Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Брянский край"»
Пояснительная записка
Курс «Брянский край» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках ФГОС. Курс является комплексным и включает в себя систему курсов:
1 класс – «Азбука родного края»;
2 класс – «Природа родного края»;
3 класс – «История родного края»;
4 класс – «Культура родного края».
Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер, соединяет в себе историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие региона.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребёнка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребёнком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Основные подходы при реализации минимума содержания образования предметов регионального компонента:
краеведческий подход – выявление историко-культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьника;
содержательно-деятельностный подход – включение учащихся в активную творческую проектно-исследовательскую деятельность;
личностно-ориентированный подход – создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию, ориентации в современном информационном пространстве социума, культуры и истории в рамках собственных проектов;
практико-ориентированный подход с учетом условий местности;
интегративный подход предполагает внутрипредметную интеграцию и межпредметные связи. В отборе содержания образования процесс интеграции призван обеспечить целостность взгляда на окружающий мир, в контексте которого видятся аспекты региональной жизни.
Цель данного курса: формирование позитивного и заинтересованного отношения к своей малой Родине.
Задачи:
воспитывать чувство патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своей малой родины;
расширить знания, раскрывающие прошлое, историю, способствующие усвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
изучить природу родного края, её ресурсов; воспитывать экологически грамотное поведение в природе;
ознакомить с историей и культурой родного края, с бытом местных жителей, их традициями и обычаями;
формировать личность с активной гражданской позицией;
развить навыки общения со сверстниками и взрослыми, эрудицию и общую культуру.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Брянский край» в начальной школе выделяется 140 ч,по 35 чв каждом классе (1 ч в неделю).
В связи с производственной необходимостью возможны изменения в календарно-тематическом планировании.
Ценностные ориентиры и результаты освоения курса
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностными результатами изучения курса являются:
чувство любви к своей малой родине, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях родного края;
уважение к истории и культуре народа своей малой родины на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в селе и др.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса являются:
умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
включение в активную творческую проектно-исследовательскую деятельность;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;
понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Учебный план
№п/п
Наименование курса
Количество часов
1
«Азбука родного края»
34
2
«Природа родного края»
35
3
«История родного края»
35
4
«Культура родного края»
35
5
Итого:
139
1-й год занятий
«Азбука родного края»
В 1 классе данный курс посвящён первоначальному знакомству учащихся с родным краем. Материал расположен в алфавитном порядке, что позволяет закреплять, уточнять и расширять знания учащихся и о буквах русского алфавита.
Цель курса «Азбука родного края»: в познавательной форме знакомить учащихся с родным краем, с произведениями местных писателей и поэтов, воспевающих её красоту.
Учебно-тематический план
№п/п
Темы и формы организации (урок, экскурсия, практическая работа)
Количество часов
по видам деятельности
Дата проведения
теоретические
практические
план
факт
1
Введение. «3емля Пересвета».
Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Экскурсия №1. «Аист - символ счастья и удачи».
1
2
Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б']. Экскурсия №2. «Родной наш Брянск».
1
3
Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка».
1
4
Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской области.
Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Экскурсия №6. «Парк культуры и отдыха А. К. Толстого».
1
21
Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Экскурсия №6. «Парк культуры и отдыха А. К. Толстого».
1
22
Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по населённым пунктам. Унеча.
1
23
Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина.
1
24
Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале.
1
25
Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Экскурсия №7. «Птицы Брянского края».
1
26
Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Экскурсия №8. «Грибы Брянского края».
1
27
Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16 в. Шеломы.
1
28
Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ']. Сещенское подполье.
1
29
Буква Ь. «Брянские леса» по
К. Паустовскому.
1
30
Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы]. Экскурсия №9. «Реки и поселения Брянского края». Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова
1
32
Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э]. И. Швец «Нашим городом можно гордиться».
Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [йу].
1
33
Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. Брянск - наш край родной.
1
Содержание изучаемого курса
Введение. «3емля Пересвета».
Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Аист - символ счастья и удачи. Входящая диагностика «Давайте познакомимся». Знать свои анкетные данные.
Объяснять происхождение названия области, города, истории нашего города. Уметь отгадывать загадки, решать ребусы. Знать названия населённых пунктов, начинающихся с буквы А. Знать историю деревни Андреевка.
Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б']. Родной наш Брянск. Уметь отгадывать загадки, решать ребусы. Знать названия населённых пунктов, начинающихся с буквы Б. Знать историю названия города Брянск.
Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка».
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы В. Знать историю деревни Василёвка. Знать этимологию названий некоторых животных.
Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской области. Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Г. Знать историю создания герба Брянской области, отличать его от других гербов. Уметь правильно расставлять ударение. Знать историю деревни Гордеевка.
Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Д. Уметь правильно расставлять ударение. Знать информацию о реке Десна. Знать историю города Дятьково.
Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э]. Реки Брянской области.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Е. Уметь правильно расставлять ударение. Знать о растениях Брянской области, правила поведения в лесу.
Гласные буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й о]. Памятники природы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ё. Уметь правильно расставлять ударение. Знать некоторые памятники природы Брянской области.
Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ж. Уметь правильно расставлять ударение. Знать историю деревни Жирятино. Знать информацию о реке Жеведа.
Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з'] Город Злынка.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы З. Уметь правильно расставлять ударение. Знать историю населенного пункта Злынка. Знать информацию о птицах Брянской области, в частности -зимородок.
Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипуть-река.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы И. Уметь правильно расставлять ударение. Знать информацию о реке Ипуть.
Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук [и']. И. Швец «Наша Брянская область».
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Л. Уметь правильно расставлять ударение. Знать историю деревень Локоть, Брасово.
Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м']. Путешествие по населённым пунктам. Мглин.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы М. Уметь правильно расставлять ударение. Знать историю города Мглин.
Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Новозыбков, Навля. Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Н. Уметь правильно расставлять ударение. Знать историю городов Новозыбков, Навля.
Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. На родине Ф. И. Тютчева в Овстуге.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы О. Уметь правильно расставлять ударение. Знать историю деревни Овстуг. Знать информацию о поэте Тютчеве.
Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п']. Брянский боярин, герой Куликовской битвы − Александр Пересвет.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы П. Уметь правильно расставлять ударение. Знать информацию о растениях Брянской области, в частности о папоротнике.
Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Ревна. Рогнедино. Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Р. Уметь правильно расставлять ударение. Знать историю деревни Рогнедино. Знать информацию о реке Ревна.
Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [с']. Брянский Сусанин. Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы С. Уметь правильно расставлять ударение. Знать историю населенного пункта Суземка.
Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Т. Уметь правильно расставлять ударение. Знать историю населенного пункта Тюнино.
Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по населённым пунктам. Унеча.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы У. Уметь правильно расставлять ударение.
Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ф. Уметь правильно расставлять ударение. Знать историю населенного пункта Фокино.
Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Х. Уметь правильно расставлять ударение. Знать историю населенного пункта Дятьково, его достопримечательности – Дятьковский хрусталь.
Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского края. Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ц. Уметь правильно расставлять ударение.
Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского края. Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ч. Уметь правильно расставлять ударение. Знать историю населенного пункта Чернь.
Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16в. Шеломы.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Ш. Уметь правильно расставлять ударение. Знать историю населенного пункта Шеломы.
Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ']. Сещенское подполье.
Знать названия населенных пунктов, начинающихся с буквы Щ, или в названии которых есть эта буква. Уметь правильно расставлять ударение. Знать историю Сещенского подполья.
Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому.
Знать населенные пункты, в названии которых есть буква Ь. Уметь правильно расставлять ударение.
Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы]. Реки и поселения Брянского края.
Знать населенные пункты и реки, в названии которых есть буква Ы. Уметь правильно расставлять ударение.
Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова.
Знать населенные пункты, в названии которых есть буква Ъ. Уметь правильно расставлять ударение.
Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э]. И. Швец «Нашим городом можно гордиться».
Знать населенные пункты, в названии которых есть буква Э. Уметь правильно расставлять ударение.
Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [йу]. На стоянку первобытного человека в Юдиново.
Знать населенные пункты, в названии которых есть буква Ю. Уметь правильно расставлять ударение. Знать историю Юдиново.
Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. Брянск - наш край родной.
Знать населенные пункты, в названии которых есть буква Я. Уметь правильно расставлять ударение. Знать историю Яловки.
2-й год занятий
«Природа родного края»
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников, бережного и трепетного отношения к природе родного края и страны в целом.
Учебно-тематический план
№п/п
Темы и формы организации (урок, экскурсия, практическая работа)
Количество часов
по видам деятельности
Дата проведения
теоретические
практические
план
факт
1
В гостях у осени. Экскурсия №1. «Краски осени».
1
2
Экскурсия №2. «В царстве растений».
