Программа по русскому языку 3 класс УМК "Перспектива".
Программа по русскому языку 3 класс УМК "Перспектива".
Рабочая программа разработана в соответствии с основным положением ФГОС начального общего образования,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе примерной программы по учебным предметам начальной школы и авторской программы Л.Ф.Климановой,Т.В.Бабушкиной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку 3 класс УМК "Перспектива".»
планируемые результаты по русскому языку 3 класс
Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).
Учебник «Русский язык» для третьего класса включает пять разделов. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Предметные результаты
Развитие речи. Речевое общение
Обучающийся научится:
• понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
• относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
• анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
• выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
• контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
• правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;
• различать диалогическую и монологическую речь;
• составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
• составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
• пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
• писать изложения по составленному плану;
• составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.
Обучающийся получит возможность научиться:
• совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
• говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
• делать полный и краткий пересказ текста;
• устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
• исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);
• совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
• соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.
Главный помощник в общении — родной язык
Фонетика, графика, орфография
Обучающийся научится:
• проводить звукобуквенный анализ слов;
• определять ударение в словах;
• делить слова на слоги и на части для переноса;
• находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;
• верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;
• правильно писать «не» с глаголами;
• использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;
• писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.
Обучающийся получит возможность научиться:
• верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;
• формировать представление о единообразии написания слова, морфем;
• писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.
Лексика
Обучающийся научится:
• различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;
• сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);
• распознавать в тексте синонимы и антонимы;
• находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;
• сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;
• объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать различие основной функции имён и личных местоимений;
• объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;
• различать мотивированные и немотивированные названия.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
• разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;
• выделять в слове основу и окончание;
• составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
• различать однокоренные слова и разные формы одного слова;
• объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;
• образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;
• правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;
• понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);
• образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
• определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
• правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.
Имя существительное
Обучающийся научится:
• различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;
• определять число имён существительных;
• определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;
• определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;
• изменять имена существительные по падежам.
Обучающийся получит возможность научиться:
• верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;
• сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;
• образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;
• разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).
Местоимение
Обучающийся научится:
• сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;
• употреблять личные местоимения в речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.
Глагол
Обучающийся научится:
• распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
• определять времена глаголов;
• образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;
• определять число глаголов;
• верно писать частицу «не» с глаголами;
• писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.
Имя прилагательное
Обучающийся научится:
• находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
• определять связь имени прилагательного с именем существительным;
• верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.
Обучающийся получит возможность научиться:
• делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;
• объяснять роль имён прилагательных в речи;
• использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.
Синтаксис
Словосочетание
Обучающийся научится:
• объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;
• составлять словосочетания по заданным моделям;
• находить словосочетания в предложении.
Предложение
Обучающийся научится:
• определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;
• находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
• находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);
• устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
• находить в предложении однородные члены.
Обучающийся получит возможность научиться:
• верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.
Текст
Обучающийся научится:
• отличать текст от простого набора предложений;
• устанавливать связь между предложениями в тексте;
• определять тему и основную мысль текста;
• озаглавливать текст;
• выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;
• испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
• осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
• относиться с уважением к представителям других народов;
• уважительно относиться к иному мнению;
• понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
• соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
• развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
• конструктивно разрешать проблемные ситуации;
• оценивать свои успехи в освоении языка.
Обучающийся получит возможность:
• сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
• эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
• сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
• осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
• стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
• сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
• ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
• понимать цели и задачи учебной деятельности;
• находить ответы на проблемные вопросы;
• пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
• самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
• пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
• развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
• развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• делать самостоятельные выводы;
• находить выход из проблемных ситуаций;
• определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
• выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;
Требования к уровню подготовки обучающихся. Раздел «Речевое общение. Повторяем — узнаем новое»
- закрепить представление детей о речевом общении и языке как основном средстве коммуникации,
- углубить знания учащихся о вербальных (словесных) и невербальных средствах общения.
- познакомить с основными правилами ведения диалога,
- продолжать формировать представление детей о культуре устной и письменной речи, речевом этикете, уметь поддерживать разговор с партнером, проявлять к собеседнику должное внимание и уважение,
- наблюдать за функционированием языковых единиц в речи, постепенно приучаясь реализовывать свои коммуникативные намерения, оформлять устные и письменные высказывания в соответствии с существующими культурными нормами,
- продолжать работу по формированию орфографической зоркости учащихся,
- систематизировать знания детей об орфографических правилах.
Раздел «Язык – главный помощник в общении»
- познакомить детей с особенностями данных языковых единиц,
- показать, что словосочетание, предложение и текст — это не случайные образования. Каждое из них имеет свою четкую структуру,
- сопоставить сначала словосочетания, а затем предложения с разным лексическим наполнением, но построенных по одной модели (схеме),
- познакомить с композицией текста, определить, что данная структура свойственна не какому-либо одному тексту, а всем синтаксическим единицам данного уровня,
- продолжить работу со словарями различного типа: орфографическим, орфоэпическим, толковым, энциклопедическим, словарями синонимов и антонимов.
Раздел «Состав слова».
Лексической работе со словом, его значением в новой системе отводится значительное место. Начиная с периода обучения грамоте формируется представление детей о слове как о двусторонней единице языка, которая имеет внешнюю (звуко-буквенную) форму и внутреннюю форму (значение). Осознать и удержать в памяти информацию о двух сторонах слова учащимся помогают простейшие структурно-семантические модели слова. Такие модели помогают глубже осознать особенности многозначных слов, омонимов, синонимов и антонимов.
- учащиеся соотносят слова, которые создаются для наименования целой группы однородных предметов (нарицательные имена), слова, называющие единичные, конкретные предметы (имена собственные), слова, служащие для замещения других слов (местоимения),
- при изучении состава слова существенное внимание уделяется значению, которое приносит в слово каждая из морфем,
- знакомятся с понятием основы слова, с элементарными способами словообразования. Знание морфемного состава слова позволяет, с одной стороны, лучше понять его семантику, с другой стороны, организовать эффективную и осмысленную работу над орфографическими правилами.
- для формирования орфографической грамотности учащихся особое значение имеет задание сравнить форму и значения родственных слов. Выполнение этого задания помогает избежать ошибки, когда к однокоренным относят слова, которые имеют одинаково звучащие части, но различны по значению (вода — водитель, вор — ворона и др.). Знания о составе слова служат залогом орфографически верного написания приставок и суффиксов (простые случаи).
В разделе «Части речи»
- углубить и расширить знания учеников об имени существительном, глаголе, имени прилагательном,
- вводится определение местоимения,
- при изучении грамматических понятий (род, число и падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время, число и род глаголов) акцент делается на значении этих категорий для общения, для верного построения словосочетаний, предложений, текстов.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:
— названия и порядок букв русского алфавита;
— признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;
— правила переноса слов;
— признаки предложения и текста;
— правила речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
— использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;
— вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;
— различать устные и письменные формы общения;
— каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты в 40—50 слов без пропусков и искажений;
— проверять написанное, сравнивая с образцом;
— проводить звукобуквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;
— обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
— писать заглавную букву в именах собственных;
— писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты (в 30—40 слов), включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;
— правильно писать слова с сочетаниями жи — ши,
ча—ща, чу — щу, чк, чн, щн; слова с непроверяемыми буквами, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком (ь);
— различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;
— находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);
— проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;
— выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;
— находить в предложении главные члены;
— определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;
— определять число имен существительных, прилагательных, глаголов;
-письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 2—3 предложения на заданную тему -писать изложение 50-55 слов с помощью вопросов.
Русский язык.3 класс
№
Название раздела
Количество часов
Практическая часть
1
Мир общения.
14
№1 контрольный диктант «Мир общения»
2
Язык –главный помощник.
42
№2 к.р. «Девять правил орфографии.»
№ 3к.р. «Предложение»
3
Состав слова.
15
№4К.Р. «Состав слова»
4
Части речи.
99
№5 к.р. «Имя сущ.»
№6 к.р. «Ь на конце имен сущ. После шипящих».
№7 к.д. «Имя сущ.»
№8 Изложение.
№9 Обучающее сочинение.
