-УМК «Речь» Соколовой Т.Н., 2014г.
Общая характеристика предмета «Культура речи».
Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.
Один из вариантов программы курса «Речь», направленного на решение данной проблемы, составлен преподавателями Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского Л.Л. Мали, О.С. Арямовой и др. и рекомендован Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации для учителей начальных классов.
Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи детей; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Межпредметные связи.
Содержание курса «культура речи» позволяет осуществлять связь с другими предметами: русский язык, литературное чтение, математика, изобразительное искусство, окружающий мир.
Количество часов в год – 34.
№ п/п | Название темы. | Требования к знаниям и умениям | Дидактические единицы |
-
| Речь. | Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи. | Устная и письменная речь. Выразительная речь. Предложение, текст, слово – единицы речи. Скороговорки, |
-
| Слово. | Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. | Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы, омоформы, омофоны. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение, загадки, пословицы, фразеологизмы. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим |
-
| Предложение и словосочетание. | Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употребленные слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.. | Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. |
-
| Текст. | Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Умение определять основную мысль текста. Умение составлять планы различных видов. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. | Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Тема и ос- новная мысль текста. План текста. Виды планов. Связь между предложениями в тексте. Сочинение загадок. |
-
| Культура общения. | Умение использовать вежливые слова с учетом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой. | Волшебные слова: приветствия, прощания, извинения и т.д. |
Внимательно и сосредоточенно слушать учителя;
Работать со словарями;
Распределять и переключать свое внимание;
Полно и точно воспроизводить изученный материал;
Регулировать громкость и высоту голоса;
Использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера;
Устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;
Редактировать простое предложение;
Интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов;
Редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики, восстанавливать деформированный текст;
Определять основную мысль текста;
Устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов;
Использовать вежливые слова с учетом речевой ситуации.
Четко и последовательно излагать свои мысли;
Выделять признаки предметов;
Сравнивать предметы, находить черты сходства и отличия;
Находить лишний предмет в группе однородных предметов;
Давать название группе однородных предметов;
Давать несложные определения понятиям;
Владеть навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
Контроль осуществляется во время самостоятельных, творческих заданий, через тесты
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради в 2 частях. 2 класс – М.: Росткнига, 2014
№ п/п | Тема занятия | Цели | Дата |
-
| Слово. Значение слова. | Продолжить работу над понятием «слово». Развивать внимание, память. | |
-
| Многозначные слова. | Продолжить работу над понятием «многозначное» слово. Развивать память, внимание. | |
-
| Омонимы. | Продолжить формирование понятия «омонимы». Развивать память, внимание. | |
-
| Омонимы, омоформы. | Познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес к языку, внимание, память. | |
-
| Синонимы. | Продолжить формирование понятия «синонимы». Развивать внимательное отношение к языку. Развивать память, логическое мышление. | |
-
| Антонимы. | Продолжить формирование понятия «антонимы». Развивать внимательное отношение к языку и памяти. | |
-
| Фразеологизмы. | Познакомить с понятием «фразеологизмы». Развивать память, внимание. | |
-
| Фразеологизмы. | Продолжить работу по знакомству детей с фразеологизмами. Развивать память, логическое мышление. | |
-
| Фразеологизмы. | Продолжить знакомство детей с фразеологизмами. Развивать интерес к языку, наблюдательность, память, логическое мышление. | |
-
| Пословицы. | Продолжить знакомство с пословицами. Развивать внимание, логическое мышление. | |
-
| Загадки. | Продолжить знакомство с загадками, их художественными особенностями. Развивать воображение, логическое мышление. | |
-
| Изобразительные средства языка. Сравнение. | Учить выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения описательного характера с использованием сравнений. Развивать внимание, воображение. | |
-
| Изобразительные средства языка. Олицетворение. | Познакомить детей с новым изобразительным средством языка – олицетворение. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление. | |
-
| Текст. Тема текста. Заглавие. | Продолжить работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать его. Развивать память, внимание. | |
-
| Текст. Опорные слова. | Упражнение в выделении из текста опорных слов и составлении рассказа по опорным словам. Развивать внимание, логическое мышление. | |
-
| Проверочная работа «По семенам и всходы». | Проверить знания детей изученного материала. | |
-
| Опорные слова. | Упражнение в составлении текста по опорным словам. Развитие памяти, логического мышления. | |
-
| Текст. План текста. | Продолжить работу над выработкой умения составлять план. Развивать внимание, логическое мышление. | |
-
| Виды плана. | Познакомить детей с разными видами плана. Развивать воображение, память. | |
-
| Виды планов. | Продолжить работу над составлением картинного и цитатного планов. Развивать логическое мышление, воображение. | |
-
| Связь между предложениями в тексте. | Работа над деформированным текстом. Развивать внимание и логическое мышление. | |
-
| Связь между частями текста. | Наблюдать за связью между частями текста. Развивать внимание, логическое мышление. | |
-
| Работа с деформированным текстом. | Проверить умение детей устанавливать связь между предложениями и восстанавливать деформированный текст. Развивать внимание. | |
-
| Редактирование текста. | Проверить навыки построения связного текста, умение употреблять образные выражения. Развивать воображение, память. | |
-
| Типы. Текста. Описание. | Познакомить с текстом- описанием. Развивать воображение, внимание. | |
-
| Типы. Текста. Описание. | Продолжить работу над текстом- описанием. Развивать внимание, наблюдательность, память. | |
-
| Текст – сравнительное описание. | Познакомить с текстом - сравнительным описанием нескольких предметов. Развивать воображение, логическое мышление. | |
-
| Типы текста. Повествование. | Познакомить с текстом- повествованием. Развивать воображением. | |
-
| Типы текста. Рассуждение. | Познакомить с текстом - рассуждением. Развивать логическое мышление. | |
-
| Типы текста. Рассуждение. | Продолжить работу над текстом – рассуждением. Развивать логическое мышление. | |
-
| Сочинение на тему «Мой выходной день». | Обучение письменному сочинению. | |
-
| Редактирование текста. | Исправление ошибок, допущенных в сочинениях. | |
33-34 | Культура общения. Слова приветствия, прощания, извинения.. | Формировать умения использовать вежливые слова с учетом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой. Развивать память, внимание, логическое мышление. | |
1 Работа над техникой и выразительностью речи ведется в течение учебного года.