В период младшего школьного возраста у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа - идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение школьников к своему здоровью как главной жизненной ценности.
Программа ориентирована на формирование позиции признания ребенком ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление.
Любая культура начинается со знаний. Поэтому школьники должны быть вооружены целой системой представлений о гигиене тела, питания, режима дня и т. д., а также о сущности здорового образа жизни. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей младшего школьного возраста в сочетании с практическими заданиями (упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения, спортивные игры, народные игры, танцевальные композиции, игры на развитие памяти, внимания).
Занятия в кружке являются хорошей школой физической культуры и проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой, приобретение навыков и умений самостоятельно заниматься физической культурой; формирование моральных и волевых качеств. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Данная программа соответствует возрасту учащихся начальной школы.
Программа содержит разделы:
Подвижные игры
Музыкально-сценические и музыкально-хореографические игры, танцы.
Игры на свежем воздухе.
Элементы спортивных игр.
Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными оздоровительными целями занятия. Каждое практическое занятие должно состоять из трёх частей:
подготовительной, куда включаются спортивные упражнения на внимание, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами, в парах и т. д.);
основной, в которой проводятся подвижные, спортивные игры, беседа;
заключительной, включающей ходьбу, бег в медленном темпе, спокойные игры, в конце заключительной части подводятся итоги занятия.
В помощь учителю в конце программы помещены игры.
Срок реализации - 4 года.
Количество занятий в неделю - 1 занятие.
Форма контроля: беседа, итоговый праздник.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Чемпион" »
Программа
внеурочной деятельности
«Чемпион»
(спортивно-оздоровительное направление)
Программу разработала
учитель начальных классов филиала
МОУ Октябрьский сельский лицей
Чердаклинского района
Ульяновской области
Абдулаева Гульчечек Минахметовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В период младшего школьного возраста у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа - идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение школьников к своему здоровью как главной жизненной ценности.
Программа ориентирована на формирование позиции признания ребенком ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление.
Любая культура начинается со знаний. Поэтому школьники должны быть вооружены целой системой представлений о гигиене тела, питания, режима дня и т. д., а также о сущности здорового образа жизни. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей младшего школьного возраста в сочетании с практическими заданиями (упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения, спортивные игры, народные игры, танцевальные композиции, игры на развитие памяти, внимания).
Занятия в кружке являются хорошей школой физической культуры и проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой, приобретение навыков и умений самостоятельно заниматься физической культурой; формирование моральных и волевых качеств. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Данная программа соответствует возрасту учащихся начальной школы.
Программа содержит разделы:
Подвижные игры
Музыкально-сценические и музыкально-хореографические игры, танцы.
Игры на свежем воздухе.
Элементы спортивных игр.
Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными оздоровительными целями занятия. Каждое практическое занятие должно состоять из трёх частей:
подготовительной, куда включаются спортивные упражнения на внимание, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами, в парах и т. д.);
основной, в которой проводятся подвижные, спортивные игры, беседа;
заключительной, включающей ходьбу, бег в медленном темпе, спокойные игры, в конце заключительной части подводятся итоги занятия.
В помощь учителю в конце программы помещены игры.
Срок реализации - 4 года.
Количество занятий в неделю - 1 занятие.
Форма контроля: беседа, итоговый праздник.
Цель и задачи программы
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Задачи направлены на:
1. Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
2. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.
4. Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта.
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Укрепление здоровья. Улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.
Овладение школой движений.
Развитие координационных и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей.
Выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий.
Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми.
Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов ( представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной активности.
Содержание программы
1класс (33 часа)
Вводное занятие.(1 час)
Знакомство. Требования техники безопасности на занятиях.
Подвижные игры (9 час.)
Игры: «Платочек», «У медведя во бору», «Горелки», «Кошка– мышки», «Море волнуется раз», «Перемена мест», «Краски», «Гуси-лебеди», «Съедобное – не съедобное»
На занятиях учащиеся знакомятся с правилами игры. Игры являются одним из важнейших методов обучения по этой программе. Они включены в программу с целью воспитания дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам.
Музыкально –сценические и музыкально-хореографические игры
(6 час.)
Музыкально –сценические и музыкально-хореографические игры должны способствовать усвоению и закреплению пройденного материала и развивать в ребенке воображение, музыкальность, осуществлять его социальную адаптацию в обществе.
В программу включены следующие игры: «Если нравится тебе, то делай так», «Буги-вуги», «Танец в кругу».
Игры на свежем воздухе.(10 час.)
Игры: «Гонки снежных комков», «Салки-снежки», «Снежные фигуры», эстафеты на санках. Спортивные эстафеты рекомендуется проводить с учетом физического развития ребенка и его физической подготовленности.
Элементы спортивных игр. (7 час.)
Игры «Пионербол», «Футбол». Игра по упрощенным правилам. Элементы игр, способствуют дальнейшему овладению правилами спортивных игр.
2класс (34 часа)
Вводное занятие.(1 час)
Требования техники безопасности на занятиях.
Подвижные игры (9 час.)
Игры: «Третий лишний», «Города», «Филин и пташка», «Пчелки», «Выбери меня», «Ножницы», «Успей подпрыгнуть», «Салки с мячом», «Мыши в кладовой»
На занятиях учащиеся знакомятся с правилами игры. Игры являются одним из важнейших методов обучения по этой программе. Они включены в программу с целью воспитания дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам.
Музыкально –сценические и музыкально-хореографические игры
(6 час.)
Музыкально –сценические и музыкально-хореографические игры должны способствовать усвоению и закреплению пройденного материала и развивать в ребенке воображение, музыкальность, осуществлять его социальную адаптацию в обществе.
В программу включены следующие игры: «Матрешки», «В гости к Винни-пуху», «Жук».
Игры на свежем воздухе.(10 час.)
Игры: «Захвати мяч», «Снежные домики», «Снежная крепость», «Салки на лыжах».
Элементы спортивных игр. (8 час.)
Игры «Пионербол», «Футбол». Игра по упрощенным правилам. Элементы игр, способствуют дальнейшему овладению правилами спортивных игр.
3класс (34 часа)
Вводное занятие.(1 час)
Требования техники безопасности на занятиях.
Подвижные игры (9 час.)
Игры: «»Не давай мяч водящему», «Мяч по кругу», «Утиная охота», «Воробышки», «Волк и козлята», «Мяч среднему», «Кузнечики», «Охотники и утки».
На занятиях учащиеся знакомятся с правилами игры. Игры являются одним из важнейших методов обучения по этой программе. Они включены в программу с целью воспитания дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам.
Музыкально –сценические и музыкально-хореографические игры
(6 час.)
Музыкально –сценические и музыкально-хореографические игры должны способствовать усвоению и закреплению пройденного материала и развивать в ребенке воображение, музыкальность, осуществлять его социальную адаптацию в обществе.
В программу включены следующие танцы: «Полька», народные танцы. В процессе обучения дети должны научиться комбинировать танцевальные элементы и шаги, импровизируя под музыку.
Игры «10 передач», «Футбол». Игра по упрощенным правилам. Элементы игр, способствуют дальнейшему овладению правилами спортивных игр.
4класс (34 часа)
Вводное занятие.(1 час)
Требования техники безопасности на занятиях.
Подвижные игры (9 час.)
Игры: «Мышеловка», «Возьми городок», «Семья», «Горячая картошка», «С кочки на кочку», «Быстро по кругу».
На занятиях учащиеся знакомятся с правилами игры. Игры являются одним из важнейших методов обучения по этой программе. Они включены в программу с целью воспитания дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам.
Музыкально –сценические и музыкально-хореографические игры
(6 час.)
Музыкально –сценические и музыкально-хореографические игры должны способствовать усвоению и закреплению пройденного материала и развивать в ребенке воображение, музыкальность, осуществлять его социальную адаптацию в обществе.
В программу включены русские народные танцы, татарские народные танцы. В процессе обучения дети должны научиться комбинировать танцевальные элементы и шаги, импровизируя под музыку.
