kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому языку, 4 класс УМК ПЕРСПЕКТИВА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету  «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (п. 19.5) к структуре программ отдельных учебных предметов, курсов, на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы  «Русский язык» (авторы Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина), являющейся составной частью Образовательной системы УМК«Перспектива».  

Предмет «Русский язык»  входит в образовательную область «Филология».

Данная программа реализуется в образовательной среде обучения «1 ученик: 1 компьютер», включающей мультимедийные уроки, современные методы обучения и знания, представленные в цифровом формате, в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 года).
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку, 4 класс УМК ПЕРСПЕКТИВА »



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(УМК «Перспектива»)


I. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (п. 19.5) к структуре программ отдельных учебных предметов, курсов, на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский язык» (авторы Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина), являющейся составной частью Образовательной системы УМК «Перспектива».

Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Филология».

Данная программа реализуется в образовательной среде обучения «1 ученик: 1 компьютер», включающей мультимедийные уроки, современные методы обучения и знания, представленные в цифровом формате, в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 года).

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого школьного курса современного русского языка.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • формирование  специальных умений и навыков по разделам программы;

  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

  • освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;

  • овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задачсодержания предметной области «Филология»:

• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

• развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

• развитие коммуникативных умений;

• развитие нравственных и эстетических чувств;

• развитие способностей к творческой деятельности.

Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь.

Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.

Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.

Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.

Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).

Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

  • развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;

  • обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;

  • пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;

  • формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;

  • обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;

  • развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;

  • развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

Приоритетные формы и методы работы:

Формы: урок

  • урок - открытия новых знаний;

  • урок – рефлексия;

  • урок - обучающего контроля;

  • урок – практикум (практическая работа);

  • урок – систематизации знаний.

Методы:

  • рефлексивной самоорганизации;

  • деятельностный;

  • словесный;

  • наглядный;

  • продуктивный;

  • индуктивный;

  • частично – поисковый;

  • практический;

  • беседа;

  • интегративный;

  • метод создания проблемный ситуаций.

Приоритетные виды и формы контроля:

  • диктант;

  • проверочная работа;

  • обучающее изложение;

  • обучающее сочинение;

  • контрольное списывание;

  • тест.

II. Общая характеристика учебного предмета

Отличительной особенностью курсарусского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:

1) коммуникативного;

2) познавательного;

3) принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

  • осмысление и реализацию основной функции языка — быть средствомобщения;

  • развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цельрезультат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);

  • знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевымии неречевыми);

  • формирование представления о тексте как результате (продукте) речевойдеятельности;

  • развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной

стилевой направленности: деловой (записка, письмо, объявление и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно - познавательной; организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и культурно -нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

  • усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человекаи как средства познания мира через слово;

  • развитие мышления младших школьников с опорой на образное иабстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;

  • поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического инаглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;

  • осмысление понятия «культура» (от его культурно-исторических истоков, гдесоединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности т. е. до образования того или иного понятия);

  • освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительныхдействий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;

  • осмысление языка как знаковой системы особого рода и его замести тельнойфункции;

  • рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двустороннейединицы языка и речи;

  • формирование смыслового, а не озвучивающего чтения; объектом внимания учащихсястановится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;

  • поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значенияслов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.

Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:

  • пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;

  • формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;

  • развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняяпредоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в формеготовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);

  • знакомство и освоение базовых ценностей, основанных натрадициях отечественной культуры и обеспечивающихучащимся духовно-нравственную основу поведения иобщения со сверстниками и взрослыми;

  • творческую самореализацию личности в процессеизучения русского языка и работы с художественнымпроизведением через создание собственных текстов.

Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только«инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, приобретение социального опыта.

Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:

сознательное овладение (на доступном детям уровне)родным языком как средством общения и познания длясвободного пользования им в различных ситуацияхобщения;

развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотностии интеллектуальных способностей учащихся;

формирование бережного отношения к языку, егобогатству, глубине выразительности; развитие интереса кродному языку, его изучению;

формирование стиля речевого общения учащихся,основанного на уважении к собеседнику и его мнению;

приобщение учащихся к духовно-нравственнымценностям русского языка и отечественной культуры.

Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода и охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова с многозначностью слов и синонимией.

Обучение русскому языку на основе данной программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.

Познавательная направленность программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.

Большое значение придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.

Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.).

В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.

В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем обучающиеся учатся

классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.

Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.

Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.

Отдельный, весьма важный элемент Программы — работа с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.


III. Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Русский язык» в 4 классе отводится 5 часов в неделю; всего на учебный год – 170 часов.


Программой предусмотрено проведение:


- контрольных диктантов – 11

- обучающих изложений – 4

- обучающих сочинений – 2

- контрольных списываний – 2

- контрольных словарных диктантов -2

- итоговых контрольных работ – 2


IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- отказ от деления на «своих» и «чужих»;

- уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

- доброжелательность, доверие и внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

В концепции УМК «Перспектива» ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.

Это человек:

  • Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

  • Владеющий основами умения учиться.

  • Любящий родной край и свою страну.

  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,

  • умеющий высказать свое мнение.

  • Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.


V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Русский язык»

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за своюРодину, российский народ и историю России, осознание своей этнической инациональной принадлежности. Формирование ценностей многонациональногороссийского общества, становление гуманистических и демократических ценностныхориентации.

  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебнойдеятельности и формирование личностного смысла учения.

  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основепредставлений о нравственных нормах.

  4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Пониманиезначимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении,сдержанности и доброжелательности.

  5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

  1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии споставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективныеспособы достижения результата.

  2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находитьсредства её осуществления.

  3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

  4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способностьконструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности

  6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных ипрактических задач.

  7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

  8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров всоответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания всоответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

  9. Овладение следующими логическими действиями: сравнение; анализ; синтез;классификация и обобщение по родовидовым признакам; установление аналогий ипричинно-следственных связей; » построение рассуждений; отнесение к известным понятиям.

  10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существованияразличных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

  11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умениедоговариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль,

адекватно оценивать собственное поведение.

  1. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон исотрудничества.

  2. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и

отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты:

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и

культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  1. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явлениенациональной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания,осознание значения русского языка как государственногоязыка Российской Федерации, языка межнационального общения.

  2. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических,лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающихсущественные связи, отношение и функции.

  3. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучанияслова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка. Овладениепервоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умениеориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватныеязыковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

  4. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи какпоказателям общей культуры и гражданской позиции человека.

  5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использоватьприобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативныхзадач.


VI. Содержание учебного предмета «Русский язык»

Содержание предмета «Русский язык» для 4-го класса включает следующие разделы:


Содержание разделов

Кол-во часов

1.

«Повторяем-узнаём новое»

Расширение понятия о речевом общении: ролевые отношения (кто и кому говорит), содержание речи и словесное ее оформление (что и как говорится), цель и мотивы общения (зачем и почему говорится). Умение общаться на разных уровнях (собеседник, группа, коллектив). Представление о качестве речевого общения: выразительности, информативности, логичности, правильности речи. Роль умения слушать и говорить в речевом общении. Осмысление целей устного общения: говорить — это воздействовать на слушателя, приобщать его к своим ценностям, своим взглядам на мир, слушать — узнавать новое. Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп, мелодика речи и др.); умение пользоваться интонацией для передачи своего отношения к сказанному; умение улавливать отношение собеседника к высказыванию по вспомогательным средствам общения (мимика, жесты, интонация, паузы).

Текст. Письменная форма общения. Роль письма и чтения в речевом общении. Понятие о тексте как связном, законченном речевом произведении. Тема, главная мысль, заглавие текста, опорные слова, абзацы. Культура оформления письменного текста: разборчивое письмо в соответствии с требованиями каллиграфии.

20









2

«Язык как средство общения»

Роль языка в общении. Из истории происхождения слов. Знакомство с нормами русского литературного языка. Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека и его общении с окружающими. Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения Наблюдение за тем, как звуковые единицы (звуки, слоги) и звуковые явления (ударение, интонация) обеспечивают функционирование языка — основного средства общения людей.Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка: рассмотрение слова с содержательной (внутренней) и формальной стороны. Обобщение представлений о лексическом значении слова. Тематическая классификация слов на разных основаниях. Наблюдение за смысловыми связями слов. Прямое и переносное значение слова, многозначность.

33

3

«Состав слова. Однокоренные слова»

Повторение и систематизация основных орфограмм корня. Правописание суффиксов. Сложные слова. Образование новых слов с помощью приставок.

23

4

«Слово как часть речи»

Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении.

Имя существительное. Общее значение, вопросы. Род имен существительных как постоянный признак. Изменяемые признаки: число, падеж. Склонение имен существительных в единственном числе. Способы распознавания склонения существительного. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных.Безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонений (кроме имен существительных на - мя, - ий, - ие, - ия); мягкий знак (ь) после шипящих согласных в конце существительных женского рода 3-го склонения и его отсутствие в конце существительных мужского рода. Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Употребление предлогов с именами существительными в разных падежах. Различение именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Имена существительные собственные и нарицательные. Роль имен существительных в речи и в составе предложений.

Имя прилагательное. Общее значение, вопросы. Изменение прилагательных по родам, числам, падежам. Склонение имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе. Связь прилагательных с именами существительными. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Безударные падежные окончания имен прилагательных в единственном и во множественном числе (кроме имен прилагательных с основой на шипящие, - ц, - ий, с окончаниями на - ья, - ье, - ов, - ин) и способы их проверки.

Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения, наблюдение за их ролью в предложении.

Глагол. Общее значение, вопросы. Неопределенная форма глагола как его начальная форма.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

Глаголы I и II спряжения; мягкий знак (ь) после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; глаголы на - тся и - ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Окончания - о, - а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

Роль глаголов в предложении и речи (выразительность, многозначность, образность).

Имя числительное. Общее значение, вопросы. Склонение количественных числительных. Употребление числительных в речи, их сочетаемость с именами существительными (простейшие случаи).

Наречие.

Вопросы к наречиям. Неизменяемость наречий. Образование от имён прилагательных. Роль и употребление в предложении.

78

5

«Повторение»

16


Итого

170 ч.








VII. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

п/п

Дата

Тема урока


Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты


Предметные


Метапредметные и личностные УУД

Раздел: «Повторяем-узнаём новое» (20 ч.)



1.


Знакомство с учебником «Русский язык».

Речевое общение.

1

Познакомить с новым учебником. Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять условия и способ общения, конкретную цель и результат коммуникации.

Научатся:

различать типы текстов.


Получат возможность научиться:

использовать знаки препинания при обращении;составлять текст на заданную тему;

составлять план текста простой и развёрнутый;

писать деловые тексты: записки, объявления, письма, заявления, объяснительные записки.











Научатся:

Находить обращения в тексте.


Получат возможность научиться:

составлять диалоги при работе в паре, используя обращение и слова речевого этикета.






Личностные:

Использование формул речевого этикета в различных сферах общения.

Владеть позитивным настроем при общении.


Регулятивные:

Определять цели, тему, способы и результаты общения.


Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе.


Познавательные:

Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание.


Писать сочинения и изложения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания.


Определять тип текста, формулировать тему и главную мысль текста, излагать текст по составленному плану.


Коммуникативные:

Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения


Умение вести диалог-расспрос, аргументировать своё высказывание, доказывать свою точку зрения.


Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное.


Составлять диалоги, в паре используя обращение и слова речевого этикета.

2.


Речь устная и письменная.


1

Анализировать речь партнёра. Осмысливать сказанное, выделяя главное. Владеть элементарным речевым этикетом.

3.


Цель речевого общения.


1

Определять цели, тему, способы и результаты общения. Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра.

4


Цели общения героев произведений и возможности достижения поставленной цели.

1

Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Писать изложения и сочинения описательного характера с использованием элементов рассуждения и описания.

5


Правила общения.


1

Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части. Владеть позитивным настроем при общении.

6


Речевая культура. Обращение.


1

Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнёра к беседе.

7


Обращение. Знаки препинания при обращении.

1

Выбирать языковые средства, в том числе и обращение, в соответствии с ситуацией общения. Находить обращения в тексте. Использовать знаки препинания для выделения обращения (при записи текста).

Составлять диалоги в паре, используя обращение и слова речевого этикета.

8


Деловая речь. Составление плана.

1

9


Научная речь и художественная речь.

1

10


Метафора и сравнение.

1

Обобщить знания о средствах создания выразительности в художественной речи(эпитет, сравнение). Познакомиться с метафорой.

11


Административный контрольный диктант.

1

Обобщить знания о признаках текста и о его составных частях. Развивать орфографическую зоркость.

12


Текст. Признаки текста.

1

Формулировать тему и главную мысль текста.

Научатся:

определять тип текста.

Получат возможность научиться:

излагать устно и письменно текст по составленному плану; составлять собственные тексты разных типов; грамотно оформлять собственные речевые высказывания.

13


План текста простой и развёрнутый. Типы текстов.

1

Составлять план текста (развёрнутый и сжатый)

14


Р.р. Обучающее изложение «Кот – ворюга»

1

Определять тему текста, научиться передавать содержание текста с опорой на вопросы плана. Составлять план текста, определять главную мысль каждой части.

15.


Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование.

1

Анализировать выбор языковых средств текста в зависимости от основной цели. Учиться определять тип текста и составлять собственные.

16


Составление текстов разных типов.

1

Излагать устно и письменно текст по составленному плану.

17


Составление собственного текста.

1

Составлять собственные тексты разных типов: повествование, описание рассуждение.

18


Проверь себя.

1

Обобщить знания о речевом общении. Развивать орфографическую зоркость при объяснении орфограмм.

19


Контрольный диктант «Осень»

1

Уметь определять тип текста, усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.


20


Анализ контрольного диктанта. Повторение по разделу.

1

Уметь анализировать свою работу.

Раздел: «Язык как средство общения» (33 ч.)

Научатся:

Объяснять смысл родного языка в жизни человека.


Получат возможность научиться:

находить в учебнике необходимую информацию для работы.









Научатся:

определять тип предложений по цели высказывания и по интонации.


Получат возможность научиться:

выделять главные члены и второстепенные члены предложения, распространять предложения второстепенными членами;

ставить знаки препинания при однородных членах.



Научатся:

ставить знаки препинания при однородных членах предложения.


Получат возможность научиться:

составлять тексты-рассуждения, объяснять различия между предложением и словосочетанием.


Личностные:

Позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни человека.


Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование личностного смысла учения.


Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.


Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.


Познавательные:

Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию.


Систематизировать знания об основных языковых единицах, давать определения им.


Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности каждого типа предложений.


Сравнивать простые и сложные предложения, объяснять роль союзов в сложном предложении.


Выделять словосочетание из предложения, находить связь слов в словосочетании.


Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение.


Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.


Коммуникативные:

Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное.

21


Средства общения. Роль языка в общении

1

Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения.

22


Способы передачи сообщения.

1

23


Повторение. Звуки и буквы русского языка.

1

Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни.

Систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова, предложения, тексты)

24


Основные правила орфографии.

1

Давать определение основным языковым единицам. Находить в слове орфограмму и определить алгоритм её проверки.

25


Словесное творчество. Основные правила орфографии.

1

26


Повторение изученных орфограмм. Ударение.

1

Находить в слове нужную орфограмму, показать роль ударения в слове.

