Программа внеурочной деятельности "Чемпион" 1-4 класс
Программа внеурочной деятельности "Чемпион" 1-4 класс
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Чемпион» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Чемпион" 1-4 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Совхозская основная школа
Программа внеурочной деятельности «Чемпион»
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ
И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
для обучающихся 1-4 классов
(срок реализации 3 года)
Автор составитель:
Храпова Екатерина Сергеевна, учитель физической культуры
п. с-за «Сормовский Пролетарий»
2018 год
Пояснительная записка
Современное образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье включает в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Чемпион» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Чемпион» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Чемпион» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
представлений о: факторах, влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Обучение:
Осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Чемпион» предназначена для обучающихся 1-4 классов в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Срок реализации программы 3 года. Программа рассчитана на 1-4 классы, 1 час в неделю, 34 часа в год.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Чемпион»
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формирование мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; формирование основ российской, гражданской идентичности, умение активно включаться вобщение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях; проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей.
Метапредметные результаты:
включение в творческую деятельность под руководством учителя, формирование собственного мнения и позиции, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Чемпион» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Определять цель выполнения заданий на уроке, под руководством учителя.
Принимать учебную задачу;
Объективно оценивать свои умения;
Соблюдать требования техники безопасности.
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности; Иметь представление об истории Олимпийских игр;
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Содержание курса:
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-оздоровительному направлению «Чемпион» состоит из 6 разделов:
«Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
«Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого; двигательная активность.
«Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата; двигательная активность.
«Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона; двигательная активность.
«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма; двигательная активность.
«Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода, двигательная активность.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены.
Учебно-тематический план 1 год обучения
№
Раздел, темы занятий
Всего часов
Теоретические
Практические
«Вот мы и в школе»:
7
1.
Введение: «Вот мы и в школе»
1
2.
Физкультура и я
1
3.
Я делаю гимнастику
1
4
Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»
1
5.
Дорога к доброму здоровью
1
6.
Здоровье в порядке-спасибо зарядке
1
7.
Игры на развитие восприятия
1
Питание и здоровье
3
8.
Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»
1
9.
Игры на развитие воображения. «Волшебное яйцо»
1
10.
Как и чем мы питаемся
1
Мое здоровье в моих руках
5
11.
Игры на внимание. «За флажками»
1
12.
Игры на свежем воздухе
1
13.
Как обезопасить свою жизнь
1
14.
День здоровья «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим»
1
15.
В здоровом теле здоровый дух
1
Чтобы быть без докторов
8
16.
«Хочу остаться здоровым»
1
17.
Физкультура – это здоровье
1
18.
Полезные упражнения
1
19.
Виды спорта
1
20.
Веселые скакалки
1
21.
Дружная лыжня
1
22.
Снежный биатлон
1
23.
Лыжные гонки
1
Я в школе и дома
7
24.
Мой внешний вид – залог здоровья
1
25.
Зрение – это сила
1
26.
Зарядка для глаз
1
27.
Осанка – это красиво
1
28.
Держим спину прямо
1
29.
Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим
1
30.
Подвижные игры во дворе
1
Вот и стали мы на год взрослей
6
31.
Опасности летом (просмотр видео фильма)
1
32.
Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребенка «Три характера»
1
33.
Первая доврачебная помощь
1
34
Чему мы научились за год
1
Учебно-тематический план 2 год обучения
№
Раздел, темы занятий
Всего часов
Теоретические
Практические
«Вот мы и в школе»:
7
1.
Введение: «Вот мы и в школе»
1
2.
Танцевальные упражнения с шагами и подскоками. Подвижные игры с предметами
1
3.
Что мы знаем о ЗОЖ
1
4.
По стране здоровья. Беседа
1
5.
Упражнения с предметами.(мячами, скакалками.)
1
6.
Упражнения на лазания и пере лазания. Игра «Кнопка- тропинкакнопка»
1
7.
Я хозяин своего здоровья
1
Питание и здоровье
7
8.
Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь.
1
9.
Русские народные игры « У медведя во бору»
1
10.
Культура питания. Этикет.
1
11.
Игры на развитие восприятия « Выложи сам»
1
12.
«Что даёт нам море»
1
13.
Игры на развитее памяти «Повтори за мной»
1
14.
Светофор здорового питания
1
Мое здоровье в моих руках
8
15.
Сон и его значение для здоровья человека
1
16.
Закаливание в домашних условиях
1
17.
Игры на свежем воздухе « Два Мороза»
1
18.
Иммунитет
1
19.
Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.
1
20.
Спорт в жизни ребёнка
1
21.
Игры- Аттракционы с мячами.
1
22
Слагаемые здоровья
1
Чтобы быть без докторов
3
23.
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности
1
24.
Веселые старты с овощами.
1
25.
Как защитить себя от болезни. (Выставка рисунков)
1
Я в школе и дома
5
26.
Я и мои одноклассники
1
27.
Почему устают глаза?
1
28.
Гимнастика для глаз. Комплекс упражнений
1
29.
Шалости и травмы
1
30.
«Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление
1
Вот и стали мы на год взрослей
4
31.
Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова
«Красивые грибы»
1
32.
Первая помощь при отравлении
1
33.
Игры на воздухе. Футбол.
1
34.
Наши успехи и достижения.
1
Учебно-тематический план 3 год обучения
№
Раздел, темы занятий
Всего часов
Теоретические
Практические
«Вот мы и в школе»:
5
1.
Введение: «Вот мы и в школе»
1
2.
«Здоровье и здоровый образ жизни»
1
3.
Подвижные игры. Игра «У ребят порядок строгий»
1
4.
Физическая активность и здоровье
1
5.
Как познать себя
1
Питание и здоровье
5
6.
Здоровая пища для всей семьи
1
7.
Подвижные игры. Игра «Кот идет»
1
8.
Как питались в стародавние времена и питание нашего времени
1
9.
Подвижные игры. Игра « Беги и собирай
1
10.
Подвижные игры. Игра «Берегись Буратино»
1
Мое здоровье в моих руках
6
11.
Домашняя аптечка
1
12.
«Мы за здоровый образ жизни»
1
13.
Марафон «Сколько стоит твоё здоровье»
1
14.
Отдых для здоровья
1
15.
Подвижные игры. Игра «Через ручеек»
1
16.
Умеем ли мы отвечать за своё здоровье
1
Чтобы быть без докторов
5
17.
Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься
1
18.
День здоровья «За здоровый образ жизни»
1
19.
Подвижные игры. Игра «Футбол»
1
20.
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности
1
21.
Подвижные игры. Игра «волк ко рву»
1
Я в школе и дома
7
22.
Игры на воздухе. Игра «Зима-лето»
1
23.
Кукольный спектакль «Спеши делать добро»
1
24.
Игры на воздухе. Игра «Стая»
1
25.
Что такое дружба? Как дружить в школе
1
26.
Игры на воздухе. Игра «Найди пару»
1
27.
Мода и школьные будни
1
28
Делу время , потехе час.
1
Вот и стали мы на год взрослей
6
29.
Я и опасность.
1
30.
Подвижные игры. Игра «Дорожные помощники»
1
31.
Игра «Мой горизонт»
1
32.
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»
1
33.
Подвижные игры. Игра «футбол»
1
34.
Игры на свежем воздухе
1
Список литературы
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентанаграф». 2002.- 205 с.
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. :Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.