Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности экологического направления»
Сроки реализации программы внеурочной программы «Живая планета»
Срок реализации программы внеурочной программы «Живая планета» - 4 года. Всего 270 ч. 1 год обучения (33 нед)- 66 ч и последующие 3 года (по 34 нед) – по 68 ч, всего 204 ч. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий не более 40 минут, но в 1 ый год обучения 35 мин. Нужно учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Формы проведения занятий различны.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания:
а) традиционные;
б) активные инновационные.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
- по защите природной среды ( спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
-по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» патруле, рейдах в природу);
-по улучшению природной среды ( посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);
-по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);
-по сохранению и использованию эстетических ценностей природы ( сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство экологического сознания и поведения.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Живая планета»
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
Предметные результаты:
уметь отличать по признакам 10-20 видов растений и знать их названия;
знать 10 видов животных и их отличительные признаки;
уметь отличить съедобный гриб от не съедобного;
знать отличительные особенности нескольких видов птиц;
иметь представление о свойствах воды и её значении в быту;
владеть основными экологическими терминами, пользоваться понятийным аппаратом;
уметь самостоятельно подготовить сообщение по теме и выступить с нм перед аудиторией.
знать и уметь манипулировать основными экологическими терминами понятиями;
уметь выступить с сообщением или докладом перед аудиторией;
знать основные виды загрязнений;
уметь применять на практике полученные знания и умения, а именно: уметь осуществлять уход за комнатными растениями; самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений, уметь самостоятельно ухаживать за домашними животными
Содержание программы внеурочной деятельности
Раздел
1 год
2 год
3 год
4 год
Введение
8
7
7
7
Экология растений
12
11
12
12
Экология животных
22
11
12
12
Экология воды
6
11
12
12
Экология почвы
5
11
10
10
Экология воздуха
5
11
10
10
Заключительная часть
8
6
5
5
66
68
68
68
Календарно-тематическое планирование
№ пп
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
План
Факт
1
Жизнь прекрасна!
1
2
Природа, красота явлений природы.
1
3
Объекты неживой природы.
1
4
Объекты живой природы.
1
5
От динозавров до человека.
1
6
Загадка космоса.
1
7
Человеческий организм.
1
8
Что такое экология?
1
9
Зеленый пояс Земли.
10
Растения – необходимое условие здоровья человека.
11
Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов.
12
Экскурсия в лес по экологической тропе, посвященная Дню Леса. Определение экологического состояния леса.
13
Лесные этажи – ярусы лиственного леса.
14
Зеленая аптека - лекарственные растения.
15
Растения под охраной
16
Сказка о цветке-недотроге
17
Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»
18
Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»
19
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений.
20
Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?»