавательных процессов и т.д.). Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного языка, будет способствовать развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков.

Программа «Путешествие в мир русского языка» расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного занимательного материала. Содержание программы включает в себя направления:

формирование общеинтеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

развитие внимания (объем, переключение, концентрация);

развитие памяти (зрительной, слуховой, смысловой, объем, устойчивость).

Речь младшего школьника – это отражение его общей культуры. Программа «Путешествие в мир русского языка» ориентирована на применение широкого комплекса требований к речи обучающихся:

Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.

Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.

Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).

Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.

Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.

Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Изучение русского языка во внеурочной деятельности способствует привлечению внимания младших школьников к миру слов, дает возможность им почувствовать, что русский язык интересен, увлекателен, но в тоже время разнообразен и сложен.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Упражнения и задания, используемые в программе «Путешествие в мир русского языка», позволят обучающимся принимать активное участие в конкурсах, викторинах, познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности, готовить сообщения и доклады в учебной деятельности.

Программа адресована обучающимся 1-4 классов (7-11 лет).

Курс рассчитан на 68 занятий в год (2 часа в неделю). Занятия проходят в рамках внеурочной деятельности.

Цель программы: развитие интереса к изучению русского языка как учебного предмета и воспитание бережного отношения к слову.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

Познакомить младших школьников со словарным богатством русского языка.

Предоставить возможность младшим школьникам понимать и анализировать языковые факты.

Развивать основные процессы мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация).

Развивать познавательную активность и самостоятельность младших школьников.

Вырабатывать внимание у обучающихся к своей и чужой речи.

Способствовать развитию устной и письменной речи, творческим возможностям обучающихся, применять полученные знания на практике.

Воспитывать языковое чутье.

Разделы программы «Путешествие в мир русского языка»

1 Введение.

В мире звуков.

В гостях у Слова.

В царстве предложений.

2 Введение.

Чистоговорки, скороговорки и тараторки.

К истокам слова.

Пословицы, поговорки, крылатые выражения.

3 Введение.

Изучаем кроссворд.

Поговорим о загадках.

Шаги в науку.

4 Введение.

Встречи с фразеологизмами.

Русский народ-носитель языка.

Юные исследователи.


Показателями эффективности занятий будут являться критерии:

самостоятельность обучающихся и уровень оказанной индивидуальной помощи со стороны педагога;

активность и заинтересованность обучающихся во время занятий;

результаты выполнения итоговых форм контроля.

Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:

повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;

развитие интеллектуального потенциала младших школьников;

повышение уровня речевой грамотности обучающихся.

Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней с отдельными обучающимися, достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по данному предмету, так и во внеурочной. Это такие результаты, как:

Второй уровень результатов:

участие младших школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку;

заинтересованность в развитии своих творческих способностей.

Третий уровень результатов:

приобретать опыт самостоятельного поиска информации в разных источниках;

участвовать в олимпиадах, конкурсах районного, городского уровня.

Способы проверки результатов обучения.


Для отслеживания результатов предусматриваются такие формы контроля:

стартовый (контрольный), позволяющий определить первоначальный уровень знаний, умений и навыков младших школьников (методика «Шкала выраженности познавательного интереса» , «Уровень развития познавательных процессов» ; в листах наблюдений, отражающих динамику сформированности индивидуального прогресса;

текущий (правильность выполнения упражнений, наблюдение, рефлексия);

итоговый в конце изучения каждого раздела (игра-конкурс, КВН, практическая работа, презентация работ и др.). При этом младший школьник должен представить сформированность умений и навыков по изученным разделам курса в соответствии

Учебно-тематический план


п/п

Название темы

Количество часов

Дата проведения

1

Введение


1.1

Вводное занятие. «Умею ли я общаться?»

1

4.09

2

В мире звуков


2.1

Звуки. Буквы. Различие звуков и букв.

1

8.09

2.2

Город гласных и согласных звуков. Алфавит.

1

11.09

2.3

Удивительный слог.


1

15.09

2.4

Сказка про ударение.

1


18.09

2.5

Сказка про звонкие и глухие согласные.

1

22.09

2.6

Игры со звонкими и глухими согласными.

1

25.09

2.7

Волшебные твердые и мягкие согласные.

1

29.09

2.8

Итоговая работа.


