Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Умелые ручки"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 17 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»
676850 Амурская обл, г. Белогорск, ул. Ленина, 100, тел./факс 8 (41641)2 73 59, e-mail: [email protected]
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
«____» __________ 2020 г.
__________ Г.Н. Худяк
УТВЕРЖДАЮ
директор школы
___________В.С. Скачкова
приказ №______
«____» __________ 2020 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
« Умелые ручки »
(общекультурное направление)
для 3-4-х классов
2020-2021 учебный год
Тищенко Ольга Васильевна,
педагог-библиотекарь,
первая квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ
1
Пояснительная записка
2
2
3
4
Содержание программы 3-4 класс
Календарно-тематическое планирование 3-4 класc
Планируемые результаты
7
9
10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Умелые ручки» для 3-4 класса составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 3273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09 – 3664 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Федерального закона от 08 мая 2010 г. № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений;
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов/ под редакцией В.А. Горского – М.: Просвещение, 2010.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения программ внеурочной деятельности МАОУ СШ №17 от 07.04.2017 г. (протокол № 6 педагогического совета);
Плана внеурочной деятельности МАОУ СШ № 17 на 2020-2021 учебный год.
Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» разработана для занятий с учащимися 3-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Данная программа адресована детям 9-10 лет, которые проявляют интерес к декоративно-прикладному искусству и ручному труду.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
учатся экономно расходовать материалы;
учатся преимущественно конструкторской деятельности.
Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Курс завершается организацией и проведением Выставки творческих работ, демонстрацией успеха на городских, областных выставках детского творчества. Свои работы учащиеся используют для украшения интерьера квартиры и игр, дарят родителям и близким.
Цель: Создание условий для развития творческой, духовно-нравственной личности, способной самостоятельно мыслить, принимать решения, создавать произведения декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
познакомить с технологиями разных видов декоративно-прикладного искусства;
помочь овладеть различными техниками работы с материалами, бумагой, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности путем приобщения детей к совместным формам организации занятий (работа в паре, группе).
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. Поэтому на теоретическую часть занятия отводится намного меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Надо помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу делай как я, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт на экраны и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
Индивидуальный труд учащихся в кружках заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий подбирала с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами
Актуальность программы «Умелые ручки» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.
Занятия ручным трудом – универсальное образовательное средство, способное сделать жизнь растущего человека умной, целеустремлённой, ответственной. На этих занятиях укрепляется творческий коллектив единомышленников.
Труд постепенно входит в жизнь ребёнка – помогать родителям, подготовить сувенир, подарок, украсить дом, изготовить полезную вещь, которая рождается из потребности творить, из любви и желания сделать приятное близким. Любое изделие дети не только сделают своими руками, но, прежде всего, придумают его в своём воображении. В поделки, украшения вкладывают и фантазию, и вкус, и умения – это и есть процесс воплощении творческого замысла.
Важным направлением в содержании программы является духовно – нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного труда.
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами принятия младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков, программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно - деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предлагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами
Сроки реализации программы: данная рабочая программа рассчитана на один год и будет реализована в 2020-2021 учебном году.
Формы и режимы занятий: занятия будут проводится в групповой форме как внеурочная кружковая работа. Основными формами занятий будут являться теоретическая работа, практическая работа с применением полученных теоретических навыков, игры, участие в выставках детского прикладного творчества.
Занятия будут проходить по 1 часу 2 раза в неделю – всего 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3-4 КЛАССЫ
Тема I. Работа с бумагой и картоном (16 часов).
Знакомство с различными видами бумаги. Приёмы работы с бумагой. Использование материалов. Виды картона и использование для поделок. Торцевание. Плетение. Аппликации. Оригами. Виды обьёмных фигур. Конусы. Поделки из салфеток. Поделка «Медведь в лесу». Поделка «Часы». «Осенний калейдоскоп»
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, коллективное творчество.
Виды внеурочной деятельности: художественное восприятие, информационное ознакомление, художественное творчество, работа с бумагой и картоном.
Тема II. Работа в технике «Декупаж» (16 часов).
Знакомство с техникой «Декупаж». Виды декупажа. Приёмы работы в салфеточной технике. Применение техники декупаж для украшения интерьера. Украшение посуды. Украшение ёлочных шаров. Поделка «Шкатулка». Поделка «Конверт с сюрпризом». Поделка « Рамка для фотографий»
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, коллективное творчество.
Виды внеурочной деятельности: художественное восприятие, информационное ознакомление, художественное творчество, работа с различными материалами для декупажа: салфетки, клей ПВА.
Тема III. Работа с нитками и пряжей (16 часов).
Основные приёмы работы с нитками. Виды нитей и пряжи. Поделки из нитей и пряжи на картоне. Поделки из нитей и пряжи на ткани. Использование фольги. Изонить. Знакомство с техникой изонити. Приёмы и виды работ. Техника безопасности при работе с иглой и нитями. Поделка «Ёлочка». Поделка «Круг». Поделка «Парус». Проволочные нити. Поделка «Дерево».
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, коллективное творчество.
Виды внеурочной деятельности: художественное восприятие, информационное ознакомление, художественное творчество, работа с различными видами ниток и пряжи.
Тема IV. Работа с пластилином пластичными материалами.(8 часов).
Лепка из различных видов пластилина - увлекательное занятие. Виды пластилина и пластичных материалов: восковой пластилин, глина, солёное тесто. Лепка на свободную тему. Поделка «Домашняя утварь». Поделка «Аквариум».
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, коллективное творчество.
Виды внеурочной деятельности: художественное восприятие, информационное ознакомление, художественное творчество, работа с различными видами пластичных материалов.
Тема V. Работа со стеклом и витражными красками (12 часов).
Что такое витраж, использование стекла для декораций. Использование мини витражей в творчестве. Изготовление мини витражей из стекла и витражных красок и пластилина.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, коллективное творчество.
Виды внеурочной деятельности: художественное восприятие, информационное ознакомление, художественное творчество, работа со стеклом, витражными красками, пластилином..
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3-4 КЛАСС
№
Тема
Количество часов
Дата
теория
практика
план
факт
I. Работа с бумагой и картоном (16 часов).
1
Объёмное конструирование из деталей оригами
1
1
04.09
07.09
2
Симметричное вырезание.
1
1
11.09
14.09
3
Игрушки из картона с подвижными деталями
«Медведь в лесу».
1
1
18.09
21.09
4
Моделирование из конусов. Поделка «Часы».
1
1
25.09
28.09
5
Художественные образы из треугольных модулей.
1
1
02.10
05.10
6
Моделирование из салфеток.
1
1
16.10
19.10
7
Аппликация на свободную тему. «Осенний калейдоскоп».
1
1
23.10
26.10
8
Торцевание из бумаги.
1
1
30.10
02.11
Основы декупажа (16 часов).
12.10
9
Декупаж и виды декупажа. Материалы.
1
1
06.11
09.11
10
Поделка «Шкатулка»
1
1
13.11
16.11
11
Украшение посуды.
1
1
20.11
23.11
12
Самодельные поздравительные открытки.
1
1
30.11
04.12
13
Новогодние открытки.
1
1
07.12
11.12
14
Рамки для фотографий.
1
1
14.12
18.12
15
Подарки своими руками «Конверт с сюрпризом».
1
1
21.12
25.12
16
Украшение ёлочных шаров.
1
1
28.12
11.01
III. Работа с нитками и пряжей (16 часов).
17
Техника «Изонить». Изонить на картонной основе.
1
1
15.01
18.01
18
Изонить. Поделка «Елочка»
1
1
22.01
25.01
19
Изонить .Поделка «Круг»
1
1
29.01
01.02
20
Изонить на картонной основе. Поделка на свободную тему.
1
1
05.02
08.02
21
Изонить. Поделка «Парус».
1
1
12.02
15.02
22
Моделирование из нитей и фольги. Поделка на свободную тему.
1
1
19.02
22.02
23
Изонить. Поделка «Парус»
1
1
01.03
03.03
24
Проволочная нить. Поделка «Дерево»
1
1
05.03
12.03
IV. Работа с пластилином и пластичными материалами (8 часов).
25
Виды пластилина и пластичных материалов: глина, соленое тесто. Приёмы работы.
1
1
15.03
17.03
26
Поделка на свободную тему.
1
1
19.03
22.03
27
Поделка «Домашняя утварь».
1
1
26.03
29.03
28
Поделка «Аквариум».
1
1
31.03
02.04
V. Работа со стеклом и витражными красками. (12 часов).
29
Витражи. Виды и способы украшения.
1
1
12.04
14.04
30
Витражи из стекла и пластилина.
1
1
16.04
19.04
31
Способы украшения витражными красками.
1
1
23.04
26.04
32
Витраж «Мозайка».
1
1
28.04
30.04
33
Витраж «Бабочка».
1
1
07.05
14.05
34
Витраж «Любимый сказочный герой»
1
1
17.05
21.05
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Умелые ручки» ученик получит возможность научиться:
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, пластичными материалами, нитками, пряжей, природными материалами в процессе создания творческих работ;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
навыкам бисероплетения, вязания, макраме;
собирать необходимый природный материал для изготовления поделок;
создавать творческие композиции в технике декупажа, дизайн-проектов;