Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ авторов Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская (Образовательная система «Школа 2100»)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по риторике 2 класс »
8
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ авторов Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская (Образовательная система «Школа 2100») 2012г.,
Актуальность выбора курса «Риторика» определена следующими факторами:
• на основе диагностических показателей учащиеся слабо владеют коммуникативными умениями;
• обеспечение преемственности, так как по учебному плану данный предмет изучается со второго класса.
Цель: закладка основ формирования такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением.
Задачи:
• формировать универсальные действия на межпредметном уровне;
• развивать индивидуальные способности детей;
• развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.
Отличительными особенностями программы являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, обучающимися.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы кружка, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г.
6. В основе организации работы с детьми положен системно-деятельностный подход.
7. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Общая характеристика учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правила.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики с 1-го по 4-й класс – 1 час в неделю, 35 часов для 2 класса, общий объём учебного времени составляет 136 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:
осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
анализировать тактичность речевого поведения в семье;
объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:
формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
отличать подробный пересказ от краткого;
знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
определять тему, основную мысль несложного текста;
определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
В результате изучения курса «Риторика» учащиеся должны:
Знать/понимать:
• наизусть 10–12 стихотворений разных авторов;
• имена 4–5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4–5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;
• особенности устного народного творчества;
• особенности характеров героев в народной и авторской сказке;
• особенности былинного повествования, основных героях русских былин;
• особенности жанра басни.
Уметь:
• анализировать и оценивать общение, а именно:
- корректность речевого поведения (речи) в различных ситуациях;
- уместность использования несловесных (невербальных) средств общения - жестов, мимики, темпа, громкости в устных высказываниях,
предусмотренных программой;
• общаться – как минимум в пределах, обозначенных в программе (при решении риторических задач, разыгрывании этикетных диалогов, сочинении считалок, сказочных историй), в частности:
- умение ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его (на элементарном уровне);
- умение уместно использовать словесные и несловесные средства общения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• уместность использования несловесных средств общения – жестов, мимики, интонации;
• умение ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его;
• соблюдение речевого этикета.
Оценка достижения планируемых результатов
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами Воспитательные результаты внеурочной деятель¬ности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьни¬ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой¬стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор¬мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значе¬ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со-циальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значе¬ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре¬де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са¬мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру¬гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель¬но положительно к нему настроены, юный человек действи¬тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко¬торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
В первый год обучения возможно достижение результатов 1 уровня и частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
• Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
• Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
• Итоговый контроль в формах
-публичные выступления ребёнка;
-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
-иллюстрирование, выразительное чтение;
-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
-решение риторических задач;
-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)
• Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
№
урока
в теме
Тема раздела,урока
Виды
Деятельности
учащихся
Универсальные
учебные
действия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18-
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33-34
35
1
1
2
3
1
2
3
4
1
2
3
4
5
1
2
1
2
1-2
3
1
2
3
1
2
1
1
2
3
1
2
1
2
1
ОБЩЕНИЕ(17ч)
Проверь себя.
ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА
Наука риторика.
Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания)
Говорит–пишет.
Твои речевые роли.
КАК МЫ ГОВОРИМ
Темп. Громкость.
То же слово, да не так бы молвить (тон речи).
Настроение, чувства и тон говорящего.
Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.
.
УЧУСЬ СЛУШАТЬ
Мы слушаем – нас слушают.
Сигнал принят, слушаю!
Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное.
Слушаем, как говорят.
Слушаем на уроке, слушаем целый день!
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА
Вежливая просьба.
Скрытая просьба.
УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ
О чём нам говорит шрифт.
Рисунки, иллюстрации,
таблицы, схемы…
ТЕКСТ(18ч)
ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
Тема, основная мысль, заголовок.
Опорные слова.
ПЕРЕСКАЗ
Подробный пересказ.
Краткий пересказ.
План.
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ
Согласие или отказ.
Отказывай, не обижая.
Ответы на отказ
ТИПЫ ТЕКСТОВ
Типы текстов
РАССУЖДЕНИЕ
Рассуждение.
Примеры в рассуждении.
Ссылка на правило, закон.
Точные и неточные объяснения
ОПИСАНИЕ
Описание, признаки предмета.
Описание в объявлении,
загадки-описания, сочинизагадку.
НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ
Было или придумано,
части рассказа.
Хочу вам рассказать
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ
Чему мы научились на
уроках риторики?
Приводить примеры важности общения в жизни людей (Н).
формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
отличать подробный пересказ от краткого;
знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения)
Методические пособия для учителя.
К
П
Д
Печатныепособия
Иллюстративные материалы ( альбомы, комплекты открыток и др.)
Ф
Компьютерные и информационно — коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
Ф
Техническиесредстваобучения
Персональный компьютер.
Д
Экранно-звуковыепособия
Видеофильмы по предмету
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения
Д
Д
Игрыиигрушки
Наборы карандашей, красок, альбомы для рисования.
К
Оборудованиекласса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Ф
Д
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).
Список литературы
Учебная литература для учителя
№
Автор, год издания
Название пособий
Вид пособия
1
Т.А Ладыженская М.:Баласс 2012 г
“Детская риторика. В рассказах и рисунках”
Учебник для 2 класса
2
Т.А. Ладыженская М.:Баласс 2012 г
“Уроки риторики в школе»
Книга для учителя
3.
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 416 с.
Сборник программ
4.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
Пособие для учителя
5.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
Пособие для учителя
Учебная литература для учащихся
№
Автор, год издания
Название пособий
Вид пособия
1
Т.А Ладыженская М.:Баласс 2009 г
“Детская риторика. В рассказах и рисунках”
Учебник для 2класса
Литература, использованная при подготовке программы:
1. Детская риторика в рассказах и рисунках: 4 класс. Методические рекомендации / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Баласс, С-инфо, 2012 г.
2. Закон РФ «Об образовании от 10 июля 1992 г. (в новой редакции).
3. Приказ МО РФ «Об утверждении федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 г. № 1312 //Дик Н.Ф. Новая книга руководителя образовательного учреждения /Н.Ф. Дик. 4-е изд., доп. и перераб. Ростов-на Дону: Феникс, 2006. - 512 с.
Интернет-ресурсы:
Образовательная система «Школа 2100» http://www.school2100.ru/