kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО (ЭКОЛОГИЧЕСКОГО) НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКО ОКО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа экологической направленности составлена учителем биологии  МБОУ СОШ №34 Тимачевой С.Н.  на основе  опыта внеклассной работы  по биологии и экологии.

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического воспитания (Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятом 10 января 2002 г., раздел XIII посвящен экологическому воспитанию, образованию и формированию экологической культуры).

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе внеурочной деятельности, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.

Программа внеурочной деятельности «ЭКО ОКО» включает четыре компонента:

1) аксиологический (восприятия любви и уважения к природе, как одну из ценностей человека, становление личностных качеств: патриотизм и др.);

2) когнитивный  (знакомство с наукой экологией, введение в речевой оборот новых терминов и понятий, др.);

3)деятельностный (умение находить, анализировать и представлять информацию; владение компьютерными программами для создания итоговой работы);

4) творческий (умение провести экологическое исследование, предложить нестандартные способы представления собранной информации и др.).

 Программа адресована учащимся старшего подросткового возраста. Сроки реализации образовательной программы 1 год.

         Форму занятий можно определить как фронтальную работу педагога сразу со всей группой, беседы, лекции, экскурсии,  творческую работу самих обучающихся, экологические исследования и др. Возможна и индивидуальная работа обучающихся, например, при подготовке рефератов, презентаций, видеороликов и др.

         Занятия проводятся три раза в неделю, всего 108 часов.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО (ЭКОЛОГИЧЕСКОГО) НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКО ОКО» »




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 34

города Волжского Волгоградской области











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО (ЭКОЛОГИЧЕСКОГО) НАПРАВЛЕНИЯ

«ЭКО ОКО»






Автор-составитель:

Тимачева С.Н.,

учитель биологии МБОУ СОШ №34

г. Волжский Волгоградская область








Волжский

2014


Пояснительная записка

Данная программа экологической направленности составлена учителем биологии  МБОУ СОШ №34 Тимачевой С.Н.  на основе  опыта внеклассной работы  по биологии и экологии.

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического воспитания (Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятом 10 января 2002 г., раздел XIII посвящен экологическому воспитанию, образованию и формированию экологической культуры).

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе внеурочной деятельности, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.

Программа внеурочной деятельности «ЭКО ОКО» включает четыре компонента:

1) аксиологический (восприятия любви и уважения к природе, как одну из ценностей человека, становление личностных качеств: патриотизм и др.);

2) когнитивный (знакомство с наукой экологией, введение в речевой оборот новых терминов и понятий, др.);

3)деятельностный (умение находить, анализировать и представлять информацию; владение компьютерными программами для создания итоговой работы);

4) творческий (умение провести экологическое исследование, предложить нестандартные способы представления собранной информации и др.).

Программа адресована учащимся старшего подросткового возраста. Сроки реализации образовательной программы 1 год.

        Форму занятий можно определить как фронтальную работу педагога сразу со всей группой, беседы, лекции, экскурсии, творческую работу самих обучающихся, экологические исследования и др. Возможна и индивидуальная работа обучающихся, например, при подготовке рефератов, презентаций, видеороликов и др.

        Занятия проводятся три раза в неделю, всего 108 часов.


Цели и задачи программы

Цель:

•     во-первых, способствовать освоению подростками ос­новных экологических знаний, необходимых им для соблюдения главного правила нахождения в природе «Не навреди!»;

•    во-вторых, способствовать развитию умений и навыков экспериментальной и исследовательской деятельности;

•  в-третьих, способствовать приобретению школьниками индивидуального опыта, на осно­ве которого они смогли бы в будущем выстраивать собствен­ное социальное поведение.


Задачи:

  • расширить знания учащихся по экологии;

  • изучить «Красную книгу» и охраняемые территории Волгоградской области;

  • изучить влияние экологических факторов на живые организмы;

  • привить учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.;

  • развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);

  • развить творческие и коммуникативные способности учащихся;

  • научить оформлять и презентовать результаты работы;

  • воспитывать экологическое мировоззрение и культуру.

В основе программы лежат следующие документы:

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Конституция Российской Федерации, статья 42;

  • Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятом 10 января 2002 г., раздел XIII посвящен экологическому воспитанию, образованию и формированию экологической культуры;

  • Закон Волгоградской области № 825-ОД от 15 мая 2003 года «Об экологическом образовании в Волгоградской области»;

  • Закон Волгоградской области от 7 декабря 2001 г. № 640-ОД «О защите зеленых насаждений в населенных пунктах Волгоградской области»;

  • Постановление Волгоградской областной Думы от 28.06.2001 N 12/219«О стратегии и программе действий по сохранению
биоразнообразия Волгоградской области».


Предполагаемые результаты реализации программы

Обучающиеся будут знать:

  • краткую историю экологии;

  • что такое «Красная книга»;

  • реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды растений и животных Волгоградского края;

  • экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания;

  • охраняемые территории, причины их организации и значение;

  • классификацию заповедников и заповедники Волгоградской области;

  • экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, лимитирующие;

  • законы Аллена, Бергмана, Ламотта, Вант-Гоффа, Хопкинса, Либиха, Вильямса, Шелфорда, Р. Линдемана (правило 10%);

  • учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе;

  • что такое экологическая ниша, экосистема, экологическая пирамида;

  • основные правила поведения в природе.


Обучающиеся будут уметь:

  • работать со справочной литературой и с определителем;

  • проводить наблюдения и исследования;

  • писать реферат по результатам наблюдений и исследований;

  • изготавливать гербарий;

  • работать с зоогеографическими картами заповедников;

  • решать экологические задачи, аргументировано отстаивать свою позицию;

  • адекватно общаться с учащимися и взрослыми;

  • издавать агитационную печатную и видео продукцию;

  • принимать общечеловеческие ценности.


Содержание программы

Тема

Всего часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

Исследовательская деятельность

Экскурсии

1.Вводное занятие

2

1

1



2.Определитель флоры и фауны

6

1

3


2

3.Гербарий растительности

8

1

5


2

4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Волгоградской области

10

3

6


1

5.Особо охраняемые территории Волгоградской области

10

3

6


1

6.Экофоктор и среды жизни

36

9

12

12

3

7.Биоценоз и экосистема

16

6

6

3

1

8.Популяция

12

6

6



9.Биосфера

6

3

3



10.Заключительное занятие

2


2



Итого:

108

33

50

15

10


1.Вводное занятие 2 ч. (1/1/-/-)

Теоретическая часть. Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Практическая часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов. Компьютерные программы Power Point, Movie Maker.

Ключевые термины: экология.

2.Определители флоры и фауны 6 ч. (1/3/-/2)

Теоретическая часть. Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.

Практическая часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.

Экскурсия. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры и фауны.

Ключевые термины: флора, фауна.

3.Гербарий растительности 8 ч. (1/5/-/2)

Теоретическая часть. Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Практическая часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.

Экскурсии. В лес, на луг. Сбор материала для составления гербариев древесно-кустарниковой и травянистой растительности.

Ключевые термины: гербарий.

4. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Волгоградской области 10 ч. (3/6/-/1)

Теоретическая часть. Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений и животных Волгоградской области занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры и фауны Волгоградской области.

Практическая часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Волгоградской области. Составление карты ареалов редких видов животных и растений Волгоградской области на примере дрофы и тюльпана.

Устный журнал (виртуальная экскурсия) «Экологический светофор» о реликтовых, эндемичных, редких и исчезающих видах флоры и фауны Волгоградской области.

Ключевые термины: Красная книга, реликт, эндемик.

5.Особо охраняемые территории Волгоградской области 10 ч. (3/6/-/1)

Теоретическая часть. Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Волгоградской области.

Практическая часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (флора и фауна Волгоградской области). Написание реферата и составление видеоролика «Флора и фауна Волгоградской области».

Устный журнал (виртуальная экскурсия) «Экологический светофор» об изучение флоры и фауны Волгоградской области.

Ключевые термины: заповедник, заказник, природный парк.

6.Экологические факторы и среды жизни организмов 36 ч. (9/12/12/3)

Теоретическая часть. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Законы Аллена, Бергмана, Ламотта, Вант-Гоффа. Биологические ритмы. Теория расчетных низкочастотных ритмов (физический цикл - 23 дня, эмоциональный цикл - 28 дней, интеллектуальный цикл - 33 дня). Фотопериодизм. Закон Хопкинса. Лимитирующие факторы. Законы Либиха, Вильямса, Шелфорда. Эдафический фактор. Растения-индикаторы. Биотические отношения: внутривидовые (конгруэнции, каннибализм), межвидовые (конкуренция, аллелопатия, хищничество, паразитизм, симбиоз, мутуализм, комменсализм, аменсализм). Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. Жизненные формы организмов (классификации И.Г.Серебрякова, К. Раункиера, Д.Н. Кашкарова).

Практическая часть. Работа с определителями растений «Выделение экологических групп растений по отношению к освещению». Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений «Выделение экологических групп растений по отношению к влажности». Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов и составление презентаций (видеороликов): «Наблюдение за растениями – индикаторами», «Жизненные формы растений городского парка», «Описание экосистемы аквариума».

Исследовательская работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Суточная активность животных зооуголка. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений. Самоизреживание растительной популяции.

Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.

Ключевые термины: экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, лимитирующие, эдафические; Законы: Аллена, Бергмана, Ламотта, Вант-Гоффа, Хопкинса, Либиха, Вильямса, Шелфорда; биологические ритмы, теория расчетных низкочастотных ритмов, фотопериодизм, растения-индикаторы, биотические отношения, среды жизни, жизненные формы,

7.Биоценоз и экосистемы 16 ч. (6/6/3/1)

Теоретическая часть. Биоценоз. Компоненты биоценоза: почва, фитоценоз, зооценоз, энтоценоз. Структура биоценоза: видовая, пространственная, экологическая, трофическая. Учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе. Биогеоценоз и экосистема. Экологическая ниша. Экосистема. Типы экосистем (природная, агроэкосистема, индустриально-городская). Экологическая сукцессия, климакс сообщества, гомеостаз экосистемы. Создание органического вещества в экосистеме. Продуктивность экосистемы. «Экологические пирамиды». Распад «пирамид». Закон Р. Линдемана (правило 10%).

Практическая часть. Описание экологической ниши 2-3 организмов (аквариум). Решение экологических задач. Написание реферата по результатам экскурсии.

Исследовательская работа. Влияние световой энергии на процесс фотосинтеза (на примере комнатных растений).

Экскурсия. В лес «Лесной биогеоценоз и экологические ниши организмов». Экскурсия в парк «Надземная ярусность растительности парка».

Ключевые термины: биоценоз, экосистема, экологическая пирамида, экологическая сукцессия, климакс сообщества, гомеостаз экосистемы, Закон Р. Линдемана.

8.Популяции 12 ч. (6/6/-/-)

Теоретическая часть. Популяция. Типы популяций. Структура популяций (половая, возрастная, пространственная, этологическая). Численность и плотность популяций. Акклиматизация и интродукция. Рациональное и нерациональное использование популяций.

Практическая часть. Решение экологических задач. Составление диаграмм зависимости половой структуры, возрастной структуры популяций на примере животных зооуголка. Определение численности популяции методом вторичной выборки. Составление памятки о правилах поведения в лесу, о рациональном использовании лесных богатств.

Ключевые термины: популяция, структура, акклиматизация и интродукция популяции.

9.Биосфера 6 ч. (3/3/-/-)

Теоретическая часть. Биосфера. Состав биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Распределение жизни в биосфере. Живое вещество и его функции в биосфере. Круговорот веществ и элементов в биосфере (вода, кислород, углерод, азот, фосфор, сера). Ноосфера.

Практическая часть. Решение задач. Моделирование круговорота химических элементов.

Ключевые термины: биосфера, живое вещество, круговорот веществ, ноосфера.


10.Заключительное занятие 2 ч. (-/2/-/-)

Практическая часть. Конференция исследовательских работ объединения «ЭКО ОКО».


Предполагаемые результаты реализации программы

  1. Результаты первого уровня: приобретение обучающимися знаний экологии и охране окружающей среды, о Красной книге Волгоградской области; о компьютерных программах, позволяющих создавать презентации и видеофильмы.

  2. Результаты второго уровня: развитие у детей чувство восхищения, величия и красоты природы, чувство ответственности за сохранение прекрасного в природе, чувство бережного отношения к природе, желание осуществлять посильную  природоохранную деятельность, закономерно являющуюся выражением  патриотизма.

  3. Результаты третьего уровня: приобретение навыков работы с различными гербариями, справочниками и определителями; овладение методиками работы с мониторингом; во время проведения исследовательского проекта включение де­тей в реальный экологический контекст, его анализ и переход ребёнка к осуществлению само­стоятельного действия, приобретение опыта публичного выступления по заданной теме.

Методические рекомендации

Курс «ЭКО ОКО» направлен на определенный объем знаний в области экологии и подготовку ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска. При планировании и подготовке к занятиям педагогу необходимо учитывать возрастные особенности подростков: интерес работы с живыми объектами, любознательность, творчество и работа с компьютерными технологиями. Занятия рекомендуется проводить в кабинете биологии (экологии), где есть живые объекты (растения, животные).

       Мы должны четко понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Умения и навыки исследовательского поведения универсальны и требуются в самых разных сферах жизни. Исследования детей на базе теоретических источников, имеют высокую познавательную ценность, но главное, чем они привлекательны, - это актуализация умственных способностей. Для повышения результативности этих исследований детей следует обучать специальным приемам и навыкам работы с теоретическими источниками.

Рекомендуется провести устные журналы «Экологический светофор» для обучающихся начальной школы о реликтовых, эндемичных, редких и исчезающих видах флоры и фауны Волгоградской области. Возможно, представить его в виде театрализованного представления со стихами и сказками.

  Предусмотренная  исследовательская деятельность – творческая, и не существует общих универсальных правил и схем, по которым она развивается. Но все, же любое исследование, состоит из нескольких обязательных приемов:
1) выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
2) выработку гипотез;
3) поиск и предложение возможных вариантов решения;
4) сбор материала;
5) анализ и обобщение полученных данных;
6) подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, презентация, видеоролик).

Экскурсия в природу – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся и включает в себя три этапа:

1.Подготовка учителя и учащихся;

2.Проведение экскурсии;

3.Оформление полученных материалов;

Подготовка учителя к проведению экскурсии в природу включает:

1.Формулировку цели и задачи экскурсии;

2.Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение; природы района экскурсии и его достопримечательностей;

3. Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий;

4. Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии;

5.Определение возможностей использования материалов экскурсии.

В системе внеурочной работы необходимо спланировать специальное время для публичного представления результатов самостоятельных исследований. Это может быть мини-конференция или научно-практическая конференция.








Тематический план (примерный)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Вводное занятие


2 ч.

(1/1/-/-)


1

Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

1


2

Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов. Компьютерные программы Power Point, Movie Maker.

1


2.

Определители флоры и фауны


6 ч.

(1/3/-/2)


3

Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.

1


4

Экскурсия в парк.


1


5

Работа с определителями флоры и фауны.

1


6

Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.

1


7-8

Оформление реферата по результатам экскурсии.

2


3.

Гербарий растительности


8 ч.

(1/5/-/2)


9

Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

1


10-11

Экскурсии. В лес, на луг. Сбор материала для составления гербариев древесно-кустарниковой и травянистой растительности.


2


12

Знакомство с гербариями.

1


13

Изготовление папки для гербария.

1


14

Изготовление гербариев.

1


15

Изготовление гербариев.

1


16

Изготовление гербариев.

1


4.

Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Волгоградской области


10 ч.

(3/6/-/1)


17

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.

1


18

Красная книга. Виды растений и животных Волгоградской области, занесенных в Красную книгу.

1


19

Красная книга. Виды растений и животных Волгоградской области, занесенных в Красную книгу.

1


20

Реликты и эндемики флоры и фауны Волгоградской области.

1


21

Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам.

1


22

Виртуальная экскурсия в заповедник. «Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами флоры и фауны края».


1


23

Изучение Красной книги Волгоградской области.

1


24

Составление карты ареалов редких видов животных и растений Волгоградской области на примере дрофы и тюльпана.

1


25-26

Устный журнал «Экологический светофор» о реликтовых, эндемичных, редких и исчезающих видах флоры и фауны Волгоградской области.


2


5.

Особо охраняемые территории Волгоградской области


10 ч.

(3/6/-/1)


27

Охраняемые территории, причины их организации и значение.

1


28

Классификация заповедников.

1


29

Заповедники Волгоградской области.

1


30

Работа с зоогеографическими картами заповедников.

1


31

Просмотр видеофильмов.

1


32

Работа со справочной литературой.

1


33

Работа с Красной книгой (флора и фауна Волгоградской области).

1


34

Подготовка материала для реферата и видеоролика «Флора и фауна Волгоградской области».

1


35

Написание реферата и составление видеоролика «Флора и фауна Волгоградской области».

1


36

Устный журнал «Экологический светофор» об изучение флоры и фауны Волгоградской области.

1


6.

Экологические факторы и среды жизни организмов

36ч.

(9/12/12/3)



37

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы.

1


38

Практическая работа с определителями растений «Выделение экологических групп растений по отношению к освещению».

1


39-41

Исследовательская работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений.

3


42-43

Практическая работа с определителями растений «Выделение экологических групп растений по отношению к влажности».

2


44

Биологические ритмы. Теория расчетных низкочастотных ритмов (физический цикл - 23 дня, эмоциональный цикл - 28 дней, интеллектуальный цикл - 33 дня). Фотопериодизм.

1


45

Практическая работа «Составление индивидуальных биологических ритмов».

1


46-48

Исследовательская работа. Суточная активность животных зооуголка.

3


49

Законы Аллена, Бергмана, Ламотта, Вант-Гоффа. Работа со справочной литературой.

1


50-52

Исследовательская работа. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.

3


53

Эдафический фактор. Растения-индикаторы.

1


54

Практическая работа «Знакомство с растениями – индикаторами».

1


55

Практическая работа. Написание реферата и составление презентации: «Наблюдение за растениями – индикаторами».

1


56

Практическая работа «Работа с атласами, зоогеографическими картами».

1


57

Биотические отношения: внутривидовые (конгруэнции, каннибализм), межвидовые (конкуренция, аллелопатия, хищничество, паразитизм, симбиоз, мутуализм, комменсализм, аменсализм).

1


58-60

Исследовательская работа. Самоизреживание растительной популяции.

3


61

Среды жизни организмов: водная.

1


62

Практическая работа «Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума».

1


63

Практическая работа «Создание экосистемы аквариума».

1


64

Практическая работа. Написание реферата: «Описание экосистемы аквариума».

1


65

Среды жизни организмов: наземно-воздушная, почва.

1


66

Живые организмы как среда обитания.

1


67

Жизненные формы организмов (классификации И.Г.Серебрякова, К. Раункиера, Д.Н. Кашкарова).

1


68

Практическая работа «Решение экологических задач».

1


69-71

Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.


3


72

Практическая работа. Написание реферата: «Жизненные формы растений городского парка».

1


7.


Биоценоз и экосистемы


16ч. (6/6/3/1)


73

Биоценоз. Компоненты биоценоза: почва, фитоценоз, зооценоз, энтоценоз. Структура биоценоза: видовая, пространственная, экологическая, трофическая.

1


74

Учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе.

1


75

Биогеоценоз и экосистема. Экологическая ниша.

1


76

Практическая работа «Описание экологической ниши 2-3 организмов (аквариум)».

1


77

Экосистема. Типы экосистем (природная, агроэкосистема, индустриально-городская).

1


78

Экологическая сукцессия, климакс сообщества, гомеостаз экосистемы.

1


79

Создание органического вещества в экосистеме. Продуктивность экосистемы. «Экологические пирамиды». Распад «пирамид». Закон Р. Линдемана (правило 10%).

1


80

Практическая работа. Решение экологических задач.

1


81

Практическая работа. Решение экологических задач.

1


82

Экскурсия. В лес «Лесной биогеоценоз и экологические ниши организмов». В парк. «Надземная ярусность растительности парка».


1


83

Написание реферата по результатам экскурсии.

1


84

Оформление реферата по результатам экскурсии.

1


85

Оформление реферата по результатам экскурсии.

1


86-88

Исследовательская работа. Влияние световой энергии на процесс фотосинтеза (на примере комнатных растений).


3


8.

Популяции


12 ч.

(6/6/-/-)


89

Популяция. Типы популяций.

1


90-91

Структура популяций (половая, возрастная, пространственная, этологическая).

2


92

Практическая работа «Составление диаграмм зависимости половой структуры, возрастной структуры популяций на примере животных зооуголка».

1


93

Численность и плотность популяций.

1


94

Практическая работа «Определение численности популяции методом вторичной выборки».

1


95

Акклиматизация и интродукция.

1


96

Рациональное и нерациональное использование популяций.

1


97

Практическая работа «Составление памятки о правилах поведения в лесу, о рациональном использовании лесных богатств».