1

6.10


Итого:

9


3

В гостях у Слова


3.1

Из истории слов.

1

9.10

3.2

Учимся толковать слова.

1

13.10

3.3

Работа с толковым словарем.

1

16.10

3.4

Многозначные слова.

1

20.10

3.5

Знакомые-незнакомые многозначные слова.

1

23.10

3.6

Рисуем слова.

1

27.10

3.7

«Вежливые» слова.

1

30.10

3.8

Слова-сорняки.

2

10.11

13.11

3.9

Слова-синонимы.

2

17.11

20.11

3.10

Слова-антонимы.

2

24.11

27.11

3.11

Слова-омонимы.

2

1.12

4.12

3.12

Итоговая работа.


1

8.12


Итого:

16


4

В царстве предложений


4.1

Повествовательное и вопросительное предложения. Грамматическая сказка.

2

11.12

15.12

4.2

Побудительное и восклицательное предложения. Грамматическая сказка.

1

18.12

4.3

Распространенное и нераспространенное предложения.

1

22.12

4.4

Редактирование предложений. Работа в группах.

1

25.12

4.5

Учимся общаться по телефону.

1

12.01

4.6

Итоговая работа «Строим диалог».

1

15.01


Итого:

7


1

Введение


1.1

«Что ждет нас впереди?»

1

19.01


Итого:

1


2

Чистоговорки, скороговорки и тараторки


2.1

Шутки-чистоговорки.

1

22.01

2.2

Составляем чистоговорки.

1

26.01

2.3

Скороговорка – что это?

1

29.01

2.4

Импровизационное инсценирование скороговорок.

1

2.02

2.5

Поговорим о тараторках.

1

5.02

2.6

Учим тараторки.

1

9.02

2.7

Итоговая работа. Игротека «Мы говорим правильно».

1

12.02


Итого:

7


3

К истокам слова


3.1

Народный календарь.

1

16.02

3.2

Названия осенних-зимних месяцев.

1

19.02

3.3

Названия весенних-летних месяцев.

1

26.02

3.4

Происхождение названий цветочных растений.

2

2.03

5.03

3.5

Названия садовых цветов.

2

12.03

16.03

3.6

Названия полевых цветов.

1

19.03

3.7

Откуда пришли школьные вещи.

2

2.04

6.04

3.8

Названия школьных вещей.

1

9.04

3.9

Слова, обозначающие цветовую гамму.

1

13.04

3.10

Читаем цветовую гамму.

1

16.04

3.11

Почему птиц так назвали?

1

20.04

3.12

Работа с толковым словарем.

1

23.04

3.13

Птицы нашего края.

1

27.04

3.14

Поиграем со словами.

1

30.04

3.15

Практическая работа «Придумываем игры».

1

4.05


Итого:

18


4

Пословицы, поговорки, крылатые выражения

4.1

Пословицы и поговорки русского народа.

2

7.05

11.05

4.2

Какие выражения называются крылатыми?

2

14.05

18.05

4.3

Словари и другие литературные источники.

1

21.05

4.4

Пословицы и поговорки в ребусах.

2

25.05

4.5

Литературные примеры использования крылатых выражений в речи.

2

28.05

4.6

Итоговая работа. Викторина «Русские пословицы и поговорки от А до Я».

1



Итого:

10



Содержание программы

Введение (1 час)

Понятие о предмете «русский язык». Краткий обзор изучаемых тем. Ответ на вопрос: «Умею ли я общаться?»

В мире звуков (9 часов)

Понятие о природных и речевых звуках. Знакомство с науками «фонетика» и «графика». Буквы – что это? Различие звуков и букв. Понятие о гласных и согласных звуках и буквах. Откуда произошел русский алфавит. Слог. Слово. Понятие о науке «орфоэпия». Ударение. Выделение ударного слога. Особенности звонких и глухих согласных. Твердые и мягкие согласные.

Сказки «В стране звуков», «Как звуки научились превращаться в звуки», «Как из слогов слова получаются?», «Волшебник Ударение»,

Игры «Фонетический чайнворд», «Веселые рифмы», «Грамматическая арифметика», «Волшебные цепочки», «Слово рассыпалось»; ребусы, кроссворды; загадки.

Игра - конкурс «Мир звуков».

В гостях у Слова (16 часов)

Значение слова. Знакомство с толковым словарем. Понятие о многозначных словах. Анализ многозначного слова по картинкам. Расширение представлений о «вежливых» словах (употребление слов при приветствии, благодарности, извинении, прощении). Слова-сорняки при общении с друзьями и взрослыми. Понятие о словах, сходных и противоположных по значению, - синонимах и антонимах. Слова-омонимы – что это такое.

Чтение и анализ художественных произведений А.Барто, О.Дриза, А.Шибаева, К.Чуковского, Б.Заходера, Н.Юсупова и др.

Сказка «Слова-братья».

Игры «Назовите слово», «Отгадаем знаки», «Кто больше придумает», «Два слова».

КВН «Да здравствует слово!»

В царстве предложений (7 часов)

Понятие об употреблении в речи предложений разных по цели высказывания: повествовательных, вопросительных, побудительных. Роль восклицательных и невосклицательных предложений в речи. Нераспространенное предложение. Упражнение в распространении предложений. Работа с деформированными предложениями. Общение по телефону. Построение диалога.

Сказки «Восклицание», «Бродячий цирк», «О пользе знаков препинания».

Игры «Соединяемся и меняемся», «Угадай!», «Кто больше придумает», «Определи вид предложения».

Игра-конкурс «Сочинение Незнайки», «Телеграмма».

Практическая работа «Строим диалог».

Введение (1 час)

Краткий обзор изучаемых тем .


Чистоговорки, скороговорки и тараторки (7 часов)

Знакомство с понятиями «чистоговорка», «скороговорка», «тараторка». Составление чистоговорок. Знание скороговорок, чистоговорок. Инсценировка скороговорок. Разучивание тараторок.

Игротека «Мы говорим правильно»


К истокам слова (18 часов)

Понятие о науке «этимология». Знакомство с этимологическими словарями. Появление современных названий месяцев, школьных принадлежностей, цветов (растительный мир), птиц и слов, обозначающих цветовую гамму.

Игры со словами.

Практическая работа «Составляем альбом».


Пословицы, поговорки, крылатые выражения (10 часов)

Понятия о поговорках и скороговорках, крылатых выражениях. Работа со словарями, справочниками и другими литературными источниками.

Игры с пословицами и поговорками.

Составление ребусов.

Работа с литературными примерами из произведений русских писателей.

Викторина «Русские пословицы и поговорки от А до Я».



К концу первого года обучения младший школьник будет иметь представления:

  • о науках «Орфоэпия», «Этимология»;

  • о многозначных словах, словах-антонимах, словах-синонимах, словах-омонимах, словах-сорняках;

знать о:

  • происхождении алфавита;

  • гласных и согласных звуках;

  • ударении;

  • видах предложениях;

  • диалоге;

уметь:

  • правильно использовать в своей речи слова и предложения;

  • строить диалог;

  • высказывать свое мнение;

  • пользоваться словарями.




Планируемые результаты освоения курса к концу первого года обучения


Личностные результаты:

  • определять и выполнять правила работы в парах, в малой группе;

  • учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;

  • нести ответственность за свои поступки.

Метапредметные результаты:

а) Регулятивные УУД:

  • работать по плану, планировать свои действия;

  • высказывать и доказывать свою точку зрения;

  • анализировать свою работу.

б) Познавательные УУД:

  • пользоваться и ориентироваться в орфографическом и толковом словарях;

  • анализировать и сравнивать информацию, обобщать и формулировать выводы.

в) Коммуникативные УУД:

  • конструировать разные предложения, строить диалог.

  • уметь слушать и слышать речь собеседника;

  • уметь договариваться при совместной работе.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • пользоваться алфавитом;

  • различать гласные, согласные и неречевые звуки;

  • определять роль ударения в слове;

  • различать предложения по цели высказывания и интонации;

  • строить диалог;

  • правильно использовать в своей речи слова и предложения;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться многозначными словами, словами-антонимами, словами-синонимами, словами-омонимами в своей речи;

  • находить информацию в этимологическом словаре.


К концу обучения младший школьник будет иметь представления:

  • о малых жанрах фольклора (чистоговорка, скороговорка, тараторка, пословица, поговорка);

  • о крылатых выражениях;

знать:

  • о различиях между малыми жанрами фольклора;

  • об употреблении их в литературных источниках;

уметь:

  • ориентироваться в словарях и других литературных источниках;

  • составлять простые игры со словами;

  • использовать элементы инсценировок;

  • анализировать смысл пословиц и крылатых выражений.



Планируемые результаты освоения курса к концу обучения


Личностные результаты:

  • определять и выполнять правила работы в парах, в малой группе;

  • учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;

  • нести ответственность за свои поступки;

  • быть способным к саморазвитию;

  • осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;

  • уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность.

Метапредметные результаты:

а) Регулятивные УУД:

  • работать по плану, планировать свои действия;

  • высказывать и доказывать свою точку зрения;

  • анализировать свою работу;

  • удерживать учебную задачу;

  • выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;

  • вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

б) Познавательные УУД:

  • пользоваться и ориентироваться в орфографическом и толковом словарях;

  • анализировать и сравнивать информацию, обобщать и формулировать выводы;

  • использовать общие приемы решения задачи;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • выделять необходимую информацию из литературных источников;

  • строить рассуждения.

в) Коммуникативные УУД:

  • конструировать разные предложения, строить и вести диалог.

  • уметь слушать и слышать речь собеседника;

  • уметь договариваться при совместной работе;

  • ставить вопросы, обращаться за помощью;

  • формулировать собственное мнение.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • следить за правильностью своей речи и речи собеседника;

  • толковать значения слов;

  • составлять игры со словами;

  • использовать в своей речи пословицы;

  • создавать альбомы с соблюдением норм русского языка.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться крылатыми выражениями в своей речи;

  • работать с литературными источниками;

  • предвидеть свой уровень усвоения знаний.


Методическое обеспечение программы

внеурочной деятельности


Программа предусматривает использование методов обучения:

  • словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с печатным источником);

  • наглядные (плакаты, таблицы, схемы, рисунки, презентации);

  • практические (устные, письменные, графические упражнения);

  • проблемно-поисковые (эвристическая и проблемно-поисковая беседы);

  • самостоятельная работа (наблюдение, решение проблемы, отработка необходимых приемов и действий);

  • игровые (ролевые, дидактические, развивающие игры и др.)


Занятия программы «Путешествие в мир русского языка» для младших школьников проходят в разнообразных формах:

  • беседа;

  • практическое занятие;

  • игра (способ действия не подается в готовом виде, а выводится самостоятельно под руководством старшего партнера);

  • игра-конкурс (своеобразное соревнование в знаниях) и др.


Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы:

  • индивидуальная работа (старший партнер работает с каждым обучающимся отдельно);

  • работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);

  • групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и играют);

  • фронтальная.


Средства и материалы, необходимые для реализации программы


  1. Банк дидактических игр, грамматических сказок, художественных текстов;

  2. Аудиоматериалы;

  3. Занимательный материал (ребусы, кроссворды, загадки);

  4. Мультимедиа;

  5. Подборка схем, таблиц, иллюстраций и т.д.;

  6. Толковые словари;

  7. Справочники;

  8. Этимологические словари.



Словарь


  • Загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

  • Диалог – это форма коммуникации между двумя участниками, состоящая из чередования имеющих смысловую связь реплик.

  • Доклад – публичное сообщение – развернутое изложение какой-нибудь темы.

  • Докладчик – человек, который делает доклад.

  • Исследовательская работа предполагает проведение обучающимися собственных исследований под руководством учителя, воспитателя.

  • Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из ряда пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.

  • Крылатые выражения – образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление.

  • Основополагающий вопрос – это широкий, открытый вопрос, который обращен к «большим» идеям и устойчивым концепциям.

  • Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.

  • Полиглот - человек, владеющий многими языками.

  • Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

  • Проблемный вопрос – это вопрос, на который в ходе занятия (одного или нескольких) требуется найти ответ путем самостоятельной интеллектуальной деятельности.

  • Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

  • Ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.

  • Редактирование предложений – исправление порядка слов в предложении, замена в нем неудачно употребленных слов.

  • Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстропроговариваемая шуточная прибаутка.

  • Слова-антонимы - это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположное лексическое значение.

  • Слова-омонимы - это слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению.

  • Словарное богатство русского языка – это огромное количество слов, близких и противоположных по значению, устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок, омонимов, архаизмов, фразеологизмов и др.

  • Слова-синонимы - это слова, сходные по значению и принадлежащие к одной части речи. Сходство значений синонимов не говорит о том, что значения слов полностью совпадают.

  • Сообщение – то, что сообщается, известие, информация.

  • Тараторка – быстропроговариваемое высказывание не останавливаясь.

  • Творческие возможности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

  • Учебный (частный) вопрос - самый мелкий вопрос. Учебные вопросы помогают обучающимся определить «кто», «что», «как», «где» и «когда» и поддерживают детальное изучение основополагающих и проблемных вопросов. Они помогают младшим школьникам сосредоточиться на фактической информации, которая должна быть изучена для соответствия стандартам обучения и достижения учебных целей.

  • Учебный «портфолио» – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа младших школьников и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представления каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.

  • Фразеологизм (фразеологический оборот) – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы). Часто фразеологизм остаётся достоянием только одного языка; исключением являются так называемые фразеологические кальки. Фразеологизмы описываются в специальных фразеологических словарях.

  • Эсперанто - самый распространённый из искусственных языков, вспомогательное средство международного общения. Создан в 1887 варшавским врачом Л. Заменгофом, псевдоним которого Esperanto (надеющийся) стал названием языка.

  • Языковое чутье – это чёткое понимание смысла слов русской речи и владение разными её нюансами. Языковое чутьё формируется под воздействием культурного обогащения и под влиянием коммуникативного опыта.

  • Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

  • Языковые факты – это любой объект или явление в языке, требующие некоторого усилия для усваивания (например, грамматические правила, фразеология и т.д.).



Список литературы для учителя:

Введенская, Л.А. и Саакьян, Р.Я. Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов. М.: «Просвещение», 1971. – 144 с.

Волина, В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.

Волина, В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.

Гизатуллина, Д.Х Русский язык в играх, или когда учиться трудно. Предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе. Изд. 3-е, дополненное. – СПб: «Детство-пресс», 2000. – 96 с.

Лайло, В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: пособие для учителя. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.

Полякова, А.В. Творческие задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. – Самара: «СамВен», 1992. – 120 с.

Скороговорки, тараторки, запоминалки. Пособие для учителя. Составители: Бойкова Н.В., Гришина, В.Н. – Новокузнецк: редакционно-издательский кабинет НГИУУ, 1994. – 54 с.

Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1998. – 240 с.

Начальная школа №12, 2000. Ставская, Г.М. «Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся», с.30.

Начальная школа №1, 2003. Емелина, А.В. «Как знакомить младших школьников с историзмами и архаизмами», с.38.

Список литературы для обучающихся:

Вартаньян, Э.А. Крылатые слова: Книга для внеклассного чтения учащихся средней школы. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 64 с.

Даль, В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Изд-во: Астрель, 2006.

Даль, В.И. Пословицы русского народа. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. 2000. – 616 с.

Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.

Каширина, Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку: для начальной школы / Каширина, Т.Г., Бойко, Л.Ф. – М.: Эскимо, 2011. – 64 с. - (Светлячок).

Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.:ООО «ИТИ Технологии», 2006.

Орфографический словарь.

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/сост. Е.В. Языканова. – 2-е изд., исправл. - М.: Издательство «Экзамен», 2010, - 80 с.

Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 240 с.

Стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки в начальной школе: Книга для учителей и учащихся в начальных классов в 2-ух частях. Часть 1./ сост. С.е. Царева. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. – 123


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Общеинтеллектуальное направление"

Автор: Афанасьева Евдокия Васильевна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279678

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления   Кружок на тему: «Хочу хорошо учиться» для обучающихся 1 класса,объём 33 часа"
    ["seo_title"] => string(162) "rabochaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostiobshchieintielliektualnoghonapravlieniiakruzhoknatiemukhochukhoroshouchitsiadliaobuchaiushchikhsia1klassaobiom33chasa"
    ["file_id"] => string(6) "328476"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463646215"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Юный эколог""
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_obshchieintielliektual_nogho_n"
    ["file_id"] => string(6) "414583"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1494523617"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Тайны географических названий»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_obshcheintellektualnogo_napravlenii"
    ["file_id"] => string(6) "577419"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1617515731"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Посчитай-ка»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_obshcheintellektualnoi_napravlenn_1"
    ["file_id"] => string(6) "587567"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1632688826"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическое конструирование""
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-matiematichieskoie-konstruirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "252480"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447398031"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства