Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Умелые ручки" для 1, 2,3,4 классов»
Утверждаю
Директор школы____________
Кузнецова О.А.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Водзимонская средняя общеобразовательная школа
Вавожского района Удмуртской Республики
Программа внеурочной деятельности
художественно-эстетического направления
«Умелые ручки».
Составитель: Чукурнева О.Н.
учитель начальных классов.
Водзимонье 2016-2017
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности. Программа разработана для занятий с учащимися 6-11 лет во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Внеурочная деятельность «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебными предметами.
Связь занятий «Умелые ручки», с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия внеурочной деятельности и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), технология (работа с разными материалами и др.), изобразительное искусство (применение фантазии, выдумки, развитие художественно-эстетического вкуса и др.), краеведение (изучение обычаев народа, обработка льна, шерсти и др.)
Активная работа внеурочной деятельности способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь на занятиях, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Занятия заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Особенности реализации программы:
Внеурочная деятельность «Умелые ручки» проводится во второй половине дня. Местом проведения занятий может быть кабинет технологии, кабинет начальных классов, библиотека, культурно-оздоровительный центр села.
Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:
- по количеству детей, участвующих на занятии в работе: коллективная, групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое занятие, беседа, рассказ, игра, самооценка и самоконтроль, взаимооценка и взаимоконтроль;
- по дидактической цели: вводное занятие, практические занятия, комбинированные формы занятий.
На занятиях используются презентации, книги, иллюстрации, современное техническое оборудование в виде интерактивной доски.
При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.
На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.
Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.
Место программы внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» рассчитана для проведения занятий во второй половине дня. Продолжительность обучения 1 учебный год. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 1,5 час. Количество часов за год: 34 часа.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
К концу 1 года обучения обучающиеся должны знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
Некоторые традиции удмуртского народа (куколка-оберег из ткани, изделия из теста в удмуртской кухне).
К концу 1 года обучения обучающиеся должны уметь:
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий по предложенной программе:
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
сформировать навыки работы с информацией.
Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участия в различных конкурсах, награждения лучших поощрительными призами, грамотами. Изделия используются для подарков родителям, близким, друзьям.
Тематический план.
В программу внеурочной деятельности «Умелые ручки» входит ряд разделов «Работа с пластическими материалами», «Работа с тканью», «Работа с природным материалом», «Работа с бумагой и картоном» «Работа с тканью» «Текстильные материалы». В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
1 класс
№ п/п
Тема занятия
Техника, материалы
Кол-во часов
1.
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
1,5 час
I. «Работа с бумагой и картоном». (12 часов)
2.
Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок»
Оригами
1,5 час
3.
Беседа « Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.
Аппликация, вырезание.
1,5 час
4.
Аппликация из геометрических фигур.
Аппликация, вырезание.
1,5 час
5.
Фантазии из «ладошек». Продолжение работы.
Аппликация, вырезание.
1,5 час
6.
Букет из роз.
Моделирование.
1,5 час
7.
Новогодний ангелок.
Бумагопластика.
1,5 час
8.
Цветочные фантазии.
Торцевание.
1,5 час
9.
Цветочные фантазии. Продолжение работы.
Торцевание.
1,5 час
10.
Чудо-елочка.
Моделирование, вырезание.
1,5час
11.
Чудо-елочка. Продолжение работы.
Моделирование, вырезание.
1,5час
12.
«Робот». Подготовка модулей.
Оригами-мозаика.
1,5 час
13.
«Робот». Сборка изделия.
Оригами-мозаика.
1,5 час
II. «Работа с природным материалом». (4 часа)
14.
Осенние фантазии из природного материала.
Мозаика.
1,5 час
15.
Поделки из кленовых «парашютиков».
Аппликация.
1,5 час
16.
Беседа «Флористика». Картины из листьев.
Аппликация.
1,5 час
17.
Картины из листьев. Продолжение работы.
Аппликация.
1,5 час
III. «Работа с тканью». (5 часов)
18.
Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки».
Аппликация.
1,5 час
19.
«Веселые зверюшки». Продолжение работы.
Аппликация.
1,5 час
20.
Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»
Шитье.
1,5 час
21.
Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»
Шитье.
1,5 час
22.
Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»
Шитье.
1,5 час
IV. «Работа с пластическими материалами». (7 часов)
23.
Рисование пластилином
Рисунок
1,5 час
24.
Рисование пластилином
Рисунок
1,5 час
25.
Разрезание смешанного пластилина
Рисунок
1,5 час
26.
Рисование пластилином
Рисунок
1,5 час
27.
Коллективная работа «Корзина с цветами»
Аппликация.
1,5 час
28.
Лепка из солёного теста
Лепка
1,5 час
29.
Лепка из солёного теста
Лепка
1,5 час
V. «Работа с бросовым материалом». (4 часа)
30.
Куколка-оберег из ткани.
Изделие из ткани
1,5 час
31.
Аппликация из пуговиц и ткани.
Аппликация.
1,5 час
32.
Аппликация из пуговиц и ткани.
Аппликация.
1,5 час
33.
Итоговое занятие. Выставка работ.
1,5 час
2, 3 класс
п/п
Разделы программы, темы занятий
Техника. Материалы.
Кол-во часов
11.
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
1 час
2. «Работа с природным материалом». (4 часа)
2.
Осенние фантазии из природного материала.
Мозаика.
1 час
3.
Беседа «Флористика». Картины из листьев.
Аппликация.
1 час
4.
Картины из листьев. Продолжение работы.
Аппликация.
1 час
5.
Поделки из кленовых «парашютиков».
Аппликация.
1 час
3. «Работа с бумагой и картоном». (11 часов)
6.
Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок»
Оригами
1 час
7.
Беседа « Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.
Аппликация, вырезание.
1 час
8.
Аппликация из геометрических фигур.
Аппликация, вырезание.
1 час
9.
Фантазии из «ладошек».
Аппликация, вырезание.
1 час
10.
Объёмные фигуры на основе формы «Водяная бомбочка».
Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Дети знакомятся с искусством родного края.
При обсуждении технологии изготовления изделия обучающиеся под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Вводная беседа (1 час).
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Из истории происхождения ножниц. Беседа.
Работа с природным материалом(4 часа).
Рассказ о флористике. Природа Удмуртской Республики.
Изготовление композиций из засушенных листьев.
Изготовление животных из шишек.
Составление композиции. Поделки из кленовых «парашютиков», (коллективная работа).
Работа с бумагой и картоном (11 часа).
Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».
Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Изделия из оригами «Сундучок санбо», «Стрелочка», «Оригинальные закладки».
Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
Изготовление «Чудо-ёлочки».
Цветочные фантазии.
Наряд для баночки.
Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
Работа с пластическими материалами (8 часов).
Рассказ о глине и пластилине, солёном тесте. Некоторые изделия из теста в удмуртской кухне.
Рисование пластилином
Разрезание смешанного пластилина
«Расписной» пластилин, полученный способом резания.
Лепка из солёного теста. Перепеч, пельнянь- удмуртские блюда.
Лепка из солёного теста по образцу или замыслу детей.
Работа с тканью (4 часа).
Знакомство с наперстком.
Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».
Изготовление куколки-оберега из ткани. Куколка-оберег в удмуртской народной традиции.
Знакомство с пришиванием пуговиц.
Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).
Изготовление аппликаций из жатой ткани.
Текстильные материалы 6 часов).
Аппликация «Матрешка». Русский народный сувенир.
Аппликация из жатой ткани. «Грибы, деревья».
Аппликация из цельных нитей. «Снежинка». НРК «Лён».
Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик». НРК «Шерсть».
Аппликация из скрученных ниток. «Улитка».
Подведение итогов (1 час).
Список литературы для учителя:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.