Программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей "Воспитание гражданина своей Родины"
Программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей "Воспитание гражданина своей Родины"
Воспитание гражданина своей Родины
«Человек, ты можешь духовно расти,
только помогая другому быть человеком».
«Относись к другим так, как желаешь
чтобы они относились к тебе».
«Уклонись от зла и сотвори добро».
Начало XXI отмечено усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества. В педагогический лексикон возвращаются понятия: «нравственность», «духовность», «патриотизм», «гражданственность».
Развивающемуся обществу нужны современно - образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к
межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.
Понимание важнейших приоритетов, целей и задач образования делает необходимым конкретизацию и детализацию на уровне повседневной педагогической деятельности: Человек - абсолютная ценность; Мир человека – это взаимодействие людей; Семья - структурная начальная единица общества; Труд - основа человеческого бытия; Знания - результат творческого труда; Культура – богатство человечества, высшее проявление творческих сил и способностей человека; Отечество- единственная уникальная для каждого родина, данная ему судьбой, доставшаяся от предков; Земля – общий дом человечества; Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существование Земли, человеческой цивилизации, без этих ценностей нет, и не может быть ни порядочных людей, где бы то ни было, ни материальной культуры, ни нормальной экономики и потому не может быть нормального уровня жизни общества.
Анализируя взаимоотношения детей между собой, отношение их к школе, учебе, мы обнаружили следующие противоречия:
нетерпимость детей друг к другу,
неумение трудиться на общее благо,
эгоизм, дефицит общения,
негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.
Цель воспитательной системы - формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.
Задачами воспитательной деятельности являются:
Изучение личности ребенка, принятие его и оказание ему поддержки.
Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.
Приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
Организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения.
Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности.
Проведение индивидуальной воспитательной работы с детьми.
Направления воспитательной деятельности
Уровни социального пространства, которые осваивает ребенок, можно систематизировать следующим образом:
"Мир моего Я" (чувства и мысли человека по отношению к самому себе - самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения).
"Я и другие" (взаимоотношения с людьми: сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере).
"Я и мир" (изучение истории своей семьи, приобщение к истории и традициям школы, города, края).
"Я и здоровье" (формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья детей).
"Я и интеллект" (определение "зоны ближайшего развития" воспитанников, создание условий для развития их интеллектуально-творческого потенциала, обучение детей способам работы с информационными ресурсами).
"Я и нравственность" (формирование у воспитанников нравственной культуры и миропонимания).
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, их возраста:
• Деловые и ролевые игры.
• Упражнения на взаимодействия в группе.
• Творческие задания.
• Проигрывание ситуаций.
• Дискуссии.
• Моделирование.
• Встречи со специалистами и интересными людьми.
• Экспресс тесты и опросы.
• КТД.
• Беседы.
Реализация воспитательного процесса по направлениям:
«Мир моего Я»: цикл «Познай себя», «От самооценки к поступку», «Забота человека о душе» - (занятие размышление), «Сам от себя не утаишь…», «Внешность=имидж», «Умей властвовать собой», «Законы моей жизни», «Чуткое сердце», «Человек для человека».
"Я и другие": «Семейный портрет», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Нет друга, так ищи, а нашел, так береги», «Учимся дружить», «Свобода выбора человека», цикл «Культура моего поведения», «Настоящее и будущее моего поколения», « Взаимоотношения между мальчиками и девочками».
"Я и мир": цикл «История одной песни», «Наши бабушки и дедушки», «Моя семья перед телевизором», цикл «Жизнь замечательных омичей», «Дети +родители», «Семейный портрет», цикл «Русь богатырская», «История национального костюма», «Чему учат в школе».
"Я и здоровье": «Здоровый дух - здоровое тело», «О вкусной и здоровой пище», «Береги здоровье смолоду», «Почему сон - это важно», «Личная безопасность», «Веселые старты», «Режим - это скучно или необходимо», «Светофор здоровья».
"Я и интеллект»: миниатюры- инсценировки «Праздник души», «Злая мать и добрая тетя», цикл занятий по произведениям В. Осеевой, цикл «Школа компьютера», цикл «Как себе помочь», «Как преодолеть трудности».
"Я и нравственность": «Эти мудрые, добрые сказки», «Настоящий мужчина», цикл «Труд - целительный бальзам, он вдохновения источник», «Я и мои таланты», цикл «Все работы хороши- выбирай на вкус», «Я чувствую себя счастливым, когда…», цикл «Царство Закон, царство Беззаконие», цикл «Доброе слово- что ясный день».
Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.
В результате проведенной работы образ воспитанника складывается из шести потенциалов личности:
нравственный (ценностно-ориентировочный) потенциал: восприятие и понимание воспитанниками таких ценностей, как “семья”, “природа”, “школа”, “учитель”, “Родина”, “дружба со сверстниками”, “уважение к старшим”, потребность выполнять правила учреждения, умение различать хорошие и плохие поступки людей и свои, правильно оценивать свои действия и поведение сверстников, соблюдать порядок и дисциплину в центре, общественных местах, правила уличного движения, знать символы и гимн нашего государства;
познавательный потенциал: наблюдательность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
коммуникативный потенциал: (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, сформированность первичных навыков саморегуляции;
художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной среде и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, ловким и закаленным;
трудовой потенциал: соблюдение правил безопасности при любой работе, воспитывать уважение к чужому труду - быть полезным в обществе - знакомство с распространенными профессиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей "Воспитание гражданина своей Родины" »
Волегова О.Н.,
казенное учреждение Омской области «Социально - реабилитационный
центр несовершеннолетних «Гармония»
Воспитание гражданина своей Родины
«Человек, ты можешь духовно расти,
только помогая другому быть человеком».
