Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Юный краевед»
количество часов: всего _68_часов; в неделю_ 2__ч.
Разработчик программы:
Доржиева П.С.,
учитель начальных классов
с. Кижинга, 2015 г.
Пояснительная записка
Прекрасно это чувство – любовь к своему краю, к своей малой родине
Но, чтобы полюбить родной край, нужно его знать.
Программа реализует духовно-нравственное развитие учащихся и разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Концепции сформулирована высшая цель образования — воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений.
Малая Родина ребёнка – это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села и, конечно, люди, гордость и слава родного села.
На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным, как ведущий фактор воспитания патриотизма. Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю. Для развития, обучения и воспитания школьников исключительно важны связь с прошлым поколением, формирование культурной и исторической памяти.
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ «Кижингинская сош им.Х.Намсараева».
Программа «Юный краевед» имеет краеведческую направленность. Она создана в предъюбилейный год, 2016 г. – год 75 летия Кижингинского района.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Цель: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой родной край, его традиции, памятники природы, истории и культуры.
Задачи курса:
1) расширять и углублять знания детей о своей малой Родине. Изучать историю, культуру, природу, географические особенности родного края.
2) формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности, развивать интерес к окружающему миру, учить быть внимательным к предметам, явлениям и людям, находящимся вокруг;
3) способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников.
4) формировать уважительное бережное отношение к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
5) достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования
В программе заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей. Курс использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии, изобразительного искусства, музыки.
Основные принципы, положенные в основу программы:
Принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
Научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
Систематичности и последовательности - знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основные методы обучения:
Словесные методы: рассказ, беседа, дискуссии, встречи с интересными людьми;
Практические методы: наблюдение, интервьюирование, составление презентаций Power Point, исследование.
Формы организации занятий:
беседы, экскурсии, заочные путешествия, посещение школьного музея, встречи с участниками исторических событий, интересными людьми, исследование, работа в группах, использование Интернет- ресурсов.
Программа «Юный краевед» предусматривает как теоретические, так и практические и экскурсионные занятия.
Срок реализации программы: на курс внеурочной деятельности «Юный краевед» отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).
Программа рассчитана на учащихся 4-го класса.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Юный краевед».
Данная программа способствует формированию у младших школьников следующих видов универсальных учебных действий.
В сфере познавательных универсальных учебных действий:
Знать:
-историю и традиции своей семьи;
- фамилии, имена, отчества своих прародителей в 3-4 поколениях;
- профессии своих родителей, бабушек, дедушек;
-историю образования своего села, района;
- символику района;
- выдающихся людей – уроженцев села, района;
- историко-культурные достопримечательности села, района;
- историю и традиции родной школы;
Уметь:
- собирать краеведческую информацию у членов своей семьи;
- делиться собранной информацией с друзьями;
- обобщать собранный материал;
- проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свой народ и историю;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- развитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
Содержание программы
1. Введение - 2 ч.
Знакомство с целями и задачами занятий внеурочной деятельности «Юный краевед».
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
Экскурсия в природу. Сбор листьев осенних растений, формирование букетов.
2. «Я и моя семья» - 8 ч.
Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти.
Семейный альбом. Семейные реликвии. Традиции семьи. Составление генеалогического древа.
3.«Наша школа»- 10 часов
Моя школа, мой класс. Экскурсия в музей школы. История школы. Какой была школа много лет назад. Фотографии многое расскажут. Традиции школы. Мои родители учились в этой школе…. Почему мои родители гордятся школой.
4. «Мой край на карте Родины» – 4 ч.
Республика Бурятия – частица России.
Флаг, герб, гимн Республики Бурятия. г.Улан- Удэ – столица республики.
5.«Моя малая родина» - 18 ч.
Моё любимое село. Географическое положение. Природа родного края. Знакомство с символами родного края. Предприятия села. О чем шепчут названия улиц родного села.
6.«История села» - 7 ч.
Легенды и предания. Юбилей нашего района.
Исследование: Связь моей семьи с этапами развития села, района. Моя семья в истории села.
7. «Культура и быт родного края» - 4 ч.
Население района, села. Изучение народных традиций и обычаев. Национальный костюм.
Народные праздники.