№10 к.р. «Глагол»
№11 Сочинение-описание.
№12 Изложение по вопросам.
№13 к.р. «Прилагательное».
№14 Итоговая к.р. за 3 класс.
Тематическое планирование. Русский язык. 3 класс.
Мир общения. Повторяем – узнаем новое (14ч.)
Познавательные: потребность в творческом самовыражении; эффективная работа с учебной книгой; умение классифицировать: слова по частям речи, имена прилагательные на основе различий в их значении; умение редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением.
Регулятивные: определение цели учебной деятельности; составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; контролирование способа (алгоритм) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану; оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.
Коммуникативные: выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию; составлять несложные монологические высказывания (устные и письменные), выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
№
Сроки проведения
Тема урока
Количество часов
Основные виды деятельности учащихся
Практическая
часть
По плану
Фактически
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
1. Кто такие собеседники?
2. Собеседники.
3. Диалог.
4. Диалог.Собеседники
5. Диалог.Собеседники.
6.Обобщение изученного. 7.Правила устной и письменной речи. Закрепление.
8. Культура устной и письменной речи.
9 Текст.
10. типы текста.
11.Части и план текста..
13 Проверка знаний учащихся
12. Научные и художественные тексты.
14. Работа над ошибками
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Анализировать речевую модель общения: речь партнера по речевому общению, цель и тему общения, его результат. Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и подготовленности партнера к беседе. Использовать в общении в соответствии с культурными нормами вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы. Слушать речь собеседника, т.е. проводить элементарный анализ речи, понимать ее основную мысль, задавать вопросы. Говорить выразительно, понятно, логично, четко формулировать мысль в словесной форме. Говорить связно и в нормальном темпе, соблюдать необходимые нормы орфоэпии. Составлять диалоги, основанные на правилах продуктивного общения. Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за четкостью дикции, нужной громкостью голоса, верной интонацией. Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи. Распознавать предложения, словосочетания, текст. Отличать текст от набора предложений, устанавливать связи между предложениями в тексте. Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. Писать тексты по коллективно и самостоятельно составленному плану. Распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение. Писать изложения небольших текстов по предварительно составленному плану. Составлять тексты – рассуждения на заданные темы. Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом или образцом.
Р.о. туес. шаньга
Р.с двойная роль букв е.е.ю.я туес.
1. Контрольный диктант по теме «Мир общения. Повторяем – узнаем новое».
Р.с. олень. ягель
Язык – главный помощник в общении ( 42ч.)
Познавательные:проводить звуко-буквенный анализ слов ;определять ударение в словах; делить слова на слоги и на части для переноса ;находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Чн, чк, нщ; непроизносимые написания; разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне , перенос слов),каллиграфически правильно списывать слова и предложения, тексты; знать признаки слова, словосочетания и предложения; составлять словосочетания по заданным моделям; проводить синтаксический анализ предложения; находить главные и второстепенные члены предложения, находить связь между ними по вопросам; находить однородные члены предложения, уметь ставить при них запятые.
Коммуникативные:понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить мысли и чувства; относиться к языку как у великой ценности и культурному достоянию русского народа; анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат; -понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать. Похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить); формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях. Регулятивные: использовать алгоритм для решения определенных задач; сравнивать различные языковые единицы; уметь пользоваться справочной литературой; объективно оценивать свой уровень усвоения знаний; уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.
№
Сроки проведения
Тема урока
Количество часов
Основные виды деятельности учащихся
Практическая
часть
По плану
Фактически
15
16
19.
20.
21.22.23.24
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.39.40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52. 53.
54.
55.56.
15.Язык – главный помощник в общении.
16. Звуки и буквы.
17Слог.ударение
18 Слог, ударение.
19Девять правил орфографии
20. Прописная буква в именах собственных.
21 Проверяемые безударные гласные в корне слова.
22. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные
23Проверяемые. Непроверяемые гласные в корне слова.
24-25 Проверяемые и непроверяемые парные по звонкости и глухости согласные в корне слова
Доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства; что язык - это великая ценность и культурное достояние русского народа. Проводить звуко – буквенный анализ слов. Определять самостоятельно ударения в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам. Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты. Сравнивать слова по значению и форме. Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Распознавать в тексте синонимы и антонимы. Различать лексическое значение и звуко – буквенную форму слова. Сравнивать слово, словосочетание и предложение на основе их главной функции – быть средством номинации или средством выражения законченной мысли. Составлять словосочетания по заданным моделям. Находить словосочетания в предложении. Проводить синтаксический разбор предложений, определять их вид по цели высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце предложения. Выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам. Обозначать на письме интонационно перечисления в предложениях с однородными членами.
Р.с.морж.глухарь.сыч.кряж
Р.о. пуночка
2 Контрольная работа по теме « Девять правил орфографии»
Р.с двойная роль букв е.е.ю.я туес.
3 Контрольный диктант по теме"Предложение."
Состав слова (15 ч.)
Познавательные : осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради на печатной основе, словарей; умение ориентироваться в учебнике и находитьответы в тексте, иллюстрациях; различать корни с омонимичным значением; доказывать родство однокоренных слов; объяснять разницу в употреблении разделительных мягкого и твердого знаков умение ориентироваться в учебнике; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; сравнение записанного текста с образцом; сравнение предложений по цели высказывания и по интонации; различение понятий: «члены предложения» и «части речи»; «текст» и «предложение»; различение текстов по типу и жанру; умение характеризовать языковые единицы.
Регулятивные: определение цели учебной деятельности; составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и однокласс-никами; контролирование способа (алгоритм) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану; оценивание полученного резуль-тата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.
Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной речи; умение слушать и понимать речь других; способность проявлять твор-ческую активность в процессе сотрудничества; умение выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий; умение соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание и терпение, уважение к чужому мнению, опираться на морально-этические нормы; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
№
Сроки проведения
Тема урока
Количество часов
Основные виды деятельности учащихся
Практическая
часть
По плану
Фактически
.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
57.Корень слова
58.Однокоренные слова
59.Корневые орфограммы
60.Корневые орфограммы.
61.Развитие речи..
62.Приставка
63.Отличие приставки от предлога
64.Суффикс
65.Суффикс как значимая часть слова
66.Окончание и основа
67.Окончание и основа
68.Окончание. Закрепление.
69.Сложные слова – слова с двумя корнями
70.Проверочная работа
71.Работа над ошибками.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание. Образовывать слова по заданным словообразовательным моделям. Объяснять значение морфем. Находить в слове орфограмму, определять ее тип, применять нужный алгоритм для ее проверки. Переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, слова с мягким знаком. Каллиграфически правильно списывать предложения и тексты, проверять написанное. Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями, при необходимости проверять их написание по орфографическому словарю. Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами. Самостоятельно определять ударение в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам. Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова. Образовывать слова по указанным схемам. Объяснять написание основных приставок русского языка. Различать приставку и предлог. Объяснять значение, которое привносит в слово приставка. Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс. Подбирать слова с указанными суффиксами. Образовывать новые слова с помощью суффиксов. Находить окончания в изменяемых словах. Понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании. Образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов. Разбирать сложные слова по составу.
Р.с двойная роль букв е.е.ю.я туес.
4 Контрольная работа по теме «Состав слова»
Части речи (99ч.)
Познавательные:. представлять части речи как группы слов,различать имена существительные,прилагательные,глаголы,самостоятельные и служебные части речи.
Регулятивные: определение цели учебной деятельности; составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками; контролирование способа (алгоритм) решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану; оценивание полученного результата решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем.
Коммуникативные: выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формулировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию; составлять несложные монологические высказывания (устные и письменные), выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
№
Сроки проведения
Тема урока
Количество часов
Основные виды деятельности учащихся
Практическая
часть
По плану
Фактически
72.
73
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86. 87. 88. 89. 90 .91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
.
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115.116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.133.134.135.136.137.138.139.140.141.
142.143.144.145.146.147.148.150.151.
151.152.
153.154.156.157.158
159160.161.162.163.164.165.
166
167
168
169
170
72. Части речи
73. Развитие речи.
74Проверочная работ
75 Имя сущ.
76.Собственные и нарицательные имена сущ.
77.Одушевленные и неодушевленные имена сущ.
78.Имя существительное как часть речи
79 Сочинение-описание.
80.Число имен существительных
81 Число имен существительных. Закрепление
82.Число имен сущ.
83.Контрольный диктант
84.Работа над ошибками
85.Новогоднее путешествие.
86.Род имен существительных.
87 Род имен существительных
88 Род имен сущ.
89 Род имен сущ.
90.Род имен сущ.
91.Обучающее изложение
92.Мягкий знак на конце имен сущ. женского рода после шипящих.
93.Ь на конце имен сущ.
94.Контрольный диктант "Ь на конце имен сущ. после шипящих.
95.Работа над ошибками
96 Изменение имен сущ. по падежам
97.Изменение имен существительных по падежам
98.Изменение имен сущ. по падежам.
99.Именительный падеж
100.Изменение имен существительных по падежам .Родительный падеж.
101Родительный падеж.
102.Дательный падеж.
103.Винительный падеж.
104.Творительный падеж.
105 Творительный падеж.
106 Предложный падеж.
107 Склонение имен сущ.
108 Склонение имен сущ.
109 Имя сущ 110.Имя сущ.продолжение.
111.Проверочная работа по теме "Имя сущ"
112.Контрольный диктант по теме "Имя сущ"
113 Работа над ошибками.
114.Местоимение.
115 Местоимение
116 Местоимение
117 Глагол
118Глагол
119 Глагол.
120.Изменение глаголов по временам
121.Изменение глаголов по временам
122.Изменение глаголов по временам
123.Глаголы настоящего времени
124Глаголы прошедшего времени
125Глаголы прошедшего времени
126.Глаголы будущего времени
127.Глаголы будущего времени
128.Неопределенная форма глагола
129.Неопределенная форма глагола
130.Неопределенная форма глагола
131Закрепление.Изменение глаголов по времени.Неопределенная форма глагола
132Изменение глаголов по числам
133.Изменение глаголов по числам
134 Обучающее изложение по теме »Глагол»
135.Развитие речи.Сочинение.
136.Изменение глаголов прошедшего времени по родам
137.Изменение глаголов прошедшего времени по родам
138 Изменение глаголов прошедшего времени по родам
139.Не с глаголами
140Не с глаголами 141Глагол 142 Глагол 143 Контрольный диктант по теме «Глагол» 144 Работа над ошибками
145-149 Имя прилагательное
150.Изменение имен прилагательных по родам и числам
151.Изменение имен прилагательных по родам и числам
152.Изменение имен прилагательных по числам
153.Изменение имен прилагательных по числам
154.Изменение имен прилагательных по числам.родам и падежам.
155Развитие речи. Сочинение-описание.
156.-158 Изменение имен прилагательных по родам. Числам и падежам
159.Имя прилагательное
160.Обучающее изложение по теме «Имя прилагательное».
161. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
162. Работа над ошибками.
163. Повторение основных признаков изученных единиц языка и речи. Закрепление
164-165 .Повторение.Слово.Предложение. Текст.
166.Повторение изученных тем.
167 Итоговый контрольный диктант с грамматическим задании. 168 Работа над ошибками.
169 Повторение . Правила правописания.
170. Обобщающий урок. Игра «По океану Речи»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Определять части речи ( имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно использовать их. Употреблять имена существительные в составе словосочетаний и предложений. Образовывать формы множественного числа имен существительных при наличии вариантных окончаний. Определять род имен существительных, согласовывать с ними другие части речи (имена прилагательные, глаголы прошедшего времени). Употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода. Сопоставлять написание имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие.
Называть падежи имен существительных по порядку. Называть вопросы падежей имен существительных. Изменять существительные по падежам. Определять падеж имен существительных по определенному алгоритму. Разбирать имя существительное: называть начальную форму, определять, собственное оно или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, указывать род, число, падеж.
Сравнивать по значению и по функции имена существительные и местоимения. Редактировать тексты, используя личные местоимения.
Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков. Образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Писать мягкий знак после Ч в глаголах неопределенной формы.
Наблюдать за изменением глаголов по числам.
Наблюдать за изменением глаголов по лицам ( без введения термина).
Писать раздельно не с глаголами.
Определять грамматические признаки глаголов (время и число). Использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи.
Находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков.