Рабочая программа по внеурочной деятельности "Общеинтеллектуальное направление"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Общеинтеллектуальное направление"
«Русский язык» – один из основных предметов в учебной деятельности младших школьников, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего школьника в общественную жизнь, дают ему возможность общаться со взрослыми и друзьями, помогают обучающимся выражать свои мысли, чувства. В ходе изучения школьного предмета у обучающихся возникает немалое количество проблем, связанных с культурой языка (лексической, грамматической, фонетической сторонами). Программа имеет общеинтеллектуальное направление и рассчитана на один год обучения.
Актуальность программы внеурочной деятельности определяется запросом со стороны воспитанников детского дома-школы и опирается на анализ работы учителей начальных классов. В детский дом-школу поступают младшие школьники с разной интеллектуальной подготовкой (слабый фонематический слух, низкий уровень зрительного восприятия, логически непоследовательная устная и письменная речь, небольшой словарный запас, ограниченный кругозор, невысокий уровень развития познавательных процессов и т.д.). Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного языка, будет способствовать развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков.
Программа «Путешествие в мир русского языка» расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного занимательного материала. Содержание программы включает в себя направления:
формирование общеинтеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
развитие внимания (объем, переключение, концентрация);
развитие памяти (зрительной, слуховой, смысловой, объем, устойчивость).
Речь младшего школьника – это отражение его общей культуры. Программа «Путешествие в мир русского языка» ориентирована на применение широкого комплекса требований к речи обучающихся:
Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Общеинтеллектуальное направление"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Магасская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа внеурочной деятельности 3 класса по общеинтеллектуальному направлению
«Путешествие в мир русского языка»
на 2014-2015 учебный год
Учитель: Афанасьева Е.В.
Пояснительная записка.
«Русский язык» – один из основных предметов в учебной деятельности младших школьников, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего школьника в общественную жизнь, дают ему возможность общаться со взрослыми и друзьями, помогают обучающимся выражать свои мысли, чувства. В ходе изучения школьного предмета у обучающихся возникает немалое количество проблем, связанных с культурой языка (лексической, грамматической, фонетической сторонами). Программа имеет общеинтеллектуальное направление и рассчитана на один год обучения.
Актуальность программы внеурочной деятельности определяется запросом со стороны воспитанников детского дома-школы и опирается на анализ работы учителей начальных классов. В детский дом-школу поступают младшие школьники с разной интеллектуальной подготовкой (слабый фонематический слух, низкий уровень зрительного восприятия, логически непоследовательная устная и письменная речь, небольшой словарный запас, ограниченный кругозор, невысокий уровень развития познавательных процессов и т.д.). Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного языка, будет способствовать развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков.
Программа «Путешествие в мир русского языка» расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного занимательного материала. Содержание программы включает в себя направления:
формирование общеинтеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
развитие внимания (объем, переключение, концентрация);
развитие памяти (зрительной, слуховой, смысловой, объем, устойчивость).
Речь младшего школьника – это отражение его общей культуры. Программа «Путешествие в мир русского языка» ориентирована на применение широкого комплекса требований к речи обучающихся:
Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.
Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).
Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.
Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.
Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Изучение русского языка во внеурочной деятельности способствует привлечению внимания младших школьников к миру слов, дает возможность им почувствовать, что русский язык интересен, увлекателен, но в тоже время разнообразен и сложен.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Упражнения и задания, используемые в программе «Путешествие в мир русского языка», позволят обучающимся принимать активное участие в конкурсах, викторинах, познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности, готовить сообщения и доклады в учебной деятельности.
Программа адресована обучающимся 1-4 классов (7-11 лет).
Курс рассчитан на 68 занятий в год (2 часа в неделю). Занятия проходят в рамках внеурочной деятельности.
Цель программы: развитие интереса к изучению русского языка как учебного предмета и воспитание бережного отношения к слову.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
Познакомить младших школьников со словарным богатством русского языка.
Предоставить возможность младшим школьникам понимать и анализировать языковые факты.
Развивать основные процессы мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация).
Развивать познавательную активность и самостоятельность младших школьников.
Вырабатывать внимание у обучающихся к своей и чужой речи.
Способствовать развитию устной и письменной речи, творческим возможностям обучающихся, применять полученные знания на практике.
Воспитывать языковое чутье.
Разделы программы «Путешествие в мир русского языка»
1 Введение.
В мире звуков.
В гостях у Слова.
В царстве предложений.
2 Введение.
Чистоговорки, скороговорки и тараторки.
К истокам слова.
Пословицы, поговорки, крылатые выражения.
3 Введение.
Изучаем кроссворд.
Поговорим о загадках.
Шаги в науку.
4 Введение.
Встречи с фразеологизмами.
Русский народ-носитель языка.
Юные исследователи.
Показателями эффективности занятий будут являться критерии:
самостоятельность обучающихся и уровень оказанной индивидуальной помощи со стороны педагога;
активность и заинтересованность обучающихся во время занятий;
результаты выполнения итоговых форм контроля.
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:
повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;
развитие интеллектуального потенциала младших школьников;
повышение уровня речевой грамотности обучающихся.
Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней с отдельными обучающимися, достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по данному предмету, так и во внеурочной. Это такие результаты, как:
Второй уровень результатов:
участие младших школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку;
заинтересованность в развитии своих творческих способностей.
Третий уровень результатов:
приобретать опыт самостоятельного поиска информации в разных источниках;
участвовать в олимпиадах, конкурсах районного, городского уровня.
Способы проверки результатов обучения.
Для отслеживания результатов предусматриваются такие формы контроля:
стартовый (контрольный), позволяющий определить первоначальный уровень знаний, умений и навыков младших школьников (методика «Шкала выраженности познавательного интереса» , «Уровень развития познавательных процессов» ; в листах наблюдений, отражающих динамику сформированности индивидуального прогресса;
текущий (правильность выполнения упражнений, наблюдение, рефлексия);
итоговый в конце изучения каждого раздела (игра-конкурс, КВН, практическая работа, презентация работ и др.). При этом младший школьник должен представить сформированность умений и навыков по изученным разделам курса в соответствии
Учебно-тематический план
№ п/п
Название темы
Количество часов
Дата проведения
1
Введение
1.1
Вводное занятие. «Умею ли я общаться?»
1
4.09
2
В мире звуков
2.1
Звуки. Буквы. Различиезвуков и букв.
1
8.09
2.2
Город гласных и согласных звуков. Алфавит.
1
11.09
2.3
Удивительный слог.
1
15.09
2.4
Сказка про ударение.
1
18.09
2.5
Сказка про звонкие и глухие согласные.
1
22.09
2.6
Игры со звонкими и глухими согласными.
1
25.09
2.7
Волшебные твердые и мягкие согласные.
1
29.09
2.8
Итоговая работа.
1
6.10
Итого:
9
3
В гостях у Слова
3.1
Из истории слов.
1
9.10
3.2
Учимся толковать слова.
1
13.10
3.3
Работа с толковым словарем.
1
16.10
3.4
Многозначные слова.
1
20.10
3.5
Знакомые-незнакомые многозначные слова.
1
23.10
3.6
Рисуем слова.
1
27.10
3.7
«Вежливые» слова.
1
30.10
3.8
Слова-сорняки.
2
10.11
13.11
3.9
Слова-синонимы.
2
17.11
20.11
3.10
Слова-антонимы.
2
24.11
27.11
3.11
Слова-омонимы.
2
1.12
4.12
3.12
Итоговая работа.
1
8.12
Итого:
16
4
В царстве предложений
4.1
Повествовательное и вопросительное предложения. Грамматическая сказка.
2
11.12
15.12
4.2
Побудительное и восклицательное предложения. Грамматическая сказка.
1
18.12
4.3
Распространенное и нераспространенное предложения.
1
22.12
4.4
Редактирование предложений. Работа в группах.
1
25.12
4.5
Учимся общаться по телефону.
1
12.01
4.6
Итоговая работа «Строим диалог».
1
15.01
Итого:
7
1
Введение
1.1
«Что ждет нас впереди?»
1
19.01
Итого:
1
2
Чистоговорки, скороговорки и тараторки
2.1
Шутки-чистоговорки.
1
22.01
2.2
Составляем чистоговорки.
1
26.01
2.3
Скороговорка – что это?
1
29.01
2.4
Импровизационное инсценирование скороговорок.
1
2.02
2.5
Поговорим о тараторках.
1
5.02
2.6
Учим тараторки.
1
9.02
2.7
Итоговая работа. Игротека «Мы говорим правильно».
1
12.02
Итого:
7
3
К истокам слова
3.1
Народный календарь.
1
16.02
3.2
Названия осенних-зимних месяцев.
1
19.02
3.3
Названия весенних-летних месяцев.
1
26.02
3.4
Происхождение названий цветочных растений.
2
2.03
5.03
3.5
Названия садовых цветов.
2
12.03
16.03
3.6
Названия полевых цветов.
1
19.03
3.7
Откуда пришли школьные вещи.
2
2.04
6.04
3.8
Названия школьных вещей.
1
9.04
3.9
Слова, обозначающие цветовую гамму.
1
13.04
3.10
Читаем цветовую гамму.
1
16.04
3.11
Почему птиц так назвали?
1
20.04
3.12
Работа с толковым словарем.
1
23.04
3.13
Птицы нашего края.
1
27.04
3.14
Поиграем со словами.
1
30.04
3.15
Практическая работа «Придумываем игры».
1
4.05
Итого:
18
4
Пословицы, поговорки, крылатые выражения
4.1
Пословицы и поговорки русского народа.
2
7.05
11.05
4.2
Какие выражения называются крылатыми?
2
14.05
18.05
4.3
Словари и другие литературные источники.
1
21.05
4.4
Пословицы и поговорки в ребусах.
2
25.05
4.5
Литературные примеры использования крылатых выражений в речи.
2
28.05
4.6
Итоговая работа. Викторина «Русские пословицы и поговорки от А до Я».
1
Итого:
10
Содержание программы
Введение (1 час)
Понятие о предмете «русский язык». Краткий обзор изучаемых тем. Ответ на вопрос: «Умею ли я общаться?»
В мире звуков (9 часов)
Понятие о природных и речевых звуках. Знакомство с науками «фонетика» и «графика». Буквы – что это? Различие звуков и букв. Понятие о гласных и согласных звуках и буквах. Откуда произошел русский алфавит. Слог. Слово. Понятие о науке «орфоэпия». Ударение. Выделение ударного слога. Особенности звонких и глухих согласных. Твердые и мягкие согласные.
Сказки «В стране звуков», «Как звуки научились превращаться в звуки», «Как из слогов слова получаются?», «Волшебник Ударение»,
Значение слова. Знакомство с толковым словарем. Понятие о многозначных словах. Анализ многозначного слова по картинкам. Расширение представлений о «вежливых» словах (употребление слов при приветствии, благодарности, извинении, прощении). Слова-сорняки при общении с друзьями и взрослыми. Понятие о словах, сходных и противоположных по значению, - синонимах и антонимах. Слова-омонимы – что это такое.
Чтение и анализ художественных произведений А.Барто, О.Дриза, А.Шибаева, К.Чуковского, Б.Заходера, Н.Юсупова и др.
Сказка «Слова-братья».
Игры«Назовите слово», «Отгадаем знаки», «Кто больше придумает», «Два слова».
КВН «Да здравствует слово!»
В царстве предложений (7 часов)
Понятие об употреблении в речи предложений разных по цели высказывания: повествовательных, вопросительных, побудительных. Роль восклицательных и невосклицательных предложений в речи. Нераспространенное предложение. Упражнение в распространении предложений. Работа с деформированными предложениями. Общение по телефону. Построение диалога.
Сказки «Восклицание», «Бродячий цирк», «О пользе знаков препинания».
Игры«Соединяемся и меняемся», «Угадай!», «Кто больше придумает», «Определи вид предложения».
Понятие о науке «этимология». Знакомство с этимологическими словарями. Появление современных названий месяцев, школьных принадлежностей, цветов (растительный мир), птиц и слов, обозначающих цветовую гамму.
проблемно-поисковые (эвристическая и проблемно-поисковая беседы);
самостоятельная работа (наблюдение, решение проблемы, отработка необходимых приемов и действий);
игровые (ролевые, дидактические, развивающие игры и др.)
Занятия программы «Путешествие в мир русского языка» для младших школьников проходят в разнообразных формах:
беседа;
практическое занятие;
игра (способ действия не подается в готовом виде, а выводится самостоятельно под руководством старшего партнера);
игра-конкурс (своеобразное соревнование в знаниях) и др.
Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы:
индивидуальная работа (старший партнер работает с каждым обучающимся отдельно);
работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);
групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и играют);
фронтальная.
Средства и материалы, необходимые для реализации программы
Банк дидактических игр, грамматических сказок, художественных текстов;
Аудиоматериалы;
Занимательный материал (ребусы, кроссворды, загадки);
Мультимедиа;
Подборка схем, таблиц, иллюстраций и т.д.;
Толковые словари;
Справочники;
Этимологические словари.
Словарь
Загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.
Диалог – это форма коммуникации между двумя участниками, состоящая из чередования имеющих смысловую связь реплик.
Доклад – публичное сообщение – развернутое изложение какой-нибудь темы.
Докладчик – человек, который делает доклад.
Исследовательская работа предполагает проведение обучающимися собственных исследований под руководством учителя, воспитателя.
Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из ряда пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.
Крылатые выражения – образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление.
Основополагающий вопрос – это широкий, открытый вопрос, который обращен к «большим» идеям и устойчивым концепциям.
Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.
Полиглот - человек, владеющий многими языками.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.
Проблемный вопрос – это вопрос, на который в ходе занятия (одного или нескольких) требуется найти ответ путем самостоятельной интеллектуальной деятельности.
Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.
Редактирование предложений – исправление порядка слов в предложении, замена в нем неудачно употребленных слов.
Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстропроговариваемая шуточная прибаутка.
Слова-антонимы - это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположное лексическое значение.
Слова-омонимы - это слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению.
Словарное богатство русского языка – это огромное количество слов, близких и противоположных по значению, устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок, омонимов, архаизмов, фразеологизмов и др.
Слова-синонимы -это слова, сходные по значению и принадлежащие к одной части речи. Сходство значений синонимов не говорит о том, что значения слов полностью совпадают.
Сообщение – то, что сообщается, известие, информация.
Тараторка – быстропроговариваемое высказывание не останавливаясь.
Творческие возможности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Учебный (частный) вопрос - самый мелкий вопрос. Учебные вопросы помогают обучающимся определить «кто», «что», «как», «где» и «когда» и поддерживают детальное изучение основополагающих и проблемных вопросов. Они помогают младшим школьникам сосредоточиться на фактической информации, которая должна быть изучена для соответствия стандартам обучения и достижения учебных целей.
Учебный «портфолио» – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа младших школьников и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представления каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.
Фразеологизм (фразеологический оборот) – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы). Часто фразеологизм остаётся достоянием только одного языка; исключением являются так называемые фразеологические кальки. Фразеологизмы описываются в специальных фразеологических словарях.
Эсперанто - самый распространённый из искусственных языков, вспомогательное средство международного общения. Создан в 1887 варшавским врачом Л. Заменгофом, псевдоним которого Esperanto (надеющийся) стал названием языка.
Языковое чутье – это чёткое понимание смысла слов русской речи и владение разными её нюансами. Языковое чутьё формируется под воздействием культурного обогащения и под влиянием коммуникативного опыта.
Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
Языковые факты – это любой объект или явление в языке, требующие некоторого усилия для усваивания (например, грамматические правила, фразеология и т.д.).
Список литературы для учителя:
Введенская, Л.А. и Саакьян, Р.Я. Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов. М.: «Просвещение», 1971. – 144 с.
Волина, В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
Волина, В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
Гизатуллина, Д.Х Русский язык в играх, или когда учиться трудно. Предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе. Изд. 3-е, дополненное. – СПб: «Детство-пресс», 2000. – 96 с.
Лайло, В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: пособие для учителя. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.
Полякова, А.В. Творческие задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. – Самара: «СамВен», 1992. – 120 с.
Скороговорки, тараторки, запоминалки. Пособие для учителя. Составители: Бойкова Н.В., Гришина, В.Н. – Новокузнецк: редакционно-издательский кабинет НГИУУ, 1994. – 54 с.
Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1998. – 240 с.
Начальная школа №12, 2000. Ставская, Г.М. «Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся», с.30.
Начальная школа №1, 2003. Емелина, А.В. «Как знакомить младших школьников с историзмами и архаизмами», с.38.
Список литературы для обучающихся:
Вартаньян, Э.А. Крылатые слова: Книга для внеклассного чтения учащихся средней школы. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 64 с.
Даль, В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Изд-во: Астрель, 2006.
Даль, В.И. Пословицы русского народа. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. 2000. – 616 с.
Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
Каширина, Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку: для начальной школы / Каширина, Т.Г., Бойко, Л.Ф. – М.: Эскимо, 2011. – 64 с. - (Светлячок).
Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.:ООО «ИТИ Технологии», 2006.
Орфографический словарь.
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/сост. Е.В. Языканова. – 2-е изд., исправл. - М.: Издательство «Экзамен», 2010, - 80 с.
Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 240 с.
Стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки в начальной школе: Книга для учителей и учащихся в начальных классов в 2-ух частях. Часть 1./ сост. С.е. Царева. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. – 123