«Относись к другим так, как желаешь
чтобы они относились к тебе».
«Уклонись от зла и сотвори добро».
Начало XXI отмечено усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества. В педагогический лексикон возвращаются понятия: «нравственность», «духовность», «патриотизм», «гражданственность».
Развивающемуся обществу нужны современно - образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к
межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.
Понимание важнейших приоритетов, целей и задач образования делает необходимым конкретизацию и детализацию на уровне повседневной педагогической деятельности: Человек - абсолютная ценность; Мир человека – это взаимодействие людей; Семья - структурная начальная единица общества; Труд - основа человеческого бытия; Знания - результат творческого труда; Культура – богатство человечества, высшее проявление творческих сил и способностей человека; Отечество- единственная уникальная для каждого родина, данная ему судьбой, доставшаяся от предков; Земля – общий дом человечества; Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существование Земли, человеческой цивилизации, без этих ценностей нет, и не может быть ни порядочных людей, где бы то ни было, ни материальной культуры, ни нормальной экономики и потому не может быть нормального уровня жизни общества.
Анализируя взаимоотношения детей между собой, отношение их к школе, учебе, мы обнаружили следующие противоречия:
нетерпимость детей друг к другу,
неумение трудиться на общее благо,
эгоизм, дефицит общения,
негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.
Цель воспитательной системы - формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.
Задачами воспитательной деятельности являются:
Изучение личности ребенка, принятие его и оказание ему поддержки.
Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.
Приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
Организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения.
Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности.
Проведение индивидуальной воспитательной работы с детьми.
Направления воспитательной деятельности
Уровни социального пространства, которые осваивает ребенок, можно систематизировать следующим образом:
"Мир моего Я" (чувства и мысли человека по отношению к самому себе - самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения).
"Я и другие" (взаимоотношения с людьми: сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере).
"Я и мир" (изучение истории своей семьи, приобщение к истории и традициям школы, города, края).
"Я и здоровье" (формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья детей).
"Я и интеллект" (определение "зоны ближайшего развития" воспитанников, создание условий для развития их интеллектуально-творческого потенциала, обучение детей способам работы с информационными ресурсами).
"Я и нравственность" (формирование у воспитанников нравственной культуры и миропонимания).
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, их возраста:
• Деловые и ролевые игры.
• Упражнения на взаимодействия в группе.
• Творческие задания.
• Проигрывание ситуаций.
• Дискуссии.
• Моделирование.
• Встречи со специалистами и интересными людьми.
• Экспресс тесты и опросы.
• КТД.
• Беседы.
Реализация воспитательного процесса по направлениям:
«Мир моего Я»: цикл «Познай себя», «От самооценки к поступку», «Забота человека о душе» - (занятие размышление), «Сам от себя не утаишь…», «Внешность=имидж», «Умей властвовать собой», «Законы моей жизни», «Чуткое сердце», «Человек для человека».
"Я и другие": «Семейный портрет», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Нет друга, так ищи, а нашел, так береги», «Учимся дружить», «Свобода выбора человека», цикл «Культура моего поведения», «Настоящее и будущее моего поколения», « Взаимоотношения между мальчиками и девочками».
"Я и мир": цикл «История одной песни», «Наши бабушки и дедушки», «Моя семья перед телевизором», цикл «Жизнь замечательных омичей», «Дети +родители», «Семейный портрет», цикл «Русь богатырская», «История национального костюма», «Чему учат в школе».
"Я и здоровье": «Здоровый дух - здоровое тело», «О вкусной и здоровой пище», «Береги здоровье смолоду», «Почему сон - это важно», «Личная безопасность», «Веселые старты», «Режим - это скучно или необходимо», «Светофор здоровья».
"Я и интеллект»: миниатюры- инсценировки «Праздник души», «Злая мать и добрая тетя», цикл занятий по произведениям В. Осеевой, цикл «Школа компьютера», цикл «Как себе помочь», «Как преодолеть трудности».
"Я и нравственность": «Эти мудрые, добрые сказки», «Настоящий мужчина», цикл «Труд - целительный бальзам, он вдохновения источник», «Я и мои таланты», цикл «Все работы хороши- выбирай на вкус», «Я чувствую себя счастливым, когда…», цикл «Царство Закон, царство Беззаконие», цикл «Доброе слово- что ясный день».
Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.
В результате проведенной работы образ воспитанника складывается из шести потенциалов личности:
нравственный (ценностно-ориентировочный) потенциал: восприятие и понимание воспитанниками таких ценностей, как “семья”, “природа”, “школа”, “учитель”, “Родина”, “дружба со сверстниками”, “уважение к старшим”, потребность выполнять правила учреждения, умение различать хорошие и плохие поступки людей и свои, правильно оценивать свои действия и поведение сверстников, соблюдать порядок и дисциплину в центре, общественных местах, правила уличного движения, знать символы и гимн нашего государства;
познавательный потенциал: наблюдательность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
коммуникативный потенциал: (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, сформированность первичных навыков саморегуляции;
художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной среде и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, ловким и закаленным;
трудовой потенциал: соблюдение правил безопасности при любой работе, воспитывать уважение к чужому труду - быть полезным в обществе - знакомство с распространенными профессиями.