27


Контрольный диктант «Гроза»

1

Владеть письменной речью как видом речевой деятельности.

28


Анализ контрольного диктанта. Проверь себя.

1

Проанализировать свою письменную работу и работу над ошибками, допущенными в диктанте. Проверить свои знания по разделу.

29


Предложение. Повторение знаний о предложении.

1

Объяснять особенности и назначение каждого типа предложений.

Использовать предложения всех типов в собственных речевых произведениях.

30


Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания.

1

31


Р.р. Сочинение «Красота природы»

1

Учиться строить различные типы текстов.

32-33


Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения.

2

Выделять главные и второстепенные члены предложения

34


Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.

1

Распространять предложения второстепенными членами.

35


Способы выражения подлежащего и сказуемого.

1

Уметь находить в предложении главные и второстепенные члены предложения учиться устанавливать связь между ними.

36


Связь слов в предложении.

1

37


Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления.

1

Находить однородные члены

38


Контрольное списывание текста «Осень в лесу»

1

Составлять предложения с однородными членами, соединёнными и несоединенными союзами.


39-40


Знаки препинания при однородных членах предложения.

2

41


Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и,а,но.

1

Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. Составлять элементарные сложные предложения.

42


Р.р. Обучающее изложение «Первый снег»

1

43


Анализ изложения. Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением.

1

Выделять словосочетания из предложения на основе вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова. Составлять словосочетания разных типов. Распространять предложения словосочетаниями. Сравнивать слова по значению и форме (звуко-буквенный и формально- грамматической).

Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звуко-буквенную и формально-грамматическую форму), но и план содержания (значение слова), с помощью моделей слова.

44


Контрольный диктант по теме «Трусиха».

1

45


Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о предложении и словосочетании.

1

46


Слово и его значение.

Обобщение представлений о лексическом значении слова.

1

47


Знакомство с различными видами лингвистических словарей.

1

48


Звуко-буквенная форма слова и его лексическое значение.

1

49-50


Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

2

Пользоваться лингвистическими словарями разных типов.объяснять их устройство и назначение.


Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

51


Многозначные слова.

1

52


Прямое и переносное значение слова.

1

53


Проверь себя.


1

Раздел: «Состав слова. Однокоренные слова» (23 ч.)



54


Состав слова. Разбор слов по составу.

1

Определять значение, которое привносит каждая морфема.

Находить значимые части слова (корень, приставку, суффикс, окончание), опираясь на их единообразное написание.



Научатся:

разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание.

Получат возможность научиться:

списывать аккуратно и без ошибок текст, писать под диктовку, тексты с изученными орфограммами.






Личностные:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные:

Уметь оценить правильность выполнения действия.

Познавательные:

Определять значение, которое приносить в слово каждая морфема.

Находить значимые части слова, объяснять их написание с точки зрения орфографии.

Коммуникативные:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

55-56


Образование новых слов с помощью приставок.

2

57


Разделительный твёрдый знак.

1

Объяснять написание слов с точки зрения орфографии.


Списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами

( безударные падежные окончания существительных, безударные падежные окончания имён прилагательных, безударные личные окончания глаголов).

58


Разделительный мягкий знак.

1

59


Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1

60


Контрольный диктант по теме «Кукушка»

1

61


Образование новых слов с помощью суффиксов.

1

Орфограммы корня.

Значимые части слова, единообразное их написание.

Значение, которое привносит в слово каждая морфема.

Разбор слов по составу.

Правописание суффиксов –ек, -ик.

Сложные слова.

Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.

62


Правописание суффиксов –ик-,

-ек_

1

63


Однокоренные слова.

1

64-66


Правописание гласных и согласных в корне слова.

3

67


Удвоенные согласные в корне слова.

1

68


Р.р. Обучающее изложение «Горькая вода»

1

69


Анализ изложения. Правописание слов с орфограммами корня.

1

70


Однокоренные слова и формы слова.

1

71


Правописание соединительных гласных в сложных словах.

1

72


Р.р Обучающее сочинение на тему «Первый снег».

1

73


Повторение изученных орфограмм.

1

74


Проверь себя. Систематизация знаний о составе слова.

1

75


Контрольный диктант «Беда».

1

76


Анализ контрольного диктанта. Повторение основных орфограмм корня.

1

Раздел: «Слово как часть речи» (78 ч.)



77


Различие и общность частей речи.

1

Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении.


Сравнивать лексическое и грамматическое значения слова, понимая более отвлечённый, обобщающий характер значения грамматического.

Научатся:

Определять критерии выделения частей речи; грамматическое значение частей речи; постоянные и изменяемые признаки имён существительных;

варианты падежных окончаний имён существительных;

роль имён существительных в речи и в составе предложений.

Определять

склонения имён прилагательных.

Способы их проверки

безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения;

безударных падежных окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе.

Определять местоимения 1, 2, и 3-го лица единственного и множественного числа.

Правило правописания личных местоимений с предлогами.


Находить начальную форму глагола.

Личные окончания глаголов I и II спряжений.

Способы определения спряжения глаголов.

Глаголы – исключения.

Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные.

Служебные части речи.


Получат возможность научиться:

грамотно писать:

безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения;

безударные падежные окончания имён

прилагательных в единственном и во множественном числе.

Использовать в речи несклоняемые существительные.

Определять безударные окончания имен прилагательных.

Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов.

Определять число, лицо и падеж личных местоимений.

Находить наречие, ставить к ним вопросы, определять значение.

Выполнять разбор имени существительного как части речи, имени прилагательного, глагола.

Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола.

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Определять написание –

тсяи–тьсяс помощью вопроса к глаголу.

Образовывать наречия от имён прилагательных.

Писать служебные части речи с другими частями речи.




Личностные:

Позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни человека.Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные:

Сохранять в памяти поставленную задачу.

Оценивать свои успехи в учебной деятельности.

Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их.

Познавательные:

Различать слова разных частей речи на основе общности их значений, грамматических признаков и роли в предложении.

Доказывать принадлежность слова к определённой части речи.

Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова.

Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям.

Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным.

Находить имена существительные, определять их особенности.

Анализировать имя существительное, имя прилагательное как часть речи

Применять алгоритм при: определения падежа, безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения;безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе; при определении спряжения глаголов;при написании личных окончаний глаголов I и II спряжений.

Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями.

Отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов.

Сравнивать местоимения с существительными по функции и грамматическим формам.

Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени, называть основные способы определения спряжения глагол, обосновывать написание –тся и ться.

Коммуникативные:

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.





.

78


Грамматические значения частей речи.

1

79


Распределение слов по частям речи.

1

80


Роль частей речи в предложении.

1

81


Проверь себя. Систематизация знаний о частях речи.

1

82


Контрольный диктант за I полугодие.

1

Имя существительное (22 ч.)



83


Повторяем, что знаем. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж.

Применять алгоритм определения падежа имени существительного.

Определять падеж у несклоняемых имён существительных.

Использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения культуры речи.

Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.

Осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных.

Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям.

Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания.

Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальнуюформу, род, склонение, падеж, число.

84


Число и род имён существительны.

1

85


Алгоритм определения падежа имён существительных.

1

86


Упражнения в распознавании падежа имён существительных.

1

87


Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

1

88-89


Три склонения имён существительных (общее представление)

2

90-92


Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

3

93-95


Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

3

96-97


Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.

2

98-99


Падежные окончания имён существительных в единственном числе.

2

100-102


Склонение имён существительных во множественном числе.

3

103


Контрольный диктант «Лес» по теме «Имя существительное»

1


104


Анализ контрольного диктанта.


1

Имя прилагательное (13 ч.)



105


Повторяем, что знаем.

Контрольный словарный диктант.

1

Использовать при письме алгоритм определения безударных окончаний имён прилагательных.


Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов.


Анализировать имя прилагательное как часть речи, определять начальную форму, число, род

( в единственном числе), падеж.


Сохранять в памяти поставленную задачу, использовать приёмы запоминания.

106-107


Безударные окончания имён прилагательных.

2

108-110


Склонение имён прилагательных.

3

111-113


Склонение имён прилагательных во множественном числе.

3

114


Разбор имени прилагательного как части речи.

1

115


Проверь себя.

1

116


Контрольный диктант «Зимний день» по теме «Имя прилагательное».

1

117


Анализ контрольного диктанта.

1

Местоимение (7 ч.)


Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам.


Определять лицо, число и падеж личных местоимений.


Склонять личные местоимения в единственном и во множественном числе.

118


Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи.

1

119


Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица.

1

120


Склонение личных местоимений 3-го.

1

121


Изменение личных местоимений по падежам.

1

122


Проверь себя.

1

123


Контрольный диктант «Лесной голосок» по теме «Местоимение».

1

124


Анализ контрольного диктанта.

1


Глагол (20 ч.)



125


Глагол «Повторяем, что знаем»


1

Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении.

126


Прошедшее время глагола.

1

Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени.

127-128


Неопределённая форма глагола.

2

Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид.

129


Спряжение глаголов в настоящем времени.

1

Называть основные способы определения спряжения глаголов.

130


Спряжение глаголов в будущем времени.

1

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения глаголов.

131


2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени.

1

Обосновывать написание мягкого знака на конце глаголов 2-го лица единственного числа

132


I иII спряжение глаголов.

1

Применять алгоритм определения спряжения глаголов.

Называть основные способы определения спряжения глаголов. Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями.

133-134


Способы определения спряжения глаголов.

2


135-136


Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

2

Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

137-138


Правописание глаголов на –тся и –ться.

2

Обосновывать написание – тся и –тьсявглаголах,поставив вопрос к глаголу.Составлять предложения с орфограммами на – тся и – ться.

139


Глаголы-исключения.

1

Применять различные мнемонические приёмы для запоминания глаголов-исключений. Отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов.

140


Написание безударных окончаний глаголов.

1

Различать способы определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями.

141


Разбор глагола как части речи.

1

Разбирать глагол как часть речи. Определять начальную (неопределённую) форму, спряжение, время. Лицо в настоящем и будущем времени; число, род в прошедшем времени.

142


Проверь себя.

1

143


Контрольный диктант «Весеннее утро» по теме «Глагол»

1

144


Анализ контрольного диктанта.

1

Имя числительное (3 ч.)


145


Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи.

1

Объяснять различия функций имён числительных разных разрядов

146


Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функции.

1

147


Употребление числительных в речи.

1

Наречие (5 ч.)


148


Наречие. Вопросы к наречиям.

1

Находить наречия, ставить к ним вопросы и определять значение, грамматические особенности (неизменяемость).Распространять предложения наречиями.

149


Неизменяемость наречий.

1

150


Роль наречий в речи.

1

151


Контрольный диктант «Предсказатели погоды»

по темам «Имя числительное», «Наречие»

1

152


Анализ контрольного диктанта.

1

Служебные части речи(2 ч.)


153-154


Предлоги. Союзы. Общее представление, значение и роль в предложении.

2

Объяснять различие предлогов, частиц и союзов (элементарные примеры), писать их с разными частями речи.

Раздел: «Повторение (16 ч.)



155-156


Повторение. Слово.

Контрольное списывание текста «Весенняя гроза»

2

Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их.

Научатся:

применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий;

применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта


Получат возможность научиться:

видеть в словах изученные орфограммы;

использовать в

устной и письменной речи глаголы;

составлять устный рассказ на тему «Что нового я узнал в этом учебном году»

Личностные:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные:

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;


157-159


Повторение. Части речи.

Контрольный словарный диктант.

3

Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной письменной форме.

