kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для начальной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Юный краевед»



количество часов: всего _68_часов; в неделю_ 2__ч.

Разработчик программы:

Доржиева П.С.,

учитель начальных классов




















с. Кижинга, 2015 г.



  1. Пояснительная записка


Прекрасно это чувство – любовь к своему краю, к своей малой родине

Но, чтобы полюбить родной край, нужно его знать.


Программа реализует духовно-нравственное развитие  учащихся и разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Концепции сформулирована высшая цель образования — воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.         

 Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений.

Малая Родина ребёнка – это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села и, конечно, люди, гордость и слава родного села.

На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным, как ведущий фактор воспитания патриотизма. Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.          

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю. Для развития, обучения и воспитания школьников исключительно важны связь с прошлым поколением, формирование культурной и исторической памяти.

 Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ «Кижингинская сош им.Х.Намсараева».

Программа «Юный краевед» имеет краеведческую направленность. Она создана в предъюбилейный год, 2016 г. – год 75 летия Кижингинского района.

 Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.                

Цель: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой родной край, его традиции, памятники природы, истории и культуры.



Задачи курса:

1) расширять и углублять знания детей о своей малой Родине. Изучать историю, культуру, природу, географические особенности родного края.

2) формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности, развивать интерес к окружающему миру, учить быть внимательным к предметам, явлениям и людям, находящимся вокруг;

3) способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников.

4) формировать уважительное бережное отношение к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

5) достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования

В программе заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей. Курс использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии, изобразительного искусства, музыки.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • Принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

  • Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

  • Научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

  • Систематичности и последовательности - знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основные методы обучения:

  • Словесные методы: рассказ, беседа, дискуссии, встречи с интересными людьми;

  • Наглядные методы: демонстрация рисунков, иллюстраций;

  • Практические методы: наблюдение, интервьюирование, составление презентаций Power Point, исследование.

Формы организации занятий:

беседы, экскурсии, заочные путешествия, посещение школьного музея, встречи с участниками исторических событий, интересными людьми, исследование, работа в группах, использование Интернет- ресурсов.

Программа «Юный краевед» предусматривает как теоретические, так и практические и экскурсионные занятия.



Срок реализации программы: на курс внеурочной деятельности «Юный краевед» отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).

Программа рассчитана на учащихся 4-го класса.


Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции.


Планируемые результаты освоения обучающимися  

программы внеурочной деятельности «Юный краевед».


Данная программа способствует формированию у младших школьников следующих видов универсальных учебных действий.

В сфере познавательных универсальных учебных действий:

Знать:

-историю и традиции своей семьи;

- фамилии, имена, отчества своих прародителей в 3-4 поколениях;

- профессии своих родителей, бабушек, дедушек;

-историю образования своего села, района;

- символику района;

- выдающихся людей – уроженцев села, района;

- историко-культурные достопримечательности села, района;

- историю и традиции родной школы;

Уметь:

- собирать краеведческую информацию у членов своей семьи;

- делиться собранной информацией с друзьями;

- обобщать собранный материал;

- проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свой народ и историю;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- развитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- адекватно воспринимать оценку учителя;


Содержание программы


1. Введение - 2 ч.

Знакомство с целями и задачами занятий внеурочной деятельности «Юный краевед».

Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

Экскурсия в природу. Сбор листьев осенних растений, формирование букетов.

2. «Я и моя семья» - 8 ч.


Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти.

Семейный альбом. Семейные реликвии. Традиции семьи. Составление генеалогического древа.


3. «Наша школа»- 10 часов


Моя школа, мой класс. Экскурсия в музей школы. История школы. Какой была школа много лет назад. Фотографии многое расскажут. Традиции школы. Мои родители учились в этой школе…. Почему мои родители гордятся школой.


4. «Мой край на карте Родины» – 4 ч.


Республика Бурятия – частица России.

Флаг, герб, гимн Республики Бурятия. г.Улан- Удэ – столица республики.


5. «Моя малая родина» - 18 ч.


Моё любимое село. Географическое положение. Природа родного края. Знакомство с символами родного края. Предприятия села. О чем шепчут названия улиц родного села.


6. «История села» - 7 ч.


Легенды и предания. Юбилей нашего района.

Исследование: Связь моей семьи с этапами развития села, района. Моя семья в истории села.


7. «Культура и быт родного края» - 4 ч.


Население района, села. Изучение народных традиций и обычаев. Национальный костюм.

Народные праздники.


8.«Достопримечательности моего села» - 7 ч.


Священные места села. «Ступа Джарун Хашор», Кижингинский дацан. Памятники.


9.«Деятели культуры моего края» – 6 часа.


Писатели, поэты, музыканты, художники Кижингинского района.

 10. обобщение – 3 ч.



Тематический план


Тема занятия

Содержание занятий

Дата

теория

практика




Введение – 2 ч.

1

Краеведение – наука о родном крае

1



2

Экскурсия «Природа - наш общий дом»

Сбор листьев осенних растений, формирование букетов.


1



«Я и моя семья» - 8 ч.

3

Я и мое имя


1


4

Мои родители

1



5

Семейный архив

1



6 -7

Традиции моей семьи

1

1


8 -9

Моя родословная.

П/р. Составление генеалогического древа

1

1


10

Зашита проекта


1



«Наша школа»- 10 часов

11

Я - ученик. Права и обязанности ученика

1



12

Экскурсия по школе


1


13

Знакомство с историей школы. Экскурсия в музей школы

1



14

Моя любимая школа.

П/р Сочинение: «Школа моей мечты»


1


15

Конкурс сочинений


1


16

Школьный архив. Судьбы выпускников

1



17

Традиции моей школы

1



18

Мои родители – выпускники школы? (исследование)


1


19

Обработка и оформление результатов исследования


1


20

Защита проекта


1



«Мой край на карте Родины» – 4 ч.

21

Республика Бурятия – частица России.

1



22

Флаг, герб, гимн Республики Бурятия.

1



23

г.Улан- Удэ – столица республики. Виртуальная экскурсия


1


24

Обобщающее занятие. Викторина


1



«Моя малая родина» - 18 ч.

25

Моя малая родина

1



26

Кижингинский район.

1



27

Географическое положение района.

Встреча с автором книги «География Кижинги» Дампиловым Е.-Ж.З.


1


28

Природа родного края.

Особенности зимы в нашем крае. Наблюдение за погодой

0,5

0,5


29

Конкурс рисунков: « Зимушка-зима»


1


30

Знакомство с символами родного края.


1



31

Встреча с интересными людьми: автор герба Кижинги – Гомбоев Г.Г.


1


32- 33

О чем шепчут названия улиц родного села. Проектная работа: «Моя улица»


2


34

Защита проекта «Моя улица»


1


35

Промышленность и сельское хозяйство района

2



36-40

Экскурсии в учреждения села:

-почта

-библиотека

- больница, торговые центры

-центр детского творчества, музыкальная школа


5


41 -42

Обобщающее занятие


2



«История села» - 7 ч.

43

Исторические корни нашего села

1



44

Легенды и предания

1



45

История района.

1



46-47

Исследование: Связь моей семьи с этапами развития села, района. Моя семья в истории села.


2


48 -49

Защита проекта


2




«Культура и быт родного края» - 4 ч.

50

Изучение народных традиций и обычаев

1



51

Национальный костюм

1



52

П/р. Бурятские узоры


1


53

Национальный праздник «Сагаалган».

Просмотр презентации


1



«Достопримечательности моего села» - 7 ч.

54

Священные места села

1



55

Наши земляки в ВОВ

1



56

Экскурсия на Аллею Памяти


1


57

Экскурсия: «Ступа Джарун Хашор»


1


58 - 59

Экскурсия в Кижингинский дацан


2


59

Проектная работа: выпуск буклета


2



«Деятели культуры моего края» – 6 часа.

60

Писатели, поэты моего села

1



61

Музыканты моего края

1



62

Кижингинский народный театр.

Посещение РДК


1


64

Школьный образцовый ансамбль песни и танца «Наран залаа»


1


65

Литературная студия. Посещение занятия кружка


1


Обобщение – 3 ч.

66-67

Творческий проект: «Мое село в будущем»


2


68

Праздник «Мой край – мой дом родной»


1



Список литературы.

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности        гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.    

2.   Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования/ сост. Данилюк А.Я.Логинова А.А- М.: Просвещение, 2012. 32 с.   

3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников:  пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.: Просвещение, 2011.142 с.

5. Кижинга «Времен связующая нить», посвящается 70-летию образования Кижингинского аймака, г. Улан-Удэ, 2011 г.

5. География Кижинги/Дампилов Е.-Ж.З., с.Кижинга, 2007

6. Учебное пособие «Моя малая Родина Кижинга», с.Кижинга, 2013 г.


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Автор: Доржиева Пагма Саномбаловна

Дата: 11.01.2017

Номер свидетельства: 378088

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа по внеурочной деятельности " Юные Краеведы""
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaiaproghrammapovnieurochnoidieiatielnostiiunyiekraieviedy"
    ["file_id"] => string(6) "269954"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450960882"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный краевед»"
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia_programma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_iunyi_kraievied"
    ["file_id"] => string(6) "376319"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1483816684"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные краеведы" для 1 - 4 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_iunyie_kraieviedy_dlia_1_4_kla"
    ["file_id"] => string(6) "429382"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1506167795"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Рабочая программа по внеурочной деятельности: "Юный историк - краевед""
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia_proghramma_po_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_iunyi_istorik_kraievied"
    ["file_id"] => string(6) "369079"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1481609009"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Электронный образовательный ресурс внеурочной деятельности по теме" Юные туристы-краеведы ""
    ["seo_title"] => string(80) "eliektronnyi_obrazovatiel_nyi_riesurs_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_po_tiemie_iun"
    ["file_id"] => string(6) "452937"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517071028"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства