Рабочая программа внеурочной деятельности "История Брянского края"
Рабочая программа внеурочной деятельности "История Брянского края"
Предлагаемая программа внеурочной деятельности по курсу «История Брянского края» составлена на основе регионального (национально-регионального) компонента под общим названием «Брянский край».
Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражающую особенности культурно-исторического, природно-географического, социально-экономического развития региона и формирующую целостное представление о социуме и путях самоопределения в нём.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "История Брянского края"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дятьковичская основная общеобразовательная школа
Дополнительная общеобразовательная программа
«История Брянского края»
Направление программы: духовно – нравственное
Возраст детей: 13 – 14 лет
Срок реализации: 1 год обучения
Автор – составитель программы
Романова Светлана Владимировна,
учитель истории
МБОУ Дятьковичской ООШ
Принята к реализации педагогическим советом МБОУ Дятьковичской ООШ
Пояснительная записка
Нормативно – правовая база:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ).
2. Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»"
3.Федеральный государственный стандарт общего образования (основное общее образование).
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
5. Программа Грищук Н.В. Методическое пособие по истории Брянского края. – Брянск: «Курсив»,2013.
Данная рабочая программа разработана на основе программы: Грищук Н.В. Методическое пособие по истории Брянского края. – Брянск: «Курсив»,2013.
Данная программа предусматривает работу по пособию:
Поляков Г.П., Чубур А.А. История Брянского края: С древнейших времён до конца XVIII века. Учебное пособие для 8 класса. - Брянск: Курсив, 2012.
Направление программы – духовно- нравственное.
Вид программы:авторская.
Актуальность программы.
Предлагаемая программа внеурочной деятельности по курсу «История Брянского края» составлена на основе регионального (национально-регионального) компонента под общим названием «Брянский край».
Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражающую особенности культурно-исторического, природно-географического, социально-экономического развития региона и формирующую целостное представление о социуме и путях самоопределения в нём.
Под региональным (национально-региональным) компонентом понимается педагогически отобранный материал, раскрывающий:
Историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие региона, дополняющее содержание Федерального компонента;
Региональную специфику социальной жизни общества
Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Это позволит помочь ученикам осмыслить события и явления на пересечении глобальных российских тенденций, представлять различие и сходство процессов, общность судеб Брянской области и России в целом, будет способствовать формированию мировоззренческой, нравственной, политической культуры учащихся, ориентации на гражданские и патриотические ценности, формированию позитивного и заинтересованного отношения к своей малой Родине.
Важным является формирование проектно-ориентированного мышления, умение выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать её через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившееся ситуации.
С учётом специфики региона в качестве определяющей выбрана социокультурная модель регионального компонента. Центральной частью социокультурной модели является краеведческое содержание компонента. Краеведение включает в себя системный курс знания краеведения и деятельностное краеведение в сфере основного общего и среднего (полного) общего образования. Содержательные аспекты социокультурной модели могут быть реализованы через обогащение содержания федерального компонента государственного образовательного стандарта на базе местного материала.
Рабочая программа курса с целью реализации минимума содержания образования регионального компонента, базируется на таких подходах, как.
краеведческий - выявление историко - культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьника,
личностно - ориентированный - создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию, ориентации в современном информационном пространстве социума, культуры и истории в рамках собственных проектов,
практико - ориентированный подход с учетом условий местности;
интегративный подход предполагает внутрипредметную интеграцию и межпредметные связи.
Изучение истории своего региона необходимо для того, чтобы юный житель Брянского края ориентировался в культурном пространстве своего региона и имел представление о возможных путях самореализации в нем:
Понимал свою связь с окружающим микромиром; умел грамотно взаимодействовать с ним; осознавать проблемы окружающего микромира;
Осознавал ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края;
Воспринимал наследие края как часть отечественного и всемирного культурного наследия;
Интересовался жизнью края; умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте; о деятельности людей, предприятий, учреждений, о трудоустройстве; активно использовал культурный потенциал Брянского края (востребовал его).
Цель данного курса: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации, определению своих ценностных приоритетов и критическому восприятию общественно – политической и исторической информации на основе осмысления исторического опыта своей страны и родного края (Брянщины), способного применять исторические знания и умения в учебной и общественной деятельности; принимать активное участие в развитии малой родины.
Программа составлена исходя из следующих задач обучения:
1. освоение интегрированных знаний о Брянском крае, об этапах и основных событиях с древнейших времён до настоящего времени в социальной, экономической, политической и культурной сферах;
2. формирование познавательного интереса и стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
3. формирование и последующее совершенствование умений искать, проверять, анализировать, и сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего Брянщины,
4.воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к историко – культурному наследию малой родины, формирование личностно – ценностного отношения к своему краю, пробуждение деятельной любви к месту жительства ;
5. формирование способности и готовности применять знания и умения по истории Брянского края в повседневной жизни, сохраняя и развивая наследие малой родины.
Место программы в учебном плане:
Рабочая программа рассчитана на 17 часов, 0,5 часа в неделю. Изменения, внесённые в программу и их обоснование: программа предусматривает 35 занятий в 8 классе. В программе произведена корректировка часов по содержанию авторской программы.
Периодичность занятий:
Продолжительность занятий
Периодичность в неделю
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Занятия проводятся во второй половине дня. Время занятий – 40 минут.
1 раз в 2 недели
0,5 часа в неделю
17 часов в год
Ценностные ориентиры:
- формирование знаний об основных событиях, явлениях, процессах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;
- развитие у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к истории и достижениям земляков;
- воспитание ценностных подходов к усвоению культурного наследия родного края, традиций жителей своего региона;
- развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся на основе анализа информации из различных источников, организации исследовательской и проектной деятельности;
- формирование умений применять знания по истории края для осмысления сущности современных явлений, эффективного взаимодействия и участия в решении проблем окружающего социума.
Формы занятий:
Учебно - теоретические
Практические
Углубленное изучение теоретических сведений
Экспедиции по сбору материала
Рассказ учителя
Обработка собранного материала
Беседа
Научно – исследовательские работы
Учебная игра
Виртуальное путешествие. (Интернет)
Презентация
Творческие конкурсы
Игровые занятия
Творческие проекты
Формы подведения итогов реализации программы:
Участие в конкурсах творческих работ и проектов разных уровней.
Участие в предметных неделях.
Создание портфолио каждого обучающегося.
В конце каждого полугодия в объединении проходят контрольно-зачетные занятия. Формами проведения контрольно-зачетных занятий являются:
1. Презентация, защита мини - проектов.
2. Праздник.
3. Тестирование по вопросам и заданиям.
4. Устный опрос и викторина.
5. Практическое занятие
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- российская гражданская идентичность;
- знание основ истории и культурного наследия своего края;
- ответственное отношение к изучению, готовность и способность к саморазвитию, формирование познавательного интереса к изучению истории малой родины.
Метапредметные:
- умения самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути их достижения, развивать познавательный интерес;
-умение работать с информацией: собирать, фиксировать, анализировать, ставить вопросы и выдвигать гипотезы; классифицировать обобщать;
- умения представлять результаты своей интеллектуальной деятельности в виде сообщений, докладов, презентаций, высказывать аргументированную позицию, делать выводы;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Предметные:
- осмысление истории Брянского края как части истории России, усвоение национальных ценностей современного российского общества;
- овладение историческими значениями, представлениями об основных этапах развития Брянского края в социальной, экономической, политической и культурной сферах, об особенностях исторического и культурного наследия Брянщины;
- умение искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о прошлом и настоящем Брянского края, способность определять и аргументировать своё отношение к ней;
- формирование ценностного отношения к историческому и культурному наследию Брянщины.
знать/понимать:
-основные этапы и ключевые события истории Брянщины с древнейших времён до конца XVIӀ века и выдающихся деятелей Брянщины;
- важнейшие достижения культуры Брянского края;
уметь:
- читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения восточнославянских союзов, города, места значительных исторических событий, связанных с Брянщиной;
- владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
- давать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Брянского края с древнейших времён до конца XVIӀ века, достижениям культуры.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Содержание
Способ достижения
Формы деятельности
Первый уровень результатов
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта
Беседа, лекция
Второй уровень результатов
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом
Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)
Дебаты, тематические вечера, диспут
Третий уровень результатов
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой
Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде
Акции, социальные проекты
Содержание курса внеурочной деятельности
№п/п
Содержание
Формы организации деятельности
Виды деятельности
Брянский край в древности
1
Каменный век на территории Брянского края.
Беседа, обсуждение проблемных заданий, работа с картой, иллюстрациями, текстом и обсуждение результатов
Отвечают, работают с картой брянской области, иллюстрациями, текстом, выполняют проблемные задания
2
Брянский край в эпоху бронзы и раннего железа. Древние славяне
Беседа, обсуждение проблемных заданий, работа с картой, иллюстрациями, текстом и обсуждение результатов
Отвечают, работают с картой брянской области, иллюстрациями, текстом, выполняют проблемные задания
Брянская земля в составе Древнерусского государства в ІХ – ХІ веках.
3
Славяне и русы. Возникновение русского государства.