развивать у детей интерес к совместному время провождению, самоуважение и взаимоуважение.
Основные направления
работы:
«Я, моя семья, мои друзья»;
«Я и мой край родной»;
«Я и мой интеллект»;
«Я и моё здоровье».
«Я – Гражданин».
Направление
«Я, моя семья, мои друзья»
(ученик и его семья)
Цель деятельности классного руководителя:
Воспитывать у детей ценить своих родных и близких, дорожить дружбой.
Организация и совместное проведение досуга детей.
Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе
« учитель-ученик-родитель».
1 класс
2класс
3класс
4класс
Беседы
«Моя любимая мамочка»;
«Мамины руки не знают скуки»;
«Почему меня так назвали»;
«Мои бабушка и дедушка»;
«Как образовалась моя семья»;
«Как росли мои бабушка и дедушка»;
«Как растили мои бабушки дедушки моих родителей»;
«Что означает моя фамилия»;
«Воспетое народом материнство»;
Ролевая игра «Еже ли вы вежливы»;
«Почему я непослушен»
«Что умеют бабушкины руки»;
«Старость – это всегда слабость»;
«У кого будет мое отчество»
«Что такое честь фамилии»;
«Я – будущая надежда семьи»;
«Семейное древо»;
«Кто были мои предки»
Конкурсы
«Данила-мастер» (работа с природным материалом)
Конкурс рисунков «Моя семья»
«Маленькая хозяюшка»;
«Рыцарский турнир»;
Конкурс рисунков и творческих работ «Семья и школа»
Конкурс рисунков и творческих работ «Профессии наших родителей»;
Конкурс чтецов на заданную тему
Конкурс красоты и очарования;
«А и сильные и могучие богатыри на славной Руси»;
Инсценирование народных сказок
Праздники
«Давайте познакомимся»;
Праздник мам;
Праздник ко Дню защитника Отечества
«Род, родные, Родина»;
«При солнышке тепло, при матери добро»;
Семейный праздник «Веселые старты»
«Мама, папа и я – спортивная семья»;
«Масленица»;
«Что за день 8 Марта!»
«И вот он дом, в котором мы живем»;
«Фабрика звезд» (Выпускной)
Направление
«Я и мой край родной»
(ученик и его нравственные и духовные качества)
Цель деятельности классного руководителя:
Научить детей интересоваться историей своего края, места, где они живут приобщаться к духовным и национальным традициям.
Воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом.
Воспитание достойного гражданина своей страны.
1 класс
2класс
3класс
4класс
Беседы
«Не ломайте веточку»;
«Осенний лист – краса природы»;
Классный час «Синичкин день»;
«Красота природы моей местности»;
«Растения – составная часть природного окружения человека»;
«Не нарушайте тишину»;
«Красная книга Орловской области»;
«В лесу родилась елочка»;
«Земля – наш общий дом»;
«Мое место в природе»;
«Красная книга»;
«Этот удивительный мир животных»;
«Как прекрасен этот мир, посмотри!»
Конкурсы
Конкурс загадок «Алфавит»;
Конкурс рисунков о природе
Конкурс поделок из природного материала
Конкурс загадок «Вопросы Деда Всеведа»;
Конкурс рисунков и творческих работ «Природа глазами детей»;
Конкурс тематических листовок и плакатов «Охрана растений и животных»;
«Вода –эликсир жизни» (викторина);
«Веселая рыбалка»
( конкурс загадок на экологическую тему)
Конкурс сочинений на экологическую тему;
Олимпиада «Земля – наш общий дом»;
Конкурс чтецов «Поэты Орловщины»;
Праздники
Утренник «Осенний листопад»
Праздник урожая
Праздник цветов
Литературно –музыкальный праздник «Родина любимая моя»;
Праздник «Золотая осень»
Направление
«Я - Гражданин»
(ученик – гражданин и патриот)
Цель деятельности классного руководителя:
*Воспитывать любовь к родителям, друзьям, Родине, Отечеству, родному краю, традициям, обычаям чувашского народа.
