Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности «Студия развития речи».»
Пояснительная записка к курсу «Студия развития речи».
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатамиизучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Личностными результатамиизучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов
Личностными результатами изучения курса в 3-м классе является формирование следующих умений:
– оцениватьсвою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Личностными результатами изучения курса в 4-м классе является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
1.2. Метапредметными результатамиизучения курса в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Метапредметными результатамиизучения курса во 2-м классе является формирование следующих учебных действий:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Метапредметными результатамиизучения курса в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства
Метапредметными результатамиизучения курса в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
1.3.Результаты программы внеурочной деятельности.
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
Предметными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когдаикак произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
2. Содержание курса внеурочной деятельности.
1 класс
Содержание предмета
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Формы организации учебных занятий
Речь. (2 ч.)
Речь и ее значение в жизни. Техника речи
- выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
-упражнять в умении регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи.
Беседа, диалог
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Объяснение, упражнение
Слово. (15 ч.)
Слово.
-уметь определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа).
- определять лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
- выделять слова – «родственники» среди других слов, подбирать к данному слову слова – «родственники», устанавливать общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа.
-устанавливать общность написания слов – «родственников».
-выделять синонимы, антонимы в тексте, подбирать синонимы, антонимы к данному слову.
-отличать слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.
Рассказ, беседа
Лексическое значение слова
Игра, диалог
Толковый словарь.
Беседа, диалог
Однозначные и многозначные слова
Инсценировка, игры, проблемные вопросы
Слова – «родственники».
Беседа, диалог
Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)
Беседа, «открытия» нового знания
Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).
Рассказ, упражнение.
Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Игра, диалог
Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Инсценировка, игры, проблемные вопросы
Тематические группы слов.
Инсценировка, игры, проблемные вопросы
Наш цветной мир.
Игра, диалог
Что на что похоже
Беседа, «открытия» нового знания
Голоса природы.
Рассказ, упражнение.
Загадки
Беседа, «открытия» нового знания
Проверочная работа.
Беседа, итоговый контроль
Предложение и словосочетание. ( 3 ч.)
Предложение.
- членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
- редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова.
-распространять предложение.
- составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным.
- интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
Игра, диалог
Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
Рассказ, упражнение.
Инсценировка, игры, проблемные вопросы
Распространенное предложение.
Текст (11 ч.)
Понятие о тексте..
- отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой.
-определять основную мысль в тексте.
-вычленение опорных слов в тексте
Игра, диалог
Тема текста
Игра, диалог
Озаглавливание
Игра, диалог
Типы текста.
Беседа, занятие-турнир
Составление плана.
Беседа, диалог
Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам
Занятие-турнир
Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам
-упражнения в нахождении разных видов текстов
-выделение частей текста,
- составлять различные тексты по заданным темам, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам.
- тренировать в восстановлении деформированного текста.
- упражнения в творческом дополнении готового текста
- пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.
Беседа, диалог
Восстановление деформированного текста.
Беседа, диалог
Восстановление деформированного текста.
Игра, диалог
Творческое дополнение готового текста
Беседа, диалог
Творческое дополнение готового текста
Инсценировка, игры
Культура общения. (4 ч.)
Волшебные слова.
Объяснение, упражнение
Инсценировка, игры
Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения.
Разыгрывание этикетных диалогов
Слова – выражения приветствия, прощания.
Разыгрывание этикетных диалогов
.
2 класс
Содержание предмета
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Формы организации учебных занятий
Слово. (13 ч.)
Слово. Значение слова.
-знакомство со словарями: толковым, орфографическим.
- упражнения в определении лексического значения слова по словарю, контексту, на
основе словообразовательного анализа
- выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения.
- конструировать образное выражение
(сравнение, олицетворение) по образцу, из
данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
-наблюдать за связью между частями текста, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
- редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова.
-интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Беседа, «открытия» нового знания
Беседа, наблюдение
Связь между частями текста
Беседа
Работа с деформированным текстом
Текст (14 ч.)
Текст
- редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики.
- восстанавливать деформированный текст.
- определять основную мысль текста.
- составлять планы различных видов
- устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Беседа, занятие-турнир
Беседа, «открытия» нового знания
Тема текста.
Заглавие
Опорные слова
Беседа, наблюдение
Беседа, устный журнал
План текста
Беседа
Виды плана
Беседа, наблюдение
Связь между предложениями в тексте.
Беседа, устный журнал
Беседа, наблюдение
Связь между частями текста
Работа с деформированным текстом
Беседа, устный журнал
Редактирование текста
Беседа, наблюдение
Типы текста. Описание.
Беседа, самоконтроль, взаимоконтроль
Текст – сравнительное описание
Беседа, наблюдение
Типы текста. Повествование
Беседа, наблюдение
Типы текста. Рассуждение
Культура общения (5 ч.)
Сочинение на тему: «Мой выходной день»
- писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
-сочинение загадок.
- использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Самоконтроль, взаимоконтроль
Рефлексия, интегрированное занятие
Редактирование текста
Повторение пройденного
Урок- праздник
Итоговый контроль
КВН, викторины, конкурсы.
3 класс
Содержание предмета
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Формы организации учебных занятий
Речь (2 ч.)
- самостоятельная подготовка к выразительному чтению произведения;
- выразительное чтение текста после самостоятельной подготовки.
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство
Беседа, наблюдение
Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр,мелодика речи. Монолог и диалог.
Беседа, наблюдение
Слово (14 ч)
Слово, его значение.
-уметь определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации;
-уметь определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации;
-умение выделять научные слова в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля;
-уметь выделять устаревшие слова в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Беседа, «открытия» нового знания
Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные
Беседа, «открытия» нового знания
Знакомство со словарём синонимов.
Беседа, наблюдение
Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.
Беседа, наблюдение
Крылатые слова
Беседа, «открытия» нового знания
Крылатые слова.
Беседа, занятие-конкурс
Научные слова.
Беседа, занятие- конкурс
Научные слова.
Беседа, «открытия» нового знания
Основные источники пополнения словаря.
Беседа, «открытия» нового знания
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова?
Беседа, «открытия» нового знания
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова?
Беседа, наблюдение
Знакомство с элементами словообразования.
Беседа,«открытия» нового знания
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Беседа, наблюдение
Устаревшие слова.
Беседа, «открытия» нового знания
Текст (11 ч.)
Тема, микротема, основная мысль текста.
.-уметь составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях;
-уметь составлять повествование с элементами описания;
-уметь определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Беседа, наблюдение
Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Беседа, наблюдение
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение
Беседа, самоконтроль, взаимоконтроль
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение
Беседа, самоконтроль, взаимоконтроль
Связь между предложениями в тексте
Беседа, устный журнал
Связь между предложениями в тексте
Беседа, занятие-турнир
Цепная и параллельная связи.
Наблюдение
Средства связи при цепном построении текста.
Беседа, устный журнал
Средства связи в тексте с параллельным построением.
Беседа, устный журнал
Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный).
- определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря;
- отличать многозначные слова от омонимов;
- выделять в тексте стилистически окрашенные слова;
-определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
-уметь пользоваться толковым словарем.
Беседа, наблюдение
Лексическое значение слова.
Беседа, «открытия» нового знания
Многозначные слова и омонимы.
Беседа, наблюдение
Каламбуры.
Беседа, «открытия» нового знания
Прямое и переносное значение слова.
Беседа, наблюдение
Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика.
Беседа, наблюдение
Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Беседа, «открытия» нового знания
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Беседа, занятие-конкурс
Лингвистические словари.
Беседа, занятие- конкурс
Речь. Техника и выразительность речи (8 ч)
Художественный стиль. Общее понятие.
- совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь;
- работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками;
- составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме;
-уметь самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения;
-уметь импровизировать;
-уметь инсценировать диалог.
Беседа, «открытия» нового знания
Сочинение – пейзажная зарисовка.
Беседа, «открытия» нового знания
Сочинение по пословице.
Беседа, «открытия» нового знания
Рифма
Беседа, наблюдение
Рифма.
Беседа,«открытия» нового знания
Монолог и диалог как разновидность речи.
Беседа, наблюдение
Драматические импровизации.
Беседа, «открытия» нового знания
Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация.
Беседа, наблюдение
Текст (18 ч)
Текст.
- определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле;
- составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания;
-определять средства связи предложений в тексте;
- конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование;
- преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот;
- определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры;
-восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Беседа, наблюдение
Тема, микротема, основная мысль текста.
Беседа, самоконтроль, взаимоконтроль
Опорные слова и ключевые предложения
Беседа, самоконтроль, взаимоконтроль
План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Беседа, устный журнал
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный