Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности: "Юный историк - краевед"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Верхний Булай.
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор школы Зам. директора по НМР заседание КМО
______________ ________________ _____________
Боровченко Н. Ю. Уварова В. А. Кащук Л. А.
Пр. № __ от ______ Пр. № ___ от _______ Пр. № ___ от _____
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юный историк - краевед»
(1 класс)
Срок реализации: 1 год
Автор: Станикова И. В.
учитель начальных классов
села ВерхнийБулай
2015-2016 учебный год
Содержание:
1.Пояснительная записка.
1.1.Актуальность.
1.2.Новизна.
1.3.Цель.
1.4.Задачи.
1.5.Возраст детей.
1.6.Продолжительность реализации программы.
1.8. Формы и режимы занятий.
1.9.Ожидаемые результаты.
1.10.Формы подведения итогов реализации программы.
2.Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
3.Условия реализации программы.
4. Календарно – тематическое планирование
Пояснительная записка
Актуальность программы определяется достойной жизнью, заслуженным уважением окружающих. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру и историю, своё место в мире природы и мире людей.
Новизна программы заключается в построении занятий в нетрадиционной форме. Это экскурсии по селу и музей, встречи с жителями села, участие в конкурсах, конференциях.
Цель
Воспитание юного патриота, любящего свою Родину и свой родной край (малую Родину). Кружок воспитывает любознательность, интерес к истории своего края, прививает первоначальные поисково-исследовательские навыки.
Задачи
- формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края.
-развивать творческую личность ребёнка в процессе осуществления его речевой, трудовой и эстетической деятельности.
Возраст детей: Данная программа рассчитана на детей 7 лет (1 класс). Она предполагает разнообразные виды деятельности с учётом возрастных психологических особенностей младших школьников.
Краеведческая работа в начальной школе позволяет решить ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации даёт им импульс к самостоятельной деятельности.
Патриотическое отношение к Родине, по мнению известного психолога П. И. Пидкасистого,- это отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к её людям, с которыми он проживает события жизни, говорит на русском языке.
Глубокое патриотическое чувство формируется в ходе всей жизни человека, но в младшем школьном возрасте требует специальных условий. Эталон носителя нравственно-патриотических качеств культивируется на чувстве привязанности к месту жительства, к людям, его населяющим, на изучении истории Отечества, гордости за её успехи и страдания, за её неудачи, а главное - на желании созидать во благо Родины.
Деятельность кружка основана на принципах научности, но вместе с тем и соответствует возрасту школьников. Строятся занятия, идя от изучения непосредственно окружающего детей конкретного мира, постепенно расширяя доступную им сферу и углубляя процесс познания в прошлое. Процесс познания родного края необходимо тесно связывать с изучением его природы, с начальным экологическим и эстетическим воспитанием. На занятиях большое внимание уделяется современности, намечаются связи с её прошедшим, закладываются зачатки исторического мышления, ведётся целенаправленная работа над осознанием каждым школьником своей личной связи и историей Родины.
Кружковая работа подготовит детей к восприятию курса истории в средней школе.
Привязанности к месту жительства, к людям, его населяющим, на изучении истории Отечества, гордости за её успехи и страдания, за её неудачи, а главное - на желании созидать во благо Родины.
Деятельность кружка основана на принципах научности, но вместе с тем и соответствует возрасту школьников. Строятся занятия, идя от изучения непосредственно окружающего детей конкретного мира, постепенно расширяя доступную им сферу и углубляя процесс познания в прошлое.
На занятиях большое внимание уделяется современности, намечаются связи с её прошедшим, закладываются зачатки исторического мышления, ведётся целенаправленная работа над осознанием каждым школьником своей личной связи и историей Родины.
Кружковая работа подготовит детей к восприятию курса истории в средней школе.
Формы занятий различны, предусмотрены как теоретические:
Просмотр видеофильмов;
Изучение Красной книги Иркутской области;
Коллективное чтение произведений литературы;
Беседы.
Так и практические:
Создание лаборатории;
Экскурсии;
Сбор заготовок;
Детско-взрослые проекты;
Игровые занятия;
Исследовательская работа.
1.9. Ожидаемые результаты:
Дети узнают о чувстве привязанности к месту жительства, к людям, его населяющим, познакомятся с историей Отечества, будут горды её успехами и страданиями, её неудачами, а главное - желание созидать во благо Родины.
С помощью исследовательской работы дети смогут сравнить настоящее и прошлое нашей страны;
У детей будет формироваться бережное отношение к достопримечательностям своего края;
У детей сформируется уважительное отношение к труду;
Родители активно участвуют в реализации проекта;
Формирование первичного экономического мышления;
Формирование познавательного интереса к исследованиям.
1.10. Формы подведения итогов реализации программы:
Открытые занятия;
Отчет руководителя кружка на педагогическом совете, родительском собрании;
Защита проектов.
2. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
объяснительно-иллюстративный метод;
репродуктивный и эвристический;
исследовательский метод;
практический и игровой;
описательный метод;
сравнительный метод;
исторический метод;
целевые прогулки, экскурсии;
метод наблюдения;
метод самостоятельной работы детей по осмыслению и усвоению нового материала;
постановка и решение вопросов проблемного характера;
использование художественного слова;
работа с семьей.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга.
3. Условия реализации программы
Мониторинг детского развития проводится 2 раза в год. В проведении мониторинга участвуют педагоги. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения программы и влияние образовательного процесса, организуемого в школьном учреждении, на развитие ребенка.
При организации мониторинга учитывается:
Мониторинг уровней овладения необходимыми навыками по образовательным областям;
Мониторинг уровней развития интегрированных качеств.
Мониторинг способствует раскрытию исследовательских способностей детей. Помогает учителю учитывать:
Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
Особенности его эмоционально-личностного развития;
Интересы, склонности, предпочтения и потребности наличие любознательности и исследовательского интереса;
Возрастные особенности;
Речевые навыки.
Показателями результативности реализации программы кружка является:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
рост уровня любознательности, наблюдательности;
активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;
возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Учебно – тематический план
№
п/п
Тема раздела
Теория
Практика
Экскурсии
1
Вводное занятие. Что такое краеведение? Правила техники безопасности.