kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "История Брянского края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Предлагаемая программа внеурочной деятельности по курсу «История Брянского края» составлена на основе регионального (национально-регионального) компонента под общим названием «Брянский край».

Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражающую особенности культурно-исторического, природно-географического, социально-экономического развития региона и формирующую целостное представление о социуме и путях самоопределения в нём.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "История Брянского края"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дятьковичская основная общеобразовательная школа







Дополнительная общеобразовательная программа

«История Брянского края»









Направление программы: духовно – нравственное

Возраст детей: 13 – 14 лет

Срок реализации: 1 год обучения









Автор – составитель программы

Романова Светлана Владимировна,

учитель истории

МБОУ Дятьковичской ООШ







Принята к реализации педагогическим советом МБОУ Дятьковичской ООШ




Пояснительная записка

Нормативно – правовая база:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ).

2. Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»"

3.Федеральный государственный стандарт общего образования (основное общее образование).

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

5. Программа Грищук Н.В. Методическое пособие по истории Брянского края. – Брянск: «Курсив»,2013.



Данная рабочая программа разработана на основе программы: Грищук Н.В. Методическое пособие по истории Брянского края. – Брянск: «Курсив»,2013.

Данная программа предусматривает работу по пособию:

Поляков Г.П., Чубур А.А. История Брянского края: С древнейших времён до конца XVIII века. Учебное пособие для 8 класса. - Брянск: Курсив, 2012.

Направление программы – духовно- нравственное.

Вид программы: авторская.


Актуальность программы.

Предлагаемая программа внеурочной деятельности по курсу «История Брянского края» составлена на основе регионального (национально-регионального) компонента под общим названием «Брянский край».

Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражающую особенности культурно-исторического, природно-географического, социально-экономического развития региона и формирующую целостное представление о социуме и путях самоопределения в нём.

Под региональным (национально-региональным) компонентом понимается педагогически отобранный материал, раскрывающий:

  • Историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие региона, дополняющее содержание Федерального компонента;

  • Региональную специфику социальной жизни общества

Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Это позволит помочь ученикам осмыслить события и явления на пересечении глобальных российских тенденций, представлять различие и сходство процессов, общность судеб Брянской области и России в целом, будет способствовать формированию мировоззренческой, нравственной, политической культуры учащихся, ориентации на гражданские и патриотические ценности, формированию позитивного и заинтересованного отношения к своей малой Родине.

Важным является формирование проектно-ориентированного мышления, умение выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать её через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившееся ситуации.

С учётом специфики региона в качестве определяющей выбрана социокультурная модель регионального компонента. Центральной частью социокультурной модели является краеведческое содержание компонента. Краеведение включает в себя системный курс знания краеведения и деятельностное краеведение в сфере основного общего и среднего (полного) общего образования. Содержательные аспекты социокультурной модели могут быть реализованы через обогащение содержания федерального компонента государственного образовательного стандарта на базе местного материала.

Рабочая программа курса с целью реализации минимума содержания образования регионального компонента, базируется на таких подходах, как.

краеведческий - выявление историко - культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьника,

содержательно-деятельностный - включение учащихся в активную творческую проектно – исследовательскую деятельность;

личностно - ориентированный - создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию, ориентации в современном информационном пространстве социума, культуры и истории в рамках собственных проектов,

практико - ориентированный подход с учетом условий местности;

интегративный подход предполагает внутрипредметную интеграцию и межпредметные связи.

Изучение истории своего региона необходимо для того, чтобы юный житель Брянского края ориентировался в культурном пространстве своего региона и имел представление о возможных путях самореализации в нем:

  • Понимал свою связь с окружающим микромиром; умел грамотно взаимодействовать с ним; осознавать проблемы окружающего микромира;

  • Осознавал ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края;

  • Воспринимал наследие края как часть отечественного и всемирного культурного наследия;

  • Интересовался жизнью края; умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте; о деятельности людей, предприятий, учреждений, о трудоустройстве; активно использовал культурный потенциал Брянского края (востребовал его).

Цель данного курса: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации, определению своих ценностных приоритетов и критическому восприятию общественно – политической и исторической информации на основе осмысления исторического опыта своей страны и родного края (Брянщины), способного применять исторические знания и умения в учебной и общественной деятельности; принимать активное участие в развитии малой родины.


Программа составлена исходя из следующих задач обучения:

1. освоение интегрированных знаний о Брянском крае, об этапах и основных событиях с древнейших времён до настоящего времени в социальной, экономической, политической и культурной сферах;

2. формирование познавательного интереса и стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

3. формирование и последующее совершенствование умений искать, проверять, анализировать, и сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего Брянщины,

4.воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к историко – культурному наследию малой родины, формирование личностно – ценностного отношения к своему краю, пробуждение деятельной любви к месту жительства ;

5. формирование способности и готовности применять знания и умения по истории Брянского края в повседневной жизни, сохраняя и развивая наследие малой родины.


Место программы в учебном плане:

Рабочая программа рассчитана на 17 часов, 0,5 часа в неделю. Изменения, внесённые в программу и их обоснование: программа предусматривает 35 занятий в 8 классе. В программе произведена корректировка часов по содержанию авторской программы.

Периодичность занятий:

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Занятия проводятся во второй половине дня. Время занятий – 40 минут.


1 раз в 2 недели

0,5 часа в неделю

17 часов в год


Ценностные ориентиры:

- формирование знаний об основных событиях, явлениях, процес­сах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;

- развитие у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к истории и достижениям земляков;

- воспитание ценностных подходов к усвоению культурного насле­дия родного края, традиций жителей своего региона;

- развитие познавательных и интеллектуальных способностей уча­щихся на основе анализа информации из различных источников, органи­зации исследовательской и проектной деятельности;

- формирование умений применять знания по истории края для осмысления сущности современных явлений, эффективного взаимо­действия и участия в решении проблем окружающего социума.

Формы занятий:

Учебно - теоретические

Практические

Углубленное изучение теоретических сведений

Экспедиции по сбору материала

Рассказ учителя

Обработка собранного материала

Беседа

Научно – исследовательские работы

Учебная игра

Виртуальное путешествие. (Интернет)

Презентация

Творческие конкурсы

Игровые занятия

Творческие проекты

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Участие в конкурсах творческих работ и проектов разных уровней.

  • Участие в предметных неделях.

  • Создание портфолио каждого обучающегося.

В конце каждого полугодия в объединении проходят контрольно-зачетные занятия. Формами проведения контрольно-зачетных занятий являются:

1. Презентация, защита мини - проектов.

2. Праздник.

3. Тестирование по вопросам и заданиям.

4. Устный опрос и викторина.

5. Практическое занятие

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные:

- российская гражданская идентичность;

- знание основ истории и культурного наследия своего края;

- ответственное отношение к изучению, готовность и способность к саморазвитию, формирование познавательного интереса к изучению истории малой родины.

Метапредметные:

- умения самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути их достижения, развивать познавательный интерес;

-умение работать с информацией: собирать, фиксировать, анализировать, ставить вопросы и выдвигать гипотезы; классифицировать обобщать;

- умения представлять результаты своей интеллектуальной деятельности в виде сообщений, докладов, презентаций, высказывать аргументированную позицию, делать выводы;

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Предметные:

- осмысление истории Брянского края как части истории России, усвоение национальных ценностей современного российского общества;

- овладение историческими значениями, представлениями об основных этапах развития Брянского края в социальной, экономической, политической и культурной сферах, об особенностях исторического и культурного наследия Брянщины;

- умение искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о прошлом и настоящем Брянского края, способность определять и аргументировать своё отношение к ней;

- формирование ценностного отношения к историческому и культурному наследию Брянщины.

знать/понимать:

-основные этапы и ключевые события истории Брянщины с древнейших времён до конца XVIӀ века и выдающихся деятелей Брянщины;

- важнейшие достижения культуры Брянского края;

уметь:

- читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения восточнославянских союзов, города, места значительных исторических событий, связанных с Брянщиной;

- владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

- использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

- давать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Брянского края с древнейших времён до конца XVIӀ века, достижениям культуры.

Воспитательные результаты внеурочной деятель​ности школьников распределяются по трём уровням.

1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.



Содержание

Способ достижения

Формы деятельности

Первый уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Беседа, лекция

Второй уровень результатов

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

Дебаты, тематические вечера, диспут

Третий уровень результатов

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде

Акции, социальные проекты





















Содержание курса внеурочной деятельности

п/п

Содержание

Формы организации деятельности

Виды деятельности

Брянский край в древности


1

Каменный век на территории Брянского края.

Беседа, обсуждение проблемных заданий, работа с картой, иллюстрациями, текстом и обсуждение результатов

Отвечают, работают с картой брянской области, иллюстрациями, текстом, выполняют проблемные задания

2

Брянский край в эпоху бронзы и раннего железа. Древние славяне

Беседа, обсуждение проблемных заданий, работа с картой, иллюстрациями, текстом и обсуждение результатов

Отвечают, работают с картой брянской области, иллюстрациями, текстом, выполняют проблемные задания

Брянская земля в составе Древнерусского государства в ІХ – ХІ веках.


3

Славяне и русы. Возникновение русского государства.

Беседа. Обсуждение проблемных заданий. Обсуждение презентаций.

Отвечают, выполняют проблемные задания, делают презентации

4

Брянский край в эпоху княжеских междоусобиц. Повседневная жизнь населения края ХІ – начала ХІІІ вв.

Беседа. Обсуждение проблемных заданий, докладов, сообщений.

Отвечают, выполняют проблемные задания, делают сообщения.

Великое княжество Черниговское и Брянское в 40-е годы ХІІІ века – начале 90-х годов XV века.


5

Правление Михаила Черниговского. Брянское великое княжество в конце XІV - на рубеже XV века.

Беседа. Обсуждение проблемных заданий. Виртуальная экскурсия

Отвечают, выполняют проблемные задания, обсуждают увиденное на экскурсии.

6 - 8

Брянский край в составе Великого княжества литовского и Русского в конце XІV – начале XV вв.

Беседа. Обсуждение проблемных заданий, презентаций Индивидуальная работа с картой, иллюстрациями, текстом и обсуждение результатов.

Отвечают, работают с картой брянской области, иллюстрациями, текстом, выполняют проблемные задания

Брянский край в составе Великого княжества Московского и Московского царства (XVІ - XVІІ вв.)


9

Пограничный край московского государства. Хозяйство, быт и нравы брянчан в XVІ - XVІІ вв.

Беседа. Работа с картой, иллюстрациями. Ролевая игра «В семье брянского крестьянина XVІ - XVІІ вв.»

Отвечают, работают с картой брянской области, иллюстрациями. Участвуют в ролевой игре.


10 - 11

Военно-политическая история края в XVІ - XVІІ вв.

Беседа, обсуждение проблемных заданий, сообщений

Отвечают, выполняют проблемные задания, делают сообщения.

Брянский край в XVІІІ столетии.

12

Административное устройство Брянских земель в XVІІІ в. Военная история брянского края в XVІІІ в.

Беседа, обсуждение сообщений, докладов, творческих заданий. Экскурсия.

Отвечают, делают сообщения. Разработка экскурсионных маршрутов..

13

Экономическое состояние брянского края в XVІІІ в. Социальная борьба податного населения края с властями и высшими сословиями.

Беседа, работа с иллюстрациями, текстом и обсуждение результатов. Ролевая игра «На Свенской ярмарке»

Отвечают, работают с иллюстрациями, текстом. Участвуют в ролевой игре.

14- 15

Культура и быт населения Брянщины в XVІІІ в.

Творческие задания. Обсуждения. Экскурсия «По следам дворянских усадеб». Обсуждение презентаций.

Выполняют творческие задания. Делают презентации. Разрабатывают экскурсионные маршруты

Итоговые занятия

16 -17

Итоговые занятия, посвящённые:

- истории села, деревни, микрорайона;

- защита творческих работ;

- защита и презентации проектов

Разработка и презентация проекта. Обсуждение, сообщений, презентации

Разрабатывают проекты. Выполняют творческие и тестовые задания.











Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол – во часов

Дата

план

факт

Брянский край в древности

1

Каменный век на территории Брянского края.

1



2

Брянский край в эпоху бронзы и раннего железа. Древние славяне

1



Брянская земля в составе Древнерусского государства в ІХ – ХІ веках.

3

Славяне и русы. Возникновение русского государства.

1



4

Брянский край в эпоху княжеских междоусобиц. Повседневная жизнь населения края ХІ – начала ХІІІ вв.

1



Великое княжество Черниговское и Брянское в 40-е годы ХІІІ века – начале 90-х годов XV века.

5

Правление Михаила Черниговского. Брянское великое княжество в конце XІV - на рубеже XV века.

1



6- 8

Брянский край в составе Великого княжества литовского и Русского в конце XІV – начале XV вв.

3



9

Пограничный край московского государства. Хозяйство, быт и нравы брянчан в XVІ - XVІІ вв.

1



10 - 11

Военно-политическая история края в XVІ - XVІІ вв.

2



Брянский край в XVІІІ столетии.

12

Брянский край в XVІІІ столетии.

1



13

Экономическое состояние брянского края в XVІІІ в. Социальная борьба податного населения края с властями и высшими сословиями.

1



14- 15

Культура и быт населения Брянщины в XVІІІ в.

2



Итоговые занятия

16 - 17

Итоговые занятия

2




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности "История Брянского края"

Автор: Романова Светлана Владимировна

Дата: 27.10.2018

Номер свидетельства: 482314

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Рабочая программа по внеурочной деятельности «История Брянского края» для 8 класса на 2018-2019 учебный год"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_istoriia_brianskogo_kraia_dlia_8"
    ["file_id"] => string(6) "509407"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1557242357"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа внеурочной деятельности «История родного края» 3 класс"
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_istoriia_rodnogo_kraia_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "479358"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1538387425"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства