Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Бисеринка"»
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (минобразование Ростовской области)
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
Николаевская специальная школа-интернат
Утверждаю:
Директор ГКОУ РО
Николаевской специальной
школы-интерната
________А. А. Острянская
«________»_________2018г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
« Бисеринка»
Возраст детей: от 9 до 13 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель программы:
Ермакова И.А.
воспитатель
ст. Николаевская
2018
Пояснительная записка
Образовательная трехгодичная программа "Бисеринка" составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с интересами воспитанников с учетом современной жизни.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
На занятиях бисероплетения воспитанники получают знания, умения и навыки в данной области, красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой, нитками, иголкой. Изложение материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса воспитуемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере воспитания.
Нормативно-правовой и документальной базой программы являются:
Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с УО ( интеллектуальными нарушениями) приказ № 1599 от 22.12.2014 г.
Адаптированная основная образовательная программа для детей с УО (с интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната протокол №4/15 от 22.12.2015 г.
Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р)
Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ"
Цель: сформировать у воспитанников устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.
Задачи:
Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.
Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
Ожидаемые результаты:
В конце изучения курса "Бисеринка" обучающиеся
должны знать:
правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера;
должны уметь: гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать цветы и деревья из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.
Процесс обучения условно делится на следующие этапы:
На первом году обучения воспитанники получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы.
Познакомив детей с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться.
На втором году обучения дети закрепляют умения и навыки работы с проволокой полученные на первом году обучения. Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность воспитанников на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний.
Результаты третьего года обучения - оформление детьми более сложных работ на основе составленных эскизов (панно и композиций). В этой деятельности проявляются миросозерцание и миропонимание окружающей природы, самоутверждение в обществе, самобытность и мастерство подрастающего поколения.
По окончании обучения дети оформляют большую выставку. Каждый ученик с помощью педагога разрабатывает эскиз, выбирает цветовую гамму бисера, нитки или проволоку, определяет сюжет, работает с литературой. Весь технологический процесс от замысла до практического выражения воспитанники представляют на защите творческой работы.
Сверхзадачей данного курса является формирование устойчивой потребности детей к саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, в тяге к искусству, культуре. Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем, поэтому в работе с детьми уделяется большое внимание воспитательной работе.
Программа способствует:
повышению внутренней мотивации ребенка;
появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
возникает желание добиться планируемого результата;
приобретается навык самостоятельной работы;
развитию тонких движений пальцев рук;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера;
Периодичность занятий.
Программа «Бисеринка» рассчитана на 3 года обучения для детей в возрасте 9-13 лет обучающихся в начальных классах специальной (коррекционной) школы.
Дети в течение учебного года сначала формируют первичные понятия и навыки, а затем постепенно углубляют и совершенствуют их.
Наполняемость в группе- 8-10 человек.
Методика работы.
Образовательная трехгодичная программа "Бисеринка" составлена с учетом требований современной педагогики и корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами воспитанников младшего школьного возраста.
Основная задача первого года обучения - познакомить детей с увлекательным видом рукоделия, дать начальные знания предмета, привить интерес к бисероплетению, побудить желание далее совершенствоваться в этом направлении декоративно - прикладного творчества, расширить свой кругозор.
Второй год обучения посвящен закреплению уже полученных знаний, навыков и умений, овладению более сложными приемами бисероплетения. Именно в этот период обучаемые проявляют творческую активность, сочиняют, создают необычные затейливые вещи, участвуют в конкурсах и фестивалях, выставках.
Результаты третьего года обучения - сложные панно и картины, колье, ожерелья. Проявляется пик творческой активности, все своё мастерство обучаемые вкладывают в свою творческую работу.
Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений об окружающем мире.
В кружке совместно со сверстниками и педагогом, под его чутким руководством, дети осваивают понятия об удобстве, полезности и значимости, красоте и безвкусице.
Индивидуальный подход в нашей работе создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого воспитанника. Именно индивидуальный подход в обучении дает раскрыться и утвердиться "трудному подростку", болезненному ребенку, социально незащищенному, замкнутому в себе.
Немаловажную роль играет совместная деятельность обучаемых и преподавателя в изготовлении дидактического материала к занятиям: готовых образцов изделий, схем, наборов рисунков, папок по отдельным темам, фотоальбомов.
Перед воспитанниками ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения изделий из бисера.
Здесь проявляются творчество, индивидуальность, развивается соревнование между детьми. На занятиях и выставках всегда много разнообразных и ярких изделий, которые притягивают сначала своей неповторимостью, а потом побуждают детей сделать свое изделие.
Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная с диагностики на первых занятиях, заканчивая творческой итоговой работой.
Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях, ведется наблюдение за детьми. Затем обучаемые, получают азы мастерства: воспитывается правильная координация мелких движений, усидчивость, аккуратность, появляется умение работать, особое внимание уделяется технике безопасности.
Далее элементарные упражнения перерастают в более сложные, идет пополнение багажа знаний и умений, все больше подключается творчество детей.
О своей деятельности ребята регулярно отчитываются на выставках после изучения пройденной темы. Лучшие работы участвуют в районных, городских выставках, конкурсах и фестивалях.
По окончании курса "Бисеринка" детские работы представляются с детальным описанием на итоговом занятии.
Формы проведения занятий разнообразны: вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний.
Система отслеживания результатов усвоения материала:
наблюдение за детьми;
тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций;
организация и участие в выставках;
проведение конкурсов;
анкетирование среди воспитанников по эффективности данной программы.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные (на уровне школы), так и региональные, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности воспитанников играет определенную роль в их воспитании.
Первый год обучения (38ч.)
Программа первого года обучения
№
Название темы
Кол-во часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие. История бисера и его использование.
2
2
-
2
Знакомство с техникой «петельное» плетение.
3
1
2
3
Знакомство с техникой «игольчатое» плетение.
3
1
2
4
Понятие о сувенирах. Изготовление «Черепашки».
6
2
4
5
Изготовление изделий методом параллельного низания. Изготовление сувенира «Жук».
7
2
5
6
Изготовление сувенира «Бабочка».
7
2
5
7
Изготовление сувениров для выставки изученными видами плетения.
10
1
9
Итого:
38ч.
11ч.
27 ч.
Введение в программу. Подготовка к работе. Вводное занятие. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами. Различные виды бисера, бусин, стекляруса, виды проволоки. Схемы. Практические работы. Тренировочные упражнения параллельного, петельного, игольчатого способа плетения. Оформление готовых изделий для выставки.
Выполнение сувениров «Черепашки», сувенира «Жук», сувенира «Бабочка».
По результатам первого года обучения учащимся присваивается звание "Подмастерье"
Введение в программу. Дети повторяют и закрепляют знания по организации рабочего места. По технике безопасности при работе с ножницами, проволокой, бисером. Подготовка к работе. Вводное занятие. Виды бисера, бусин, стекляруса, виды проволоки. Схемы. Практические работы. Тренировочные упражнения параллельного, петельного, игольчатого способа плетения. Оформляют изделия для выставки.
Выполнение композиции из бисерных цветов изученными методами плетения. Изготовление цветов Васильки, Лилии.
По результатам второго года обучения учащимся присваивается звание "Мастеровой".
Третий год обучения (56ч.)
№
1.
Название темы
Кол-во часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Выбор вида дерева. Изготовление каркаса для ствола.
2
1
1
2
Плетение (параллельное) листочков из бисера.
4
1
3
3
Формирование кроны дерева (составных веточек и макушки).
3
1
2
4
«Посадка» дерева. Работа с гипсовым раствором.
3
1
2
5
Изготовление ствола дерева. Покраска ствола и веток дерева.
4
2
2
6
Декорирование грунта.
2
1
1
7
Изготовление «Рябины» из бисера.
8
2
6
8
Изготовление «Денежного дерева» из бисера.
6
2
4
9
Изготовление «Осенней берёзы» из бисера.
10
3
7
10
Изготовление «Цветущего дерева» из бисера. Подготовка и проведение итоговой выставки.
12
4
8
11
Подготовка и проведение итоговой выставки
2
1
1
Итого:
56ч.
19ч.
37ч.
Программа третьего года обучения
Введение в программу. Повторение техники безопасности по работе с ножницами, иголкой, нитками, бисером. Повторение техник плетения (параллельного, петельного, игольчатого). Выбор цветовой гаммы бисера. Выбор бисера по форме и размеру. Выбор декорирования грунта. Тёплая и холодная гамма.
На итоговых занятиях демонстрируются творческие работы. Готовится и проводится итоговая выставка.
По результатам третьего года обучения учащимся присваивается звание "Мастер".
Методика работы по курсу
Прежде чем приступить к изготовлению изделий из бисера, внимательно ознакомьтесь с техникой плетения и сделайте пробный образец. Желательно использовать указанный размер бисера.
Параллельное плетение
Параллельное плетение применяется при плетении цветов (листьев, чашелистиков, лепестков). Изготовление сказок (голова, туловище, руки, ноги), мебели, украшений.
Петельное плетение
Петельное плетение применяется при плетении подвесок, завязок, лепестков, листьев, цветов.
Игольчатое плетение
Игольчатый способ плетения применяется при плетении подвесок, украшений, цветов (листья, лепестки).
Литература:
1.
Бисер. Божко Л.А. издательство "Мартин" 2005 г.
2.
Бисер. Уроки мастерства. Божко Л.А. "Мартин" 2004 г.
3.
Бисер. Гармония цветов. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 1997 г.
4.
Бисер. Секреты мастерства. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 1997 г.
5.
Азбука бисера. Соколова Ю.П., Пырерка Н.В. Издательский дом "Литера", 1999 г.
6.
Мир бисера. Крайнева И.Н. Издательский дом "Литера", 1999 г.
7.
Цветы из бисера. Федотова М.В., Валюх Г.М. Издательство "культура и традиции" 2004 г.
8.
Педагогика. Харламова И.Ф. "Гардарики" 1999 г.
9.
Поощрение и самооценка младшего школьника. Строганова Л.В. Педагогическое общество России, 2005 г.
10.
Формирование эмоциональной - волевой сферы у учащихся начальной школы. Практическое пособие. Слободяник Н.П.
11.
Метод приёмов в технологическом образовании школьников. Павлова М.Б., Питт Дж., и др. Издательский центр "Вентана - Граф", 2003 г.
12.
Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Кудрина С.В. КАРО,2004 г.
Индивидуальная карточка учёта результатов обучения по дополнительной образовательной программе.
Фамилия, имя ребёнка_______________________________________________
Возраст ___________________________________________________________
Название детского объединения ______________________________________