8.«Достопримечательности моего села» - 7 ч.
Священные места села. «Ступа Джарун Хашор», Кижингинский дацан. Памятники.
9.«Деятели культуры моего края» – 6 часа.
Писатели, поэты, музыканты, художники Кижингинского района.
10. обобщение – 3 ч.
Тематический план
Тема занятия
Содержание занятий
Дата
теория
практика
Введение – 2 ч.
1
Краеведение – наука о родном крае
1
2
Экскурсия «Природа - наш общий дом»
Сбор листьев осенних растений, формирование букетов.
1
«Я и моя семья» - 8 ч.
3
Я и мое имя
1
4
Мои родители
1
5
Семейный архив
1
6 -7
Традиции моей семьи
1
1
8 -9
Моя родословная.
П/р. Составление генеалогического древа
1
1
10
Зашита проекта
1
«Наша школа»- 10 часов
11
Я - ученик. Права и обязанности ученика
1
12
Экскурсия по школе
1
13
Знакомство с историей школы. Экскурсия в музей школы
1
14
Моя любимая школа.
П/р Сочинение: «Школа моей мечты»
1
15
Конкурс сочинений
1
16
Школьный архив. Судьбы выпускников
1
17
Традиции моей школы
1
18
Мои родители – выпускники школы? (исследование)
1
19
Обработка и оформление результатов исследования
1
20
Защита проекта
1
«Мой край на карте Родины» – 4 ч.
21
Республика Бурятия – частица России.
1
22
Флаг, герб, гимн Республики Бурятия.
1
23
г.Улан- Удэ – столица республики. Виртуальная экскурсия
1
24
Обобщающее занятие. Викторина
1
«Моя малая родина» - 18 ч.
25
Моя малая родина
1
26
Кижингинский район.
1
27
Географическое положение района.
Встреча с автором книги «География Кижинги» Дампиловым Е.-Ж.З.
1
28
Природа родного края.
Особенности зимы в нашем крае. Наблюдение за погодой
0,5
0,5
29
Конкурс рисунков: « Зимушка-зима»
1
30
Знакомство с символами родного края.
1
31
Встреча с интересными людьми: автор герба Кижинги – Гомбоев Г.Г.
1
32- 33
О чем шепчут названия улиц родного села. Проектная работа: «Моя улица»
2
34
Защита проекта «Моя улица»
1
35
Промышленность и сельское хозяйство района
2
36-40
Экскурсии в учреждения села:
-почта
-библиотека
- больница, торговые центры
-центр детского творчества, музыкальная школа
5
41 -42
Обобщающее занятие
2
«История села» - 7 ч.
43
Исторические корни нашего села
1
44
Легенды и предания
1
45
История района.
1
46-47
Исследование: Связь моей семьи с этапами развития села, района. Моя семья в истории села.
2
48 -49
Защита проекта
2
«Культура и быт родного края» - 4 ч.
50
Изучение народных традиций и обычаев
1
51
Национальный костюм
1
52
П/р. Бурятские узоры
1
53
Национальный праздник «Сагаалган».
Просмотр презентации
1
«Достопримечательности моего села» - 7 ч.
54
Священные места села
1
55
Наши земляки в ВОВ
1
56
Экскурсия на Аллею Памяти
1
57
Экскурсия: «Ступа Джарун Хашор»
1
58 - 59
Экскурсия в Кижингинский дацан
2
59
Проектная работа: выпуск буклета
2
«Деятели культуры моего края» – 6 часа.
60
Писатели, поэты моего села
1
61
Музыканты моего края
1
62
Кижингинский народный театр.
Посещение РДК
1
64
Школьный образцовый ансамбль песни и танца «Наран залаа»
1
65
Литературная студия. Посещение занятия кружка
1
Обобщение – 3 ч.
66-67
Творческий проект: «Мое село в будущем»
2
68
Праздник «Мой край – мой дом родной»
1
Список литературы.
1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
2. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования/ сост. Данилюк А.Я.Логинова А.А- М.: Просвещение, 2012. 32 с.
3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
4.Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.: Просвещение, 2011.142 с.
5. Кижинга «Времен связующая нить», посвящается 70-летию образования Кижингинского аймака, г. Улан-Удэ, 2011 г.