Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Чемпион» для 1-4 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Чемпион» для 1-4 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Чемпион ", для 1-4 класса, разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами.Она включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Чемпион» для 1-4 классов »
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«2-Пристанская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА приказом
на заседании МО МБОУ «2-Пристанская ООШ» учителей начальных классов 02.09.2014г. №125
протокол № 1
от 29.08. 2014
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Чемпион»
для 1-4 классов
Составитель
Кофанова Нина Ярославна,
учитель начальных классов
д. Пристань – 2, 2014
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Чемпион», для 1-4 класса, разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО)
- Положением о внеурочной деятельности МБОУ «2-Пристанская ООШ», утвержденным приказом от 02.09. 2013г. № 76.
- Планом внеурочной деятельности МБОУ «2-Пристанская ООШ»», на 2014-2015 учебный год, утвержденным приказом от 01.09.2014 №115
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Задачи:
укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействовать гармоническому, физическому развитию;
обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, формировать коммуникативные компетенции.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Чемпион» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья учащихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию учащегося, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность учащихся, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность учащихся. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма с более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы учащихся, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
Рабочая программа «Чемпион» разработана на весь уровень начального общего образования (1-4) и рассчитана на 1 час в неделю: в 1 классе – 33 часа, во 2-4 классах – 34 часа.
Личностные и метопредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», характеризовать значение занятий по оздоровлению;
характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
установка на здоровый образ жизни;
основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа в процессе знакомства с русскими народными играми;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;
знание основных моральных норм на занятиях и ориентации на их выполнение;
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учащийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ;
договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Основы знаний о народной подвижной игре.
- Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.
- Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры.
Выработка правил.
- Пятнашки.
- Фанты.
- Горелки.
- Лапта.
- Блуждающий мяч.
Игры на свежем воздухе.
- Русские народные игры. «Ловушка».
- Групповые игры. «Охотник и сторож».
- Групповые игры. «Карусель», «Совушка».
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
- Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.
- Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».
- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
- Эстафеты с бегом и прыжками.
- Эстафеты с преодолением препятствий.
Подвижные игры разных народов.
-Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки».
-Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».
-Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела».
-Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок»
-Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки».
-Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».
-Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч» , «Отдай платочек». -Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».
-Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
- Упражнения со скакалками.
- Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.
- Упражнения со скалками.
Подвижные игры, основанные на элементах:
- гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору»,«Совушка»;
- легкой атлетики:«Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;
- лыжной подготовки:«Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;
- спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
Зимние забавы
-Зимой на воздухе. «Городки».
- Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов».
- Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».
- Эстафета на санках.
- Лыжные гонки.
Техника безопасности.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности учащихся.
1 класса
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Основные виды учебной
деятельности
1.
Русские народные игры.
6
Знать правила поведения при играх,
Самостоятельноиграть в разученные игры.
Через народные игры познавать
традиции, обычаи, особенности жизни
своего народа, приобщается к его культуре.
культуре.
2.
Игры на развитие психических процессов.
6
Знать правила поведения при играх,
самостоятельно играть в разученные
игры. Развитие восприятия, памяти,
мышления, внимания. Коррекция
эмоциональной сферы учащихся.
3.
Подвижные игры.
13
Разучивать правила поведения при
играх, разучивать правила игры.
Умение сотрудничать в коллективе
сверстников в процессе проведения
подвижных игр. Учиться осознавать
свои трудности и стремиться к их
преодолению.
4.
Спортивные игры.
8
Разучивать и знать правила поведения
во время игры. Овладевать навыками
самоконтроля в общении со сверстниками.
Всего:
33
2 класс
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности
1.
Вводное занятие
2
Основы знаний о народной подвижной игре .Понимание роли и значения занятий изическими упражнениями и играми для укрепления здоровья; высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.Оздоровительная минутка. Разыгрывание ситуации на тему «Здоровье».
2.
Игры на свежем воздухе
6
Развитие выносливости. Развитие скоростно-силовых способностей. Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.
3.
Подвижные игры разных народов
22
Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр. Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры. Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками. Учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
4.
Эстафеты
2
Умение выполнять общеразвивающие упражнения, эстафету с бегом и прыжками, с преодолением препятствий, самостоятельно играть в разученные игры. Развитие скоростно-силовых способностей.
5.
Резервные часы
2
Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр. Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.
Всего:
34
3 класс
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности
1.
Вводное занятие
1
Понимание роли и значения занятий изическими упражнениями и играми для укрепления здоровья; высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.Оздоровительная минутка. Разыгрывание ситуации на тему «Здоровье».
2.
Техника безопасности
3
Знать технику безопасности во время занятий спортивной деятельностью. Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности
инвентаря и оборудования, организации места занятий
3.
Беседы
3
Уметь ухаживать за своим организмом, знать правила личной гигиены, знать как закаливать организм.
4.
Игры
27
Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.Умение выполнять общеразвивающие упражнения, эстафету с бегом, самостоятельно играть в разученные игры. Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками.
Всего:
34
4 класс
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности
1.
Вводное занятие
1
Понимание роли и значения занятий изическими упражнениями и играми для укрепления здоровья; высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
2.
Техника безопасности
2
Знать технику безопасности при занятиях подвижными играми на свежем воздухе..
3.
Беседы
2
Здоровьесберегающие беседы. «Как сохранить здоровье, где можно и где нельзя играть».
Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности
инвентаря и оборудования, организации места занятий
4.
Подвижные игры
17
Научиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий. Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.
Представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки учащегося.
5.
Эстафеты
9
Развитие выносливости. Развитие скоростно-силовых способностей. Знать правила поведения во время игры, самостоятельно играть в различные игры. Умение выполнять
общеобразовательные упражнения.
6.
Резервные часы.
3
Всего:
34
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
1. Бутин И.М., Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей 1-4 классов.
М: Владос 2002
2. Гришков В.И. Детские подвижные игры.
3. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М: Вако 2004
4. Лях В.И. «Мой друг – физкультура: 1-4 кл.» М. Просвещение 2001 г.
5. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М: Владос 2003
6. Обухов Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы 1-4 классы. М: Вако 2008