РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО (ЭКОЛОГИЧЕСКОГО) НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКО ОКО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО (ЭКОЛОГИЧЕСКОГО) НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКО ОКО»
Данная программа экологической направленности составлена учителем биологии МБОУ СОШ №34 Тимачевой С.Н. на основе опыта внеклассной работы по биологии и экологии.
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического воспитания (Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятом 10 января 2002 г., раздел XIII посвящен экологическому воспитанию, образованию и формированию экологической культуры).
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе внеурочной деятельности, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.
Программа внеурочной деятельности «ЭКО ОКО» включает четыре компонента:
1) аксиологический (восприятия любви и уважения к природе, как одну из ценностей человека, становление личностных качеств: патриотизм и др.);
2) когнитивный (знакомство с наукой экологией, введение в речевой оборот новых терминов и понятий, др.);
3)деятельностный (умение находить, анализировать и представлять информацию; владение компьютерными программами для создания итоговой работы);
4) творческий (умение провести экологическое исследование, предложить нестандартные способы представления собранной информации и др.).
Программа адресована учащимся старшего подросткового возраста. Сроки реализации образовательной программы 1 год.
Форму занятий можно определить как фронтальную работу педагога сразу со всей группой, беседы, лекции, экскурсии, творческую работу самих обучающихся, экологические исследования и др. Возможна и индивидуальная работа обучающихся, например, при подготовке рефератов, презентаций, видеороликов и др.
Занятия проводятся три раза в неделю, всего 108 часов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО (ЭКОЛОГИЧЕСКОГО) НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКО ОКО» »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 34
города Волжского Волгоградской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО (ЭКОЛОГИЧЕСКОГО) НАПРАВЛЕНИЯ
«ЭКО ОКО»
Автор-составитель:
Тимачева С.Н.,
учитель биологии МБОУ СОШ №34
г. Волжский Волгоградская область
Волжский
2014
Пояснительная записка
Данная программа экологической направленности составлена учителем биологии МБОУ СОШ №34 Тимачевой С.Н. на основе опыта внеклассной работы по биологии и экологии.
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического воспитания (Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятом 10 января 2002 г., раздел XIII посвящен экологическому воспитанию, образованию и формированию экологической культуры).
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе внеурочной деятельности, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.
Программа внеурочной деятельности «ЭКО ОКО» включает четыре компонента:
1) аксиологический (восприятия любви и уважения к природе, как одну из ценностей человека, становление личностных качеств: патриотизм и др.);
2) когнитивный (знакомство с наукой экологией, введение в речевой оборот новых терминов и понятий, др.);
3)деятельностный (умение находить, анализировать и представлять информацию; владение компьютерными программами для создания итоговой работы);
4) творческий (умение провести экологическое исследование, предложить нестандартные способы представления собранной информации и др.).
Программа адресована учащимся старшего подросткового возраста. Сроки реализации образовательной программы 1 год.
Форму занятий можно определить как фронтальную работу педагога сразу со всей группой, беседы, лекции, экскурсии, творческую работу самих обучающихся, экологические исследования и др. Возможна и индивидуальная работа обучающихся, например, при подготовке рефератов, презентаций, видеороликов и др.
Занятия проводятся три раза в неделю, всего 108 часов.
Цели и задачи программы
Цель:
• во-первых, способствовать освоению подростками основных экологических знаний, необходимых им для соблюдения главного правила нахождения в природе «Не навреди!»;
• во-вторых, способствовать развитию умений и навыков экспериментальной и исследовательской деятельности;
• в-третьих, способствовать приобретению школьниками индивидуального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.
Задачи:
расширить знания учащихся по экологии;
изучить «Красную книгу» и охраняемые территории Волгоградской области;
изучить влияние экологических факторов на живые организмы;
привить учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.;
развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);
развить творческие и коммуникативные способности учащихся;
научить оформлять и презентовать результаты работы;
воспитывать экологическое мировоззрение и культуру.
В основе программы лежат следующие документы:
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации, статья 42;
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятом 10 января 2002 г., раздел XIII посвящен экологическому воспитанию, образованию и формированию экологической культуры;
Закон Волгоградской области № 825-ОД от 15 мая 2003 года «Об экологическом образовании в Волгоградской области»;
Закон Волгоградской области от 7 декабря 2001 г. № 640-ОД «О защите зеленых насаждений в населенных пунктах Волгоградской области»;
Постановление Волгоградской областной Думы от 28.06.2001 N 12/219«О стратегии и программе действий по сохранению
биоразнообразия Волгоградской области».
Предполагаемые результаты реализации программы
Обучающиеся будут знать:
краткую историю экологии;
что такое «Красная книга»;
реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды растений и животных Волгоградского края;
экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания;
охраняемые территории, причины их организации и значение;
классификацию заповедников и заповедники Волгоградской области;
законы Аллена, Бергмана, Ламотта, Вант-Гоффа, Хопкинса, Либиха, Вильямса, Шелфорда, Р. Линдемана (правило 10%);
учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе;
что такое экологическая ниша, экосистема, экологическая пирамида;
основные правила поведения в природе.
Обучающиеся будут уметь:
работать со справочной литературой и с определителем;
проводить наблюдения и исследования;
писать реферат по результатам наблюдений и исследований;
изготавливать гербарий;
работать с зоогеографическими картами заповедников;
решать экологические задачи, аргументировано отстаивать свою позицию;
адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
издавать агитационную печатную и видео продукцию;
принимать общечеловеческие ценности.
Содержание программы
Тема
Всего часов
В том числе
Теоретические занятия
Практические занятия
Исследовательская деятельность
Экскурсии
1.Вводное занятие
2
1
1
2.Определитель флоры и фауны
6
1
3
2
3.Гербарий растительности
8
1
5
2
4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Волгоградской области
10
3
6
1
5.Особо охраняемые территории Волгоградской области
10
3
6
1
6.Экофоктор и среды жизни
36
9
12
12
3
7.Биоценоз и экосистема
16
6
6
3
1
8.Популяция
12
6
6
9.Биосфера
6
3
3
10.Заключительное занятие
2
2
Итого:
108
33
50
15
10
1.Вводное занятие 2 ч. (1/1/-/-)
Теоретическая часть. Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.
Практическая часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов. Компьютерные программы Power Point, Movie Maker.
Ключевые термины: экология.
2.Определители флоры и фауны 6 ч. (1/3/-/2)
Теоретическая часть. Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.
Практическая часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.
Экскурсия. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры и фауны.
Ключевые термины: флора, фауна.
3.Гербарий растительности 8 ч. (1/5/-/2)
Теоретическая часть. Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
Практическая часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.
Экскурсии. В лес, на луг. Сбор материала для составления гербариев древесно-кустарниковой и травянистой растительности.
Ключевые термины: гербарий.
4. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Волгоградской области 10 ч. (3/6/-/1)
Теоретическая часть. Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений и животных Волгоградской области занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры и фауны Волгоградской области.
Практическая часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Волгоградской области. Составление карты ареалов редких видов животных и растений Волгоградской области на примере дрофы и тюльпана.
Устный журнал (виртуальная экскурсия) «Экологический светофор» о реликтовых, эндемичных, редких и исчезающих видах флоры и фауны Волгоградской области.
Ключевые термины: Красная книга, реликт, эндемик.
5.Особо охраняемые территории Волгоградской области 10 ч. (3/6/-/1)
Теоретическая часть. Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Волгоградской области.
Практическая часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (флора и фауна Волгоградской области). Написание реферата и составление видеоролика «Флора и фауна Волгоградской области».
Устный журнал (виртуальная экскурсия) «Экологический светофор» об изучение флоры и фауны Волгоградской области.
6.Экологические факторы и среды жизни организмов 36 ч. (9/12/12/3)
Теоретическая часть. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Законы Аллена, Бергмана, Ламотта, Вант-Гоффа. Биологические ритмы. Теория расчетных низкочастотных ритмов (физический цикл - 23 дня, эмоциональный цикл - 28 дней, интеллектуальный цикл - 33 дня). Фотопериодизм. Закон Хопкинса. Лимитирующие факторы. Законы Либиха, Вильямса, Шелфорда. Эдафический фактор. Растения-индикаторы. Биотические отношения: внутривидовые (конгруэнции, каннибализм), межвидовые (конкуренция, аллелопатия, хищничество, паразитизм, симбиоз, мутуализм, комменсализм, аменсализм). Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. Жизненные формы организмов (классификации И.Г.Серебрякова, К. Раункиера, Д.Н. Кашкарова).
Практическая часть. Работа с определителями растений «Выделение экологических групп растений по отношению к освещению». Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений «Выделение экологических групп растений по отношению к влажности». Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов и составление презентаций (видеороликов): «Наблюдение за растениями – индикаторами», «Жизненные формы растений городского парка», «Описание экосистемы аквариума».
Исследовательская работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Суточная активность животных зооуголка. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений. Самоизреживание растительной популяции.
Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.
Ключевые термины: экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, лимитирующие, эдафические; Законы: Аллена, Бергмана, Ламотта, Вант-Гоффа, Хопкинса, Либиха, Вильямса, Шелфорда; биологические ритмы, теория расчетных низкочастотных ритмов, фотопериодизм, растения-индикаторы, биотические отношения, среды жизни, жизненные формы,
7.Биоценоз и экосистемы 16 ч. (6/6/3/1)
Теоретическая часть. Биоценоз. Компоненты биоценоза: почва, фитоценоз, зооценоз, энтоценоз. Структура биоценоза: видовая, пространственная, экологическая, трофическая. Учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе. Биогеоценоз и экосистема. Экологическая ниша. Экосистема. Типы экосистем (природная, агроэкосистема, индустриально-городская). Экологическая сукцессия, климакс сообщества, гомеостаз экосистемы. Создание органического вещества в экосистеме. Продуктивность экосистемы. «Экологические пирамиды». Распад «пирамид». Закон Р. Линдемана (правило 10%).
Практическая часть. Описание экологической ниши 2-3 организмов (аквариум). Решение экологических задач. Написание реферата по результатам экскурсии.
Исследовательская работа. Влияние световой энергии на процесс фотосинтеза (на примере комнатных растений).
Экскурсия. В лес «Лесной биогеоценоз и экологические ниши организмов». Экскурсия в парк «Надземная ярусность растительности парка».
Ключевые термины: биоценоз, экосистема, экологическая пирамида, экологическая сукцессия, климакс сообщества, гомеостаз экосистемы, Закон Р. Линдемана.
8.Популяции 12 ч. (6/6/-/-)
Теоретическая часть. Популяция. Типы популяций. Структура популяций (половая, возрастная, пространственная, этологическая). Численность и плотность популяций. Акклиматизация и интродукция. Рациональное и нерациональное использование популяций.
Практическая часть. Решение экологических задач. Составление диаграмм зависимости половой структуры, возрастной структуры популяций на примере животных зооуголка. Определение численности популяции методом вторичной выборки. Составление памятки о правилах поведения в лесу, о рациональном использовании лесных богатств.
Ключевые термины: популяция, структура, акклиматизация и интродукция популяции.
9.Биосфера 6 ч. (3/3/-/-)
Теоретическая часть. Биосфера. Состав биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Распределение жизни в биосфере. Живое вещество и его функции в биосфере. Круговорот веществ и элементов в биосфере (вода, кислород, углерод, азот, фосфор, сера). Ноосфера.
Практическая часть. Решение задач. Моделирование круговорота химических элементов.
Практическая часть. Конференция исследовательских работ объединения «ЭКО ОКО».
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня: приобретение обучающимися знаний экологии и охране окружающей среды, о Красной книге Волгоградской области; о компьютерных программах, позволяющих создавать презентации и видеофильмы.
Результаты второго уровня: развитие у детей чувство восхищения, величия и красоты природы, чувство ответственности за сохранение прекрасного в природе, чувство бережного отношения к природе, желание осуществлять посильную природоохранную деятельность, закономерно являющуюся выражением патриотизма.
Результаты третьего уровня: приобретение навыков работы с различными гербариями, справочниками и определителями; овладение методиками работы с мониторингом; во время проведения исследовательского проекта включение детей в реальный экологический контекст, его анализ и переход ребёнка к осуществлению самостоятельного действия, приобретение опыта публичного выступления по заданной теме.
Методические рекомендации
Курс «ЭКО ОКО» направлен на определенный объем знаний в области экологии и подготовку ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска. При планировании и подготовке к занятиям педагогу необходимо учитывать возрастные особенности подростков: интерес работы с живыми объектами, любознательность, творчество и работа с компьютерными технологиями. Занятия рекомендуется проводить в кабинете биологии (экологии), где есть живые объекты (растения, животные).
Мы должны четко понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Умения и навыки исследовательского поведения универсальны и требуются в самых разных сферах жизни. Исследования детей на базе теоретических источников, имеют высокую познавательную ценность, но главное, чем они привлекательны, - это актуализация умственных способностей. Для повышения результативности этих исследований детей следует обучать специальным приемам и навыкам работы с теоретическими источниками.
Рекомендуется провести устные журналы «Экологический светофор» для обучающихся начальной школы о реликтовых, эндемичных, редких и исчезающих видах флоры и фауны Волгоградской области. Возможно, представить его в виде театрализованного представления со стихами и сказками.
Предусмотренная исследовательская деятельность – творческая, и не существует общих универсальных правил и схем, по которым она развивается. Но все, же любое исследование, состоит из нескольких обязательных приемов: 1) выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); 2) выработку гипотез; 3) поиск и предложение возможных вариантов решения; 4) сбор материала; 5) анализ и обобщение полученных данных; 6) подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, презентация, видеоролик).
Экскурсия в природу – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся и включает в себя три этапа:
1.Подготовка учителя и учащихся;
2.Проведение экскурсии;
3.Оформление полученных материалов;
Подготовка учителя к проведению экскурсии в природу включает:
1.Формулировку цели и задачи экскурсии;
2.Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение; природы района экскурсии и его достопримечательностей;
3. Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий;
4. Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии;
5.Определение возможностей использования материалов экскурсии.
В системе внеурочной работы необходимо спланировать специальное время для публичного представления результатов самостоятельных исследований. Это может быть мини-конференция или научно-практическая конференция.
Тематический план (примерный)
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения
1.
Вводное занятие
2 ч.
(1/1/-/-)
1
Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.
1
2
Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов. Компьютерные программы Power Point, Movie Maker.
1
2.
Определители флоры и фауны
6 ч.
(1/3/-/2)
3
Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.
1
4
Экскурсия в парк.
1
5
Работа с определителями флоры и фауны.
1
6
Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.
1
7-8
Оформление реферата по результатам экскурсии.
2
3.
Гербарий растительности
8 ч.
(1/5/-/2)
9
Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
1
10-11
Экскурсии. В лес, на луг. Сбор материала для составления гербариев древесно-кустарниковой и травянистой растительности.
2
12
Знакомство с гербариями.
1
13
Изготовление папки для гербария.
1
14
Изготовление гербариев.
1
15
Изготовление гербариев.
1
16
Изготовление гербариев.
1
4.
Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Волгоградской области
10 ч.
(3/6/-/1)
17
Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.
1
18
Красная книга. Виды растений и животных Волгоградской области, занесенных в Красную книгу.
1
19
Красная книга. Виды растений и животных Волгоградской области, занесенных в Красную книгу.
1
20
Реликты и эндемики флоры и фауны Волгоградской области.
1
21
Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам.
1
22
Виртуальная экскурсия в заповедник. «Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами флоры и фауны края».
1
23
Изучение Красной книги Волгоградской области.
1
24
Составление карты ареалов редких видов животных и растений Волгоградской области на примере дрофы и тюльпана.
1
25-26
Устный журнал «Экологический светофор» о реликтовых, эндемичных, редких и исчезающих видах флоры и фауны Волгоградской области.
2
5.
Особо охраняемые территории Волгоградской области
10 ч.
(3/6/-/1)
27
Охраняемые территории, причины их организации и значение.
1
28
Классификация заповедников.
1
29
Заповедники Волгоградской области.
1
30
Работа с зоогеографическими картами заповедников.
1
31
Просмотр видеофильмов.
1
32
Работа со справочной литературой.
1
33
Работа с Красной книгой (флора и фауна Волгоградской области).
1
34
Подготовка материала для реферата и видеоролика «Флора и фауна Волгоградской области».
1
35
Написание реферата и составление видеоролика «Флора и фауна Волгоградской области».
1
36
Устный журнал «Экологический светофор» об изучение флоры и фауны Волгоградской области.
1
6.
Экологические факторы и среды жизни организмов
36ч.
(9/12/12/3)
37
Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы.
1
38
Практическая работа с определителями растений «Выделение экологических групп растений по отношению к освещению».
1
39-41
Исследовательская работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений.
3
42-43
Практическая работа с определителями растений «Выделение экологических групп растений по отношению к влажности».
2
44
Биологические ритмы. Теория расчетных низкочастотных ритмов (физический цикл - 23 дня, эмоциональный цикл - 28 дней, интеллектуальный цикл - 33 дня). Фотопериодизм.
1
45
Практическая работа «Составление индивидуальных биологических ритмов».
1
46-48
Исследовательская работа. Суточная активность животных зооуголка.
3
49
Законы Аллена, Бергмана, Ламотта, Вант-Гоффа. Работа со справочной литературой.
1
50-52
Исследовательская работа. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.
3
53
Эдафический фактор. Растения-индикаторы.
1
54
Практическая работа «Знакомство с растениями – индикаторами».
1
55
Практическая работа. Написание реферата и составление презентации: «Наблюдение за растениями – индикаторами».
1
56
Практическая работа «Работа с атласами, зоогеографическими картами».
Постановление Волгоградской областной Думы от 28.06.2001 N 12/219«О стратегии и программе действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области»
Анкета. -Что такое природа? -Что природа дает человеку? -Назовите охраняемые растения нашей местности. -Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны? -Какие насекомые появляются весной первыми? -Что такое «фотоохота»? -Назовите лекарственные растения. -Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности? -Как человек разрушает природу? -Что могут сделать дети для охраны природы?
Приложения 2
Примеры экологических задач
Задача №1. К новому году на 20 га вырубили елки. Какого объема кислорода мы лишились. Если 1 га елового леса дает 10 кг кислорода?
Задача №2. 60 г кислорода сохраняет от вырубки 1 дерево, 1 т макулатуры экономит 200 м3 воды и 1000 кВт/ч электроэнергии. Школа собрала за год 15 т макулатуры. Сколько деревьев сохранили школьники? Сколько воды и электроэнергии будет сэкономлено?