Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» 1 класс
Рабочая программа составлена на основе примерной программы для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения».
Программа для 1 класса «Азбука безопасности» по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления.
Новизна программы заключается в использовании новых форм и методов обучения правилам дорожного движения: коллективное творческое дело, игровые технологии, театрализованные представления, работа с книгой, видеоматериалами, компьютером.
Отличительной особенностью содержания данной программы является не столько заучивание правил дорожного движения, сколько воспитание законопослушного гражданина, грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» 1 класс»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 29»
г. Ярославля
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
________________Т.Н. Карпова
«_______» __________________ 2016 г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом по средней школе №29
от ____ сентября 2016 г. за №____
Директор школы
___________________ А.В. Матвеев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного занятия для 1-х классов
«Азбука безопасности»
Количество часов по учебному плану: 33 часа, 1 часа в неделю
Количество часов по программе: 33 часа, 1 часа в неделю
Составитель: заместитель директора прУВР
И.В. Смирнова
«_______» __________________ 2016 г.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения».
Программа для 1 класса «Азбука безопасности» по своей направленностиявляется комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления.
Данной рабочей программой на изучение ПДД предусмотрено 33 часа учебного времени из расчета 1 учебный час в неделю.
Количество учебного времени определено:
приказом об утверждении учебного плана средней школы № 29 на 2016-2017 учебный год № 180 от 29.08.2016,
приказом о календарном учебном графике средней школы № 29 на 2016-2017 учебный год № 140/1 от 06.09.2016.
Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, действующим Правилам дорожного движения, реальным условиям дорожного движения регионального характера, учитывает психофизиологические, возрастные особенности учащихся, опирается на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
Новизна программы заключается в использовании новых форм и методов обучения правилам дорожного движения: коллективное творческое дело, игровые технологии, театрализованные представления, работа с книгой, видеоматериалами, компьютером.
Отличительной особенностью содержания данной программы является не столько заучивание правил дорожного движения, сколько воспитание законопослушного гражданина, грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения.
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах городов и сел через направленную воспитательную работу, а также формирование транспортной культуры подрастающего поколения.
Задачи:
повышать дорожно-правовую грамотность у детей и подростков;
обучать практическим навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах;
развивать творческие и мыслительные способности у детей и подростков;
организовать совместную работу с родителями по формированию у детей и подростков потребности в соблюдении ПДД;
организовать совместную работу со специалистами правоохранительных органов и органов здравоохранения.
Ожидаемые результаты и способы их проверки определены по годам обучения. Косвенными критериями служат: создание к 5 классу стабильного коллектива «ЮИД», заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге — воспитание грамотных, сознательных участников дорожного движения, которые не только сами не попадают в ДТП, но и помогут друзьям и знакомым стать внимательными, спокойными, тактичными — грамотными пешеходами.
Содержание программы.
1 класс
Ориентировка в окружающем мире.
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).
Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира
(близко – далеко; рядом; около; за; перед; ближе - дальше).
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различие). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
Ты – пешеход
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение на встречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого. Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, называние, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком дорожного движения (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ним.
Ты - пассажир.
Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.
Универсальные учебные действия
Ориентирование и поведение в окружающей среде:
– определять форму предметов окружающего мира (треугольник, квадрат, круг)
- сравнивать цвет предметов, группировать из по цветовым оттенкам;
- определять пространственные положения и взаимоотношений объектов окружающего мира (близко – далеко; рядом; около; за; перед; ближе – дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
- объяснять свой путь от школы до дома;
- определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко – далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от. ).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
- выделять из многообразия объектов транспортное средство;
- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «Что обозначает этот знак?»).
- различать цвет и форму запрещающих знаков;
- различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
- находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
- различать сигналы светофора и объяснять их значение;
- группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
Учебно-тематическое планирование.
1 год обучения (1 класс)
№ п/п
Тема занятия
Всего
В том числе
Основное содержание
теория
практика
Вводное занятие. Инструктаж по Т/Б
1
1
-
Знакомство с курсом обучения программы «Азбука безопсности».
Правила техники безопасности на занятиях.
История и развитие правил дорожного движения. На чем люди ездят.
1
1
-
История возникновения ПДД, причины ДТП и их последствия.
3-4
Основные понятия и термины, используемые в правилах
2
1
1
Основные понятия и термины, используемые в правилах
Дидактическая игра: «Ближе-дальше», «Что мы видим из окна». Рассказ учеников о том, что они видят из окна, используя слова – пространственные характеристики (ближе, далеко, дальше, около, рядом и др.)
6.
Чему нас учат правила дорожного движения.
1
1
Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
7.
Правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров.
1
1
ПДД для пешеходов. Движение пешеходов в населенных пунктах и вне, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги.
ПДД для пассажиров - виды общественного транспорта.
8.
Мы идем по улице.
1
1
Экскурсия. Наблюдения во время экскурсии: название улиц, ее описание, наличие транспорта и дорожных знаков.
9.
Какие бывают дороги.
1
1
Элементы городской дороги. Дорога с односторонним и двустороннем движением. Дорожная разметка, ее значение для регулирования движения транспортных средств и пешеходов.
10.
Какие бывают дороги.
1
1
Игра – конструирование «Улица города».
11.
Где мы будем играть?
1
1
Правила поведения во время прогулок. Примеры правильного и неправильного поведения детей. Дидактическая игра «Можно-нельзя».
12
Дорога за городом.
1
0,5
0,5
Сравнение улицы города и загородного шоссе. Таблица «Характеристика дорог».
13.
Светофоры.
1
1
История возникновения светофора. Основные типы светофоров.
14.
Светофоры.
1
1
Формы регулирования движением: светофорное и регулировщиком. Значения сигналов светофора и регулировщика.
Ролевая игра «Разговор с сотрудником ГИБДД».
15.
Дорожные знаки.
1
1
Дорожные знаки и их группы.
16.
Дорожные знаки.
1
1
Предупреждающие, запрещающие.
17.
Дорожные знаки.
1
1
Предписывающие, особого предписания.
18.
Дорожные знаки.
1
1
Информационные, приоритета.
19.
Дорожные знаки.
1
1
Сервиса, дополнительной информации.
20.
Дорожные знаки.
1
1
Значение отдельных дорожных знаков для пешеходов.
21.
Нас увидят в сумерках.
1
1
Время и место использования внешних световых приборов. Влияние цвета одежды для передвижения в темное время суток. Игра «ателье»
22.
Мы переходим улицу.
1
0,5
0,5
Правила правильного перехода улиц. Выбор ситуаций с ориентировкой на знаки дорожного движения.
23.
Перекрестки.
1
1
Виды перекрестков. Игра – конструирования «Перекресток». Очерёдность проезда перекрёстков Памятка «Как переходить перекресток».
24.
Сигналы машин.
1
1
Видеофильм «Перестроение транспортного средства». Подвижная игра «Налево-направо».
25.
Остановка транспорта.
1
1
Правила правильной остановки .Памятка «Правила ожидания автобуса»
26.
Мы – пассажиры.
1
1
Обязанности пассажиров.
27.
Мы – пассажиры.
1
1
Сюжетная игра «В трамвае». Памятка «Мы едем на автобусе».
28.
Правила дорожного движения для велосипедистов.
1
1
Правила для велосипедистов. Дополнительные требования к движению велосипедов.