Игры на свежем воздухе.(10 час.)
Игры: «Защити товарища», «Снежные домики», «Катапульта», эстафеты на лыжах и санках.
Элементы спортивных игр. (8 час.)
Игры «10 передач», «Футбол». Игра по упрощенным правилам. Элементы игр, способствуют дальнейшему овладению правилами спортивных игр.
Учебно- тематический план 1-го года обучения. (33 часа)
№ п/п
Тема занятия, раздела
Количество часов
Содержание занятия
1
Вводное занятие
1
Знакомство. Правила техники безопасности. Инструктаж.
Подвижные игры
9
2
Игра «Платочек»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
3
Игра «У медведя во бору»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
4
Русская народная игра «Горелки»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
5
Игра «Кошка-мышки»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
6
Игра «Море волнуется – раз»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
7
Игра «Перемена мест»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
8
Игра «Краски»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
9
Игра «Гуси-лебеди»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
10
Игра «Съедобное –не съедобное»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
Музыкально-сценические и музыкально-хореографические игры
6
11-12
«Если нравится тебе, то делай так..»
2
Беседа. Разучивание движений. Игры.
13-14
«Буги-вуги»
2
Беседа. Разучивание движений. Игры.
15-16
«Танец в кругу»
2
Беседа. Разучивание движений. Игры.
Игры на свежем воздухе
10
17-18
Игра «Гонки снежных комков»
2
Беседа. Правила игры. Игра.
19-20
Игра «Салки-снежки»
2
Беседа. Правила игры. Игра.
21-22
Снежные фигуры
2
Возведение снежного городка
23-24
Эстафеты на санках
2
Эстафеты. Катание на санках с горы
25-26
Подвижные игры
2
Игры по желанию учащихся
Элементы спортивных игр
7
27-28
Игра « Пионербол»
2
Беседа. Правила игры. Игра.
29-30
Игра «Футбол»
2
Беседа. Правила игры. Игра.
31-32
Подвижные игры
2
Игры на усмотрение учащихся. Повторение изученных игр.
33
Спортивный праздник
1
Веселые эстафеты. Награждение.
Учебно- тематический план 2-го года обучения. (34 часа)
№ п/п
Тема занятия, раздела
Количество часов
Содержание занятия
1
Вводное занятие
1
Знакомство. Правила техники безопасности. Инструктаж.
Подвижные игры
9
2
Игра «Третий лишний»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
3
Игра «Города»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
4
Русская народная игра «Филин и пташка»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
5
Игра «Пчелки»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
6
Игра «Выбери меня»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
7
Игра «Ножницы»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
8
Игра «Успей подпрыгнуть»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
9
Игра «Салки с мячом»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
10
Игра «Мыши в кладовой»»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
Музыкально-сценические и музыкально-хореографические игры
6
11-12
«Матрешки»
2
Беседа. Разучивание движений. Игры.
13-14
«В гости к Винни-пуху»
2
Беседа. Разучивание движений. Игры.
15-16
«Жук»
2
Беседа. Разучивание движений. Игры.
Игры на свежем воздухе
10
17-18
Игра «Захвати мяч»
2
Беседа. Правила игры. Игра.
19-20
Игра «Снежные домики»
2
Возведение снежного городка
21-22
Игра «Снежная крепость»
2
Беседа. Правила игры. Игра.
23-24
Игра «Салки на лыжах»
2
Беседа. Правила игры. Игра.
25-26
Прогулка на лыжах
2
Катание на лыжах.
Элементы спортивных игр
8
27-28-29
Игра « Пионербол»
3
Беседа. Правила игры. Игра.
30-31
Игра «Футбол»
2
Беседа. Правила игры. Игра.
32-33
Подвижные игры
2
Игры на усмотрение учащихся. Повторение изученных игр.
34
Спортивный праздник
1
Веселые эстафеты. Награждение.
Учебно- тематический план 3-го года обучения. (34 часа)
№ п/п
Тема занятия, раздела
Количество часов
Содержание занятия
1
Вводное занятие
1
Знакомство. Правила техники безопасности. Инструктаж.
Подвижные игры
9
2
Игра «Не давай мяч водящему»»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
3
Игра «Мяч по кругу»»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
4
Игра «Утиная охота»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
5
Игра «Воробышки»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
6
Игра «Волк и козлята»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
7
Игра «Мяч среднему»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
8
Игра «Кузнечики»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
9
Игра с мячом «Охотники и утки»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
10
Эстафеты.
1
Проведение эстафет.
Музыкально-сценические и музыкально-хореографические игры
6
11-12
«Полька»
2
Беседа. Разучивание движений. Игры.
13-14
«Полька»
2
Беседа. Разучивание движений. Игры.
15-16
Народные танцы
2
Беседа. Разучивание движений. Игры.
Игры на свежем воздухе
10
17-18
Игра «Снежная крепость»
2
Беседа. Правила игры. Игра.
19-20
Игра «Снежные фигуры»
2
Возведение снежного городка
21-22
Игра «Захвати палку»
2
Беседа. Правила игры. Игра.
23-24
Прогулка на лыжах.
2
Катание на лыжах.
25-26
Игра «Салки-снежки»
2
Беседа. Правила игры. Игра.
Элементы спортивных игр
8
27-28-29
Игра «10 передач»
3
Беседа. Правила игры. Игра.
30-31
Игра «Футбол»
2
Беседа. Правила игры. Игра.
32-33
Подвижные игры
2
Игры на усмотрение учащихся. Повторение изученных игр.
34
Спортивный праздник
1
Веселые эстафеты. Награждение.
Учебно- тематический план 4-го года обучения. (34 часа)
№ п/п
Тема занятия, раздела
Количество часов
Содержание занятия
1
Вводное занятие
1
Знакомство. Правила техники безопасности. Инструктаж.
Подвижные игры
9
2
Игра «Мышеловка»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
3
Игра «Возьми городок»»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
4
Игра «Семья»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
5
Игра «Горячая картошка»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
6
Игра «С кочки на кочку»»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
7
Игра «Мячи разные несем»»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
8
Игра «Быстро по кругу»»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
9
Игра с мячом «Охотники и утки»
1
Беседа. Правила игры. Игра.
10
Эстафеты.
1
Проведение эстафет.
Музыкально-сценические и музыкально-хореографические игры
6
11-12
Русские народные танцы
2
Беседа. Разучивание движений. Игры.
13-14
Русские народные танцы
2
Беседа. Разучивание движений. Игры.
15-16
Татарские народные танцы
2
Беседа. Разучивание движений. Игры.
Игры на свежем воздухе
10
17-18
Игра «Защити товарища»
2
Беседа. Правила игры. Игра.
19-20
Игра «Снежные домики»
2
Возведение снежного городка
21-22
Игра «Катапульта»
2
Беседа. Правила игры. Игра.
23-24
Прогулка на лыжах.
2
Катание на лыжах.
25-26
Эстафеты на лыжах и санках
2
Эстафеты.
Элементы спортивных игр
8
27-28-29
Игра «10 передач»
3
Беседа. Правила игры. Игра.
30-31
Игра «Футбол»
2
Беседа. Правила игры. Игра.
32-33
Подвижные игры
2
Игры на усмотрение учащихся. Повторение изученных игр.
34
Спортивный праздник
1
Веселые эстафеты. Награждение.
Примерные темы для бесед:
«Режим дня».
«Утренняя гимнастика»
«Я расту»
«Дружи с водой»
Питание и здоровье»
«Полезные пищевые продукты»
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Что такое зубы и почему они есть?»
Как сохранить улыбку здоровой»
«Сон-лучшее лекарство»
«Овощи и фрукты –витаминные продукты»
«Берегите осанку»
«Наши глаза»
«Компьютер или прогулка?»
«Наша кожа»
«Как лучше отдыхать»
«Когда возникла физкультура»
«История олимпийских игр»
«Олимпийский девиз»
«Талисман Олимпийских игр»
«Наше настроение»
Требования к планируемым результатам:
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- уважительное отношение к физической культуре, как к важной части общей культуры;
- понимание ценности человеческой жизни, значения физической культуры для укрепления здоровья человека;
- самостоятельность в выполнении личной гигиены;
- понимание личной ответственности за свое поведение в командных соревнованиях, в подвижных играх.
- стремления к совершенствованию физического развития.
Предметные
Учащиеся научатся:
- играть в подвижные игры;
- играть активно, самостоятельно и с удовольствием;
- в любой игровой ситуации сами регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения;
- быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу;
-оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
- выполнять элементы спортивных игр;
- выполнять танцевальные шаги.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- планировать свои действия во время подвижных игр;
- самостоятельно организовывать игры.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ставить собственные цели и задачи по развитию физических качеств;
- понимать символику и атрибутику Олимпийских игр;
-исполнять хореографические упражнения.
Литература
1. Горячева Е.А. Воспитание чувства ответственности за свое здоровье // Начальная школа. -2009. -№6
2.Лях В.И. «Мой друг –физкультура».-М.:Просвещение, 2009.
3. Организация внеурочной деятельности в начальной школе: сборник программ. В двух частях. Часть 1 /составители А.П.Мишина, Н.Г. Шевцова; под общ. ред. Н.В. Калининой, В.В.Зарубиной. –Ульяновск: УИПКПРО, 201 Предигер А.В. Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий // Начальная школа. -2009. -№5
4. Предигер А.В. Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий // Начальная школа. -2009. -№5
На площадке чертят два концентрических круга (внутренним диаметром 2 м, наружный - 8-10 м). Внутреннее - это "озеро", в котором находится ведущий - "лягушка", а внешние - "травянистый берег". Игроки - комарики "- до начала игры размещаются за пределами внутреннего круга.
По определенному сигналу "комарики" начинают летать в резных направлениях через круга. Ведущий ловит их в пределах внутреннего и внешнего кругов. Игрока, которого поймает ведущий, отводят к внутреннему кругу. Однако его может освободить любой игрок, который забежит во внутренний круг и дотронется до него рукой.
Игра заканчивается, когда ведущий поймает трех-четырех "комариков". Следующий ведущий назначается среди тех, кто не был пойман. Для усложнения игры можно назначить двух ведущих.
После последних слов дети останавливаются, приседают, склоняют голову и закрывают глаза. В такой позиции они должны находиться 0,5-1 мин, соблюдая полную тишину (запрещается шевелиться, разговаривать, смеяться). Кто нарушит эти требования, проигрывает и становится в конец колонны. Игра повторяется несколько раз.
2."Мяч среднему"
Игроки собираются в 3-4 круга. В них должно быть одинаковое количество участников. Внутрь каждого круга - становится ведущий. Он берет мяч и бросает его по очереди каждому из играющих детей, стоящих в кругу, и должен поймать его назад. Если мяч не пойман, то тот игрок, который промахнулся, подбирает его, возвращается на место, и повторно бросает его ведущему. Когда мяч возвращается от последнего игрока, то ведущий поднимает его над головой. Команда, чей ведущий раньше других поднимет, выигрывает.
3."Коршун"
Условно назовем детей цыплятами. Один ребенок - "Коршун" - стоит в стороне.
На слова воспитателя "Коршун!" Дети бегут в круг, начерченный на противоположном конце площадки, а "коршун" их ловит.
Указания к игре. Пойманным считаются того, к чему прикоснется коршун. Коршун и наседка
Дети выстраиваются в колонну друг за другом, держа за пояс впереди стоящего. Первый человек в колонне — это наседка, а последний — это самый маленький цыплёнок. За ним-то и охотится коршун. Задача коршуна — поймать цыплёнка. При этом цепочка не должна распадаться, то есть, руки нельзя расцеплять. Когда коршун поймает цыплёнка, можно выбрать других коршуна и наседку.
4.Салки с мячом
Игроки бегают по площадке, спасаясь от водящего, который стремится их осалить, и передают (или перебрасывают) друг другу мяч. Игрока с мячом салить нельзя. Задача игроков заключается в том, чтобы передать мяч преследуемому раньше, чем его осалит водящий, а также уберечь от водящего мяч.
Водящий может осалить мяч в руках игрока. Игрок в этом случае становится водящим. Водящий может также осалить мяч, перехватив его на лету. В этом случае водящим становится игрок, виновный в потере мяча.
5. Возьми мяч
Две команды игроков выстраиваются друг против друга в шеренги, расчитываются по порядку номеров. Расстояние между шеренгами не менее 10 м. Посередине ставят мяч (кеглю). Ведущий называет какой-либо номер. Игроки обеих команд под этим номером выбегают, стараясь первыми схватить мяч и вернуться с ним на место в шеренге. Игрок, которому не достался мяч, старается догнать (замаять) противника. Если игрок с мячом успеет встать на место незапятнанным, команда получает два очка, если его запятнают — одно. Отнимать мяч нельзя. Затем выбегают участники с другими номерами. Очки считает ведущий. Побеждает команда, набравшая больше очков.
6.Города
Участники разбиваются на две команды, строятся в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 10-12 м за чертой "городов". Расстояние между участниками в шеренгах должно быть не менее ширины вытянутых рук. По сигналу они бегут навстречу друг другу, стараясь занять чужой город и развернуться лицом друг к другу. Выигрывает команда, сделавшая это быстрее. Можно разнообразить игру, передвигаясь прыжками на одной ноге.
7.Воробышки
Из числа игроков выбирают водящего — кошку. Все остальные игроки — воробышки. На площадке чертят круг диаметром 5-6 м. Кошка сидит в круге, а воробышки становятся за его пределами. Воробышки по сигналу ведущего впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошка ловит воробьев, не выпрыгнувших из круга. Пойманные воробьи остаются в круге. После того как кошка поймает несколько воробьев из числа непойманных выбирается новая кошка. Воробьи прыгают на одной или двух ногах по договоренности.Перебежавший круг воробей считается пойманным.
8.Волк и козлята
Необходимо провести две параллельные линии на расстоянии примерно 1 м. Это будет ров, в котором живет волк. Затем выбирают волка. Остальные игроки — козлята. Козлята стоят на одной стороне площадки. По сигналу они перебегают на другую сторону площадки, перепрыгивая через ров. Волк пытается поймать (осалить) козлят, не выбегая изо рва. Пойманных козлят считают и отпускают. После нескольких перебежек выбирают нового волка.
9.Утиная охота
Участники игры делятся на две команды, одна из которых - охотники, другая - утки. Охотники образуют большой круг, утки занимают центр этого круга. По сигналу охотники начинают выбивать уток мячом из круга. Охотник может сам метать мяч или передать мяч для броска партнеру по команде. Утки бегают внутри круга, спасаясь от мяча, уворачиваются и подпрыгивают. Подбитая утка покидает круг. Уткам разрешено ловить мяч, в этом случае одна из покинувших круг уток возвращается. Кого из выбывших уток вернуть, решает тот, кто поймал мяч. Игра заканчивается, когда в круге не остается ни одной утки, после чего команды меняются ролями.
10.Мяч по кругу
Участники игры встают в большой круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Два стоящих рядом игрока - капитаны. Им дают по мячу. После сигнала мячи передаются по кругу через одного игрокам своей команды. Каждая команда стремится передать мяч как можно быстрее, чтобы он вернулся к капитану. Если мячи столкнулись и упали, их надо поднять и продолжить игру с места падения. Побеждает та команда, чей мяч первым вернется к капитану.
11.«Не давай мяч водящему»
Подготовка. Играющие образуют круг диаметром в 8–10 м. В центр круга становятся 2–3 водящих. Одному из стоящих по кругу дается мяч.
Описание. По сигналу играющие начинают передавать мяч друг другу. Водящие пытаются перехватить мяч или коснуться его. Если им это удается, то игрок, допустивший ошибку, занимает место водящего, который переходит в круг.
Правила: 1) водящий имеет право касаться мяча не только в воздухе, но и в руках у играющих; 2) нельзя бегать с мячом в руках; 3) не разрешается перебрасывать мяч через голову водящих.
Методические указания. Необходимо обратить внимание играющих на важность применения отвлекающих движений с мячом и согласованность действий водящих. Чтобы приучить играющих сохранять свое место, можно расставить их по начерченному кругу.
12. «Мыши в кладовой»
Дети-мыши находятся на одной стороне площадки –это их дом. Посередине площадки несколько воротцев, натянутая веревка (высота 40см), за ней кладовая. В стороне кошка (ребенок). По сигналу « кошка спит», мыши бегут в кладовую, подползая под дугу или веревку. В кладовой ищут крошки. По сигналу «кошка проснулась» убегают из кладовой.
13. «Семья»
Ученики свободно бегают, передвигаются по площадке. Когда ведущий крикнет: «Семья из пяти человек!», играющие должны как можно быстрее образовать группу из пяти человек, держа друг друга за руки. Водящий должен менять численность. Кто останется один- тому и водить.
14. Гонки снежных комков
Участвуют две команды. Каждая команда выстраивается в колонну по одному на расстоянии 5-10 шагов один от другого. У последних игроков каждой команды имеется по одному хорошо скатанному снежному кому.
По сигналу руководителя они катят ком до следующих игроков, стоящих перед ними, те, в свою очередь, катят ком до самого первого игрока в колонне, он должен докатить его до конечной черты, находящейся в 10–20 шагах впереди. Выигравшей считается та команда, которая раньше доставит ком к финишу. Игру начинают по сигналу.
Игрок, докативший ком до впереди стоящего, остается на месте. Скатанные комья можно использовать для построения снежной крепости.
15.Снежная крепость
Из снега строят крепость – стену высотой 1,5 м и длиной 4–5 м. Половина участников защищает крепость, находясь внутри нее (за стеной), половина нападает. Защитники и нападающие ведут активную перестрелку снежками. Участник игры, в которого попали один раз, считается раненым, два раза – убитым и выбывает из игры.
Побеждает команда, которой за определенный промежуток времени удалось вывести из строя большее количество противников.
16.Салки-снежки
Один из играющих – водящий. Остальные пробегают мимо него по площадке в разных направлениях. Водящий старается попасть в пробегающих мимо снежками (их лучше заготовить заранее). Тот, в кого попали снежком, останавливается и, не покидая своего места, старается попасть снежками в бегающих игроков, помогая водящему. Постепенно число таких помощников водящего увеличивается. Когда их становится больше, чем остальных игроков, игра прекращается.
17. Снежные домики
Строительством из снега лучше всего заниматься после снегопада или во время оттепели, когда снег мягкий и липкий. Из снега можно построить не только горку или крепость, но и лабиринт, домики, беседки и многое другое.
Можно скатать крупные комья снега и из них складывать стены построек, залепляя промежутки снегом.
А можно сделать снежные кирпичи и все стены построек складывать из них. Для заготовки кирпичей из снега нужны формочки – деревянные ящики без дна и крышки. Они должны быть разъемными. Одна продольная стенка вместе с поперечной должна откидываться на петлях (петли могут заменить кожаные ремешки).
Такие ящички нетрудно изготовить в школьной мастерской или дома. К ящичкам нужны трамбовки – дощечки с ручками. Снег набивают в ящик и утрамбовывают. Затем раскрывают ящик – кирпич готов.
Стены из таких кирпичей лучше укладывать кирпичной кладкой так, чтобы стыки не совпадали.
18. Снежные фигуры
В снежную погоду интересно устроить во дворе конкурс снежных фигур. Это могут быть звери, персонажи сказок, машины, ракеты, самые разные предметы. Фигуры собирают из снежных комков или скатывают большую снежную глыбу, а затем, добавляя детали или отсекая лишнее, превращают ее в задуманную фигуру.
Кроме снежных фигур, можно лепить выпуклые барельефы на плоскости. Снежные фигуры можно облить водой – они обледенеют и сохранятся дольше, радуя прохожих. Можно раскрасить фигуры акварельными красками или разноцветными чернилами.
19. Салки на лыжах
Игра проводится как обычные салки, но игроки стоят на лыжах без палок.
Водящий старается запятнать остальных игроков. Запятнанный игрок становится водящим.
На одной лыже. Игроки должны пройти дистанцию 15–20 м на одной лыже, отталкиваясь палками. Побеждает тот, кто придет к финишу первым, не оступившись ни разу свободной ногой в снег.
20. Эстафета на санках
Играют две команды. Участники строятся параллельными рядами перед стартовой чертой. По сигналу ведущего два игрока от каждой команды – один в санках, второй везет его – бегут к финишу. Длина дистанции 30–40 м. На финише игроки меняются местами (в санки пересаживается тот, кто вез, а тот, кого везли, становится в упряжку) – и возвращаются к команде. Их сменяет другая пара участников.
21.Захвати мяч.
Для игры требуется хорошо утоптанная площадка, клюшки и мячи для каждого игрока. Игра вообще рассчитана на 4-8 человек. Если играть классом играется партиями. Каждый игрок в зависимости от своих тактических соображений на площадке выкапывает ямку, размер ямки должен подходить к размеру мяча. А значит мяч должен свободно в ней умещаться. Затем все становятся у своих ямок. Один из игроков кладет свой мяч в центр площадки. Хозяин выставленного мяча стучит клюшкой по земле три раза. После третьего удара все бегут к мячу, и каждый старается завладеть им и ударами и толчками загнать в свою ямку. Как только мяч загоняется в одну из ямок, второй игрок кладет свой мяч в центр, и игра продолжается. Играют пока не будут загнаны все мячи. Тогда то и определяется победитель, это тот, кто загнал в свою ямку больше мячей. Загнанный в ямку мяч засчитывают хозяину не зависимо от того кто сделал последний удар по нему. В этой игре главное учителю следить за корректностью действий учеников. Клюшки не должны высоко подниматься, они же не должны и попадать по другим игрокам. Нарушителей удаляют из игры.
22.Захвати палку.
Игроки делятся на две команды и встают на противоположные стороны площадки напротив друг друга. Перед линией старта перед каждым участником воткнута палка с флажком ( по числу участников игры). Желательно чтобы это были лыжные палки и разного цвета, так как палки более низкой высоты могут привести к травмам при неосторожной игре. По сигналу первые игроки бегут к палкам соперника, захватывают одну палку и несут ее к своим палкам, там втыкают и передают эстафету хлопком по ладони или по плечу следующему игроку. Какая команда принесет быстрее всего палки соперников к себе та и победила.
23.Защити товарища
Два игрока встают в центр игровой площадки, диаметр которой 15-20 м. у одного игрока щит. Можно использовать детские пластмассовые щиты разной формы или изготовленные самостоятельно. Все остальные игроки находятся по краям площадки. Задача игроков попасть снежками по незащищенному щитом игроку. Игрок должен уворачиваться. Но так как при круговом обстреле это сложно, его защищает игрок со щитом.Победит та пара игроков, которая продержится, защищая и сворачиваясь дольше всех.
Другой вариант игры, когда у обоих игроков по щиту. Тогда выбивать можно любого из них. Игроки защищают друг друга. Если попадают в одного, то выбывает и второй игрок. Так что приходит в этом варианте игры думать еще о партнёре. Игрокам дается строгое указание, не бросать снежки в голову.
24.Катапульта
Между двумя командами располагается большое препятствие, снежная высокая крепость, домик … то есть то, что не даст одной и другой команде увидеть друг друга. Класс делится на две команды и, располагаются по обе стороны от препятствия. Сбоку стоит учитель. Команды изготавливают снежки. Учитель громко кричит имя или фамилию ребенка любой команды, который должен сразу бросить свой снежок через крепость. Все должны в это время внимательно смотреть вверх и увернуться от снежка при его появлении на свой территории. Если игроки прозевали снежок и он попал в них, то игрок переходит во вражескую команду как пленник и играет уже на стороне врага.