kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Дорогою добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость правственного воспитания детей с самого раннего раннего возраста становится очевидной. Более того, по мнению социальных аналитиков, именно воспитание нравственности в сочетании с развивающим обучением в ближайшие годы должно стать приоритетным направлением в педагогической деятельности.

Именно для воспитания достойных граждан нашего государства, мной был разработан  курс внеурочной деятельности "Дорогою добра".

 Цель: гармоничное развитие личности, личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, а так же систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразии жизненных ситуаций.

Сроки реализации - 1 год (35 учебных недель)

Возраст:  1-4 классы.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Дорогою добра" »



Пояснительная записка.

Актуальность.

Необходимость нравственного воспитания детей с самого раннего возраста становится очевидной. Более того, по мнению социальных аналитиков, именно воспитание нравственности в сочетании с развивающим обучением в ближайшие годы должно стать приоритетным направлением в педагогической деятельности.

  Повсюду на планете Земля живут люди, обеспокоенные тем, что происходит в сердцах, душах и сознании детей, вопреки насаждаемым практицизму и бездушию пробиться и сберечь то доброе и светлое, что живет в детской природе и спасает мир от гибели. Поэтому была необходимость в разработке курса «Дорогою добра» , идеей послужили труды Ш. А. Амонашвили.

Основными постулатами гуманного педагогического мышления являются:

                    вера в возможности ребенка;

                    раскрытие самобытной природы в ребенке;

                    уважение и утверждение его личности;

                    направление его на служение  добру и справедливости.

Современные понятия школы, как учебного заведения, вооружающего подрастающее поколение знаниями и умениями, уже не отвечает требованиям нового века.

 

Не  подвергая  сомнению,  значимость знаний  в  становлении личности ребенка, тем не менее, можно утверждать, что качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, определяются не только глубиной самих знаний, но и их духовной насыщенностью.

 

Надо ли утверждать, что для общества крайне опасно давать бездуховному, безнравственному, бессердечному человеку современные знания о законах природы и тайнах Вселенной. Слишком велик, будет вред для всех нас. Современные технологии - опасный инструмент в руках безнравственных.


  1. Цель:

Гармоничное развитие личности, личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.



2 . Задачи:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;



- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;



- формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;



-формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;



- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;



- воспитание волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.




3. Планируемые результаты:



 Учащиеся научатся воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.

Личностные:

- готовность и способность учащихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к окружающим;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за своюе Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- гуманистическое сознание.


Метапредметные:

регулятивные

- Ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- составить план и последовательность действий;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- предвидеть возможности получения конкретного результата;

- осуществлять контроль по результату действия;

- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

познавательные

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе и творческого характера;

- оценка информации;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения;

коммуникативные

- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение;

- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.











Новизна прграммы.

При разработке программы использовались труды Ш. А. Амонашвили, разработки учителей из сборника уроков доброты «Добро творящий творит Жизнь».

Программа и курс ориентированы на 35 учебных часов во 2 - 4 классах. Используется материал состоящий из жизненных ситуаций, притч, рассказов, смысле и толковании отдельных слов, а также — упражнения и задания познавательных, занимательных книг. Программа формирует целостное представление о жизни, культуре, добре и правилам поведения, общения. Программа реализуется через школьный компонент или дополнительное образование, возможна реализация через интегрированные курсы. Подробнее содержание занятий раскрывается в тематическом планировании.

Новизна курса особенно проявляется в методике его реализации.

В качестве основных подходов в реализации данной программы приняты: культурологический, системный, личностно-деятельностный, компетентностный.

Культурологический подход призван акцентировать внимание учащихся на мотивационно-ценностной стороне знаний и информации, направленной на изучение родного языка, его мелодики и богатства как субъекта жизни и культуры

Системный подход предполагает анализ и проектирование образовательной среды в рамках реализации программы в аспекте взаимодействия элементов (в том числе субъектов), в их педагогических, психологических, социально-психологических и других характеристиках.

Личностно-деятельностный подход ориентирует учащихся на активное усвоение и выработку предметного-деятельностного подхода в формировании культуры речи, овладение компетентностью эффективной речевой деятельности как основы самореализации, самосовершенствования и создание условий для личностного развития ребёнка. Основой деятельностного подхода являются диалогизация образовательного процесса, креативность и рефлексивность деятельности, предоставление учащимся педагогически обоснованной свободы выбора (способа выполнения заданий, вида отчётности и т.д.), а в конечном итоге — модели грамотной речевой деятельности.