1


98

Решение экологических задач.

1


99

Решение экологических задач.

1


100

Решение экологических задач.

1


9.

Биосфера

6 ч.

(3/3/-/-)



101

Биосфера. Состав биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

1


102

Распределение жизни в биосфере. Живое вещество и его функции в биосфере.

1


103

Круговорот веществ и элементов в биосфере (вода, кислород, углерод, азот, фосфор, сера). Ноосфера.

1


104

Практическая работа «Моделирование круговорота химических элементов (вода)».


1


105

Практическая работа «Моделирование круговорота химических элементов (углерод)».


1


106

Практическая работа «Моделирование круговорота химических элементов (азот)».


1


10.

Заключительное занятие


2 ч.

(-/2/-/-)


107

Конференция «ЭКО ОКО» исследовательских работ.

1


108

Конференция «ЭКО ОКО» исследовательских работ.

1













ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Основная:

    1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. – М.: АГАР, 2000.

    2. Евдокимова Р.М. Внеклассная работа по биологии. Саратов «Лицей» 2005.

    3. Зверева И.В., Чередниченко И.П., Оданович М.В. Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области.- Москва «Глобус» 2008.

    4. Красная книга Волгоградской области. Комитет охраны природы Администрации Волгоградской области. - Волгоград, 2006, 2008.

Дополнительная:

    1. Жигарев И.А. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и практических работ. – М.: Дрофа, 2002.

    2. Зверев А.Т. Экология 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004.

    3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 классов общеобразовательной школы. – М.: АО МДС, Юнисам, 1995.

    4. Мухин Ю.П., Кузьмина Т.С. «Структурно – функциональная организация элементов сообществ» Волгоград 2000 г.

    5. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. «Нравственно – экологическое воспитание школьников» Москва 2007.

    6. Скорик А.В., Ларина О.В. Экология. Тесты: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

    7. Чернова Н.М. Основы экологии: учебник для 10(11) классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.




ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Основная:

1.Сагалаев В.А. «Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области». Москва «Глобус» 2008.

2.Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология: 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2008.


Сайты Интернет

Доклад об экологической ситуации в Волгоградской области в 2010 году

http://oblkompriroda.volganet.ru/export/sites/oblkompriroda/folder_5/downloads/DOKLAD_2010_Verstka_12_shr.pdf


Памятники природы Волгоградской обрасти

http://lib.volsu.ru/eco/index.php?option=com_content&view=article&id=5&Itemid=5

Постановление Волгоградской областной Думы от 28.06.2001 N 12/219«О стратегии и программе действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области»

http://www.rusouth.info/territory3/pack6v/paper-bfkzgy.htm


Красная книга Волгоградской области

http://www.lyceum8.ru/Redbook/index.htm















Приложения 1

Анкета.
-Что такое природа? 
-Что природа дает человеку? 
-Назовите охраняемые растения нашей местности. 
-Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны? 
-Какие насекомые появляются весной первыми? 
-Что такое «фотоохота»? 
-Назовите лекарственные растения. 
-Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности? 
-Как человек разрушает природу? 
-Что могут сделать дети для охраны природы? 

Приложения 2

Примеры экологических задач

Задача №1. К новому году на 20 га вырубили елки. Какого объема кислорода мы лишились. Если 1 га елового леса дает 10 кг кислорода?

Задача №2. 60 г кислорода сохраняет от вырубки 1 дерево, 1 т макулатуры экономит 200 м3 воды и 1000 кВт/ч электроэнергии. Школа собрала за год 15 т макулатуры. Сколько деревьев сохранили школьники? Сколько воды и электроэнергии будет сэкономлено?







Приложения3



Стихотворение «Мы дружим с экологией»

Ефремова Анастасия 1999года рождения

Чистый берег,

Летний день,

Птичка нюхает сирень.

Наша школа помогает -

Реку, берег очищает.

Всем на благо,

Всем на диво –

Все вокруг чисто, красиво.

Любим все мы «Парк Донской»,

Стал давно он нам родной.

Вместе с ним идем в походы,

Делим радости природы.

Школа наша – лучше всех

В экологии – успех

Мы имеем и хотим быть в почете! Победим!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тимачева Светлана Николаевна

Дата: 16.09.2014

Номер свидетельства: 113702

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства