Необходимость правственного воспитания детей с самого раннего раннего возраста становится очевидной. Более того, по мнению социальных аналитиков, именно воспитание нравственности в сочетании с развивающим обучением в ближайшие годы должно стать приоритетным направлением в педагогической деятельности.
Именно для воспитания достойных граждан нашего государства, мной был разработан курс внеурочной деятельности "Дорогою добра".
Цель: гармоничное развитие личности, личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, а так же систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразии жизненных ситуаций.
Сроки реализации - 1 год (35 учебных недель)
Возраст: 1-4 классы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Дорогою добра" »
Пояснительная записка.
Актуальность.
Необходимость нравственного воспитания детей с самого раннего возраста становится очевидной. Более того, по мнению социальных аналитиков, именно воспитание нравственности в сочетании с развивающим обучением в ближайшие годы должно стать приоритетным направлением в педагогической деятельности.
Повсюду на планете Земля живут люди, обеспокоенные тем, что происходит в сердцах, душах и сознании детей, вопреки насаждаемым практицизму и бездушию пробиться и сберечь то доброе и светлое, что живет в детской природе и спасает мир от гибели. Поэтому была необходимость в разработке курса «Дорогою добра» , идеей послужили труды Ш. А. Амонашвили.
Основными постулатами гуманного педагогического мышления являются:
вера в возможности ребенка;
раскрытие самобытной природы в ребенке;
уважение и утверждение его личности;
направление его на служение добру и справедливости.
Современные понятия школы, как учебного заведения, вооружающего подрастающее поколение знаниями и умениями, уже не отвечает требованиям нового века.
Не подвергая сомнению, значимость знаний в становлении личности ребенка, тем не менее, можно утверждать, что качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, определяются не только глубиной самих знаний, но и их духовной насыщенностью.
Надо ли утверждать, что для общества крайне опасно давать бездуховному, безнравственному, бессердечному человеку современные знания о законах природы и тайнах Вселенной. Слишком велик, будет вред для всех нас. Современные технологии - опасный инструмент в руках безнравственных.
Цель:
Гармоничное развитие личности, личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.
2 . Задачи:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
-формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- воспитание волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
3. Планируемые результаты:
Учащиеся научатся воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
Личностные:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к окружающим;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за своюе Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- гуманистическое сознание.
Метапредметные:
регулятивные
- Ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- составить план и последовательность действий;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- предвидеть возможности получения конкретного результата;
- осуществлять контроль по результату действия;
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе и творческого характера;
- оценка информации;
- установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждения;
коммуникативные
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение;
- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.
Новизна прграммы.
При разработке программы использовались труды Ш. А. Амонашвили, разработки учителей из сборника уроков доброты «Добро творящий творит Жизнь».
Программаикурсориентированына35учебныхчасовво 2 - 4 классах. Используется материал состоящий из жизненных ситуаций, притч, рассказов, смысле и толковании отдельных слов, а также — упражнения и задания познавательных, занимательных книг. Программа формирует целостное представление о жизни, культуре, добре и правилам поведения, общения. Программа реализуется через школьный компонент или дополнительное образование, возможна реализация через интегрированные курсы. Подробнее содержание занятий раскрывается в тематическом планировании.
Новизна курса особенно проявляется в методике его реализации.
В качестве основных подходов в реализации данной программы приняты: культурологический, системный, личностно-деятельностный, компетентностный.
Культурологическийподходпризван акцентировать внимание учащихся на мотивационно-ценностной стороне знаний и информации, направленной на изучение родного языка, его мелодики и богатства как субъекта жизни и культуры
Системныйподходпредполагает анализ и проектирование образовательной среды в рамках реализации программы в аспекте взаимодействия элементов (в том числе субъектов), в их педагогических, психологических, социально-психологических и других характеристиках.
Личностно-деятельностныйподход ориентирует учащихся на активное усвоение и выработку предметного-деятельностного подхода в формировании культуры речи, овладение компетентностью эффективной речевой деятельности как основы самореализации, самосовершенствования и создание условий для личностного развития ребёнка. Основой деятельностного подхода являются диалогизация образовательного процесса, креативность и рефлексивность деятельности, предоставление учащимся педагогически обоснованной свободы выбора (способа выполнения заданий, вида отчётности и т.д.), а в конечном итоге — модели грамотной речевой деятельности.
Компетентностныйподходпреимущественно ориентирован на развитие личности учащегося и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного человека, и одновременно отражает те требования к личности, которые будут оценены как качество его подготовки к социальной и личной жизни во всех её проявлениях.
(Рассуждения детей на основе жизненного опыта, рассматривание разных ситуаций)
1
Заседание круглого стола
31
Добролюбие
( « Велкан- Эгоист» О. Уайльд сказка)
1
Урок - рассуждение
32
Свет дружбы
(Обсуждение игры проведенной заранее «Тайный друг»)
1
Беседа за чаем
33
Жизнь человека
(Обсуждение видеороликов)
1
Заседание мудрецов
34
Дружить – весело жить
(Командная игра)
1
Развлечение
35
Весы добра и зла в моей душе
( Итоговое занятие. Самоанализ )
1
Заседание круглого стола
Содержание программы:
Самый лучший подарок.
- анализ старинного слова «скале»,
- анализ слов: предвкушение, дар, подарок…
- слушание и анализ притчи Самый большой подарок
2. Царство доброты в сердце человека.
- ритуал зажигание свечи,
-упражнение на релаксацию «Мой огонек»
- понятие «обида», упражнение «Замок обид»
3. Добро творящий, творит Жизнь.
- знакомство с произведением «Град» Г. Цыферова
- придумывание продолжения сказки
- размышление о добре
4. Счастье – творить добро.
- игра «Добрый дождик»
- размышление над вопросами
- слушание сказки «Цветок кактуса»
-выполнение заданий
5. Прощение - любовь сердца.
- чтение были «Белый платок»
- рассуждение по прочитанному
6. Всегда иди, мой друг, дорогою добра.
- слушание рассказа «Как мы нашли в лесу гнездо» Сухомлинского
- рассуждение по прочитанному
-сочинение гимна добру
7. Люди созданы для добрых дел.
- Н. Телешов «Белая цапля»
- размышления, рассуждения детей о назначении человека
8. Сказка ложь….
- просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Лунтик»
- анализ , выводы
9. Зачем творить добро?
- рассуждения детей о необходимости творить добро, анализ притчи «Труба доброты», сказки «снежная королева»
- формулирование вывода
10. «Мамины руки».
- чтение рассказа
- анализ, рассуждение о мамах, вывод
- изготовление подарка для мамы
11. Твоя красота – в твоем сердце.
- анализ пословиц
- разгадывание кроссвордов
- упражнение «Волшебный огонек»
- чтение притчи
- рисование Розы Сердца
12. Если добрый ты…
- просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»
- игровые упражнения по мультфильму
13. Жемчуга мудрости.
- О. Безымянная «Жемчуга радости» чтение
- анализ прочитанного
- разыгрывание сценок
14. Добро и зло.
- чтение индийской сказки «Награда»
- рассуждение, высказывание мнений
- составление свода правил
15. «Лесная семья» М. Скребцовой
- чтение, анализ
- работа в группах « Дары семье» - с группой слов
- подведение итогов
16. Доброе сердце.
- игра «Кто больше»
- создание «Серца доброты»
- релаксация
17. «Забота»
- беседа о том, что такое – забота?
- изготовление поделок для малышей, кормушек
- итог занятия
18. Что такое хорошо, что такое плохо?
- просмотр мультфильма
-анализ, дискуссия, вывод
19. «Почему светит луна?»
- размышление над темой
-слушание притчи, анализ
- игра «Цветущие пословицы»
20. «Сердце подскажет»
- чтение рассказа, анализ
- впечатление от прочитанного изображается в рисунках « Сад цветов справедливости»
21. Даром ни одно доброе дело не пропадет.
- беседа о добре в сказках
- чтение сказки «Даром ни одно доброе дело не пропадет» А. Нееловой
- творческая работа «колос доброты»
- итог, вывод
22. Добро и толерантность.
- чтение рассказа
- выбор сценок, анализ
- распределение ролей, текста
-разыгрывание сценок
23. Доброта чисел в математике
- упражнения на догадливость
-три минуты поэзии
- площадь треугольника
- уравнения
- я сам
- сюрприз
- заключение
24. Добрые слова.
- беседа по вопросам
-игра «Свод законов доброты»
- научи свое сердце добру
- разгадывание ребусов
- итог, вывод
25. Народное творчество.
- прочтение народных изречений: пословиц, поговорок, примет
-анализ, сравнение, вывод
26. «Рыцарь Вася» Ю. Яковлев
- чтение рассказа
- задания в группах
- обсуждение
27. Лес доброты.
- чтение притчи
- рассуждение над притчей
- выражение своих эмоций, чувств после прочитанного в рисунке
- высказывания
28. Доброта, что солнце.
- беседа
- разгадывание кроссворда
- творческая работа, изготовление панно
- мудрость « Все в твоих руках»
- подведение итогов
29. Берегите друг друга.
- беседа о том, как доброта помогает всем жить мирно и хорошо
- басня Эзопа «Солнце и ветер»
- создание «Солнца доброты»
- игра «Будьте вежливы»
- игровое упражнение «Цветик – семицветик»
- итог
30. Легкость как принцип жизни.
- рассматривание ситуаций из жизни детей произошедших недавно
- рассуждения, выводы
- предложения по разрешению проблем
31. Добролюбие.
- упражнение «Гроздь»
- работа над понятием «добро»
- чтение сказки «Великан-эгоист»
- рассуждение по сказке, вывод
32. Свет дружбы.
- открытие темы
-беседа о дружбе
- анализ проведенной заранее игры «Тайный друг»
- открытие нового
33. Жизнь человека.
- обсуждение поведения людей в обществе
- просматривание видеороликов из жизни (взяты из интернета)
- рассуждение о поведении, высказывания детей
- выводы
34. Дружить – весело жить.
-игры: поздоровайся с соседом ласково;
подари улыбку;
- танец «Настоящий друг» и др.
35. Весы добра и зла в моей душе.
- размышления о внутреннем мире человека
- найди лучик солнца внутри себя
-«Добрый глаз» эссе
- программа самовоспитания
Список литературы:
Добро творящий творит Жизнь. Сборник уроков Доброты. – М.: Амрита: Общероссийская общественная организация «Центр Гуманной педагогики», 2012.
Ш. А. Амонашвили. Педагогическая симфония.- М.: МЦР, 2002
Ш.А. Амонашвили. Без сердца что поймем? – М.: ООО «Издательский Дом Шалвы Амонашвили», 2004
В. Ниорадзе. Уроки письменной речи. По ступенькам скале.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили. Лаборатория гуманной педагогики VUGE? 2006/
Лопатина А., Скребцова М. НАЧАЛА МУДРОСТИ.50 уроков о добрых качествах. Серия «Образование и творчество», - М.: Амрита – Русь, 2007.
Русские пословицы и поговорки. Составитель Е.Ю. Нещименко. – М.: Рипол – классик, 2002.
Притчи. Под редакцией Якушева А.В., М.: Медиа – Полис, 2011.
Золотая книга лучших сказок мира. Галина Шалаева. М.: Терра. 1993.
Л. Н. Толстой. Рассказы о детях. М.: Детская литература. 1990.
А. С. Демышева « Как слово наше отзовется». Журнал «Начальная школа», №1, 2014.
1.
Знакомство с планом работы на год.
2.
Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.
Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
3.
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.
4.
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.
5.
Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.
Рекомендуемая литература
Добро творящий творит Жизнь. Сборник уроков Доброты.-М.: Амрита: Общероссийская общественная организация «Центр Гуманной педагогики», 2012.
Притчи.
Сборник мультфильмов и сказок
Сказки
Рассказы М. Скребцова
Ю. Яковлева и др.
6. Сборник стихов для детей.
ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации