Просмотр содержимого документа
«Программа по литературному чтению 3 класс " Перспектива"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА»
Рассмотрено Утверждаю
и рекомендовано к утверждению Директор школы
на заседании методического совета _______ В.Н. Шестакова
протокол №____ от ___________ Приказ от ________№_____
Рабочая программа
по литературному чтению
в 3-х классах
2018-2019 учебный год
Введение
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 классов МАОУ СОШ №5 имени Ю. А. Гагарина составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 декабря 2009 г. №373»
-Примерная программа по предмету «Литературное чтение» на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, Г.В.Горецкого 1-4 классы.
- Основная образовательная программа МАОУ СОШ №5 имени Ю.А.Гагарина;
- Учебный план школы;
- Календарный график школы на текущий учебный год
УМК: «Перспектива»
· для ученика:
учебник. Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. Просвещение,2016 г.
· для учителя:
авторская программа Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, Г.В.Горецкого 1-4 классы; пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016 г.;
Методическое пособие. Литературное чтение Просвещение,2017г. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva«Технологические карты» для 3 класса Просвещение,2017г.
Программа рассчитана на 140 часов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
ФКГОС
Личностные:
1.Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика».
2.Формирование мотивации обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации.
3.Овладение начальными представлениями о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях.
4.Развитие способности к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
6.Умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью».
7.Умение понимать, что для меня значит «моя родина».
8.Осознание роли книги в мировой культуре, рассматривание книги как нравственной ценности.
9.Осознание и понимание слов: «тщеславие», «гнев», «самообладание».
10.Формироание самостоятельного понимания поступков героев произведения; соотношения поступков героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор;
Метапредметные:
1.Овладение навыками самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
2.Овладение умением корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками.
3.Умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
4.Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
5. Освоение навыками осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
6.Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
7.Умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
8.Овладение навыками поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы.
9.Умение устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии.
10.Умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
11.Умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание.
12.Формироание навыков самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
13.Умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием.
14.Умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица.
15.Умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.
16.Развитие навыков участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием.
17.Овладение навыками готовить самостоятельно проекты.
18.Умение создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
Предметные:
1.Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2.Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
3.Умение выполнять творческий пересказ, рассказывать от лица разных героев произведения.
4. Умение выявлять особенности юмористического произведения.
5.Умение выявлять особенности героя художественного рассказа.
6. Умение выявлять развитие настроения в художественном тексте.
7. Использование простейших приемов анализа различных видов текста.
8.Овладение навыками самостоятельного определения главной мысли произведения на основе выбранной пословицы.
9.Умение наблюдать противоположные картины в художественном тексте, находить слова, которые помогают увидеть эти картины.
10 Формирование навыков самостоятельного поиска книги в библиотеке по заданным параметрам, называть выставку книг, классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
13.Умение определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.
14.Осознание значимости чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.
15.Умение отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида.
16.Формирование навыков пользования алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.
17.Умение рассказывать о книге, составлять на книгу отзыв.
18.Формирование навыков самостоятельного деления текста на части, озаглавливать части, пересказывать текст на основе плана подробно, кратко, самостоятельно давать характеристику героям произведения, сравнивать героев одного произведения.
19.Умение сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.
20.Умение сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы, находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения.
21.Умение устанавливать причинно-следственные связи, задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению.
По окончании изучения курса обучающийся научится:
сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
выявлять особенности героя художественного рассказа;
выявить особенности юмористического произведения;
определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
выявлять развитие настроения в художественном тексте.
отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;
сравнивать былину и сказочный текст;
сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
определять ритм стихотворения;
самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
работать в соответствии с заявленным планом;
корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.
находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
ФГОС
Требования к уровню подготовки учащихся
читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);
читать наизусть шесть-семь стихотворений и два-три отрывка из прозы;
определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;
пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;
самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;
работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
пользоваться справочной литературой.
В результате изучения предмета «Литературное чтение» ученик должен
знать /понимать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
имена и фамилии 3—4 авторов и классиков русской литературы;
2—4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;
наизусть 7—8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы;
имена и фамилии 7—8 писателей—авторов прочитанных произведений.
уметь:
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Содержание учебного предмета
1.Книги—мои друзья
Знакомство с новой учебной книгой; книги, прочитанные летом; рукописные книги Древней Руси; Поучения Владимира Мономаха; первопечатник (друкарь) Иван Фёдоров; «Азбука»—главная книга первопечатника Ивана Фёдорова; поучительные наставления из Библии в «Азбуке»; музей книги.
2. Жизнь дана на добрые дела
Система нравственных ценностей: благородный поступок, честность, верность слову. Владимир Даль— собиратель мудрости народной («Пословицы и поговорки русского народа»). Работа с текстом повествовательного характера: определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста-отзыва.
3. Волшебные сказки
Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Особенности построения волшебной сказки. Язык волшебной сказки. Сказочные предметы. Сказочные превращения. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог, алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка.
4.Люби всё живое
Художественный рассказ. Автор — рассказчик. Характеристика героя произведения. Научно познавательный рассказ. Энциклопедия. Периодическая литература. Журнал.
5. Картины русской природы
Лирическое стихотворение. Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. Выразительное чтение лирического стихотворения.
6. Великие русские писатели
Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Басня; особенности построения басни; характеристика героев. Иллюстрация; иллюстратор.
7. Литературная сказка
Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.
8. Картины родной природы
Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы.