Программа внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения" 2 класс
Программа внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения" 2 класс
Программа внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» разработана для занятий с учащимися 2-х классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и является спортивно-оздоровительной программой. Это модификация авторской программы авторской программы «Я – пешеход и пассажир», 1-4 классы; автор Н.Ф. Виноградова, Москва: Вентана - Граф, 2013.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения" 2 класс»
8
Пояснительная записка
Обучение школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ.
Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программно-целевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий.
Республика Крым имеет интенсивную дорожно-транспортную среду и, как следствие, высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Главной причиной дорожно-транспортного травматизма является недостаточная грамотность участников дорожного движения.
Программа внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» разработана для занятий с учащимися 2-х классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и является спортивно-оздоровительной программой. Это модификация авторской программы авторской программы «Я – пешеход и пассажир», 1-4 классы; автор Н.Ф. Виноградова, Москва: Вентана - Граф, 2013.
Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, бесед, тестов на знание правил дорожного движения, тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных ситуаций, разработок проектов.
В программу входят занятия, которые помогают школьнику освоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Цель программы: формирование у младших школьников навыков безопасного участия в дорожном движении; Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и пешеходов. Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни.
Задачи программы: обучающие:
-способствовать приобретению школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;
развивающие:
- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки»- ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,
- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
воспитательные:
- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;
- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.
Программа внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 2 классов общеобразовательных учреждений «Азбука дорожного движения» рассчитана на 34 часа. Количество учащихся в группе не менее 5 человек.
В реализации Программы могут участвовать сотрудники ГИБДД, члены отрядов юных инспекторов движения.
Диагностика результатов проводится в виде тестов, контрольных заданий и участия в тематических конкурсах и викторинах.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные:
С помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
С помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала;
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
Уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
Осознание ответственности человека за общее благополучие;
Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
использование речи для регуляции своего действия;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
с помощью учителя определяет то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
адекватное восприятие предложений других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи.
Коммуникативные:
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
с помощью учителя создаёт устные высказывания, формулирует проблему;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
оговариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
Предметные результаты
выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;
с помощью учителя находит необходимую информацию и выстраивает иерархию имеющихся знаний;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей.
Классификация результатов внеурочной деятельности:.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов– получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов– получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Критерии эффективности ожидаемых результатов могут быть количественными и качественными. Количественные: увеличение количества детей, привлеченных к изучению и пропаганде Правил дорожного движения. В связи с уменьшение количества нарушений по Правилам дорожного движения и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Качественные: повышение уровня знаний по Правилам дорожного движения всех участников образовательного процесса и умение применять в различных дорожных ситуациях.
Диагностика результатов проводится в виде тестов, контрольных заданий и участия в тематических конкурсах и викторинах.
Содержание курса внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» 2 класс
№
Содержание предмета
Количество
часов
Основные виды деятельности
Форма организации занятий
Вводное занятие.
1
Эвристическая беседа.
Лекция, беседа,
1.
Улица полна неожиданностей.
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Практическое занятие «Почему на улице опасно?» (экскурсия). Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. Особенности пространственного положения транспортного средства при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения. Особенности пространственного расположения транспортного средства. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Гужевой транспорт. Механические транспортные средства. Машины специального назначения. Опасность и безопасность на дорогах. Пешеходные переходы. Нерегулируемые перекрестки. Регулировщик и его сигналы. Проект «Регулируемая дорога».
15
Работа с дидактическим материалом, просмотр видеороликов, выполнение практических заданий, создание ситуаций выбора, проектная деятельность, игровая деятельность.
Лекция, беседа, экскурсия, конкурсы, викторины, работа в группах, работа в компьютерном классе.
2.
Ты – пассажир
Поездка на автобусе и троллейбусе. Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Поездка на такси и других видах транспорта. Поездка за город.
4
Просмотр плакатов, наглядных фотоматериалов, настольные игры, тестирование.
Беседа, экскурсия, тестирование, групповая и индивидуальная работа, встреч с инспекторами ГИБДД.
3.
Ты – пешеход.
Дорожные знаки и дорожная разметка. Дорога в школу и домой. Проект «Твой ежедневный маршрут». Где можно и где нельзя играть. Ты – велосипедист. Дорога глазами водителей. Учусь читать дорожные знаки. Проект «Дорожные знаки в моей окрестности». Кодекс выживания городского пешехода. Что такое ДТП. Анализ дорожных ситуаций.КВН «Клуб внимательных пешеходов». Что такое «фликер». Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта. Проект «Расставь дорожные знаки на перекрестке». Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. Почему дети попадают в дорожные аварии.
13
Эвристическая беседа, просмотр плакатов, наглядных фотоматериалов, работа на тренажере, тестирование, проектная деятельность, ролевые и подвижные игры.
Беседа, экскурсия в ГИБДД, тестирование, групповая и индивидуальная работа.
4.
«Правила движения знай без возражения!»
1
Соревнование, игры
Открытое занятие совместно с родителями
ВСЕГО
34 час.
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№
Раздел,
тема занятий
К-во часов
Дата
2 А
2 Б
2 В
план
факт
план
факт
план
факт
1
Вводное занятие. Дорога в школу и домой.
1
Раздел 1. Улица полна неожиданностей. 15 часов
2
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.
1
3
Практические занятия «Почему на улице опасно». (экскурсии, просмотр видеороликов).
1
4
Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня.
1
5
Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.
1
6
Особенности пространственного положения транспортного средства при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения.
1
7
Особенности пространственного расположения транспортного средства.
1
8
Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства.
1
9
Гужевой транспорт.
1
10
Машины специального назначения.
1
11.
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей.
Дорога в школу и домой. Проект «Твой ежедневны маршрут».
1
23
Обсуждение проблемных ситуаций. В каких случаях транспортные средства представляют опасность для пешехода? Когда пешеходы представляют опасность для транспортных средств и водителей?
24
Ты – велосипедист. Правила для велосипедистов.
1
25
Проект «Дорожные знаки в моей окрестности»
1
26
Кодекс выживания городского пешехода.
1
27
Что такое ДТП. Анализ дорожных ситуаций.
1
28
КВН «Клуб внимательных пешеходов»
1
29
Что такое «фликер».
30
Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта. Экскурсия по городу.
1
31
Проект «Расставь дорожные знаки на перекрестке»
1
32
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах.
1
33
Почему дети попадают в дорожные аварии. Экскурсия в ГИБДД.