1
3
Экскурсия №3. «Осенние прогулки по брянскому лесу».
1
4
Загадки. Пословицы, поговорки об осени.
1
5
Для самых любознательных. Соображалки.
1
6
В царстве животных. Экскурсия №4. «Кто и как готовится к зиме».
1
7
Экскурсия №5. «В царстве рыб».
1
8
Народные приметы осени.
1
9
Происхождение названий месяцев.
1
10
Зимние месяцы. Экскурсия №6. «В гости к Зиме».
1
11
Народный зимний календарь.
1
12
Для самых любознательных. Новый год.
1
13
Зимние слова. Февраль в народном календаре.
1
14
Жизнь животных зимой.
1
15
Для самых любознательных. Экскурсия №7. «Белая книга».
1
16
Экскурсия №8. «Растения зимой».
1
17
Зимние мотивы — стихи, песни, забавы.
1
18
Как относятся к деревьям разных народов.
1
19
Экскурсия №9. «В гости к Весне. К истокам слова».
1
20
Экскурсия №10. «Растения весной».
1
21
Экскурсия №11. «Первоцветы Брянского края».
1
22
«Берёза — символ России».
1
23
Экскурсия №12. «Берёза — символ России».
1
24
Жизнь животных. Экскурсия №13. «Здравствуйте, пернатые друзья!»
Вводное занятие: В гостях у осени. Краски осени. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа: Игра «Поле чудес»
В царстве растений. Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев. Практическая работа в группах - «Раскрась»
Осенние прогулки по брянскому лесу. Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Загадки. Пословицы, поговорки об осени. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Для самых любознательных. Соображалки. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.
В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. Формировать представления детей о приспособлениях птиц и зверей в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Работа по определению птиц и зверей края. Работа в группах – «Собери мозаику» .
В царстве рыб. Классификация рыб Брянской области. Отгадывание кроссворда. Творческая работа «Придумай загадку».
Народные приметы осени.Неживая и живая природа.
Формирование представлений о живой и неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления живой и неживой природы осенью вокруг меня».
Происхождение названий месяцев. Чтение сказки «12месяцев» С.Маршака. Беседа о месяцах. Легенда происхождения названий. Деление на составные части. Инсценировка эпизода сказки.
В гости к зиме. Зимние месяцы. Беседа о зимних месяцах, особенностях изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений. Игра: «Поле чудес»
Народный зимний календарь.Предсказание погоды по народным приметам.
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных.
Для самых любознательных. Новый год.
работа над скороговорками и народными приметами.
Зимние слова. Февраль в народном календаре.
Жизнь животных зимой. Кабан - дикий родственник домашней свиньи.
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.
Для самых любознательных. Красная книга. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Брянской области. Разгадывание загадок.
Растения зимой. Дикорастущие растения луга, водоёма, леса в зимнее время.
Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.
Зимние мотивы-стихи, песни, забавы. Практическое занятие «Зимние забавы»
Как относятся к деревьям разных народов. Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.
В гости к Весне. К истокам слова. Знакомство с происхождением слова и особенностями изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений, разгадывание кроссворда, загадок.
Растения весной. Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов.
Первоцветы Брянского края. Подготовка и проведение акции «Сохраним первоцвет!». Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге Брянской области. Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов).
Берёза – символ России. Иллюстрации на тему, аппликации «Берёза – родное дерево»
Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья.
Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». КВН - крылатая компания. Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах Брянской области.
Верные друзья.
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Звери весной.
Проснулись ящерицы, змеи, лягушки.
Первые насекомые.
В гостях у Лета. К истокам слова.
Признаки хорошей погоды, ненастья. Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»
Как образуется дождь?
Почему бывают грозы?
Отчего бывает радуга?
В лес по ягоды пойдём.Охраняемые природные территории и объекты.
Работа над народными приметами.
Конкурс «Знатоки сказок».
3-й год занятий
«История родного края»
Цель: формирование целостной картины о жизни наших предков, о событиях происходящих в их жизни.
Учебно-тематический план
№п/п
Темы и формы организации (урок, экскурсия, практическая работа)
Количество часов
по видам деятельности
Дата проведения
теоретические
практические
план
факт
1
О чем рассказывает наука история.
1
2
История времени. Календарь Древней Руси.
1
3
История времени. Календарь Древней Руси.
1
4
Исторические источники. Экскурсия №1. «Чашин курган − колыбель города Брянска».