* Формирование у детей вечных нравственных норм доброты, любви к близким, терпимости к окружающим, осознание самосовершенствования.
* Воспитание нравственных ценностей: гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения.
* Утверждение в душах детей уважения к человеку как высшей ценности бытия.
* Воспитание доброжелательного отношения к людям, дисциплинированности и культурного поведения.
* Выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу,
единства слова и дела.
1 класс
2 класс
3класс
4класс
Беседы
Урок гражданственности «Я – гражданин России»;
«Москва – столица нашей Родины»;
«Почему учатся в школе?»;
«Книги –наши друзья»;
«Дорогая моя столица…»
«Флаги России»;
«Пионеры герои»;
«Правила дорожные знать каждому положено»;
«Покорение луны и Марса»
Что празднуют 1Мая.
«Откуда есть пошла земля русская»;
«Герои России»;
Экскурсия в музей
Встреча с детьми войны;
Что такое «патриотизм»?;
«Знаем ли мы себя?»;
Конкурсы
Конкурс рисунков на военную тематику;
Конкурс строя и песни посвященный Дню Победы;
Конкурс загадок различной направленности;
Конкурс рисунков «Святые заступники Руси»;
Викторина «Крестики-нолики»;
Конкурс загадок на заданную тематику;
Конкурс рисунков на военную тематику;
Игра –аукцион «История гимна, герба и флага России»;
Конкурс строя и песни посвященный Дню Победы;
Конкурс рисунков и сочинений «Святые заступники Руси»;
Конкурс плакатов «Я против войны;
Изготовление макета на военную тему»;
Конкурс чтецов «Широка страна моя родная»;
Праздники
«Учебный день, которого нет в расписании»
Праздник чая;
Праздник Азбуки
«По страницам любимых сказок»
«Как мне милы родные звуки» (музыкальная гостиная)
Вечер памяти, посвященный Дню Победы;
Выставка «Быт наших предков»
Направление
«Я и моё
здоровье»
(ученик и его здоровье)
Цель деятельности классного руководителя:
Развитие духовных и физических возможностей личности;
Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.
1 класс
2класс
3класс
4класс
Беседы
«Телевизор в жизни ребенка»;
«О необходимости соблюдения гигиены»;
«Как правильно одеваться, чтобы не заболеть»
«Дружи с водой;
«О здоровом сне»;
«Спорт – это залог здоровья»;
Беседа: «Как быть здоровым»;
«Вредные привычки»;
«Курить или жить»
«О медицинских профессиях»;
«О вредных привычках»;
«Как уберечься от насилия»;
Беседа: «Уроки Мойдодыра»
«Режим дня в жизни школьника»;
«О вредных привычках»;
«Если хочешь быть здоров -закаляйся»;
Конкурсы
«Загадки от доктора Пилюлькина»;
Конкурс рисунков на тему «Мое здоровье»
Конкурс рисунков на тему «Мое здоровье»
«Какие лекарственные растения ты знаешь»;
Конкурс рисунков, листовок на тему «Мое здоровье»
Конкурс
рисунков, листовок и плакатов на тему «Мое здоровье»;
Праздники
«Как настроение?»
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
Веселый урок о здоровье (предметно –тематический праздник)
Предметно –тематический праздник «Отчего мы иногда болеем»
Направление
«Я и мой интеллект»
(ученик и его интеллектуальные способности)
Цель деятельности классного руководителя:
Выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;
Учить детей эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни
1 класс
2класс
3класс
4класс
Беседы
Береги книгу!
Твои учебные принадлежности.
Мой дневник – моя гордость.
Мои успехи в школе.
Мой наставник – учитель.
О самостоятельности.
Самоконтроль. Что это?
Кто не обходится без контроля?
Самостоятельное чтение.
Умею ли самостоятельно добывать знания из разных источников.
Гигиена умственного труда.
Оценка своих возможностей.
Конкурсы
Город мастеров.
Книжкина страна.
Мир профессий!
Диалог – средство развития мыслительной деятельности.
Праздники
«Как настроение?»
«Школа для учащихся – школа радости и успеха».
(1 сентября – День Знаний)
«Школа – дом знаний»
«Учение и труд всё перетрут».
Схема взаимодействия школы с субъектами воспитания по реализации Программы
«Мир, в котором
Я живу»
Школа
Семья и школа как партнёры.
Направления работы с родителями:
Установление и поддержка постоянной связи с родителями.
Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.
Привлечение родителей к организации работы с классом.
Работа с родителями:
Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи.
полное взаимопонимание и согласованность действий;
постоянный контакт с родителями;
опора на положительные черты в каждом ребенке.
Взаимодействие школы и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.
Формы работы с родителями.
Основные формы работы с семьей: групповые и индивидуальные.
Групповые формы работы с родителями:
организационные
тематические
итоговые
Индивидуальные формы работы с родителями:
беседы с родителями
консультации (групповые и тематические)
посещение семей на дому
Для приобщения родителей к проблемам воспитания и превращения их в партнеров учителя успешно зарекомендовали себя следующие
формы работы с родителями:
различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);
совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, турпоходы, соревнования, поездки в театр);
семейные праздники и традиции, конкурсы.
Индивидуальная работа с учащимися
1. Индивидуальные беседы
«Почему я опоздал на урок?».
«Я обидел девочку».
«Об опрятности и аккуратности».
«Тишина на уроке»
2. Подготовка к конкурсам
и выставкам.
№ п/п
Фамилия, имя
учащегося
Занятость учащихся
(название кружка, секции)
Учёт занятости учащихся вовнеурочное время
Состав родительского комитета
Председатель комитета – Русинова Ольга Александровна
Заместитель председателя – Кондакова Любовь Николаевна
Ответственный за хозяйственные работы –
Истомин Кирилл Вячеславович
Задачи родительского комитета:
1)установление контактов с родителями учащихся и изучение семей учащихся;
2) оказание помощи при проведении внеклассных мероприятий;
3) организация дежурства на внеклассных мероприятиях;
4)оказание материальной помощи при проведении мероприятий, ремонта класса.
Работа с родителями
1. Изучение семей детей по плану:
а) как ребенок соблюдает режим;
б) как организовать контроль за выполнением домашнего задания;
в) чем занят ребенок в свободное время;
г) есть ли у ребенка товарищи;
д) какие поручения выполняет ребенок дома;
е) есть ли дома библиотека детских книг.
2. Проводить индивидуальные беседы с родителями отдельных учеников.
3. Проводить вечера вопросов и ответов.
4. Организовать день открытых дверей.
5. Привлекать родителей к организации интересной насыщенной внеурочной деятельности классного коллектива.
6. Влиять на общение ребят с родителями.
Четверть
Месяцы
Форма работы
I четверть
сентябрь
октябрь
1. Работа с попечительским советом школы.
2. Индивидуальные беседы и консультации.
3. Участие родителей и учащихся в школьных и классных мероприятиях.
4. Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты
5. Родительское собрание №1
«Физическое развитие младшего школьника в школе и дома».
II четверть
ноябрь
1. Педагогическая консультация для родителей.
2. Посещение семей учащихся с целью изучения соблюдения школьниками режима дня.
4. Организация праздничного концерта мамам в День Матери.
декабрь
1. Заседание РК (коррекция плана работы).
2. Организация новогодних праздников:
- привлечение родителей в украшении классного кабинета;
- организация новогодних подарков.
3. Участие родителей и учащихся в школьных и классных мероприятиях
4. Индивидуальные беседы и консультации
5. Родительское собрание №2
«Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии».
III четверть
январь
1.Индивидуальные беседы и консультации
2. Тематическая консультация для родителей «Как помочь ребёнку хорошо учиться».
3. Участие родителей и учащихся в школьных и классных мероприятиях
февраль
1.Индивидуальные беседы и консультации
2. Заседание РК .
3. Организация праздника к 23 февраля и 8 марта.
март
1.Родительское собрание № 3
«Наказание и поощрение в семье».
2. Индивидуальные беседы и консультации.
3. Лекция для родителей «Традиции семейного чтения»
IV
четверть
апрель
1.Индивидуальные беседы и консультации.
2. Участие родителей и учащихся в школьных и классных мероприятиях
3. Заседание РК (подведение итогов работы за год).
май
1. Мониторинг по работе с семьями.
2.Родительское собрание №4
«Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы …»
3. Рекомендации и советы родителям на лето.
4. Сбор заявок родителей о посещении учащимися класса летнего школьного лагеря.
Законы
родительской
истины.
Закон №1. Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
Закон №2. Не унижайте ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.
Закон №3. Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.
Закон №4. Не налагайте запретов. В природе ребёнка - дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
Закон №5. Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
Закон №6. Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
Закон №7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте ребёнку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие.
Закон №8. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
Закон №9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
Закон №10. Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребёнку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для вашего ребёнка, и для вас, родители!
Закон №11. Помните, что самое большое родительское счастье - видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!
Темы родительских собраний:
Четверть
Темы
Ответственный
I четверть
Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.
Кл. руководитель, преподаватель физической культуры и медицинский работник.
II четверть
Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
Кл. руководитель, психолог
III четверть
Наказание и поощрение в семье.
Кл. руководитель
IV четверть
«Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы …»
Кл. руководитель, родительский комитет
Примерный план организации классных родительских собраний
Собрание № 1
Тема: «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома».
Задачи собрания:
1.Обсудить с родителями новый этап в физическом и психическом развитии детей.
2.Повысить контроль со стороны родителей за физической подготовкой.
План организации собрания.
В начале собрания педагог проводит анкетирование родителей. Сообщает данные о влиянии физической культуры на развитие личности (возможно привлечение преподавателя физической культуры и медицинских работников). Оперативный анализ результатов дается в конце собрания.
Вопросы для обсуждения:
Значение физической культуры для полноценного развития личности.
Урок физкультуры и его требования к ученику.
Анкета для родителей:
Любит ли ваш ребенок уроки физической культуры?
Расспрашиваете ли вы своего ребенка о занятиях физической культурой на уроке?
Каким вы видите урок физической культуры?
К собранию готовится выставка рисунков «Я на уроке физической культуры».
Собрание № 2
Тема: «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии».
Задачи собрания:
1.Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения учителя и результаты анкетирования родителей.
2.Помочь родителям понять причины агрессии детей и найти способы ее преодоления.
Вопросы для обсуждения:
Причины детской агрессии.
Родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка.
Пути преодоления детской агрессивности. Правила семьи по преодолению детской агрессии.
План организации собрания.
Педагог анализирует причины детской агрессии, дает рекомендации по ее преодолению. Организовав в начале собрания анкетирование родителей, учитель в ходе собрания оперативно анализирует ответы родителей. Полезно провести обмен мнениями по теме собрания.
Анкета для родителей.
Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
В каких ситуациях он проявляет агрессию?
Против кого он проявляет агрессию?
Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?
Собрание № 3
Тема: «Наказание и поощрение в семье».
Задачи собрания.
1.Определить оптимальные позиции родителей по теме собрания.
2.Рассмотреть предложенные педагогические ситуации на практике.
Вопросы для осуждения:
Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.
Значение наказания и поощрения в семье (анализ педагогических ситуаций и результатов анкетирования).
План организации собрания.
Используя свой педагогический опыт, данные специальной литературы и результаты анкетирования родителей по теме собрания, проведенного заранее, учитель организует родительский обмен опытом и дает педагогические рекомендации.
Анкета для родителей:
Какие меры наказания и поощрения используются в семье?
За что вы наказываете и поощряете?
Как реагирует ребенок на поощрение и наказание?
Собрание № 4
Тема: «Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы …»
На этом собрании подводится итог работы родителей, учащихся за год. Встреча должна быть торжественной, интересной, необычной. Собрание проводится совместно с учащимися.
Страница первая. «Наша жизнь на уроках» (фрагменты уроков).
Страница вторая. «Наши переменки» (физкультпаузы, игры и т.д.).
Страница третья. «Наша жизнь после уроков» (самые яркие моменты мероприятий, проведенных в классе за год).
Страница четвертая. «Наше творчество» (выставка творчества учащихся, чтение стихов, песен, кружковая деятельность).
Страница пятая. «Мы и наши родители» (награждение родителей за работу в классе). Медаль – детская ладошка, разрисованная и расписанная детьми.
Страница шестая. «Наши планы на лето» (каждый ученик получает на лето задание, которое он должен выполнить для всего класса).
мероприятий по обеспечению жизни и здоровья учащихся
Цель данных мероприятий: формирование потребности в здоровом образе жизни,
развитие у учащихся чувства ответственности за собственную безопасность
Месяц
Мероприятие
Задачи
сентябрь
Азбука дорожного движения.
Дорога в школу и домой
Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды
Учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой
Что такое режим дня?
Познакомить уч-ся с понятием «режим дня»
Формировать у уч-ся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья
октябрь
Кого называют пешеходом, водителем? Что такое транспорт?
Развивать умения оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров, как правильные, безопасные и неправильные - опасные.
Познакомить учащихся с правилами поведения в общественном транспорте.
Огонь - наш друг и враг!
Познакомить уч-ся с правилами поведения при пожаре дома, в школе. Формировать умения обращаться с огнеопасными приборами
ноябрь
Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах?
Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды
Провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах
Гигиена и ее значение
Рассказать уч-ся о значении гигиены.
Формировать культуру сохранении я здоровья
декабрь
Светофор
Дать первоклассникам новое понятие «Светофор».
Объяснить его сигналы и научить различать сигналы светофора для водителей и пешеходов.
Что такое вредные привычки?
Формировать у уч-ся потребность вести здоровый образ жизни.
Дать уч-ся понятие о вредных и полезных привычках.
январь
Правила поведения на обочине, тротуаре, пешеходной дорожке
Сформировать у учащихся представление о значении терминов «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина».
Обучать детей правилам дисциплинированного поведения на улице.
февраль
Что такое проезжая часть дороги?
Познакомить уч-ся с новым термином «проезжая часть дороги».
Повторить правила поведения на тротуаре и обочине.
Соревнования, посвященные
Дню защитника Отечества
Формирование у уч-ся интереса к занятиям спортом.
Приобщение уч-ся к соблюдению здорового образа жизни
март
Пешеходный переход
Повторить знания о проезжей части и правилах движения на тротуаре, пешеходной дорожке и обочине. Сформировать представление о пешеходном переходе
апрель
Что означают дорожные знаки?
Познакомить уч-ся со значением дорожных знаков для пешеходов, научить понимать их схематичное изображение для правильной ориентации на дороге
Правила поведения при ЧС
Познакомить уч-ся с понятием «чрезвычайная ситуация»
Формировать у уч-ся умение вести себя в чрезвычайных ситуациях
май
Я – пешеход (экскурсия)
Показать уч-ся опасные места вокруг школы.
Научить первоклассников видеть движение машин, концентрировать внимание на них
Циклограмма
мероприятий по воспитанию патриотических чувств, формированию опыта гражданско-правового поведения
Цель данных мероприятий: создание условий для воспитания личности, любящей свою Родину, бережно относящейся к традициям своего народа, для формирования опыта гражданско-правового поведения
Месяц
Мероприятие
Задачи
сентябрь
Я - школьник
Познакомить уч-ся с правилами поведения в школе, с правами и обязанностями школьников
октябрь
Моя малая Родина – с.Богородицкое
Познакомить уч-ся с историей села.
ноябрь
4 Ноября – праздник Народного единства
Познакомить уч-ся с традициями Дня народного единства
Развивать чувство патриотизма и любви к Родине.
декабрь
Конституция – основной закон нашей страны
Дать представление уч-ся о Конституции России как об основном законе нашей страны
февраль
23 Февраля - День Защитника Отечества
Развивать чувство патриотизма и любви к Родине. Познакомить уч-ся со славными страницами российской истории, русской армии
май
9 Мая - День Победы
Развивать чувство патриотизма и любви к Родине. Познакомить уч-ся с историей возникновения Дня Победы.