Программа по письму и развитию речи 4 класса коррекционной школы VIII вида.
Программа по письму и развитию речи 4 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая учебная программа (далее программа) по письму и развитию речи для учащихся 4 класса составлена на основе 1 варианта базисного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утверждённого приказом МОРФ от 10.04.2010г. №29/ 2065 - п. и разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительные классы, 1-4 классы, ( М.: Просвещение. – 2010г , под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по письму и развитию речи 4 класса коррекционной школы VIII вида. »
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа (далее программа) по письму и развитию речи для учащихся 4 класса составлена на основе 1 варианта базисного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утверждённого приказом МОРФ от 10.04.2010г. №29/ 2065 - п. и разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительные классы, 1-4 классы, ( М.: Просвещение. – 2010г , под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации).
Изучение письма и развития речи в 4 классе направлено на достижение следующей цели:
Создать условия для овладения системой знаний и умений по письму и развитию речи, необходимых для применения в практической деятельности.
Задачи:
- отрабатывать навыки письма простого распространённого предложения;
- формировать умение устанавливать связи между словами по вопросам;
- формировать навык анализа слов по звуковому составу;
-дать понятие о родственных словах;
-отрабатывать навыки различия слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета;
-формирование умения выделять главные и второстепенные члены предложения;
-совершенствование техники письма
-развитие устной связной речи.
Данная программа по письму и развитию речи основного гуманитарного содержания задает перечень тем, которые подлежат обязательному изучению в 4 классе
1. Повторение.
2. Звуки и буквы.
3. Слово.
4. Предложение.
5. Связная письменная речь
6. Письмо и чистописание.
7. Устная речь.
Данная программа ориентирована на учебник 4 класса К.Аксёновой, Н.Г.Галунчикова «Русский язык» для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ под редакцией Москва «Просвещение», 2009г., рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
В программе по письму и развитию речи для 4 класса даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки достаточно осмысленного отношения к элементам языка, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, воспитания интереса к родному языку.
Работа по развитию устной и письменной речи, графические навыки из раздела «Письмо и чистописание» и правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника, включаются на каждый урок в течение всего учебного года.
Для реализации национально-регионального компонента (далее н.р.к.) в разделы «Связная письменная речь» и «Устная речь» входят темы, содержание которых включает материалы о родном крае, о родной природе: составление предложений по вопросам, по картине, на заданную тему, составление предложений из слов данных в начальной форме.
Данная программа рассчитана на 5 часов в неделю в соответствии с базисным планом, согласно учебно-календарного графика
5ч.Х 34 =170 ч.
Количество часов в рабочей программе могут корректироваться и изменяться по субъективным и объективным причинам (актированные дни и карантин).
Результаты обучения представлены в основных требованиях к уровню подготовки, требования структурированы по уровням обученности по В.В.Воронковой, которые должны достигать все учащиеся, окончившие 4 класс.
Содержание
Повторение – 12 ч.
Практическое построение простого предложения. Составление предложений, с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Основная цель:
- отрабатывать навыки письма простого предложения;
- формировать умение устанавливать связи между словами по вопросам.
Требования к результатам обучения и освоению содержание курса
Уметь:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам;
- ставить знаки препинания в конце предложения;
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
употребления в речи простых распространённых предложений.
Звуки и буквы – 62 ч.
Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.
Ударение. Различие ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путём изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
Основная цель:
-формировать навык анализа слов по звуковому составу.
Требования к результатам обучения и освоению содержание курса
Уметь:
-анализировать слова по звуковому составу;
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
правильного написания слов с изученными орфограммами
Слово – 47 ч.
Различие основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
Имена собственные. Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написании в корне: умение пользоваться словарём, данным в учебнике.
Требования к результатам обучения и освоению содержание курса
Уметь:
-уметь различать данную категорию слов;
-уметь писать имена собственные
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
правильного написания слов с изученными орфограммами.
Предложение – 49 ч.
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Основная цель:
- формирование умения выделять главные и второстепенные члены предложения;
- отрабатывать написания предложений под диктовку;
Требования к результатам обучения и освоению содержание курса
Уметь:
-списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
-писать под диктовку предложения и тексты (30-35).
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
написания предложений под диктовку
Связная письменная речь (н.р.к.)
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
Изложение под руководством учителя небольшого текста (20 – 30 слов) по данным учителем вопросам.
Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.
Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
Основная цель:
-формирование умения грамматически правильно излагать небольшой текст под руководством учителя.
Требования к результатам обучения и освоению содержание курса
Уметь:
-составлять и записывать небольшой текст по серии картинок;
- составлять текст (20-30 слов) по данным учителем вопросам.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
составления и написания небольших текстов с помощью вопросов.
Письмо и чистописание
Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.
Чёткое и графически правильное написание строчных букв (по необходимости) и прописных букв:
1-я группа – И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа - О, С, З, Х, Е, Ж, Э, Я;
3-я группа - У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа - Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.
Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.
Основная цель:
Совершенствование техники письма
Требования к результатам обучения и освоению содержание курса
Уметь:
-правильно списывать с рукописного и печатного текста с постепенным ускорением темпа письма;
-списывать предложения и связные тексты со вставкой в них пропущенных букв или слов.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
выработки навыка правильного и аккуратного письма.
Устная речь (н.р.к.)
Правильное составление простых распространённых предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя).
Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.
Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.
Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.
Повторение пройденного.
Основная цель:
-развитие устной связной речи.
Требования к результатам обучения и освоению содержание курса
Карточки со словарными словами, картинки с изображением рек. Гор, морей.
93,
94.
Контрольный диктант по теме «Имена собственные».
Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Имена собственные».
2ч.
Урок обобщения и систематизации знаний, урок самостоятельной работы.
95,
96.
Предлоги до, без, под, над, около, перед.
2ч
Комбинированный урок, урок формирования, совершенствования умений и навыков
лестница
Лента с предлогами, карточки со словами.
97,
98,
99.
Раздельное написание предлогов с другими словами.
3ч.
Комбинированный урок, урок формирования, совершенствования умений и навыков
минута
Лента с предлогами, карточки со словами.
100,
101.
Разделительный твёрдый знак.
2ч.
Комбинированный урок, урок формирования, совершенствования умений и навыков
Карточки со словами с разделительным ъ.
102,
103.
Промежуточная аттестация. Диктант.
Работа над ошибками.
2ч.
Урок обобщения и систематизации знаний, урок самостоятельной работы.
104.
105,
106,
107.
Родственные слова.
Общая часть родственных слов (корень).
4ч.
изучение нового материала,
комбинированный урок,
урок – игра.
Иллюстрация учебника
Карточки со словами, иллюстрации учебника.
108,
109,
110,
111,
112.
Общая часть родственных слов (корень).
5ч.
Комбинированный урок,
урок формирования, совершенствования умений и навыков,
урок – соревнование.
Карточки со словами, иллюстрации учебника.
113,
114,
115,
116.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне слова: умение пользоваться словарём.
4ч.
Комбинированный урок, урок.
автомобиль
метро
трамвай
Карточки со словарными словами, словарь.
117,
118,
119.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне слова: умение пользоваться словарём.
3ч.
Урок формирования, совершенствования умений и навыков, урок – соревнование.
спасибо
трактор
Карточки со словарными словами, словарь.
120,
121.
Контрольный диктант на ему «Слово».
Работа над ошибками контрольного диктанта на тему «Слово».
2ч.
Урок обобщения и систематизации знаний, урок самостоятельной работы.
Предложение
49ч.
122,
123,
124.
Членение речи на предложения.
3ч.
изучение нового материала,
комбинированный,
урок - игра.
цыплёнок
малина
ягода
Карточки со словарными словами
125,
126,
127.
Выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится.
3ч.
изучение нового материала,
комбинированный урок, урок.
вагон
вокзал
Карточки со словарными словами, иллюстрации учебника.
128,
129,
130.
Упражнения в составлении предложений.
Св. р Составление предложений на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку.(н.р.к.)
3ч.
Комбинированный урок,
урок – соревнование.
русский
Карточки со словарными словами,
Схемы предложений.
131,
132,
133.
Св. р. Распространение предложений. .(н.р.к.)
3ч.
Комбинированный урок, урок.
мешок
Сюжетные картинки.
134,
135,
136.
Св. р Установление связи между словами в предложениях по вопросам. .(н.р.к.)
3ч.
Комбинированный урок, урок.
Карточки с вопросами.
137,
138,
139,
140.
Знаки препинания в конце предложения.
4ч.
Комбинированный урок,
урок – игра.
лягушка
ящерица
Карточки со словарными словами, иллюстрации учебника.
141,
142,
143.
Знаки препинания в конце предложения.
3ч.
урок обобщения и систематизации знаний, урок – соревнование.
полотенце
Карточки со словарными словами, иллюстрации учебника.
144,
145,
146,
147,
148.
Главные члены предложения.
5ч
Комбинированный урок, урок.
театр
Иллюстрации учебника, схемы предложений.
149,
150,
151.
Второстепенные члены предложения.
3ч.
изучение нового материала,
комбинированный урок,
урок – игра.
костюм
Схемы предложений,
иллюстрации учебника.
152,
153.
Контрольный диктант по теме «Предложение».
Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Предложение».
2ч.
Урок обобщения и систематизации знаний, урок самостоятельной работы.
154,
155.
Итоговая аттестация. Диктант.
Работа над ошибками.
2ч.
Урок обобщения и систематизации знаний, урок самостоятельной работы
Карточки со словарными словами, иллюстрации учебника.
156,
157,
158,
159,
160,
161,
162,
163,
164,
165.
166,
167,
168,
169,
170.
Повторение пройденного.
15ч.
урок формирования, совершенствования умений и навыков, урок – игра.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В..Воронковой, допущенной Министерством образования и науки, Москва, «Просвещение», 2010г.
А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова «Русский язык» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2009г.
Л.А.Жидкова, Л.М. Каменецкая, З.Н. Пономарёва «Сборник диктантов для вспомогательной школы».
Е.А. Литвинова. Сборник текстовых заданий для тематического и итогового контроля «Русский язык».
Автор – составитель Л.В. Зубарева «Коррекция письма на уроках» (практические и тренировочные задания и упражнения).