1
5
Исторические источники. Экскурсия №1. «Чашин курган − колыбель города Брянска».
1
6
Археология − наука древностей.
Археологические памятники Брянской области.
1
7
Археологические памятники Брянской области. Экскурсия №2. « Как жили древние люди».
1
8
Археологические памятники Брянской области. Экскурсия №2. « Как жили древние люди».
1
9
Славянская письменность. Брянские города в русских летописях. Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита. Слово о полку Игореве.
1
10
Геральдика.
1
11
Геральдика.
1
12
Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. Как написан гимн Брянской области.
1
13
Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. Как написан гимн Брянской области.
1
14
Моя родословная. Как составить генеалогическое древо. Краткая родословная князей Трубецких.
1
15
Моя родословная. Как составить генеалогическое древо. Краткая родословная князей Трубецких.
1
16
Моё имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена.
1
17
Имена на карте. Как люди выбирали названия.
1
18
Экскурсия №3. «Имена на карте. Как люди выбирали названия».
1
19
Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Соседи древних славян.
1
20
Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Соседи древних славян.
1
22
Откуда пошла Русь. Первые русские князья.
1
23
Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском.
1
24
Древний город. Древние города Брянского края.
1
25
Не посрамим русской земли. Севская крепость. Куликовская битва.
1
26
Не посрамим русской земли. Севская крепость. Куликовская битва.
1
27
Брянский край при Петре I.
1
28
Брянский край и Отечественная война 1812 г. Народная ополчение.
1
29
Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края.
1
30
Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края.
1
31
Экскурсия №4. «Юные герои Брянского края».
1
32
Экскурсия №4. «Юные герои Брянского края».
1
33
Экскурсия №5. «Брянская область сегодня»
1
34
Экскурсия №6. «В комнату крестьянского быта»
1
Содержание изучаемого курса
История–наука о прошлом человечества. История времени.Календарь Древней Руси. Линия времени. Единицы измерения времени в представлении людей различных эпох (сутки, месяц, год, век, тысячелетие). Летоисчисление. Римский календарь. Григорианский календарь. Летоисчисление в Древней Руси. Древнерусский календарь. Исторические источники: вещественные (орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, гербы, оружие, жилище и различные постройки), письменные (летописи, хроники, грамоты, договоры, указы, дневники и воспоминания, надписи на камне, металле, кости и других материалах и предметах), устные (предания, сказания, легенды, былины, баллады). Чашин курган – колыбель города Брянска. Археология — “наука лопаты”. Великий ученый и археолог Генрих Шлиман. От собирателя к ученому: коллекции, первый российский музей при Петре I — Кунсткамера. Археологические памятники: их поиск, исследование, археологические раскопки (поселения, курганы, гробницы фараонов). Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди. Человек на нашей планете. Когда появился первый человек? Как жил первобытный человек: природа и животный мир, окружающие его; где и как селились, их жилища (стоянки первобытных людей в вашей местности). Занятия: собирательство, охота, рыбная ловля, одежда, орудия труда, посуда, утварь. Письменность — совокупность письменных памятников какого-либо народа, какой-либо эпохи. Загадочные и незнакомые письмена: нити с узелками, примитивные рисунки и наскальные изображения (писаницы и петроглифы), “предметное письмо”, египетское письмо (Розетский камень, Франсуа Шампильон, иероглифы, папирус), клинопись. Создание алфавита: финикийского, греческого, латинского.
Славянская письменность: глаголица и кириллица (составители азбуки — Кирилл и Мефодий), письмо на бересте, былины, летописи, “Слово о полку Игореве”. Книгопечатание: появление бумаги, изобретение машины для печатания, великий книгопечатник Иван Федоров. Геральдика — наука о различных гербах, их правильном составлении и описании. Герб — это язык, на котором говорят рыцари и города, короли и государства. Герольды. “Путешествие” по средневековому замку и городу. Правила составления гербов: формы щита, число цветов, фигуры и символы, девизы на гербах. Русская геральдика. История символики России (флаг, герб, гимн). Символы Брянского края. Генеалогия — изучает происхождение и родственные связи лиц, родов, фамилий. Родословная: предки, потомки, поколения. “Древо человеческой жизни”: источники, генеалогии. Составление собственной родословной и вычерчивание генеалогического древа, создание фамильного герба. Краткая родословная князей Трубецких. Антропонимика — раздел науки ономастики, изучает происхождение, изменение, географическое распространение имен людей. Календарные имена. Древнерусские имена (по берестяным грамотам и летописям), основные способы их образования. Святцы. Появление и смысл отчества, фамилий. История происхождения собственного имени. Топонимика — наука о происхождении географических названий. (Имена на карте). История происхождения названий отдельных городов страны, области, района, названия рек и озер. Географические имена — свидетели прошлого. История Брянска в их названиях. Откуда пошла Русь. Древние славяне: природа, окружающая людей; занятия, жилища, семья, быт, одежда. Язычество — верования древних славян. Мифические существа, населяющие крестьянскую Вселенную — духи природы: леший, водяной, русалка, полудница. Легенды, поверья, сказки о них. Славянские племена. Соседи древних славян. Главные города: Новгород и Киев (легенды о возникновении), их устройство. Откуда пошла Русь. Первые русский князья. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир (легенды, былины о Владимире Красном Солнышке и богатыре его Илье Муромце), Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Князь и его дружина (состав, доспехи, оружие). Род Рюриковичей. Древний город.Древние города Брянского края. Не посрамим русской земли.Севская крепость. Куликовская битва. Брянский край при Петре I. Брянский край и Отечественная война 1812г.Народное ополчение. Брянский край в годы Великой Отечественной войны.Юные герои Брянского края. Брянская область сегодня.
4-й год занятий
«Культура родного края»
Цель: знакомство учащихся с культурно – историческим наследием региона.
Учебно-тематический план
№
п/п
Темы и формы организации (урок, экскурсия, практическая арбота)
Количество часов
по видам деятельности
Дата проведения
теоретические
практические
план
факт
1
Вводный урок. Что такое культура.
1
2
Как жили славяне.
1
3
Занятия славян.
1
4
Язычество древних славян.
1
5
Принятие христианства на Руси. Экскурсия №1. «Свенский монастырь».
1
6
Экскурсия №2. «Храмы Брянского края».
1
7
Крестьянский дом. Мастера Злынки. Резные кружева.
1
8
Крестьянский дом. Мастера Злынки. Резные кружева.
1
9
Занятия крестьян.
1
10
Экскурсия №3. «Занятия крестьян».
1
11
Не боги горшки обжигают.
1
12
Экскурсия №4. «Брянский музей этнографии и ремёсел» .
1
13
Долог день до вечера.
1
14
По одёжке встречают.
1
15
Экскурсия №5. «По одёжке встречают».
1
16
Делу время, потехе час.
1
17
Делу время, потехе час.
1
18
Жители России.
1
19
«Что дает мой край стране». Предприятия. БМЗ. Клинцы – город текстильщиков. Экскурсия №6. «Свенская ярмарка».
1
20
«Что дает мой край стране». Экскурсия №7. «Дятьковский хрустальный завод».
1
21
«Что дает мой край стране». Экскурсия №8. «Локотский конезавод».
1
22
Парки и усадьбы. Музей деревянной скульптуры. Экскурсия №9. «Парк культуры и отдыха им.А.К.Толстого; «Соловьи».
1
23
Парки и усадьбы. Экскурсия №10. «Городской парк Трубчевска − на родине Бояна».
Кто прославил наш край. На родине Ф.И.Тютчева. Экскурсия №11. «А.К.Толстой. Путешествие в Красный Рог».
1
26
Где учимся. Школы. ВУЗы. Экскурсия №12. «Кокинский аграрный университет».
1
27
По памятным местам. Экскурсия №13. «Партизанская поляна».
1
28
По памятным местам. Экскурсия №13. «Партизанская поляна».
1
29
Образование, спорт, искусство, литература сегодня. Экскурсия №14. «Брянские театры».
1
30
Экскурсия №14. «Брянские театры ».
1
31
Экскурсия №15. « Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина».
1
32
Экскурсия №15. « Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина».
1
33
Экскурсия №16. « По памятным местам и улицам родного села».
1
34
Экскурсия №17. «Брянский краеведческий музей».
1
35
Экскурсия №17. «Брянский краеведческий музей».
1
Содержание изучаемого курса
Вводный урок. Что такое культура.
Знать, что такое культура.
Как жили славяне.
Знать особенности жизни славян.
Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное.
Занятия славян.
Знать, чем занимались славяне.
Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное.
Язычество древних славян.
Знать понятия религия, язычество, славянские боги.
Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное,
Принятие христианства на Руси. Свенский моностырь. Свенская икона Божьей матери. Храмы Брянского края.
Знать понятие «христианство», храмы Брянщины.
Уметь объяснить значение христианства для Руси.
Крестьянский дом. Мастера Злынки. Резные кружева.
Знать убранство крестьянского дома. Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное.
Занятия крестьян.
Знать, чем занимались крестьяне.
Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное.
Не боги горшки обжигают.
Знать ремёсла славян. Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное.
Долог день до вечера.
Знать, чем занимались крестьяне.
Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное.
По одёжке встречают.
Знать, как одевались славяне.
Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное
Делу время, потехе час.
Знать славянские праздники. Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное.
Жители России.
Знать, какие сословия жили на Руси.
Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное.
Что даёт мой край стране. Свенская ярмарка. Рысаки из Локтя. Локотский конезавод.
Знать, какое значение имеет Брянщина для страны.
Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное
Дятьковский хрустальный завод. Предприятия. БМЗ.
Знать, какое значение имеет Брянщина для страны.
Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главно
Клинцы – город текстильщиков.
Знать, какое значение имеет Брянщина для страны.
Уметь работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное.
Парки и усадьбы. Музей деревянной скульптуры. Парк культуры и отдыха им. А.К.Толстого.
Знать парки, музеи Брянщины, готовить сообщения о них.
Парк «Соловьи». Городской парк Трубчевска. На родине Бояна.
Знать парки, музеи Брянщины, готовить сообщения о них.
Дорогие мои земляки. Кто прославил наш край. На родине Ф.И.Тютчева.
Знать людей, прославивших наш край.
Уметь рассказать о Ф.И. Тютчеве.
Путешествие в Красный Рог. А.К. Толстой. Братья Могилевцевы. Тенешевы.
Знать людей, прославивших наш край.
Уметь рассказать о А.К. Толстом.
Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинская сельхозакадемия.
Знать учебные заведения Брянщины.
По памятным местам. Партизанская поляна.
Знать памятные места Брянщины.
Образование, спорт, искусство, литература сегодня. Брянский театр.
Знать о Брянском театре.
Дом детского и юношеского творчества им. Ю.А. Гагарина.
Знать, чем живёт сегодня ДДТ им. Ю.А. Гагарина.
Экскурсия в краеведческий музей.
Прогулка – экскурсия по улицам родного посёлка, села.
Знать историю своего посёлка, села.
Итоговое занятие «Я люблю тебя, мой край родной». Защита презентаций о родном крае.
Методическое обеспечение курса
Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.
На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.
При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и способностей, формирования учебной деятельности.
Особенностью курса является возможность реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы, использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, окружающего мира. Работа основана на изучении краеведческого материала, изложенного в книгах «С Азбукой по родному краю», «Природа родного края», «История родного края», «Культура родного края», включающего информацию о городах и посёлках Брянской области, о промышленности региона, его истории, природе, культуре, известных людях, героях войны и сказаниях края.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, практические работы, в том числе и исследовательского характера, творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, в музее.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев, наборы открыток, репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
Список литературы:
Внеурочная деятельность младших школьников: методические рекомендации по организации внеурочной деятельности школьников начального общего образования по новым стандартам /Авт.-сост. Н.А.Асташова, В.И.Борисова. – Брянск: изд-во БИПКРО, 2011.
Электронное пособие: Классные часы в начальной школе/изд-во «Учитель», 2010.
Азбука родного края. Учебное пособие для 1 кл. общеобразовательных школ. Авт.-сост. Пряникова Н. Е., Шик Н. В. (Серия «Родной край»). –Брянск: «Курсив», 2007.
Природа родного края. Учебное пособие для 3 кл. общеобразовательных школ. Авт.-сост. Пряникова Н. Е., Шик Н. В. (Серия «Родной край»). – Брянск: «Курсив», 2007.
История родного края. Учебное пособие для 3 кл. общеобразовательных школ. Авт.-сост. Лупоядов В. И., Лупоядова Л. Ю. (Серия «Родной край»). – Брянск: «Курсив», 2012.
Культура родного края. Учебное пособие для 3 кл. общеобразовательных школ. Авт.-сост. Лупоядов В. И., Лупоядова Л. Ю. (Серия «Родной край»). – Брянск: «Курсив», 2012.
Выгоничская земля от истоков к будущему: Книга очерков. /Т.И. Локтина –Брянск: ГУП «Брянск.обл.полиграф.объединение», 2007.