160


Р.р. Подробное изложение «Рябинка»

1

Уметь правильно и подробно передавать содержание текста.

Уметь применять полученные знания при составлении письменного пересказа.

161


Повторение. Контрольное списывание.

1

162-164


Повторение. Правила правописания.

3

Построение логической цепи рассуждений, доказательство; выполнение заданий по аналогии.

165


Итоговая контрольная работа за год.

1

166


Анализ контрольной работы.

1

167


Итоговый тест за 4 класс.

1

Контроль и оценивание собственных учебных действий.

168


Повторение. Правила правописания.

1

Построение логической цепи рассуждений, доказательство; выполнение заданий по аналогии.

169


Олимпиадная работа.

1

170


Обобщающий урок. Игра «По галактике частей речи»

1

Применять знания в нестандартных условиях. Уметь выполнять задания творческого и поискового характера.






VIII. Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение учебного предмета

Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК «Перспектива» по русскому языку издательства «Просвещение». Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:


  1. Уроки русского языка. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение» - М.: Просвещение, 2014 г.

  2. Поурочные разработки по русскому языку. (В помощь школьному учителю). 4 класс. / Н.Ю.Васильева, И.Ф. Яценко – М.: ВАКО, 2014.

  3. «Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.с прил. на электрон.носителе. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. акад. наук., Рос.акад. образования, изд-во «Просвещение». 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014г.

  4. «Русский язык. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. акад. наук., Рос.акад. образования, изд-во «Просвещение». 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.

  1. Использование мобильного класса (27 компьютеров) в рамках реализации проекта «1 ученик:1 компьютер».

Список литературы в учебно-методическом обеспечении

по федеральному государственному образовательному стандарту

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

  3. Сборник рабочих программ «Перспектива» 1-4 классы – М: Просвещение, 2011.

  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  5. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

Интернет-ресурсы.

1. Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

3. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). – Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

4. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru

5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

6. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа: http://www.gramota.ru

7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed

8. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok


Наглядные пособия.

1. Таблицы по основным темам курса «Русский язык. 4 класс».

2. Схемы по основным темам курса «Русский язык. 4 класс».


Информационно-коммуникативные средства.

1. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, 4 класс. (СD)

2. Веселая азбука Кирилла и Мефодия (CD).

3. БДЭЭ: Детский энциклопедический словарь (CD).

4. Тренажёр по русскому языку(CD).

5. Развитие речи 1 – 4 классы. Тесты (CD).

6. Русский язык. Электронные рабочие тетради(СD).

7. КИМ.Начальная школа. Русский язык. 4 класс(CD).


Технические средства обучения.

Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника:

№ п/п

Наименование техники

Количество

1.

Рабочий стол учителя

1

2.

Принтер

1

3.

Мультимедийный проектор

1

4.

Интерактивная доска

1

5.

Колонки

1

6.

Мобильный класс (Нетбуки)

27

7.

Гарнитура

1

8.

Веб - камера

1

9.

Фотоаппарат

1



























8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс УМК ПЕРСПЕКТИВА

Автор: Вакуленко Лариса Викторовна

Дата: 22.09.2014

Номер свидетельства: 114241

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Рабочие программы для 1 класса УМК "Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochiie-proghrammy-dlia-1-klassa-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102814"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402553823"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку 1 класс УМК "Перспектива""
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_obucheniiu_gramote_i_russkomu_iazyku_1_klass_umk_perspekt"
    ["file_id"] => string(6) "605510"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1650689285"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-pierspiektiva-1"
    ["file_id"] => string(6) "132445"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416335420"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Рабочая программа по русскому языку 5 класс 210 часов к учебнику Т.А.Ладыженской "
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-5-klass-210-chasov-k-uchiebniku-t-a-ladyzhienskoi"
    ["file_id"] => string(6) "130159"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415825598"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа по русскому языку (4 класс) УМК "Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-pierspiektiva-2"
    ["file_id"] => string(6) "135434"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416922482"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства