kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Традиции русского дома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа может быть реализована в рамках внеурочной деятельности с целью воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Традиции русского дома"»

Приложение №

к Основной образовательной программе

начального общего образования














Рабочая программа по внеурочной деятельности


«Традиции русского дома»








Учитель:

Кушнир Людмила Николаевна
























  1. Планируемые результаты.


В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать метапредметных и личностных результатов.


Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения и качества:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к семье, обществу; 

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; 

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения;

  • освоение нравственной идеи необходимости соблюдения природосообразного ритма жизни человека для сохранения своего собственного здоровья;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким.


Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).



Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно определять и формулировать тему и цель занятия;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом книги;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем и самостоятельно;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии словесной оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.



Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • извлекать информацию, представленную в разных формах

(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);



Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами.


2. Содержание курса.


Раздел 1. Дом как материальное основание человеческой жизни и духовная ценность (17 часов).

«Что такое Дом? Каков твой дом?» - объём понятия «дом»: жилище, хозяйство, семья. Дом в городе и дом в деревне. Рассказ о доме (квартире), в которой живёт ребёнок.

«Мир природы вокруг дома» - мир вокруг дома. Дом во Вселенной. Мир природы и мир людей в их единстве.

Церковь как организующий центр мира людей.

«Мир крестьянского дома. Общая композиция крестьянского дома с подворьем» - застройка усадьбы: дом, амбар, овин, хлев, баня и т.д.

Общая композиция русского крестьянского поселения.

Типы поселений: село, деревня, займище, починок, выселки, хутор, сельцо, слобода, станица, погост, ряд, местечко, посад.


«Обряды и обычаи, связанные со строительством дома» -

Выбор места под усадьбу. «Очищение» и освящение выбранного участка.

Выбор деревьев для постройки дома (сосна и другие хвойные породы). Время строительства – после 14 марта, дня Евдокии Плющихи.

«Помочи», «толока» - помощь родственников и соседей.

Магические действия при укладе 1 венца (клочок шерсти, горсть зерна, ладан, воск). Посадка молодого деревца в центре будущей усадьбы. Обрядовые действия при укреплении матицы.


«Космологическая система защиты дома от духов зла. Солярная символика на срубе дома, наличниках, кровле».

Наличник как элемент заклинательного декора. Обилие «солярных» (солнечных) знаков на наличниках и ставнях.

Кровля дома – образ предельности мира, ограниченного небом, спроецированного на жилище («отчий кров»). Тайна заклинательной символики, скрытой в декоративном украшении кровли: солнце, его движение по небу, «хляби небесные». Повсеместности зла противопоставляется повсеместность солнечного света и добра.

Расшифровка солярной символики на рисунке дома.

Творческая мастерская по росписи наличников, кровли, ворот дома.


«Домовой – добрый дух дома. Обряды, связанные с приглашением домового в новый дом».

Домовой – добрый дух дома, хозяин, его защитник.

Уральские былички о Домовых (по книге «Фольклор на родине Д.Н. Мамина – Сибиряка).

Место обитания домового в доме; характер домового, его внешний вид.

Творческая мастерская: сочиняем стихи, сказки о домовом, рисуем его портрет. Театрализация.

Обряд приглашения домового в новый дом. 25 января – день Домового по народному календарю.


«Новоселье в уральской деревне. Обряды и обычаи. «Переходим» в новый дом с соблюдением всех традиций».

Праздник всей улицы. Занятие проходит в форме репортажа с новостройки (игра).

«Входим» в новый дом: кошка, петух, курица, поросёнок, овца, корова, лошадь, затем плотники по старшинству (старый-молодой).

Инсценируем обряд приглашения домового из старого дома в новый.

Исполняем частушки и припевки.


«Тепло домашнего очага. Печь как центр семейно-обрядовой жизни человека».

«Стоит мать толста, у ней дочь красна, сын синь под небеса ушёл». Очень уважали печь в доме, чисто белили, даже расписывали. Печь, как мать родная: всех согревала, в ней готовили пищу, пекли хлеб. Печь использовали в качестве бани, с ней связана народная медицина.

Символическая роль печи во внутреннем пространстве дома.

Земной огонь как стихия. Тепло домашнего очага. Беседа по пословицам: «У печи родился», «И в старой печи огонь хорошо горит».


«Красный угол дома, его назначение. Бабий кут. Хозяйский угол»

Красный угол – наиболее парадное и значимое место в жилище. Это часть дома, в которой висят иконы, хранятся освящённые предметы и стоит стол.

Назначение Красного угла во время календарных обрядов. Красный угол и культ предков.

Бабий кут – место между печью и стеной с окном. Хозяйничают здесь женщины: стряпают, прядут, шьют. Здесь на крюке висит колыбель для самого маленького в семье.

Хозяйский кут – место, где работает глава семьи.

«Всем – по чину и возрасту».

В старинном доме всем хватало места по чину и возрасту. Кому – в люльке, кому – на печи, кому – на полатях. В доме живут не только люди. Есть в нём «жильцы» - кто родом из леса, кто – с поля, кто – из земли… Без них в доме не обойтись.

(составляем рассказ по иллюстрациям, на которых изображены все важные «центры» жилища).


«Что в избе любо».

Каждой вещи своё место в доме. Итоговое занятие раздела.




Раздел 2. «Жизнь дана на добрые дела» (17 часов).


«Человек родился – солнце улыбнулось!

Трижды человек дивен бывает… Первое диво – рождение на белый свет.

Первое купание новорожденного – уголёк, зёрнышко, денежка в ушате с водой.

Самая первая одежда – родительская рубаха.

Первая постелька – мохнатая шуба (пожелание достатка в будущей жизни). Люлька.

Крестины – домашний праздник в день совершения таинства крещенья. Крёстные отец и мать, кум и кума. Крестильная рубашка, крестильная пелёнка, крестик. Ритуальные крестильные блюда: «бабина каша», «бабины пироги».


«Воспитывай лаской, а не таской». Поэзия пестования и её роль в становлении эмоционально-эстетической сферы ребёнка, его физического и психического здоровья.

Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.


«Дорожи именем своим. Род-отчество-фамилия».

Имянаречение новорожденного младенца. Выбор имени священником или родителями.

Вера в магическую связь жизни человека с его именем («счастливые» и «несчастливые» имена). Покровительство святого.

Беседа-диалог об именах детей класса.

«Что значит моё имя» - детские исследования своего имени..


«На свет народился – с людьми породнился». Термины родства и свойства.

«Кто сват, кто брат». Составляем семейный словарь. Учимся составлять родословное древо в виде простой схемы до третьего «колена».

Рассказ о родных и семейных традициях по фотографиям.


«Семейный котёл всегда кипит». Застольный этикет традиционной крестьянской семьи. История происхождения стола и его названия. Хлеб-соль на столе.

Рассказ детей о семейных праздниках.


«Всякая невеста для своего жениха родится».

Гармоничное соотношение игры и труда в детстве и отрочестве. Воспитание девочки в семье. Календарно-обрядовая деятельность и участие в ней девушек.


«Невеста родится, а жених на коня садится».

Воспитание мальчика как будущего главы семьи. . Календарно-обрядовая деятельность и участие в ней юношей.


«Свадьба – важнейший узел человеческой жизни и судьбы»,

Трижды человек дивен бывает… Второе диво – свадьба.

Время для свадеб по народному календарю: осенью после Покрова и до Филиппова дня

(с 14 октября по 27 ноября) или зимой после Крещенья (с 20 января) и до Масленицы.

Сватовство-обрядовый сговор. Невестины дары. Женихов ларец. Волшебная рубаха жениха.


«Честным пирком да за свадебку». Девичник. Утро свадебного дня. Ритуальное поведение участников свадьбы.


«Муж да жена – одна душа»

Обычное течение жизни в семье. Муж – голова, жена – сердце. Голова должна слушать сердце, а сердце – голову.

Сказки, предания о супружеской любви, верности, помощи друг другу.

«Здоровью цены нет».

Здоровье телесное, душевное, духовное.

Как надо жить, чтобы быть здоровым – заповеди предков.

Сама болезнь скажет, что хочет.

«Корми деда на печи, сам будешь там».

Обязанности младших перед старшими.

«Сколько цвету не цвесть, а быть опадать». Третье диво – когда человек разлучается с белым светом.

Трижды человек дивен бывает: родится, женится, умирает. Последнее благословение, последний наказ родного человека перед разлукой. «Мудрый отец»-притча.

«Корни старые - ветки новые». Возрождение ушедшего человека в лице потомка. Передача имени от предков к потомкам. Вечность человечества.


«Жизнь дана на добрые дела».

Моё настоящее и будущее. Сравнение жизни человека с годовой жизнью природы. Итоговое занятие.


  1. Тематическое планирование



п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Дом как материальное основание человеческой жизни и духовная ценность

17 часов

2

Жизнь дана на добрые дела

17 часов

итого

34 часа


  1. Литература

  1. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ю. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М.: Народное образование,2002.

  2. Кудрявцева Т.С., Михайлова С.Ю. Рассказы о русской культуре.-М.: ЮНВЕС, 1997.

  3. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1995.

  4. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М.: Современник, 1985.

  5. Титова И.М. Наш любимый праздник.- М.: Топикал, 1993.

  6. Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. М.: Академия, 2000.

  7. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1982.

  8. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: Советы и рекомендации. М.: Школа-пресс, 1998.

  9. Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. Литературные путешествия.М.: 1986.

  10. Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989.

  11. Энциклопедия зимних праздников: Сост. Л.И. Брудая и др. СПб.: Респекс.

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Традиции русского дома"

Автор: Кушнир Людмила Николаевна

Дата: 05.08.2016

Номер свидетельства: 338666

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно- нравственному направлению «Удивительный мир растений» "
    ["seo_title"] => string(118) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-dukhovno-nravstviennomu-napravlieniiu-udivitiel-nyi-mir-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "140615"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417973226"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Рабочая программа "Умелые руки 1-4 классы" "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-umielyie-ruki-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "116807"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412611546"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Занятие по внеурочной деятельности "Семейные традиции" "
    ["seo_title"] => string(63) "zaniatiie-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-siemieinyie-traditsii"
    ["file_id"] => string(6) "110473"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1406085173"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Воспитание любви и уважения к своему Отечеству на занятиях кружка   «Уроки нравственности» "
    ["seo_title"] => string(100) "vospitaniie-liubvi-i-uvazhieniia-k-svoiemu-otiechiestvu-na-zaniatiiakh-kruzhka-uroki-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "174412"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424116296"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ПРОЕКТ «Разработка программы курса внеурочной деятельности "Мой край" "
    ["seo_title"] => string(73) "proiekt-razrabotka-proghrammy-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "228862"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441538126"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства