Программа факультативного курса «Экология в начальной школе »
Программа факультативного курса «Экология в начальной школе »
Настоящая программа факультативного курса поможет младшим школьникам понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения. Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека, как части окружающей среды Данная программа позволит учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами, выходящими за рамки школьной программы. Она поможет сделать процесс познания природы реальным, развивающим. На занятиях предусмотрено включение детей в учебную экскурсионную деятельность с использованием разнообразных методов: наблюдения, эксперимента, проектно-исследовательских, творческих и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса «Экология в начальной школе »»
«Қостанай қаласы әкімиятыныңбілім бөлімі
№ 8 орта мектеб»і ММ
ГУ «Средняя школа № 8 отдела образования
акимата г. Костаная
Программа
факультативного курса
«Экология в начальной школе »
4 класс
Составитель:
учитель начальных классов
Воробьёва Е.Г.
2018 год
УДК
ББК
Рецензенты:
Лисогурская ОМ . – заместитель директора по учебно-методической работе средней школы № 8 г. Костаная.
Воробьёва Е.Г. программа факультативного курса
«Экология в начальной школе », для учащихся 4 классов, методическое пособие. –
Костанай, 2018- 80 стр.
ISBN
Настоящая программа факультативного курса поможет младшим школьникам понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения. Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека, как части окружающей среды
Данная программа позволит учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами, выходящими за рамки школьной программы.
Она поможет сделать процесс познания природы реальным, развивающим. На занятиях предусмотрено включение детей в учебную экскурсионную деятельность с использованием разнообразных методов: наблюдения, эксперимента, проектно-исследовательских, творческих и др.
к факультативному курсу «Экология в начальной школе»,
4 КЛАСС
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Н.Луконин.
Защита природы невозможна без понимания обществом необходимости её. Загрязнение природы на сегодняшний день - одна из самых актуальных проблем.
Если мы хотим сохранить нашу планету такой же красивой, мы должны бережнее относиться к окружающей нас природе. Поэтому важно при воспитании детей закладывать в их сознании желание заботиться о природе.
Уже в младшем возрасте ребенок должен понимать, что без природы человечество погибнет. Природа - это мир, в котором мы живем, поэтому забота об этом мире - это забота о себе и о своем здоровье.
Экологическое воспитание – сегодня одно из важных направлений современного образования. В начальной школе оно основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы, исследованиях, экспериментах. Оно включает игровую, изобразительную деятельность разработку проектов.
Программа факультативного курса « » разработана для учащихся начальных классов, которые начинают познавать мир во всём его многообразии и взаимосвязях. Она является дополнением к курсу «Познание мира» и рассчитана на 34 занятия (1 час в неделю).
Предложенная программа способствует усвоению детьми знаний о живой и неживой природе, о взаимосвязи человека и окружающей среды. Она позволяет привить ученикам экологические навыки и уважительное отношение к окружающему, миру природы.
Основные понятия представлены в соответствии с программой предмета «Познание мира» с учётом государственного образовательного стандарта.
Цель занятий – расширение знаний о взаимосвязи окружающей нас природы и человека.
Программа факультативного курса решает следующие задачи:
1) систематизировать знания учащихся в области охраны природы, конкретизировать и иллюстрировать их доступными примерами;
2) вводить природоведческие понятия соответствующие возрасту;
3) обогащать эмоционально-чувственную сферу ребенка, помочь стать верным другом природы;
4) учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определенной теме, организовывать поисковые экспедиции, команды;
5) обучать выступать с докладами, рефератами, учить разгадывать кроссворды.
Разнообразный материал курса позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес к предмету «Познание мир». Как форма организации учебного процесса предлагаются уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-викторины, уроки КВН, интегрированные уроки, проекты. Система вопросов и заданий на уроках составлена с учетом разных уровней усвоения знаний (репродуктивного, продуктивного, творческого), возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
В программе выделено 8 учебных тем, названия которых даны в виде формулировок определенных познавательных, практических задач. Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов.
Ожидаемые результаты обучения:
Способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт.
Ребенок должен “проснуться” и начинать задавать вопросы: он должен заинтересоваться разными явлениями и объектами окружающего мира.
Учащиеся должны научиться принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты.
Уметь пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания.
Тематическое планирование факультативного курса
«Экология в начальной школе »
4класс (34 часа)
№
Тема занятия
Количество часов
1 четверть 9 ч
1
Вводное занятие
1
2
Чистое утро
1
3
Мы нашли своих хозяев!
1
4
Возвращенный лес
1
5
Именная книга
1
6
День цветов
1
7,8
«Жалобная книга» природы
2
9
Уголок хорошего настроения
1
2 четверть 7 ч
1
Окно радости
1
2
«Сорные» слова
1
3
Эле …лампо…марафон
1
4
Добрая зима
1
5
Птичья столовая
1
6
Праздничное настроение
1
7
Новогодняя ёлка
1
3 четверть 10 ч
1
Хлебные крошки
1
2
Гололед
1
3
Кошкин дом
1
4
« Зеленые ёжики»
1
5
Коллекция увиденных животных
1
6,7
Животные истории моей семьи
2
8,9
Загадки народных узоров
2
10
Чтобы книжки дольше жили
1
4 четверть 8 ч
1
Капелька
1
2
Экологическая почта
1
3
Березкины слезки
1
4
Очаровательный сорняк
1
5
Нерыночные отношения или Майский букет
1
6
Дождики
1
7
Разведка прекрасного и удивительного
1
8
Итоговое занятие «Эко праздник»
1
Литература
1. Плешаков А.А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе// Начальная школа.-1988.-№8.
2. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. Факультативный курс для начальных классов.- М.: Просвещение, 1995 г.
3. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе//Начальная школа.-2000.-№10
4. Республиканский научно-методический журнал «Биология в Казахстанской школе»