Просмотр содержимого документа
«Программа занятий по внеурочной деятельности "Полезные привычки" для 3 класса.»
Пояснительная записка
Рабочая программа «Полезные привычки» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе профилактической программы «Полезные привычки» под редакцией Т.Б. Гречаной, соответствует требованиям ФГОС.
Программа реализуется в рамках социального направления внеурочной деятельности. Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно - воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребёнка и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни». Возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с периодом обучения в начальной школе, с возрастом распространенность употребления психоактивных веществ среди друзей и давление на подростков возрастают. Несмотря на знания о вреде психоактивных веществ для здоровья, неодобрение их употребления с возрастом ослабевает. Опрос учителей и родителей показал, что потребность в превентивном обучении высока.
Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный научный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табак и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на учащихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача - предупреждение приобщения к наркотикам. Для учителей начальной школы «Полезные привычки» послужат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.
Цель программы «Полезные привычки» - овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.
Задачи:
предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе;
способствовать увеличению знаний учащегося путем обсуждения проблем, связанных с алкоголем и курением.
учить детей понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению;
способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
учить детей эффективно общаться.
помочь школе и родителям в предупреждениях приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Программа призвана:
воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих;
расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья;
сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна - как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил, работоспособности детей;
познакомить с комплексами упражнений, позволяющими снять напряжение во время занятий в школе и дома;
развивать двигательную активность детей через подвижные игры физкультминутки.
Превентивное обучение является одной из составляющих образования в области охраны здоровья.
“Здоровье - состояние полного физического, умственного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи”.
Двумя неотрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Воспитание детей в области охраны здоровья - это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетенции. Превентивное обучение направлено на снижение вероятности приобщения и основано на следующих научно установленных закономерностях: Вероятность приобщения снижается, если ученики критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу. Вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои силы, признается уникальность каждого ученика. Вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные, употреблению табака и алкоголя, модели поведения. Вероятность приобщения снижается, если дети обучены распознаванию ситуации группового давления и располагают навыками сопротивлению давлению. «Полезные привычки» создавались в помощь учителям начальной школы. Они предназначены для того, чтобы дать учителям в руки научно-обоснованные и простые в использовании практические материалы для обучения детей в области охраны здоровья. Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста. Во-первых, потому что профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет ПАВ. Во-вторых, приобщение к любым ПАВ начинается с алкоголя и табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще. Таким образом, программа «Полезные привычки» очень актуальна в современных условиях воспитания и развития здоровых, полноценных граждан нашего общества.
В соответствии с учебным планом курс изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся один раз в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа для каждого года обучения.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимание закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней, формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам. Ценность гражданственности и патриотизма –осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране, языку, культуре, ее жизни и ее народу. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
планировать собственную деятельность;
анализировать и объективно оценивать свои поступки и слова;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний;
самостоятельно определять, какая информация нужна для решения жизненных задач;
отбирать источники информации среди предложенных, перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний;
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других;
высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметные результаты:
после завершения курса обучающиеся смогут объяснить в доступной для них форме вред курения;
смогут отказаться от вредной привычки сами и повлиять на выбор сверстников;
используя компьютер, смогут подготовить презентацию или небольшой доклад о вреде курения, о пользе здорового образа жизни, о приоритетном значении спорта в жизни каждого человека.
3 класс
Полезные привычки
Всего – 34 часа
В неделю – 1 час
Раздел
Количество часов
Тема
Положительный образ "Я"
2
Мой характер
Учусь оценивать себя сам
Понятие о полезных привычках
1
Термин “полезная привычка”. Влияние полезных привычек на здоровье человека.
Умение общаться
16
Учусь взаимодействовать
Учусь настаивать на своём
Общение
Щедрость
Пунктуальность
Правдивость
Такт
Волшебные слова
Доброе отношение к окружающим
Любовь к животным
Справедливость
Умение дружить
Взаимопонимание
Работа в группах
Поведение в общественных местах.
Разговор по телефону
Принятие решений
2
Я становлюсь увереннее
Когда на меня оказывают давление.
Бережное отношение к природе
2
Природа в опасности. Экология. Значение экологии в жизни современного человека. Взаимосвязь всех факторов на Земле.
Правила поведения в природе. Бережное отношение и любовь к природе. Помощь природе.
Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная грамота. Отряды ЮИД – помощники ГАИ.
Проведение досуга
4
Хобби. Увлечение. Коллекционирование.
Развитие познавательных интересов. Общение.
Игра. Правила игры. Уважение к соперникам.
Подвижные игры на свежем воздухе: «Третий лишний», «Колечко», «Прятки», «Съедобное-несъедобное». Игры в помещении: «Кошки-мышки», «Ручеёк», «Золотые ворота».