Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Мой мир"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Cредняя общеобразовательная школа № 9″
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей предметов гуманитарного цикла
МБОУ ″СОШ № 9″
Протокол № от
«__»__________2019 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по ВР
МБОУ ″СОШ № 9″
Е.Л. Горбунова
«__»__________2019 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ ″СОШ № 9″
Захарова Л.А.
«__»__________2019 г.
Приказ № от __.09.2019 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
По общественно- полезному направлению
«Мой мир»
для 3 класса
Программу составил:
Учитель начальных классов
Петрова Татьяна Михайловна
город Троицк
Челябинская область
2019
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Изучение природы родного края.
Развитие познавательного интереса учащихся к природе
Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Программа позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю.
Содержание программы
3 класс
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3 ч)
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
Энергия. Что происходит при превращении энергии.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)
Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок»
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ( 4 ч)
Цепи питания.
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
Лесные заморочки. Игра «Детектив»
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (5 ч )
Растения и их роль на Земле .Экскурсия.
О братьях наших меньших.
Рыбы и их многообразие.
Час эрудитов «Птичьи имена».
Проект «Сохраним красоту природы»
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА( 3 ч)
Человек и его корни. Родословное древо семьи.
Моя Родина – Россия!
Путешествие в прошлое.
История моей Родины.
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР (13 ч)
Откуда пошла земля Русская!
Ледовое побоище.
Слово о полку Игореве.
Московское государство.
Московский Кремль.
Смутное время в России.
Преобразования Петра I
Екатерина Великая
Михаил Васильевич Ломоносов
Отечественная война 1812 года.
Император Александр II
Времена Советской власти и СССР.
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (2ч)
Российская Федерация
Проект «Сохраним историю родного края»
Тематическое планирование
Содержание раздела
Содержание темы
№ урока
Количество часов
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ 3 ч
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
1
1
Энергия. Что происходит при превращении энергии.
2
1
2. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
3
1
ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ,
ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ
4 часа
3. Живая оболочка планеты.
4
1
О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
5
1
Солнце - как источник энергии.
6
КВН «Планета загадок»
7
1
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4 ч
Цепи питания
8
1
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
9
1
Лесные заморочки. Игра «Детектив»
10
1
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
11
1
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ
КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ
Растения и их роль на Земле Экскурсия.
12
1
О братьях наших меньших.
13
1
Рыбы и их многообразие
14
1
Час эрудитов «Птичьи имена».
15
1
ТВОИ РОДНЫЕ
И ТВОЯ РОДИНА 3ч
Проект «Сохраним красоту природы»
16
1
Человек и его корни. Родословное древо семьи
17
1
Моя Родина – Россия
18
1
Путешествие в прошлое. История моей Родины.
19
1
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ,
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ,
СОВЕТСКОЙ РОССИИ
И СССР 13 ч
Откуда пошла земля Русская!
20
1
Ледовое побоище.
21
1
Слово о полку Игореве.
22
1
Московское государство.
23
1
Московский Кремль.
24
1
Смутное время в России.
25
1
Преобразования Петра I
26
1
Екатерина Великая
27
1
Михаил Васильевич Ломоносов
28
1
Отечественная война 1812 года.
29
1
Император Александр II
30
1
Времена Советской власти и СССР.
31
1
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»
32
1
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ
Российская Федерация
33
1
Проект «Сохраним историю родного края»
34
1
ИТОГО:
34 ч
Планируемые результаты
3 класс:
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
На первом уровне школьник должен уметь:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.:
перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
На втором уровне школьник должен уметь:
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
На третьем уровне школьник должен уметь:
наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях
уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам
Календарно- тематическое планирование
Тема (раздел) (количество часов)
Тема каждого урока
Количество часов
Дата проведения урока
Домашнее задание
Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей
Формы текущего контроля успеваемости
Корректировка
По плану
По факт
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ 3 ч
1
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
1
04.09
Беседа
2
Энергия. Что происходит при превращении энергии.
1
11.09
Беседа
3
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
1
18.09
Интеллектуальная игра
ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ,
ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ
4 часа
4
Живая оболочка планеты.
1
25.09
Беседа
5
О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
1
02.10
Практическая работа
6
Солнце - как источник энергии.
1
09.10
Беседа
7
КВН «Планета загадок»
1
16.10
КВН
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4 ч
8
Цепи питания
1
23.10
Беседа
9
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
1
06.11
Экскурсия
10
Лесные заморочки. Игра «Детектив»
1
13.11
Игра
11
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
1
20.11
Игра
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ
КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ
12
Растения и их роль на Земле
Экскурсия.
1
27.11
Экскурсия
13
О братьях наших меньших.
1
04.12.
Беседа
14
Рыбы и их многообразие
1
11.12
Беседа
15
Час эрудитов «Птичьи имена».
1
18.12
Игра
ТВОИ РОДНЫЕ
И ТВОЯ РОДИНА 3ч
16
Проект «Сохраним красоту природы»
1
25.12
Проект
17
Человек и его корни. Родословное древо семьи
1
15.01
Практическая работа
18
Моя Родина – Россия
1
22.01
Беседа
19
Путешествие в прошлое.
История моей Родины.
1
29.01
Беседа
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ,
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ,
СОВЕТСКОЙ РОССИИ
И СССР 13 ч
20
Откуда пошла земля Русская!
1
05.02
Беседа
21
Ледовое побоище.
1
12.02
Беседа
22
Слово о полку Игореве.
1
19.02
Беседа
23
Московское государство.
1
26.02
Беседа
24
Московский Кремль.
1
04.03
Беседа
25
Смутное время в России.
1
11.03
Беседа
26
Преобразования Петра I
1
18.03
Беседа
27
Екатерина Великая
1
08.04
Беседа
28
Михаил Васильевич Ломоносов
1
15.04
Беседа
29
Отечественная война 1812 года.
1
22.04
Беседа
30
Император Александр II
1
29.04
Беседа
31
Времена Советской власти и СССР.
1
06.05
Беседа
32
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»