Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одарёнными детьми учителя начальных классов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Высокоосельская основная школа»
Программа работы с одарёнными детьми
учителя начальных классов
Щепетковой Е.Л.
2014- 2019 уч.год
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод. В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цели работы с одаренными детьми
выявление одаренных детей;
создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.
Задачи программы:
организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
организация проектной деятельности;
забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Описание модели работы с одаренными детьми
Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.
Основные направления реализации программы.
создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Главные принципы реализации программы.
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Научность и интегративность.
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Применение принципов развивающего обучения.
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися.
объединения дополнительного образования;
кружки по интересам;
конкурсы и конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах.
Методическая работа педагога:
заниматься самообразованием;
повышать профессиональное мастерство;
посещать занятия других педагогов;
участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов ;
проводить открытые занятия;
подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями.
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга учащихся.
Содержание программы
1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети» 1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании». 1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся. 1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися.. 1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми. 1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных, всероссийских олимпиадах. 2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.
3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» на 2014 -2019 гг.
№
Мероприятия
Сроки
Диагностика одаренных детей
октябрь ежегодно
Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год
Август, ежегодно
Составление индивидуальной программы обучения: - разработка планов индивидуальной работы с детьми; - проведения занятий с детьми; - отработка форм, методов, приёмов работы - создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.
постоянно
Организация и проведение школьных олимпиад.
Октябрь ежегодно
Участие в муниципальных, , всероссийских олимпиадах.
ежегодно
Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети».
Май, ежегодно
Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.
Постоянно
Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми.
Ежегодно май
Распространение опыта работы с одаренными детьми.
2014-2019
Издание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов.
2014-2019
Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.
Ежегодно
Поощрение одаренных детей
— Публикация в СМИ;
— Стенд «Лучшие ученики школы»;
— Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета.
Срок реализации программы – 5 лет.
Литература
1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982 2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991. 3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9. 4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002. 5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001 6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3. 7. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№ 8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991 9. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000. 10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
План работы с одаренными детьми на 2016-2017 учебный год
Сроки
Мероприятия
Сентябрь
Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся .Анкетирование, собеседование. Интеллектуальные игры
Участие в районных конкурсах .
Октябрь
Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия. Подготовка к показу сказки в детском саду.
Ноябрь
Театральные выступления.
Всероссийский фестиваль исследовательских работ учащихся «Портфолио»
Декабрь
Участие в муниципальном конкурсе «Подарок Деду Морозу»
Январь
Участие в муниципальном конкурсе «Рождественские чтения»
Февраль
Участие в областном конкурсе «Красная книга Нижегородской области»
Март
Предметные недели.
Участие в муниципальном конкурсе «Пасха Христова»
Подготовка к районным олимпиадам.
Апрель
Результаты, достижения. Планирование на следующий уч. год.
Составление плана .Участие в областном конкурсе «Вечная слава России». Участие в муниципальной олимпиаде по русскому языку.
Май
Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного года.
В течение года
Размещение материалов по работе с одаренными детьми на сайте школы
Дополнительные занятия с одаренными детьми .
Создание в учебном кабинете материальной базы.
Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований.