kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности. Дорогою открытий и добра.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагаю рабочую программу внеурочной деятельности духовно-направления "Дорогою открытий и добра" в 1 классе, которая составлена на основе комплексной программы внеурочной деятельности "Дорогою открытий и добра" 

В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра»  положены идеи учебного курса «гражданское образование в начальных классах» (2-4 классы) (авт. Н. Н. Дементьева, Т. Я. Железнова, С. К. Тивикова, Н. Ю. Яшина).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности. Дорогою открытий и добра.»





Пояснительная записка

В концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России (авт. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.), созданной в рамках работы по реформированию общеобразовательной школы, выделены базовые национальные ценности (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество), сформулированы цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина. Важнейшей задачей современной школы является развитие у юного поколения чувства патриотизма, воспитание личности учащихся на основе принятия базовых национальных ценностей.

В утвержденных Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) 2 –поколения определены планируемые результаты начального образования, в том числе личностные и метапредметные. К ним относится становление у младших школьников основ гражданской идентичности в форме сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, развитие эстетических чувств, знание нормальных норм и ориентация на выполнение. ФГОСНОО предусматривают формирование у школьников целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур, истории и культуре других народов. Важнейшим компонентом стандарта является развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Программа «Дорогою открытий и добра» направлена на реализацию перечисленных выше требований ФГОС НОО и основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, достижение личностных и метапредметных результатов начального образования.


Цель программы: создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.


Задачи программы:

  • Воспитание у младших школьников патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.

  • Духовно-нравственное развитие ребенка, формирование его сознания, чувств, поведения.

  • Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.

  • Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав ребенка и конвенцией о правах ребенка.

  • Эстетическое развитие ребенка, воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости.

  • Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, социальных умений.

  • Формирование опыта творческой деятельности и развитие креативности.

  • Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (1-4 классы) положены идеи учебного курса «гражданское образование в начальных классах» (2-4 классы) (авт. Н. Н. Дементьева, Т. Я. Железнова, С. К. Тивикова, Н. Ю. Яшина).

Ключевые педагогические принципы, идеи и подходы.

Программа построена на основе принципов гуманизации образовательного процесса, ненасилия, культурологического принципа, идеи личностного ориентированного, развивающего образование в начальной школе, системно-деятельностного подхода к построению учебно-воспитательного процесса, идей сотрудничества и социальной заботы, а так же условно-концентрического принципа.

Программа рассчитана на 4 года, в течение которых учащиеся осваивают материал четырех основных разделов (тематических блоков) программы, имеющих разное содержательное наполнение в зависимости от года обучения:

  1. Отечество. Родина (Россия, малая родина)

  2. Познание мира.

  3. Культура разных народов, культура моей страны и других стран.

  4. Семья и человек, самопознание

Формы работы.

Содержание программы реализуется через систему внеурочных занятий с детьми. Первое занятие по каждому разделу является вводным. На нем раскрываются наиболее общие понятие, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти. Последнее занятие каждой четверти является обобщающим. На нем систематизируются полученные детьми представления по разделу или части раздела. Такое занятие проводится, как правило, в форме праздника, но могут быть использованы и другие формы: устный журнал, воображаемое путешествие и др. Целесообразно проводить обобщающие занятия совместно с родителями учащихся в форме детско-родительского праздника.

Дополнительные формы работы по программе достаточно разнообразны: игры, экскурсии, тренинги, праздники, коллективные творческие дела и т.д. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом могут относиться к различным направлениям внеурочной деятельности. Особое внимание в программах уделяется элементам исследовательской деятельности. Так, уже в 1 классе детям предлагается выполнить мини-исследование и мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они могут получить из доступных для первоклассника источников, например, от других людей.


1 класс (33 часа)

Открываем школьный мир (9 часов)

Здравствуй, школа! Экскурсия по школе, знакомство с расположением классов, различных кабинетов, библиотеки, школьного музея, залов и т.д. Люди, которые работают в школе: директор, завуч, библиотекарь, повар и др. Приветствие, знакомство с людьми, работающими в школе, получение информации о школе. Беседа о том, чем гордится наша школа. Первые впечатления детей о школе ( о том, что нравится в нашей школе)

Дополнительно: мини-исследование» Узнаем о школах, в которых учились наши родители, о том, что им нравилось в школе. Рассказываем о своем классе.

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. Осознание ребенком своей новой социальной роли- роли ученика (Мы стали учениками; каким должен быть ученик в классе. Первые впечатления учеников о классе (что нравится в классе).

Дополнительно: мини-исследование «Узнаем, как учились наши родители, бабушки, дедушки, какими они были учениками, какие уроки они любили. Рассказываем об этом классе.

Мои учителя. Моя первая учительница. Педагоги, работающие с классом: учитель музыки, физкультуры, воспитатель, психолог, логопед и др. Знакомство с учителями нашего класса. Игры и упражнения: учимся задавать вопросы учителю и отвечать на вопросы. Правила общения с учителем на уроке и в перемены. Дополнительно: мини-исследование «Узнаем о любимых учителях наших родителей. Рассказываем об этом в классе».

Мои одноклассники. Способы и правила работы в парах и микрогруппах, способы взаимодействия с соседом по парте и другими одноклассниками («Учимся работать вместе, помогать друг другу», «Учимся дружить, вместе играть и учиться»). Правила общения с одноклассниками на уроках и в перемену. Дополнительно: разучивание игр, в которые можно играть на переменах.

Школьные вещи - наши помощники. Мой портфель, моя парта. Вещи, которые помогают детям учиться: учебные принадлежности, доска, наглядные пособия и оборудование класса и др. забота о вещах, бережное отношение к ним. Дополнительно: коллективное трудовое дело по изучению раздаточного материала для уроков по различным предметам.

Правила школьной жизни. Правила поведения на переменах, в школьной столовой, раздевалке и др. местах школы. Взаимопомощь, вежливость в общении со взрослыми людьми, одноклассниками и др. учениками школы. Дополнительно: занятие по культуре поведения (инсценировки, решение поведенческих ситуаций, игр на общение).

День рождения класса: игры, конкурсы, сюрпризы, чаепития и т.д. Дополнительно: подготовка к празднику «День рождение класса»

Удивляемся чудесам, совершаем открытия (8 часов).

Тайны и чудеса вокруг нас. Мир вокруг нас - загадочный и удивительный. Источники информации о мире: путешествия и экскурсии, книги, телепередачи. Интернет, компьютерные развивающие игры, искусство, другие люди. Приобщение к познанию и открытию мира « Учимся открывать чудеса и тайны мира, ценить их».

Дополнительно: обсуждение познавательных телепередач.

Книги - наши друзья и помощники. Познание мира, его тайн с помощью книг. Справочники, словари, энциклопедии. Библиотека: правила пользования библиотекой, правила поведения в библиотеке. Правила бережного обращения с книгой. Библиотекарь-человек, помогающий ориентироваться в мире книг.

Дополнительно (на выбор): поход в библиотеку и знакомство с библиотекарем, изготовление детьми собственных книжек-малюток (с рисунками, аппликациями, подписями к ним) трудовое дело». Наряд для учебника» (изготовление обложек и закладок для учебника).

Чудесный мир искусства (изобразительное искусство и музыка). Откроем для себя мир искусства: картины (живопись), скульптура, фотографии, архитектурные сооружения, музыка. Люди, создающие произведения искусства (художники, скульпторы, фотографы, архитекторы, композиторы). Искусство как ценность (учимся беречь и ценить искусство). Музеи, их виды. Правила поведения в музеях.

Дополнительно (на выбор): вечер музыки, экскурсия (реальная или воображаемая) в музей, создание «малого Эрмитажа» (выставки репродукции любимых картин). Конкурс на лучший рисунок, скульптуру из пластилина или других материалов.

Чудесный мир искусства (театр, кино, мультипликация, цирк). Откроем для себя мир искусства: театр, кино, мультипликация, цирк. Люди, создающие произведения искусства (режиссеры, актеры). Правила поведения в театре, кинотеатре, цирке. Дополнительно (на выбор) посещение театра, кинотеатра или цирка: совместный просмотр и обсуждение фильмов, подготовка детьми небольшого спектакля или кукольного представления.

Удивительный мир людей. Люди разных профессий в нашем городе (селе).Люди, которые трудятся на нас. Народные умельцы. Народные промыслы Нижегородской области. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми, правила поведения на улице и в общественных местах (магазин, почта, поликлиника, парикмахерская). Дополнительно (на выбор) экскурсия на почту, магазин, парикмахерскую и т.д. выставка изделий народных промыслов.

Удивительный мир вещей. Чудеса техники и быта: удивительные вещи, созданные руками людей (бытовые приборы и др.) Вещи, которые украшают наш быт. Люди, которые создают чудеса и открывают тайны (ученые, изобретатели, мастера). Правила бережного обращения с техникой и окружающими вещами.

Дополнительно: трудовое дело» Создаем чудеса своими руками (оригами, плетение из бисера, вышивание, лепка и т.д.)

Мир прекрасный и удивительный. Обобщение представлений о тайнах и чудесах мира вокруг нас, литературе и искусстве, богатстве и разнообразии знаний. Викторина об окружающем мире.

Дополнительно: подбор загадок и вопросов для викторины, подготовка к викторине.



Создаем и сохраняем традиции (8 часов)

Что такое традиция? Понятие «традиция: традиционные мероприятия, праздники, их атрибуты. Сохранение традиций предков. Традиции культурного поведения. Дополнительно: фольклорный праздник (узнаем о традициях предков).

Школьные традиции. Традиционные школьные праздники и мероприятия. Школьные ритуалы. Традиции поведения в школе. Культура внешнего вида школьника. Создание новых школьных и классных традиций ( какую новую традицию мы хотим создать). Дополнительно: мини-исследование « Традиции нашей школы».

Семейные традиции. Традиционные семейные праздники. Правила семейных отношений. Традиционные блюда домашней кухни. Соблюдение национальных традиций в семье. Поддержка добрых семейных традиций и создание новых «Какие традиции вам нравятся в своей семье, какие новые традиции хотелось бы создать». Дополнительно: трудовое дело по изготовлению подарков своим родственникам.

Праздничный календарь. Праздники как традиции. Общее представление о государственных праздниках (красных днях календаря). Традиции поведения праздников. Дополнительно: подготовка и проведение праздника 23 февраля-праздника пап и дедушек.

Праздничный календарь. Традиционные праздники: Новый годи Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день. Традиции защитника Отечества. Традиции уважения к матери. Традиции праздничных поздравлений и сюрпризов. Дополнительно: подготовка и проведение праздника 8 марта - праздника мам и бабушек.

Традиции малой родины. Традиционные праздники нашей малой родины (день города, села, др.) Конкурсы (на лучший двор, балкон, цветник. Фольклор: песни, танцы, частушки, игры, забавы. Дополнительно: разучивание народных танцев, песен, забав.

Встречаем весну. Детско-родительский праздник. Создание традиций совместно с родителями. Дополнительно: подготовка к празднику «Встречаем весну».

Познаем любимый край ( 8 часов)

Мой адрес. Место, где я живу: Россия, Нижний Новгород или Нижегородская область; район, город, поселок, село, деревня. Понятие «родина» в широком и узком значении: родина-Россия, родина- Нижегородский край, родина- мой город или село. Дополнительно (на выбор): экскурсия по городу или селу.

Природа моего края. Природа нижегородского края. Любимые уголки природы моей малой родины. Забота о природе, охрана природы. Помощь взрослым в охране природы. Правила поведения в парке, в лесу, на реке или озере. Дополнительно ( на выбор): экскурсия в природу, организация выставки фотографий с изображениями природы, трудовое дело « Помощь природе» ( уход за цветами, их посадка, уборка территории от мусора и т.д)

Мой город, мое село. Наша малая родина. Легенды и предания родного края. Достопримечательности малой родины. Известные земляки (люди нашего города или села, района) особые места города или села, которые требуют нашей заботы. Дополнительно: мини-исследование «Моя малая родина» (сбор материалов о малой родине, об известных земляках), трудовое дело (забота о школьном дворе или других местах микрорайона школы или села).

Моя улица, мой дом. Название улиц нашего микрорайона или села. Дом, в котором я живу. Мои соседи. Традиции добрососедства. Правила общения с соседями. Помощь соседям. Дополнительно: конкурс рисунков о малой родине, мини-исследование «Название улицы моей».

Мой дом, моя семья. Мой дом «за что я люблю свой дом». Моя семья. Правила взаимоотношений с родными. Забота о своем доме и своей семье. Домашние обязанности. Помощь взрослым. Дополнительно. Выставка рисунков о семье.

Мои домашние любимцы (животные, растения). Наши меньшие братья (домашние животные), забота о них. Растения возле дома, комнатные растения, забота о них. Дополнительно: выполнение проектов « Мой домашний любимец» (животное, растение).

Наши открытия. Детско-родительский праздник. Демонстрация сделанных за год открытий, проведение итогов КТД в форме конкурсов и игр. Дополнительно: подготовка к празднику «Наши открытия».


Опыт ценностных ориентаций.

Личностные универсальные учебные действия

Представление о Земле как общем доме для всех людей. Бережное, заботливое отношение к окружающему миру. Умение замечать прекрасное в нем.

Основы гражданской идентичности в форме осознания себя гражданином России. Любовь к своему Отечеству, родному краю, к своей малой родине. Бережное отношение к природе. Уважение к государству, его символам, законам, Конституции. Уважение к людям, прославившим Отечество. Уважение сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Осознание своей этнической принадлежности. Сохранение памяти о героизме, мужестве нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Дружба, взаимопонимание между народами. Уважение к культуре других народов. Умение соблюдать правила добрососедства. Сотрудничество и взаимопомощь народов разных стран. Толерантность как терпимость, доброжелательность, принятие другого человека таким, какой он есть. Интерес к народному искусству, промыслам и ремеслам. Уважение к народной мудрости, заключенной в сказках, пословицах, афоризмах. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Умение сравнивать особенности культуры, традиции, обычаи, игры, сказки разных народов.

Представления о Всеобщей декларации прав человека и Конституции о правах ребенка. Осознание связи прошлого, настоящего и будущего. Сохранение памяти о предках. Бережное отношение к семейным реликвиям. Уважительное отношение к семейным традициям, обычаям. Любовь к родным и близким, умение ее выражать. Умение находить радость в окружающем мире, в общении с людьми, доставлять радость другим.

Осознание взаимосвязи человека и общества, важности свершения дел на пользу обществу. Стремление к взрослению. Бережное отношение к книге. Эстетическое отношение к миру. Знание основных моральных норм, ориентация в нравственном содержании поступков. Развитие этических чувств. Умение видеть ценность и уникальность каждого человека. Культура поведения: умение вести себя культурно в школе, в семье, в общественных местах. Умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Развитие положительных качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия, бескорыстия, трудолюбия, сдержанности, вежливости, находчивости, справедливости, честности. Забота о других людях. Установка на здоровый образ жизни.


Опыт творческой деятельности.

Коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия

Умение общаться с учителем, со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности; взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий. Овладение навыками учебного сотрудничества. Умение быть доброжелательными и вежливыми в общении с родственниками, одноклассниками, соседями.

Умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение пользоваться вежливыми словами. Умение высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека, умение достигать согласия, умение выполнять правила дружной работы и игры. Умение делать выбор модели поведения в конкретной ситуации.

Создание творческих работ. Выполнение коллективных и индивидуальных проектов. Участие в творческих общеклассных играх. Умение пользоваться различными источниками информации, в том числе ресурсами библиотек и Интернетом; умение находить информацию и иллюстративный материал в литературных источниках, справочной литературе, пользоваться словарями и энциклопедиями, оформлять результаты поисковой деятельности. Выполнение сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения. Самопознание, самоконтроль и самооценка поведения в конкретной ситуации.




Планируемые результаты

Выделяются три уровня планируемых результатов.

Первый уровень – приобретение младшими школьниками социальных знаний и представлений: о России как Родине, Отечестве, о своей малой родине, о культуре разных стран и народов, о правах человека, о правах ребенка, о нравственных нормах и правилах культурного поведения.

Второй уровень – получение младшими школьниками опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), первоначальное становление патриотизма и гражданственности, способностям к осознанию себя патриотом своей страны.

Третий уровень – получение младшими школьниками опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности, опыта творческой деятельности, становление у детей коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС


№ п/п

Название цикла, темы

Кол-во часов

план

факт

I четверть. Открываем школьный мир



1

Здравствуй школа !

1



2

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики

1



3

Мои учителя

1



4

Мои одноклассники

1



5

Школьные вещи – наши помощники

2



6

Правила школьной жизни

2



7

День рождения класса (обобщающее занятие-праздник)

1




Итого

9



II четверть. Удивляемся чудесам. Совершаем открытия



1

Тайны и чудеса вокруг нас

1



2

Книги - наши друзья и помощники

1



3

Чудесный мир искусства (изобразительное искусство и музыка)

1



4

Чудесный мир искусства (театр, кино, мультипликация, цирк)

1



5

Удивительный мир людей

1



6

Удивительный мир вещей

2



7

Мир прекрасный и удивительный (обобщающее занятие)

1




Итого

8



III четверть. Cоздаём и сохраняем традиции



1

Что такое традиция

1



2

Школьные традиции

1



3

Семейные традиции

1



4

Праздничный календарь

2



5

Традиции малой родины

2



6

Встречаем весну (обобщающее занятие)

1




Итого

8



IV четверть. Познаем любимый край



1

Мой адрес

1



2

Природа моего края

1



3

Мой город, мое село

1



4

Моя улица, мой дом

1



5

Мой дом, моя семья

1



6

Мои домашние любимцы (животные, растения)

2



7

Наши открытия (обобщающее занятие-праздник)

1




Итого

8















Литература



1. Организация внеурочной деятельности младших школьников. Сборник программ. Составители: С. К. Тивикова, М. К. Приятелева – Н. Новгород: НИРО, 2011.

2. Деменева Н.Н, Кузнецова Э.Е. Мультимедийные уроки гражданского образования во 2 классе начальной школы: Методические рекомендации по использованию мультимедийного пособия к УМК "Кораблик". Н.Новгород, НГПУ, 2009.

3. Что? Как? Почему? Моя первая энциклопедия. Москва, РОСМЭН, 2010

4. Нравственное воспитание младших школьников на основе рассказов Осеевой В.А.

5. Мультипликационные УРОКИ ДОБРОТЫ с тётушкой Совой и домовёнком Непослухой.





ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


  1. http://www.portal-slovo.ru

  2. http://www.bestreferat.ru

  3. http://www.dobrieskazki.ru/raboti.htm

  4. http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/95-o-schastie/97-neschastie

  5. http://allforchildren.ru/kidfun/proverb_labour.php





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности. Дорогою открытий и добра.

Автор: Торбина Любовь Валерьевна

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286560

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка открытого внеурочного занятия по программе "Развитие речи" на тему "Словесное рисование". "
    ["seo_title"] => string(127) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-vnieurochnogho-zaniatiia-po-proghrammie-razvitiie-riechi-na-tiemu-sloviesnoie-risovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "104442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402698156"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства