Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по математике Учимся решать задачи 3 класс»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»
УТВЕРЖДЕНА ПРИКАЗОМ МКОУСОШ №4 от «___»________2014 г. №___
Директор МКОУСОШ №4
_____________ М.В. Кравцова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ
«УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ»
3 КЛАСС
Ломонос Ольга Сергеевна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №4
с.Малые Ягуры
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 06.10.2009, № 373.
Новые образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающего такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Решение поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, поиска информации ее обработка и оценка
Данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся начальных классов, включает младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Плодотворным материалом для развития УУД в курсе математики начальных классов являются текстовые задачи. Традиционно к ним относят задачи, которые требуют выбора арифметических действий и выполнения вычислений для ответа на поставленный вопрос. Однако новая парадигма начального образования, направленная на социальное, познавательное, коммуникативное и информационное развитие младших школьников, не только требует овладения общим умением решать арифметические задачи, но и значительно расширяет содержание самого понятия текстовая задача. Анализ современных учебников по математике для начальных классов позволяет констатировать, что наряду с арифметическими (текстовыми) задачами в них включены логические, комбинаторные, геометрические, ситуационные задачи, требующие от ученика умения интегрировать знания не только из разных разделов начального курса математики, но и из разных учебных предметов.
При анализе ситуаций, описанных в задачах, младшие школьники овладевают умением искать и выделять необходимую информацию, приобретают опыт смыслового чтения и анализа объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. На этапе поиска решения задачи развиваются такие УУД, как установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Последнее особенно актуально, так как во многих задачах разработка способа действия, плана или алгоритма решения является основной целью. Этот аспект важен и для включения информационного направления в начальный курс математики. Именно через решение задач можно естественным образом формировать элементы информационной культуры: познакомить учащихся со способами обработки информации и наглядными формами ее представления в виде таблиц, графов, схем, блок-схем и других моделей.
Образовательная программа предназначена для учащихся 3 класса. Главное направление - раскрытие и развитие особенностей познавательных способностей учащихся, ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания, предполагает личностную ориентацию, деятельностный и развивающий характер содержания обучения, способствует развитию стремления и способности к самостоятельному приобретению новых знаний.
Цель данного курса – вовлечение учащихся в процесс приобретения ими математических знаний, умений и математической культуры.
Программа дает возможность в соответствии с учебным планом увеличить время на изучение отдельных тем курса, позволяет уточнить способность и готовность учеников к дальнейшему повышению своего уровня развития и решает следующие задачи:
разнообразить процесс обучения;
сформировать устойчивые знания по предмету;
воспитывать общую математическую культуру;
развивать математическое (логическое) мышление;
расширять математический кругозор;
формировать умение решать комбинаторные и логические задачи;
повышать интерес к предмету и его изучению;
выработать самостоятельный и творческий подходы к изучению математики.
Ожидаемые результаты:
Личностныерезультаты изучения курса «Учимся решать задачи»
У ученика будутсформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;
способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
У ученика могутбыть сформированы:
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач
- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметныерезультаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
РАССМОТРЕНА на заседании МО
учителей начальных классов
И РЕКОМЕНДОВАНА
к утверждению
протокол №1
от «___» _____________2014 г. Руководитель МО _________Л.И. Литовченко
СОГЛАСОВАНА Зам.директора по УВР _____________ О.Т. Дубовик «___»сентября 2014 г.
Календарно-тематическое планирование по элективному курсу « Учимся решать задачи» 3 класс
№
п/п
Наименование разделов
и тем программы
Кол-во
часов
Виды деятельности
учащихся
Оборудование, контрольно-измерительные материалы
Примечания
Календарные сроки
планируемые
фактически
Нахождение суммы.
1
Решение задач.
Тетрадь, интернет-ресурсы
6.09
Нахождение разности
1
Решение задач.
Инд.карточки, тетрадь
13.09
Увеличение на несколько единиц
1
Решение задач.
Инд.карточки, тетрадь
20.09
Уменьшение на несколько единиц
1
Решение задач.
Инд.карточки, тетрадь
27.09
Составные задачи.
1
Решение задач.
Инд.карточки, тетрадь
4.10
Нахождение неизвестного слагаемого
1
Решение задач.
Инд.карточки, тетрадь
11.10
На разностное сравнение
1
Решение задач.
Тетрадь, интернет-ресурсы
18.10
На разностное сравнение
1
Решение задач.
Инд.карточки, тетрадь
25.10
Нахождение неизвестного уменьшаемого
1
Решение задач.
Инд.карточки, тетрадь
1.11
Нахождение неизвестного уменьшаемого
1
Решение задач.
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
15.11
Нахождение неизвестного вычитаемого
1
Решение задач.
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
22.11
Нахождение неизвестного вычитаемого
1
Решение задач.
Инд.карточки, тетрадь
29.11
Составные задачи.
1
Решение задач.
Инд.карточки, тетрадь
6.12
Составные задачи. Тематический зачёт№1
1
Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам
Инд.карточки, тетрадь
13.12
Увеличение в несколько раз
1
Решение задач.
Тетрадь, интернет-ресурсы
20.12
Увеличение в несколько раз
1
Решение задач.
27.12
Уменьшение в несколько раз
1
Решение задач.
Тетрадь, интернет-ресурсы
17.01
Уменьшение в несколько раз
1
Решение задач.
Инд.карточки, тетрадь
24.01
Нахождение произведения
1
Решение задач.
Тетрадь, интернет-ресурсы
31.01
Нахождение произведения
1
Решение задач.
Инд.карточки, тетрадь
7.02
Нахождение частного
1
Решение задач.
Инд.карточки, тетрадь
21.02
Нахождение частного
1
Решение задач.
Инд.карточки, тетрадь
28.02
Нахождение неизвестного множителя
1
Решение задач.
Тетрадь, интернет-ресурсы
7.03
Нахождение неизвестного множителя
1
Решение задач.
Инд.карточки, тетрадь
14.03
Составные задачи.
1
Решение задач.
Тетрадь, интернет-ресурсы
21.03
Составные задачи. Тематический зачёт№2
1
Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам
Инд.карточки, тетрадь
4.04
Нахождение неизвестного делимого
Решение задач.
Тетрадь, интернет-ресурсы
11.04
Нахождение неизвестного делимого
1
Решение задач.
Интернет-ресурсы, тетрадь
18.04
. Нахождение неизвестного делителя
1
Решение задач.
Индивид.карточки, тетрадь
25.04
Нахождение неизвестного делителя
1
Решение задач.
Индивид.карточки, тетрадь
2.05
Составные задачи.
1
Решение задач.
Интернет-ресурсы,
презентации учащихся
16.05
Составные задачи.
1
Решение задач.
Интернет-ресурсы,
23.05
Составные задачи.
1
Решение задач.
Тетрадь, интернет-ресурсы
29.05
Итоговое занятие. Тематический зачёт№3
1
Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам
Индивид.карточки.
30.05
Итого: 34 часа
РЕЦЕНЗИЯ
на программу элективного курса
«Учимся решать задачи»
учителя начальных классов
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» с. Малые Ягуры
Ломонос Ольги Сергеевны
Данная программа разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 06.10.2009, № 373.
На основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Москва «Просвещение»2009года, в объеме 34 учебных занятия.
Актуальность работы обусловлена реформами в современном образовании, направленностью школы на развитие способностей личности ребенка.
Автором серьезно продуманы логика и структура программы: пояснительная записка с постановкой целей и раскрытием форм и методов работы на уроках, условия реализации программы и модель выпуска, тематическое содержание.
Последнее свидетельствует о верном методическом подходе, научном характере работы. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, перспективности и преемственности между разделами курса.
Реализация данной программы позволит учащимся начальных классов ориентироваться в основных разделах математики, будет способствовать вовлечению учащихся в процесс приобретения ими математических знаний, умений и математической культуры.
Программа дает возможность в соответствии с учебным планом увеличить время на изучение отдельных тем курса, позволяет уточнить способность и готовность учеников к дальнейшему повышению своего уровня развития и решает следующие задачи:
разнообразить процесс обучения;
сформировать устойчивые знания по предмету;
воспитывать общую математическую культуру;
развивать математическое (логическое) мышление;
расширять математический кругозор;
формировать умение решать комбинаторные и логические задачи;
повышать интерес к предмету и его изучению;
выработать самостоятельный и творческий подходы к изучению математики.
Программа элективного курса направлена на интеллектуальное и речевое развитие учащегося, совершенствование языкового мышления, формирование мотивации к обучению, осознанной практической грамотности учащихся. Она способствует расширению кругозора учащегося, его подготовке к участию в олимпиадах и интеллектуальных играх по математике.
Основная задача обучения математики в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В этом могут помочь внеклассные занятия по математике в форме факультатива.
Считаю актуальным введение программы элективного курса «Учимся решать задачи».
Это первый шаг к дальнейшей предпрофильной и профильной подготовке учащихся в направлении точных наук.
Программа элективного курса «Учимся решать задачи» подтверждена конкретной школьной практикой (апробировалась с 2013 года), оценена положительно, одобрена и рекомендована к использованию.