Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»
Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 4 класса на 2020-2021 учебный год составлена на основе:
Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта второго поколения начального общего образования;
Учебного плана школы на 2020-2021учебный год.
Примерной программы по литературному чтению УМК “Перспектива”, разработанной Л.Ф.Климановой, М.В. Бойкина.2020г.
Рабочая программа рассчитана на 134 часа в год, 4 часа в неделю.
Содержание учебного предмета, курса
Круг детского чтения. Тематика
1. Вводный раздел. «Любите книгу всей душой!» (М. Шолохов); «Путешествие по стране Литературия».
2. Жанровый блок. Устное народное творчество: былины; волшебные сказки; мифы в русском фольклоре.
«Страницы поэзии» (стихи современных поэтов, классиков русской и зарубежной литературы); мифы Древней Греции и древнего Рима; героические песни, библейские предания.
Литература-искусство слова. «Тропа» к А. Пушкину, М. Лермонтову, А. Блоку, С. Есенину, Н. Рубцову, М. Пришвину, Г. Паустовскому. Круг художественных произведений писателей, краткие сведения о жизни и творчестве.
3. Тематический блок. Произведения, посвященные Родине, ее истории, природе родной земли, взаимоотношениям человека с другими людьми и окружающим миром. Произведения патриотической и нравственно-мировоззренческой тематики.
Произведения о путешествиях и приключениях, юмористические рассказы и стихи. Научно- познавательная литература.
Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
1. Развитие навыка чтения.
— Способ чтения: беглое чтение целыми словами, сочетаниями слов.
— Увеличение «поля» чтения путём овладения приёмами целостного чтения: интонационное объединение слов в составе словосочетаний, предложений и фраз.
— Осознанное чтение про себя произведений различных жанров с последующим воспроизведением их содержания.
— Качества навыка чтения: сознательное, правильное и выразительное чтение с темпом чтения 80-90 слов в минуту, умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению, передать через интонацию своё отношение к прочитанному.
2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
— Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий.
— Умение выделить основной смысл прочитанного текста и сформулировать его главную мысль своими словами.
— воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки и др.) и рассуждения; с заменой диалога повествованием.
- Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанными, включение в рассказ элементов описания, рассуждения.
3. Воспитание культуры речи и чтения.
-Культура общения с собеседником; точность выражения мысли; содержательность речи; умение слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником.
-Формирование выразительной стороны речи чтения: работа над интонацией (темпом, ритмом, умением произносить текст с различными смысловыми оттенками (подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т.д.
-Ориентировка в учебной книге по её оглавлению. Самостоятельное использование методического, ориентировочного и справочного материала книги, вопросов и заданий к текстам, сносок. Ориентировка в таких понятиях, как: красная строка, абзац, подзаголовок.
-формирование умения самостоятельно выбрать и прочитать книгу (художественную и научно-познавательную), ориентируясь на собственный интерес, рекомендованный список литературы.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусств и наблюдений за окружающим миром.
1. Опыт эстетического восприятия мира на основе наблюдений.
— Формирование умения видеть и открывать красоту окружающего мира, многообразие его форм. Сопоставление своих впечатлений с эстетическим восприятием мира художником слова, изобразительного искусства.
-Умение эмоционально откликаться на различное состояние природы и выражать своё настроение в слове, красках, музыке; выбирать произведения искусства, созвучные своему настроению.—
— Развитие наблюдательности, умения находить необычное в обычном, сравнивать, сопоставлять предметы (приметы окружающего мира, явления), давать им эстетическую оценку.
-Наблюдение за настроением людей в различных ситуациях.
2. Слушание художественных произведений.
— Развитие интереса к слушанию рассказов, стихов басен, стимулирование при их воспроизведении активности детей.
-Умение сопоставлять эмоциональное состояние при слушании литературных произведений и восприятии музыки, картин, объединённых общей темой, общим настроением.
-Заучивание стихотворений наизусть. Развитие поэтического слуха, наблюдение за мелодикой поэтической речи; воспитание эстетической отзывчивости на прочитанное.
-Слушание литературных произведений ( по выбору учащихся).
3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.
—Размышление над прочитанным произведением, выявление вопросов и проблем, интересных для обсуждения.
- Нахождение при самостоятельном чтении точных слов и выражений для описания героя, места действия, конфликтных ситуаций и т.д.
-Сравнение стихотворений различных авторов на одну и ту же тему и выявление художественных особенностей текста, настроения героев и авторского видения.
-Формирование своего отношения к прочитанному; определение главной мысли произведения; отношения автора к героям.
-Развитие наблюдательности при чтении поэтического текста, умение находить в нём с помощью учителя сравнения, метафоры (без терминов), умение оценить выбор автором средств художественной выразительности.
-Устное рисование портрета героя с опорой на художественный текст.
-Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев.
-Умение воссоздавать различные эмоциональные состояния героя на основе слов, характеризующих его настроение.
4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
— Драматизация прочитанных произведений ( по выбору).
-Сравнение произведений с описанием одного и того же предмета (лилии, ромашки, щенка и т. д.). Самостоятельное описание предмета по аналогии с прочитанным, использование сравнений, олицетворений, эпитетов.
- Придумывание сказочных историй об окружающих предметах по аналогии со сказками Г.-Х.Андерсена.
-Развитие умения переделывать рассказанную смешную историю в грустную и. т. д.
Формирование умения описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции.
-Развитие умения самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы или какого-либо предмета
-Различение жанров художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины; выделение их характерных признаков.
Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
Былина - героико-патриотическая песня, сказание об исторических событиях и богатырях Древней Руси. Былина-жанр, имеющийся только в русском фольклоре.
Рассказ - небольшое прозаическое художественное повествование о каком-либо случае, эпизоде из жизни героя.
Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное стихами. Оно ритмически организовано, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью. Передаёт чувства, настроение и мысли человека (лирического героя).
-Умение сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой.
-Развитие умения составлять загадки с использованием метафор; развитие творческого воображения учащихся.
-формирование умения составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения.
-Умение сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно-этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображённых событий; составление обобщённого представления об авторе произведения.
Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п
Раздел
Количество часов
1.
Книги в мировой культуре.
9 часов
2.
Истоки литературного творчества.
19 часов
3.
О Родине, о подвигах, о славе.
14 часов
4.
Жить по совести, любя друг друга.
14 часов
5.
Литературная сказка.
16 часов
6.
Великие русские писатели.
25 часов
7.
Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения.
5 часов
Практическая часть программы:
Вид работы
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Год
Контрольная работа
1
1
1
1
4
НРК
3
2
4
5
14
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
1.Умение аргументировано высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; 2.Понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма; 3.Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям другим
осознанное, правильное, выразительное чтение; 4.Самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения; 5.Самостоятельное нахождение ключевых слов; 6.Самостоятельное освоение незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); 7.Вычитывание разных уровней текстовой информации: актуальной, подтекстовой, концептуальной; 8.Формулирование основной мысли текста; 9.Составление простого и сложного плана текста; 10.Написание сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой
11.Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); 12.Относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы; 13.Относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам 14.Видеть языковые средства, использованные автором.
Регулятивные:
1.Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;
2.Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
3.Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
4.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
5.Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
6.Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
1.Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.
2.Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.
3.Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.
4. Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.
5. Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.
6.Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).
7.Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).
8. Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).
Коммуникативные:
1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
2.Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3.Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
4.Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
5.Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
1.Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.
2.Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.
3.Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.
4.Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.