Компетентностный подход преимущественно ориентирован на развитие личности учащегося и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного человека, и одновременно отражает те требования к личности, которые будут оценены как качество его подготовки к социальной и личной жизни во всех её проявлениях.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.











































Учебно-тематический план.

Тематика

Количество

часов

Формы и виды занятий

Дата

1

Самый лучший подарок.

(Значение, толкование слов. Размышление о притче «Самый Большой подарок»)


1

Диспут.


2

Царство доброты – в сердце человека.

(Ритуал зажигания свечи. Упражнение на релаксацию «Мой огонек», «Замок обид». .Просмотр анимационных слайдов.)


1

Групповое занятие с элементами психологического тренинга


3

Добро творящий, творит Жизнь

(Размышление по сказке «Град» Г. Цыферова)


1

Урок-размышление


4

Счастье – творить добро

(Упражнение «Ожидание». «Цветок кактуса» М. Скребцов)


1

Заседание круглого стола


5

Прощение – любовь сердца

(« Белый платок» быль)


1

Диспут


6

Всегда иди, мой друг, дорогою добра

(«Как мы нашли в лесу гнездо» В.А. Сухомлинский)


1

Беседа - рассуждение


7

Люди созданы для добрых дел

( «Белая цапля» Н. Телешов)



1

Беседа - обсуждение


8

Сказка ложь… (Видеозанятие. Просмотр сказок).


1

Заседание круглого стола


9

Зачем творить добро?

(Притча «Труба доброты», сказка «Снежная королева» )


1

Диспут


10

«Мамины руки»

( Рассказ «Мамины руки», поделка для мамы)


1

Работа творческих групп


11

Твоя красота – в твоем сердце

(Кроссворд. Притча о розе сердца)



1

Групповое занятие


12

Если добрый ты…

(Мультфильм «Приключения кота Леопольда»)


1

Игра


13

Жемчуга мудрости

( О. Безымянная «Жемчуга радости», притча «Про желтые груши и красные уши»)


1

Игра - драматизация


14

Добро и зло

(Индийская сказка «Награда»)


1

Диспут


15

«Лесная семья» М. Скребцова


1

Работа в группах


16

Доброе сердце

(Создание «Сердца доброты»)


1

Клуб юных художников


17

«Забота»

( Поделки для малышей, кормушки)


1

Клуб мастеров


18

Что такое хорошо, что такое плохо

(В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо» мультфильм)

1

Диспут


19

«Почему светит луна?» притча


1

Урок - размышление


20

«Сердце подскажет»

( Слушание рассказа, Рисунки «Сад цветов справедливости»)


1

Заседание круглого стола


21

Даром ни одно доброе дело не пропадет

( Изготовление «Колоса доброты»)


1

Клуб мастеров


22

Добро и толерантность

( Разыгрывание сценок по рассказу «Друзья Кати»)

1

Разыгрывание сценок


23

Доброта чисел в математике

(Игровые, логические упражнения)


1

Клуб юных математиков


24

«Добрые слова»

(Выполнение заданий, командные игры)


1

Игра


25

Народное творчество

(Мудрость народа в пословицах, поговорках)


1

Заседание круглого стола


26

«Рыцарь Вася» Ю. Я. Яковлев


1

Диспут


27

«Лес доброты» притча



1

Клуб юных художников


28

«Доброта, что солнце»

( Творческие работы)


1

Клуб мастеров


29

Берегите друг друга

1

Заседание творческих групп


30

Легкость как принцип жизни

(Рассуждения детей на основе жизненного опыта, рассматривание разных ситуаций)

1

Заседание круглого стола


31

Добролюбие

( « Велкан- Эгоист» О. Уайльд сказка)


1

Урок - рассуждение


32

Свет дружбы

(Обсуждение игры проведенной заранее «Тайный друг»)


1

Беседа за чаем


33

Жизнь человека

(Обсуждение видеороликов)


1

Заседание мудрецов


34

Дружить – весело жить

(Командная игра)


1

Развлечение


35

Весы добра и зла в моей душе

( Итоговое занятие. Самоанализ )


1

Заседание круглого стола






















Содержание программы:




  1. Самый лучший подарок.

- анализ старинного слова «скале»,

- анализ слов: предвкушение, дар, подарок…

- слушание и анализ притчи Самый большой подарок

2. Царство доброты в сердце человека.

- ритуал зажигание свечи,

-упражнение на релаксацию «Мой огонек»

- понятие «обида», упражнение «Замок обид»

3. Добро творящий, творит Жизнь.

- знакомство с произведением «Град» Г. Цыферова

- придумывание продолжения сказки

- размышление о добре

4. Счастье – творить добро.

- игра «Добрый дождик»

- размышление над вопросами

- слушание сказки «Цветок кактуса»

-выполнение заданий

5. Прощение - любовь сердца.

- чтение были «Белый платок»

- рассуждение по прочитанному

6. Всегда иди, мой друг, дорогою добра.

- слушание рассказа «Как мы нашли в лесу гнездо» Сухомлинского

- рассуждение по прочитанному

-сочинение гимна добру

7. Люди созданы для добрых дел.

- Н. Телешов «Белая цапля»

- размышления, рассуждения детей о назначении человека

8. Сказка ложь….

- просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Лунтик»

- анализ , выводы

9. Зачем творить добро?

- рассуждения детей о необходимости творить добро, анализ притчи «Труба доброты», сказки «снежная королева»

- формулирование вывода

10. «Мамины руки».

- чтение рассказа

- анализ, рассуждение о мамах, вывод

- изготовление подарка для мамы

11. Твоя красота – в твоем сердце.

- анализ пословиц

- разгадывание кроссвордов

- упражнение «Волшебный огонек»

- чтение притчи

- рисование Розы Сердца


12. Если добрый ты…

- просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»

- игровые упражнения по мультфильму

13. Жемчуга мудрости.

- О. Безымянная «Жемчуга радости» чтение

- анализ прочитанного

- разыгрывание сценок

14. Добро и зло.

- чтение индийской сказки «Награда»

- рассуждение, высказывание мнений

- составление свода правил

15. «Лесная семья» М. Скребцовой

- чтение, анализ

- работа в группах « Дары семье» - с группой слов

- подведение итогов

16. Доброе сердце.

- игра «Кто больше»

- создание «Серца доброты»

- релаксация

17. «Забота»

- беседа о том, что такое – забота?

- изготовление поделок для малышей, кормушек

- итог занятия

18. Что такое хорошо, что такое плохо?

- просмотр мультфильма

-анализ, дискуссия, вывод

19. «Почему светит луна?»

- размышление над темой

-слушание притчи, анализ

- игра «Цветущие пословицы»

20. «Сердце подскажет»

- чтение рассказа, анализ

- впечатление от прочитанного изображается в рисунках « Сад цветов справедливости»

21. Даром ни одно доброе дело не пропадет.

- беседа о добре в сказках

- чтение сказки «Даром ни одно доброе дело не пропадет» А. Нееловой

- творческая работа «колос доброты»

- итог, вывод

22. Добро и толерантность.

- чтение рассказа

- выбор сценок, анализ

- распределение ролей, текста

-разыгрывание сценок

23. Доброта чисел в математике

- упражнения на догадливость

-три минуты поэзии

- площадь треугольника

- уравнения

- я сам

- сюрприз

- заключение

24. Добрые слова.

- беседа по вопросам

-игра «Свод законов доброты»

- научи свое сердце добру

- разгадывание ребусов

- итог, вывод

25. Народное творчество.

- прочтение народных изречений: пословиц, поговорок, примет

-анализ, сравнение, вывод

26. «Рыцарь Вася» Ю. Яковлев

- чтение рассказа

- задания в группах

- обсуждение

27. Лес доброты.

- чтение притчи

- рассуждение над притчей

- выражение своих эмоций, чувств после прочитанного в рисунке

- высказывания

28. Доброта, что солнце.

- беседа

- разгадывание кроссворда

- творческая работа, изготовление панно

- мудрость « Все в твоих руках»

- подведение итогов

29. Берегите друг друга.

- беседа о том, как доброта помогает всем жить мирно и хорошо

- басня Эзопа «Солнце и ветер»

- создание «Солнца доброты»

- игра «Будьте вежливы»

- игровое упражнение «Цветик – семицветик»

- итог

30. Легкость как принцип жизни.

- рассматривание ситуаций из жизни детей произошедших недавно

- рассуждения, выводы

- предложения по разрешению проблем

31. Добролюбие.

- упражнение «Гроздь»

- работа над понятием «добро»

- чтение сказки «Великан-эгоист»

- рассуждение по сказке, вывод



32. Свет дружбы.

- открытие темы

-беседа о дружбе

- анализ проведенной заранее игры «Тайный друг»

- открытие нового

33. Жизнь человека.

- обсуждение поведения людей в обществе

- просматривание видеороликов из жизни (взяты из интернета)

- рассуждение о поведении, высказывания детей

- выводы

34. Дружить – весело жить.

-игры: поздоровайся с соседом ласково;

подари улыбку;

- танец «Настоящий друг» и др.

35. Весы добра и зла в моей душе.

- размышления о внутреннем мире человека

- найди лучик солнца внутри себя

-«Добрый глаз» эссе

- программа самовоспитания






























Список литературы:


  1. Добро творящий творит Жизнь. Сборник уроков Доброты. – М.: Амрита: Общероссийская общественная организация «Центр Гуманной педагогики», 2012.

  2. Ш. А. Амонашвили. Педагогическая симфония.- М.: МЦР, 2002

  3. Ш.А. Амонашвили. Без сердца что поймем? – М.: ООО «Издательский Дом Шалвы Амонашвили», 2004

  4. В. Ниорадзе. Уроки письменной речи. По ступенькам скале.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили. Лаборатория гуманной педагогики VUGE? 2006/

  5. Лопатина А., Скребцова М. НАЧАЛА МУДРОСТИ.50 уроков о добрых качествах. Серия «Образование и творчество», - М.: Амрита – Русь, 2007.

  6. Русские пословицы и поговорки. Составитель Е.Ю. Нещименко. – М.: Рипол – классик, 2002.

  7. Притчи. Под редакцией Якушева А.В., М.: Медиа – Полис, 2011.

  8. Золотая книга лучших сказок мира. Галина Шалаева. М.: Терра. 1993.

  9. Л. Н. Толстой. Рассказы о детях. М.: Детская литература. 1990.

  10. А. С. Демышева « Как слово наше отзовется». Журнал «Начальная школа», №1, 2014.



























1.

Знакомство с планом работы на год.


2.

Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.

Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.


3.

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.


4.

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.


5.

Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.





















Рекомендуемая литература

  1. Добро творящий творит Жизнь. Сборник уроков Доброты.-М.: Амрита: Общероссийская общественная организация «Центр Гуманной педагогики», 2012.

  1. Притчи.

  1. Сборник мультфильмов и сказок

  1. Сказки

  1. Рассказы М. Скребцова

  2. Ю. Яковлева и др.

  3. 6. Сборник стихов для детей.

  4. ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации

  5. и переподготовки работников образования

  6. Кафедра начального образования

  7. Педагогический проект

  8. Программа внеурочной деятельности

  9. для учащихся начальных классов

  10. « Дорогою добра»

  11. Работу выполнил:

  12. слушатель курсов Н – 16

  13. учитель начальных классов

  14. МБОУ СОШ №31 имени Героев Свири

  15. г. Ульяновска

  16. Якименко Светлана Николаевна

  17. Ульяновск

  18. 2014 год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Дорогою добра"

Автор: Якименко Светлана Николаевна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173730

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа внеурочной деятельности «дорогою добра»"
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_doroghoiu_dobra"
    ["file_id"] => string(6) "424373"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1500807133"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Программа внеурочной деятельности «Дорогами добра» Срок реализации - 3 года Возраст обучающихся – 7-10 лет"
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_doroghami_dobra_srok_riealizatsii_3_ghod"
    ["file_id"] => string(6) "427047"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1504290112"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа внеурочной деятельности. Дорогою открытий и добра."
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-doroghoiu-otkrytii-i-dobra"
    ["file_id"] => string(6) "286560"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454350637"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Методическая разработка "Сигналы регулировщика" по внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-sighnaly-rieghulirovshchika-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "105515"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402858939"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Программа кружка "ОБЖейка" "
    ["seo_title"] => string(28) "proghramma-kruzhka-obzhieika"
    ["file_id"] => string(6) "123697"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414525493"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства